?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

По мотивам недавней дискуссии с другим комментатором одного хорошего блога (http://nikolaeva.livejournal.com/585738.html?thread=39060746#t39060746) решила написать немного слов у себя.

Введение.
Одно из общечеловеческих свойств - сидящее у кого у глубине души, а у кого сверху всех остальных чувств чувство своей уникальности. Из него следует много хорошего (смелость, решительность, мотивация и т.д.) и некоторое количество нехорошего. Например, это чувство может перерасти в зашкаливающее ЧСВ, а в особо сложных случаях покрыться сверху белым пальто. Люди, подверженные симптому, всегда правы и во всем разбираются лучше всех. Поэтому когда они видят что-то, чего не понимают, что не вписывается в их небольшую и несложную картинку мира, они принимают единственное решение, на которое способны: "Это полная чушь!"
Но большинство людей адекватны, стараются культивировать хорошее и бороться с плохим, а также любят расширять границы своей картины мира. Такие люди со временем осознают, что чем больше интересного они начинают знать и понимать, тем больше они начинают видеть чего-то, что на первый взгляд кажется непонятным. Новым. Не таким, как раньше. Ну в самом деле, если я сижу в круге маленького радиуса (круг моих знаний), то длина окружности - граница моего незнания - мала и безобидна. Но если я начинаю изучать окружающее меня пространство, отодвигая эту границу от центра, она начинает угрожающе расти. Чем больше я знаю, тем больше появляется того, чего я не знаю.

Предварительный вывод.
Встретив непонятное, стоит не поливать его продуктами жизнедеятельности, а в первую очередь задуматься, почему это оно вдруг такое и зачем. И попытаться объяснить себе это, используя сначала свой опыт и знания, а если их не хватает, прибегнуть к помощи специалистов. И только после полноценного изучения, удостоверившись и проверив со всех сторон, можно попробовать сделать вывод, тупость это или не тупость. В большинстве случаев оказывается, что не тупость, просто нам сначала не хватило знаний оценить.

Постановка задачи.
В последнее время интернет стал доступен огромному количеству людей. И чем дальше, тем больше я встречаю в сети "юмористических" списков якобы тупых задач из школьных учебников. Якобы в наше-то время огого, а теперь вот "сколько у Пети и Маши яблок, если у Пети семь груш, а у Маши девятнадцать груш". Хахаха, опечатка в учебнике первого класса, гыгы, и пальцем показать. Ой, постойте, но в первом классе же не умеют складывать семь и девятнадцать! Ну тупыыые... И давай хохмить на форумах. Но как мне кажется, любой адекватный родитель понимает, что в этой задаче яблок у Маши и Пети... ноль. Правда же, несложно? Посильно для первого класса? Но... зачем? Это уже понимает не каждый адекватный родитель, а только те, которые имеют либо врожденный талант к педагогике, либо профессионально с ней связаны. Объясню. Цель этой задачи - научить внимательно относиться к исходным данным. И это гораздо важнее, чем по заветам Кумона и Мордковича научить складывать числа в пределах 20 во всех возможных комбинациях. Нет, никто не говорит, что складывать не нужно. Но нужно не только складывать. В общем, если нужно дальше объяснять, то не нужно объяснять (хотя если кто-нибудь попросит, я продолжу).

Итак, автор данного текста ставит перед собой задачу возвращения доверия к школьным учебникам. Вы приносите мне задачу, которая кажется вам недостойной находиться в учебнике, а я пытаюсь объяснить принцип её решения и благородную цель, которую преследовали составители.
С двумя оговорками:
1. Обязательно нужна ссылка на учебник, ну хотя бы имя автора, потому что (и это следует обязательно оговорить) в настоящее время действительно есть авторы и учебники, недостойные ими называться. Но их мало, гораздо меньше, чем кажется, если почитать родительские плачи в интернетах.
2. И желательно говорить, в каком контексте эта задача в учебник вставлена. Из разряда олимпиадных, или "в начале учебника в целях разминки". В общем, контекст важен.

