?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Не думаю, что это будет интересно всем, но все-таки уже больше одного человека просили меня кратко написать здесь об этом моем курсе для магистратуры, поэтому - почему бы нет, напишу. Как минимум первую обзорную лекцию перенесу сюда и посмотрю, будет ли интересно дальше.

Современный ученый гипотетически обладает множеством полезных инструментов, которые ускоряют, упрощают и повышают эффективность и точность научных исследований разными способами. К сожалению, многие ученые, даже заслуженные и серьезные, всем спектром этих инструментов не владеют. Я не говорю тут о тех исследователях старой школы, которые с карандашом в руке могут на коленке доказать сложнейшую теорему, но не в состоянии набрать два абзаца текста на компьютере или найти новую статью в своей области в онлайн-библиотеке. Я говорю о тех их учениках, кто вроде бы с юности знаком с офисными программами, интернетом и всеми полезными источниками информации, которые он предоставляет, но при этом игнорирует возможность автоматизации, например, коллективного исследования, проверки рассуждений, эксперимента и обработки его результатов, принятия решений и многих других важных составляющих работы ученого. Тех самых составляющих, которые без возможности автоматизации либо игнорируются, так как слишком сложны в организации или реализации, либо производятся с ошибками, так как ученые - тоже люди, а люди склонны хотя бы изредка делать ошибки. Тех самых составляющих, которые, будучи делегированы компьютеру, позволяют повысить достоверность результатов и серьезно упростить работу ученого.

Познание – творческая деятельность субъекта, направленная на получение достоверных и объективных знаний о мире (в том числе с целью прогнозирования). Познание - одна из основных потребностей человека. Отсутствие потребности познания свидетельствует о серьезных нарушениях психики, о болезни, требующей вмешательства врача.
Познание начинается с рождения и продолжается всю жизнь. Оно состоит из следующих этапов: получение ощущения, восприятие, формирование представления, синтез понятия, затем суждения (как системы связанных понятий), затем - умозаключения (как системы связанных суждений), а затем - теории (как системы умозаключений). Этапы вытекают один из другого, опираются на результаты предыдущих этапов.

Научное познание, в отличие от бытового, обладает системностью, обоснованностью, возможностью эмпирической проверки, а также методологической рефлексией. Последнее означает, что субъект познания осмысляет совокупность используемых методов и средств с точки зрения их адекватности целям деятельности, объекту и результату. Например, использовать карандаш и бумагу (средства позапрошлого века) там, где с помощью современных средств результат получится быстрее и, главное, точнее - неадекватно.
Таким образом, наука - область человеческой деятельности, направленная на выработку и систематизацию достоверных объективных знаний о действительности, а задача данной дисциплины - научить будущего ученого максимально автоматизировать все составляющие процессы научного познания. Для этого будут рассмотрены следующие современные компьютерные технологии:

1. Облачные технологии и распределенные информационные системы, обеспечивающие возможность эффективной удаленной совместной работы территориально распределенных коллективов ученых.
2. Планирование и выполнение вычислительного (компьютерного) эксперимента, в том числе с помощью имитационного моделирования, с целью сокращения рисков, повышения скорости и снижения стоимости получения экспериментальной информации.
3. Компьютерная алгебра, в том числе символьные преобразования, позволяющие проверять готовые и получать с нуля теоретические выкладки, в том числе доказательства вывода новых формул.
4. Автоматическое доказательство (или опровержение) рассуждений на естественном языке, в том числе теорем.
5. Когнитивная графика и виртуальная реальность, осуществляющие воздействие на творческую компоненту, стимулирование интеллекта и интуиции и помогающие искать новые закономерности.
6. Анализ данных (Data Mining) - обработка больших массивов разрешенных данных, предсказание неизвестных фактов, вывод новых закономерностей, создание и пополнение баз знаний экспертных систем.
7. Системы поддержки принятия решений и системы искусственного интеллекта.
8. Анализ и обработка естественного языка, понимание письменных текстов (Natural Language Programming)
9. Распознавание образов, анализ и обработка статических изображений, аудио и видео.

Не только ученому-теоретику, но и практикующему преподавателю в современном мире следует использовать методы и средства, повышающие эффективность подготовки учебного материала и его передачу обучающимся:
- Системы дистанционного обучения, в том числе коллективные обучающие методы
- Математические методы разработки учебных пособий, содержания дисциплин и учебных планов специальностей (теория графов, анализ текстов и другие)
- Вычислительные эксперименты с учебными ботами
- Методы анализа данных при обработке результатов обучения
- Когнитивная графика, инфографика, мультимедиа и другие средства.

В курсе "Современные компьютерные технологии в науке" частично рассматриваются только компьютерные технологии, для применения которых ученому и преподавателю нужно иметь только лицензионное (или свободно распространяемое) программное обеспечение и некоторый набор знаний для его эффективного использования.
За бортом остались все новые инженерно-технологические решения, упрощающие исследования и преподавание (точные наукоемкие приборы, интерактивные дисплейные классы, 3D-принтеры, нанотехнологии, мощные лазеры и телескопы и т.д.)

Продолжать?
promo mama_gremlina august 10, 18:15 60
Buy for 20 tokens
Вопреки здравому смыслу и правилам начну с оглавления. А потом по мере сил и времени буду подкладывать тексты про города, музеи и переезды под выделенные красным слова. Оглавление пока положу в свой промо-блок, чтобы не потерялось. Итак, сначала общие данные. Мы проехали 9335 километров. По плану…

Comments

( 8 comments — Leave a comment )
kyivan_witch
Mar. 27th, 2016 08:08 pm (UTC)

Продолжать! Очень интересно, спасибо.

mama_gremlina
Mar. 27th, 2016 08:10 pm (UTC)
ОК, тогда следующий раз - про облачные технологии для организации коллективного исследования (первая из содержательных лекций).
Вот только очередной блок основной работы переверну :)
kyivan_witch
Mar. 27th, 2016 08:30 pm (UTC)

Я буду ждать сколько нужно, актуальность от этого не пропадет))

lena_zyuzina
Mar. 28th, 2016 04:20 pm (UTC)
я буду ждать сколько нужно
mama_gremlina
Mar. 28th, 2016 04:22 pm (UTC)
Я уже почти :)
Я завтра сдаю пособие в издательство, в четверг - отсылаю две статьи, и останется - тьфу, ерунда, программы практик магистратуры, два диплома, ОПОП и ещё три статьи.

Так что с начала апреля точно буду регулярно писать умное.
lena_zyuzina
Mar. 28th, 2016 04:24 pm (UTC)
ох, еще б понимать ваше умное
mama_gremlina
Mar. 28th, 2016 04:50 pm (UTC)
Ну пока-то все понятно же? Постараюсь и дальше не наглеть :)
lena_zyuzina
Mar. 28th, 2016 04:54 pm (UTC)
Пишите как Вам нравится, Если непонятно будет я ж спрошу. Распечатаю и почитаю завтра, сейчас ужин пойду готовить
( 8 comments — Leave a comment )

Profile

mama_gremlina
Мама Гремлина, Горыныча и Василисы

Latest Month

February 2018
S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728   

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow