Введение.
Одно из общечеловеческих свойств - сидящее у кого у глубине души, а у кого сверху всех остальных чувств чувство своей уникальности. Из него следует много хорошего (смелость, решительность, мотивация и т.д.) и некоторое количество нехорошего. Например, это чувство может перерасти в зашкаливающее ЧСВ, а в особо сложных случаях покрыться сверху белым пальто. Люди, подверженные симптому, всегда правы и во всем разбираются лучше всех. Поэтому когда они видят что-то, чего не понимают, что не вписывается в их небольшую и несложную картинку мира, они принимают единственное решение, на которое способны: "Это полная чушь!"
Но большинство людей адекватны, стараются культивировать хорошее и бороться с плохим, а также любят расширять границы своей картины мира. Такие люди со временем осознают, что чем больше интересного они начинают знать и понимать, тем больше они начинают видеть чего-то, что на первый взгляд кажется непонятным. Новым. Не таким, как раньше. Ну в самом деле, если я сижу в круге маленького радиуса (круг моих знаний), то длина окружности - граница моего незнания - мала и безобидна. Но если я начинаю изучать окружающее меня пространство, отодвигая эту границу от центра, она начинает угрожающе расти. Чем больше я знаю, тем больше появляется того, чего я не знаю.
Предварительный вывод.
Встретив непонятное, стоит не поливать его продуктами жизнедеятельности, а в первую очередь задуматься, почему это оно вдруг такое и зачем. И попытаться объяснить себе это, используя сначала свой опыт и знания, а если их не хватает, прибегнуть к помощи специалистов. И только после полноценного изучения, удостоверившись и проверив со всех сторон, можно попробовать сделать вывод, тупость это или не тупость. В большинстве случаев оказывается, что не тупость, просто нам сначала не хватило знаний оценить.
Постановка задачи.
В последнее время интернет стал доступен огромному количеству людей. И чем дальше, тем больше я встречаю в сети "юмористических" списков якобы тупых задач из школьных учебников. Якобы в наше-то время огого, а теперь вот "сколько у Пети и Маши яблок, если у Пети семь груш, а у Маши девятнадцать груш". Хахаха, опечатка в учебнике первого класса, гыгы, и пальцем показать. Ой, постойте, но в первом классе же не умеют складывать семь и девятнадцать! Ну тупыыые... И давай хохмить на форумах. Но как мне кажется, любой адекватный родитель понимает, что в этой задаче яблок у Маши и Пети... ноль. Правда же, несложно? Посильно для первого класса? Но... зачем? Это уже понимает не каждый адекватный родитель, а только те, которые имеют либо врожденный талант к педагогике, либо профессионально с ней связаны. Объясню. Цель этой задачи - научить внимательно относиться к исходным данным. И это гораздо важнее, чем по заветам Кумона и Мордковича научить складывать числа в пределах 20 во всех возможных комбинациях. Нет, никто не говорит, что складывать не нужно. Но нужно не только складывать. В общем, если нужно дальше объяснять, то не нужно объяснять (хотя если кто-нибудь попросит, я продолжу).
Итак, автор данного текста ставит перед собой задачу возвращения доверия к школьным учебникам. Вы приносите мне задачу, которая кажется вам недостойной находиться в учебнике, а я пытаюсь объяснить принцип её решения и благородную цель, которую преследовали составители.
С двумя оговорками:
1. Обязательно нужна ссылка на учебник, ну хотя бы имя автора, потому что (и это следует обязательно оговорить) в настоящее время действительно есть авторы и учебники, недостойные ими называться. Но их мало, гораздо меньше, чем кажется, если почитать родительские плачи в интернетах.
2. И желательно говорить, в каком контексте эта задача в учебник вставлена. Из разряда олимпиадных, или "в начале учебника в целях разминки". В общем, контекст важен.
Пример №1.
Начну с разбора той задачи, из-за которой разгорелся сыр-бор в ветке обсуждения, ссылка на которую приведена в начале.
Формулировка. В комнате стоит тумбочка. На тумбочке две полки с книгами. Сколько ещё полок можно поставить на эти две?
Недоумение человека в белом пальто. Как решать такую задачу? Нет никаких
Расследование без белого пальто показало. Это задача из выпускной контрольной за четвертый класс. Причем, во-первых, это задача из первой, разминочной части. То есть, её сложность по умолчанию предельно низкая. Это задача для разминки. В конце контрольной (я нашла её в интернете) есть задачи с
Решение. Измерить линейкой высоту полки. Это будет
Цели задачи. Первая - показать, что в реальном мире применима математика. Можно не ставить, пыхтя, полочки друг на друга, а заранее все померить, рассчитать и выяснить, влезут или не влезут. Вторая - показать, что в реальном мире бывают (и зачастую именно так и бывает) задачи, в которых
Отвлеченное заключение.
Мир - система с множеством обратных связей. Каждая подсистема мира согласно общесистемному принципу организационной непрерывности - также система с обратными связями. Одна из обратных связей несчастной всеми затюканной подсистемы "образование в России" формируется отношением к нему родителей, которое те показывают детям. Если постоянно повторять, что "какая тупая эта твоя задача, дебилы составляли", то у ребенка сформируется устойчивое недоверие сначала к дебилам, составлявшим учебник. Потом, когда он подрастет и поймет, что учебник составляли чьи-то учителя - к учителям вообще. Потом - к информации, которую они передают. В результате он не возьмет эту информацию. Его ничему не научат не потому, что учить не умеют, а потому что он отказывается брать. Он не верит, что это полезно. Вуаля - образование не учит. И, кроме того, в результате мы вырастили человека, который своим детям будет транслировать те же самые постулаты о дебилизме с помощью ещё более усиленной обратной связи. Что бывает с системами с положительными (в смысле усиления влияния) обратными связями, надеюсь, все знают?
Не надо так.
Доклад окончен.
Какие будут вопросы у уважаемой аудитории?
Повторю свое предложение из середины этого длинного текста:
Вы приносите мне задачу, которая кажется вам недостойной находиться в учебнике, а я пытаюсь объяснить принцип её решения и благородную цель, которую преследовали составители. Приносите мне задачи! Будем разбираться!
Journal information