Пример №1.
Начну с разбора той задачи, из-за которой разгорелся сыр-бор в ветке обсуждения, ссылка на которую приведена в начале.
Формулировка. В комнате стоит тумбочка. На тумбочке две полки с книгами. Сколько ещё полок можно поставить на эти две?
Недоумение человека в белом пальто. Как решать такую задачу? Нет никаких цифр чисел! Нет пунктов А и В. Нечего складывать! Нет логики!
Расследование без белого пальто показало. Это задача из выпускной контрольной за четвертый класс. Причем, во-первых, это задача из первой, разминочной части. То есть, её сложность по умолчанию предельно низкая. Это задача для разминки. В конце контрольной (я нашла её в интернете) есть задачи с цифрами числами и достаточно сложными вычислениями. Во-вторых же, к этой задаче в бланке контрольной прилагается... картинка! А на картинке - комната, тумбочка и две стоящие друг на друге полки.
Решение. Измерить линейкой высоту полки. Это будет цифра число h. Измерить линейкой высоту от верхнего края верхней полки до потолка. Это будет цифра число H. Поделить H на h. Округлить результат до целого вниз. Это и есть ответ.
Цели задачи. Первая - показать, что в реальном мире применима математика. Можно не ставить, пыхтя, полочки друг на друга, а заранее все померить, рассчитать и выяснить, влезут или не влезут. Вторая - показать, что в реальном мире бывают (и зачастую именно так и бывает) задачи, в которых цифр чисел изначально нет. А есть исходные данные в виде схем, чертежей (в лучшем случае), бесед с экспертами, плохо отсканированных древних записей и черти-чего ещё. В простейшем случае - вот, в виде картинки (фото квартиры). И с этим надо что-то делать, чтобы добыть оттуда цифры числа. Третья и самая приземленная - проверить умение пользоваться линейкой, операцией деления и округлением до целого вниз. Все три навыка изучаются в начальной школе и вполне достойны попасть в выпускную контрольную работу даже сами по себе, без первых двух целей.

Отвлеченное заключение.
Мир - система с множеством обратных связей. Каждая подсистема мира согласно общесистемному принципу организационной непрерывности - также система с обратными связями. Одна из обратных связей несчастной всеми затюканной подсистемы "образование в России" формируется отношением к нему родителей, которое те показывают детям. Если постоянно повторять, что "какая тупая эта твоя задача, дебилы составляли", то у ребенка сформируется устойчивое недоверие сначала к дебилам, составлявшим учебник. Потом, когда он подрастет и поймет, что учебник составляли чьи-то учителя - к учителям вообще. Потом - к информации, которую они передают. В результате он не возьмет эту информацию. Его ничему не научат не потому, что учить не умеют, а потому что он отказывается брать. Он не верит, что это полезно. Вуаля - образование не учит. И, кроме того, в результате мы вырастили человека, который своим детям будет транслировать те же самые постулаты о дебилизме с помощью ещё более усиленной обратной связи. Что бывает с системами с положительными (в смысле усиления влияния) обратными связями, надеюсь, все знают?
Не надо так.

Доклад окончен.
Какие будут вопросы у уважаемой аудитории?

Повторю свое предложение из середины этого длинного текста:
Вы приносите мне задачу, которая кажется вам недостойной находиться в учебнике, а я пытаюсь объяснить принцип её решения и благородную цель, которую преследовали составители. Приносите мне задачи! Будем разбираться!
promo mama_gremlina august 10, 18:15 60
Buy for 20 tokens
Вопреки здравому смыслу и правилам начну с оглавления. А потом по мере сил и времени буду подкладывать тексты про города, музеи и переезды под выделенные красным слова. Оглавление пока положу в свой промо-блок, чтобы не потерялось. Итак, сначала общие данные. Мы проехали 9335 километров. По плану…

