Мама Гремлина, Горыныча и Василисы (mama_gremlina) wrote,
Мама Гремлина, Горыныча и Василисы
mama_gremlina

Categories:

Нужны ли сложные слова ребенку?

В серии книг от семи гномов периода 2-3 лет присутствуют две любопытные книжки:



Снаружи, как обычно, милые обложки с зайчиками и собачками, внутри - яркие картинки, которые так нравится рассматривать малышам (как авторы это делают - без понятия, но с первых месяцев жизни Игорь мог по нескольку минут рассматривать картинки из этих книжек вообще без моих комментариев).

Вот это, например, полицейский. Он регулирует движение. На картинке много деталей, о которых можно с ребенком долго разговаривать, а по периметру - разнообразные профессиональные предметы полицейского:



А вот это - детский врач:



Ещё есть строители, пожарные, парикмахер, повар... А вы ничего странного на картинках не замечаете?

А вот я знаю несколько человек, которые отказались обсуждать с ребенком эти книжки, потому что "ребенку в два года не нужно знать такие слова, как стетоскоп, дорожный конус, шлагбаум и т.д., это слишком сложно для него, он все равно не запомнит"...

Ну ладно, предположим, мы съели стетоскоп, в конце концов, фонетически он не так уж сложен. Давайте-ка я покажу пару картинок из второй книжки, про домашних питомцев. Начинается книжка вполне безобидно, с нескольких картинок животных разных видов - собачка, кошечка, мышка. А дальше начинаются тематические развороты. Например, про кошек:



Как вам идея рассказать ребенку о египетском мау? Азиатской табби? А ведь есть звери и поэкзотичнее, например, земноводные и пресмыкающиеся:



В самом деле, зачем двухлетнему малышу знать такие сложные слова и словосочетания? Неужели составители так верят в обучаемость двухлеток, что думают, что ребенок сможет запомнить их и правильно использовать?
А ведь серия хорошая. Правильная. Книжки разнообразные, и каждая преследует совершенно определенную цель. Значит, и эти тоже. Надо разбираться.

Это, кстати, вообще очень хорошее правило, рекомендую: если я верю книге, человеку, теории, и вдруг читаю/слышу/вижу что-то, кажущееся мне совершенно невозможным, неправильным, идиотским, то... надо остановиться и подумать. Возможно, ошибаюсь я, а не тот, кому я до этого доверяла.

Так вот если хорошо подумать, то можно вспомнить, что рекомендуют, например, старикам делать для профилактики снижения памяти и интеллектуальной реакции. Учить новые слова, например, иностранные. Или профессиональные. Новые слова просто так. По три слова из словаря каждый день. Да, рекомендуют пытаться их запомнить и периодически проверять, но это - старикам, у которых уже есть жизненный опыт и умение раскладывать новое в систематизированные кучки. Но даже если запомнить эти слова надолго не получается, эти действия удивительным образом помогают... подольше не забыть имена детей и внуков.

Узнавая новое слово, мы формируем новую нейронную связь. Чем больше сформировано связей, тем больше способов (маршрутов в их паутине) решения задач получает мозг. Каждое новое слово, которое малыш смог повторить - новая цепочка в нейронных связях. Пусть он помнит это слово только сегодня, пусть завтра уже забыл, но цепочка нейронов (или её часть), сформированная этим ударным усилием, осталась и будет применена двухлеткой для того, чтобы дальше строить свое развитие по естественным законам, но быстрее и эффективнее.
А кошечки табби и стетоскопы - лишь предлог. Понятно, что ребенку интереснее слушать про кошечек и детских врачей, чем тупо учить новые слова

Вот примерно так я думаю как преподаватель и аналитик :)
Биологи, ежели таковые есть в ленте, могут меня поправить, потому что с нейронными связями я знакома не очень глубоко (по школьному учебнику биологии, университетским курсам по нейронным сетям и онлайн-лекциям "Как научиться учиться"). Или подтвердить.

А ещё в книжке про питомцев есть классная вкладка - два разрезных паззла, восемь кусочков, из которых нужно собрать домики для щеночка и птички. Вот так они выглядят разрезанные:



А вот так - собранные:



Учитывая, что сбор паззлов провоцирует развитие речи (и этот факт уже достоверен, меня учил этому методу компетентный специалист, детский психолог, и я тестировала его на своем неговорящем старшем сыне - заговорил в течение недели), наличие подобной вкладки в этой книжке играет на подтверждение моей гипотезы о том, зачем там присутствуют сложные слова :)
Tags: детские вещи, семь гномов, экспериментальная прикладная психология
Subscribe
Buy for 100 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 35 comments