Comments

( 31 comments — Leave a comment )
zobrik
May. 20th, 2016 10:30 pm (UTC)
за интересное дело ты взялась! и случай интересный
mama_gremlina
May. 22nd, 2016 04:55 pm (UTC)
Рекламируй меня знакомым, которые ругают учебники :)
(no subject) - zobrik - May. 22nd, 2016 04:57 pm (UTC) - Expand
kimanya
May. 21st, 2016 12:15 am (UTC)

дружочек, ты большой большой молодец.я теперь только с телефона и тут невозможно печатать. но нимагу молчать какой ты молодец. прочитала 'дискуссию'. в кавычках тк не все участники достойны быть участниками. как же жалко что зерна рациональности не попадают в топ так просто как популярный скандальный слышал-звон

zobrik
May. 21st, 2016 08:00 am (UTC)
я тоже в ночи уже осилила дискуссию, Марин, какая ты терпеливая! Горжусь!
(no subject) - mama_gremlina - May. 22nd, 2016 04:57 pm (UTC) - Expand
lena_zyuzina
May. 21st, 2016 10:17 am (UTC)
Современные люди поверхностны и суетливы (я тоже), все очень торопятся, поэтому неохота даже начать думать, а многим и нечем :(
mama_gremlina
May. 22nd, 2016 05:01 pm (UTC)
Да, я все время забываю, что многим нечем. Мне уже много людей говорило, что я слишком многого хочу от слишком большого процента человечества, но все равно каждый раз, как сталкиваюсь, исхожу из убеждения, что некоторые думательные ресурсы у собеседника присутствуют...
(no subject) - lena_zyuzina - May. 22nd, 2016 05:38 pm (UTC) - Expand
(no subject) - mama_gremlina - May. 22nd, 2016 05:40 pm (UTC) - Expand
(no subject) - lena_zyuzina - May. 22nd, 2016 05:45 pm (UTC) - Expand
(no subject) - lena_zyuzina - May. 22nd, 2016 05:49 pm (UTC) - Expand
(no subject) - mama_gremlina - May. 22nd, 2016 05:55 pm (UTC) - Expand
(no subject) - lena_zyuzina - May. 22nd, 2016 06:01 pm (UTC) - Expand
hera_in_action
May. 21st, 2016 02:18 pm (UTC)
Не могу удержаться! Спасибо, Марина, за твой пост, ибо такие маленькие шаги смогут остановить лавину негативизма в отношении нашего реформируемого образования хотя бы просто тем, что люди попытаются разобраться, вникнуть, так сказать. Проблема в том, что в интернете сейчас об образовании либо плохо, либо ничего. А то, что это изменяющаяся система, которая должна отвечать изменению потребностей людей в знаниях, откликаться на востребованные в мире компетенции, многие просто не догадываются. Главное, чтобы как в Советском Союзе. Я училась в СССР, образование было хорошим, системным, но! пользоваться информацией - не научили, творчески подходить к проблеме, как бы тоже, я не говорю уже про критическое мышление.
Также важно понять, что сейчас, когда содержание и форма образования меняется, возникают переходные формы, да, иногда имеющие несовершенства, но это лишь путь к лучшему. И тем более, ну не гоже, на мой взгляд пенять составителям учебников на то, что они глупы или тупы (с). Это кропотливый труд, ответственность и заинтересованность исследователя в лучшем (!) я в это верю.
я сама тренирую учеников на ЕГЭ по обществознанию, о котором только ленивый не сказал. И вот с первой консультации стараюсь объяснить, что составить правильный ответ, соответствующий некому шаблону - это первый уровень мастерства, в любом прикладном искусстве учат сначала копировать, а потом уже формировать собственное произведение - как раз к заданию с планом и эссе они это и имеют возможность продемонстрировать. Однако, как и в твоем примере, все останавливаются на разминочных заданиях и начинают их мусолить и обзывать, а до конца, к сожалению, догребает максимум 5% не только учеников, но и родителей.
Короче поддерживаю всецело и нужен родителям такой всеобуч, чтобы понять что и зачем! Спасибо и сорри, если нескладно, просто эмоции переполняют!
mama_gremlina
May. 22nd, 2016 05:05 pm (UTC)
Изменяющаяся - да! Вынужденная подстраиваться под потребности - да! Например, в советское время не было такого количества "лишних" данных, нападающих со всех сторон, не было задачи научить любого человека выделять немного нужного из много данного, а сейчас... Сейчас это должен уметь даже тот, кто никогда не будет связан ни с наукой, ни с промышленностью. Не говорю про интернет и телевизор, но даже в магазин сходить - информационную перегрузку заработать :(
И это только один аспект. А все возрастающие требования к скорости обработки этого все возрастающего количества поступающих данных? А междисциплинарность? А нечеткость и неопределенность?

В общем, спасибо за поддержку и дополнения. Рекламируйте меня знакомым, ругающим учебники :)
lolyes
May. 21st, 2016 08:04 pm (UTC)
Очень рада, что встретила ваш дневник:)
Для меня оказалось полезным и ценным почитать мнение специалиста. ( да ещё и такое развёрнутое :), спасибо большое!
Представленная задача, поставила меня тоже в тупик, но после объяснения подумала, до чего же мыслю ограничено от страха к математике:)

Хочется ещё ваших мыслей и рассуждений касательно современного образования:)
Ещё раз спасибо!
mama_gremlina
May. 22nd, 2016 05:09 pm (UTC)
Спасибо! Согласна, что страх перед математикой - большая проблема и у учеников, и у родителей, которые им его и транслируют. Большинство моих учеников "чинятся" простой психотерапией, когда я им подсовываю сложные задачки под видом простых и делаю вид, что проще некуда. Решают! А скажешь, что задача сложная - и простую не решат.

Я тут иногда пишу про учеников, про школьные и вузовские проблемы и успехи под тегом "преподавательское". И ещё есть одна запись в защиту егэ под тегом "егэ".
Но я, конечно, ещё собираюсь писать. Слишком много стало провокаций вокруг образования.
(no subject) - lolyes - May. 22nd, 2016 09:45 pm (UTC) - Expand
livejournal
May. 22nd, 2016 05:13 am (UTC)
Тупые задачи в школьных учебниках
Пользователь shardonnay сослался на вашу запись в своей записи «Тупые задачи в школьных учебниках» в контексте: [...] должны быть такими, как Марина, я считаю. Оригинал взят у в Тупые задачи в школьных учебниках [...]
mama_gremlina
May. 22nd, 2016 05:10 pm (UTC)
Re: Тупые задачи в школьных учебниках
Спасибо
Татьяна
May. 22nd, 2016 04:29 pm (UTC)
Можно я тоже скажу?
Для тех, кто все-таки допускает мысль о том, что учителя могут быть нормальными людьми, знающими свое дело скажу: создавать дебилов – это первое, что не выгодно учителям математики.
У ряда занятий есть возрастная точка невозможности. Нельзя стать балериной, приступив к занятиям в 15 лет. Это физиологически невозможно. Можно выучить пару движений и только. Свой возрастной предел есть и для математики. Если человеку до 15-16 лет не заложили основы этой науки, принципы построения рассуждений, то после достижения им этого возраста, учить его математике бесполезно. Никакой репетитор ни за какие деньги не сможет научить такого человека решению математических задач. Неустойчивыми оказываются даже вычислительные навыки, не говоря уже о решениях сложных задачах.
7-13 лет – возраст, когда все происходит. Закладывается фундамент.
А он, как видно, может быть разным. По легенде Карл Гаусс - человек, которого называют «королем математики», в 13 лет сделал свое первое признанное научное открытие. И в последствии оно не претерпело изменений. И знаете, учитель задал решать "тупую" задачу.

mama_gremlina
May. 22nd, 2016 05:17 pm (UTC)
Конечно, можно, даже нужно. Я приветствую любые мнения, и даже если бы вы были против, все равно было бы можно.

Про точку невозврата в принципе соглашусь, но стоит упомянуть, что в отличие от балета здесь есть нюанс. Дело в том, что основы математики, принципы построения рассуждений человек может получить в детском возрасте, совершенно фоном, не отдавая себе отчет. Может, у него в детском саду была воспитательница, которая между делом рассказывала им о систематизации и обобщении (простыми словами, в игре). Может, у него был друг или подруга, которые делились своими правильными логическими построениями. Может, книги правильные читал.

В общем, даже если человеку не повезло со школой и родителями, и до 16 у него были сплошные двойки-тройки по математике, во многих случаях его разреженные и разрозненные отрывочные знания можно грамотному специалисту обобщить и вытащить на поверхность. Плавали :)
mary_bred_show
Apr. 22nd, 2017 08:28 pm (UTC)
Плнимаете, для МЕНЯ эта задача - полная ересь. Всё просто: раз стоит практическая задача, решение начинается с ПРОЕКТА. Не померить линейкой и поделить, а померить, начертить, поставить размеры, прикинуть, как лучше, рассмотреть несколько вариантов. Меня жёстко учили не хвататься за то, что первым под руку попало, не торопиться на ранней стадии. Лучше семь раз отмерить и прочее такое.
Поэтому задача, возможно, как теперь модно, учит выкручиваться, но в практическом смысле абсолютно вредна, поскольку закладывает порочный порядок действий. Якобы обучая одному предмету, по сути закладывают фундамент для переучивания по другим. Математика должна заниматься математикой, а не пытаться учить жизни, тем более, что пишущие учебники зачастую ничего сами толком делать не умеют, что и продемонстрировали.
mama_gremlina
Apr. 24th, 2017 12:15 pm (UTC)
Никто в той задаче не запрещал померить, начертить, поставить размеры. И мы не знаем, было ли это дано ребенку. Мы знаем только истерику по поводу задачи в проверочной работе. Учитывая, что это был четвертый класс, вполне возможно, что было дано.

Математика - язык описания реальности. Другой язык описания реальности - живопись, музыка, русский язык, английский язык и так далее. Но математика - самый универсальный.

Математика никому ничего не должна, но её можно использовать. Описав ситуацию на естественном языке, можно увидеть то, чего не видели глазами. Описав ситуацию с помощью математики, можно предсказать, обосновать, вычислить.
(no subject) - mary_bred_show - Apr. 24th, 2017 12:51 pm (UTC) - Expand
(no subject) - mama_gremlina - Apr. 24th, 2017 01:10 pm (UTC) - Expand
(Anonymous)
Jan. 23rd, 2018 01:50 pm (UTC)
Доброго времени суток! По поводу задачи (простите если пропустила, самое решение в письменном виде) вся сложность для нас с ребенком возникла, не в решении задачи (мы ее решили правильно, каждый по своему), а в записи решения - ведь снижают на балл, если не правильно оформлен ответ - лишние скобки и тп. тд. Как записать по действиям - вот в чем основная трудность, ну и да не совсем корректное задание - решать подобное не решали за 4 года ни разу, а тут реши, ну решили а как это теперь все оформить?
mama_gremlina
Jan. 23rd, 2018 02:00 pm (UTC)
Эта конкретная задача из разминочной части. Там надо писать только ответ, поэтому к оформлению точно никто не придерется

Но вообще согласна, есть какие-то правила оформления, и это моя боль. Реально бывает, что снижают оценки за оформление. А так быть не должно.
(Anonymous)
Jan. 23rd, 2018 05:18 pm (UTC)
тупые задачи
У нас был правильный ответ, но не было решение, нам не зачли один ответ - минус один балл
mama_gremlina
Jan. 23rd, 2018 05:24 pm (UTC)
Re: тупые задачи
Это косяк проверяющего эксперта. Если это была реальная официальная ВПР - апелляция, однозначно. Если тренировочная - поговорить с учителем
( 31 comments — Leave a comment )

Profile

mama_gremlina
Мама Гремлина, Горыныча и Василисы

Latest Month

February 2018
S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728   

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow