?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry



Как я уже говорила, в этот раз мы очень быстро проехали обе границы из России в Финляндию, чем освободили себе некоторое время, которое решили потратить на посещение этого музея. Мы на указатель этот давно засматриваемся, но в предыдущие поездки каждый раз у нас не было то времени, то сил. А в эту субботу все сложилось замечательно.

Кроме того, замечательно сложилось ещё и то, что на обратном пути (а мы уже на обратном пути, сидим на одиннадцатой палубе парома и завтра будем в Хельсинки) оказалось гораздо меньше путешествующих, и зона wifi практически пуста. Соответственно, интернета много и он достаточно быстр. Можно даже выкладывать фотографии.

Линия Салпо


Музей находится по правую часть трассы Торфяновка-Хельсинки, примерно минут через 10-15 после прохождения финской границы. Работает каждый день, с 10 утра и до 18 вечера. Стоит 12 евро за семейный билет (или по 4 евро за человека, если не семья). На съезде с трассы стоит стенд с исторической информацией, а на парковке - расписание и цены:



На заглавном фото - противотанковые надолбы, камни, установленные в несколько рядов. Вырывалась яма глубиной примерно полметра, на дно сыпался щебень и бетон, затем - камни, острыми углами в сторону предполагаемого противника. Эти камни привозили сюда на грузовиках, лошадях, а когда некоторые участки пришлось передвигать на восток, выкапывали и перевозили в другое место и по специально проложенной железной дороге. В принципе, многие ограничиваются осмотром этих каменных укреплений, скал и мостков через болотца. Например, приехавшая одновременно с нами ещё одна семья русских туристов так и сделала. А мы дисциплинированно идем покупать билеты, потому что хотим смотреть бункеры и орудия, а к ним на территорию вход уже не свободный:



На террасе деревянного здания - летнее кафе (пока пустое, потому что мы приехали в музей к самому открытию), внутри - детская комната, кассы и кафе зимнее. Дорогое, как все подобные места. А ещё кинозал и несколько комнат с экспозицией
В стоимость билета входит 15-минутный документальный фильм про линию Салпо (в том числе на русском), посещение внутреннего музея и экскурсия по территории. Фильм интересен изложением точки зрения финнов на зимнюю войну 1939 года и последовавшую за ней вторую мировую. В принципе, эта точка зрения хорошо передается следующими двумя предложениями, сказанными диктором друг за другом: "Германия напала на СССР, используя для этого воздушное пространство и аэродромы Финляндии. СССР не намерен был дружить с Финляндией, и поэтому..."

Вот Игорь в детской комнате и кинозал, в котором мы смотрим фильм, а Игорь все 15 минут курсирует, топоча и таская с собой патронную ленту, из детской комнаты папе на колени и обратно:



Немного истории
В 1939 году, в октябре, начинается экстренная мобилизация Финляндии и военные учения (хорошая разведка). Одновременно начинаются фортификационные работы на Карельском перешейке. Строятся линии Кюмийоки и Луумяки. 30 ноября СССР напал на Финляндию и началась зимняя война. В Европе в это время действует договор о разделении влияния между СССР и Германией. Немецкие войска входят в Польшу, а Эстония предоставляет военные базы СССР.
В 1940 году принимается решение о строительстве линии Салпо. В марте решение, а к маю уже завершен проект и начинается строительство, которое длится 13 месяцев. И это несмотря на то, что в марте был заключен мирный договор с СССР - подстраховка, обусловленная обидой и военными планами. Финляндия в результате зимней войны потеряла кусочек территории, а другой кусочек вынуждена была сдать в аренду. И одновременно с началом строительства Салпо предоставила Германии возможность осуществлять подготовительные перевозки по своей территории. СССР в это время присоединяет Эстонию, а Германия нападает на Данию и Норвегию.
В 1941 году на линии Салпо работает около 35000 строителей и 2000 обслуживающего персонала, но с началом второй мировой строительство приостановлено, строители частично мобилизованы, а частично переведены на строительство других укреплений, ближе к границе. Германия в это время начинает "план Барбаросса" и нападает на СССР. 25 июня Финляндия объявляет о вступлении в войну против СССР. К сентябрю финны переместились на старые границы перешейка, к декабрю вернули себе утраченные территории и начали позиционную войну в траншеях. К декабрю же Англия объявляет войну Финляндии, Япония, Германия и Италия - США. Очаг распространяется.
В 1942 году Германия продвигается по всем направлениям, финны переселяют эвакуированных после зимней войны жителей обратно на отвоеванные территории, а линия Салпо используется как военный склад.
В 1943 году бесполезные на Салпо противотанковые барьеры передвигают восточнее. В феврале Финляндия предпринимает попытку выхода из войны, но безуспешную. А на территории СССР тем временем наступает переломный момент. Немцы терпят поражение под Сталинградом и начинают отступление. Капитулирует Италия.
В 1944 году СССР начинает наступление на Карельский перешеек (подозреваю, что финнам так много удалось там отвоевать большей частью потому, что мы были несколько заняты другими делами), в июне Финляндия теряет Выборг, но продолжает сопротивляться, договаривается с Германией о поставке оружия и ведет бои, возобновляя одновременно строительство и ремонт Салпо. В сентябре, тем не менее, заключается перемирие и вступает в действие договор о прекращении огня. Салпо консервируется....

В кинозале уже начинается экспозиция. На одной из стен - приведенная выше вкратце хронология военных действий в Европе в целом и Финляндии в частности. На другой - карта линии Салпо. И ещё автомат на лыжах:



Линия Салпо в Финляндии известна также под именем "затвор" или "засов" Салпо. Она начинается от побережья Финского залива в Виролахти и простирается почти до Северного Ледовитого океана. Это одна из самых мощных и хорошо сохранившихся в Европе линий обороны (неудивительно, так как она не использовалась по назначению, её функция больше сводилась к моральной поддержке воюющих и логистической). И это самое масштабное за всю историю Финляндии строительство в принципе.
Линия разделена на четыре участка:
Финский залив - Луумяки: непрерывные оборонительные укрепления, танковые надолбы и траншеи
Луумяки - Йонсэуу: укрепления в межозерных промежутках, артиллерийские пункты
Йонсэуу - Салпо: бетонные и шарообразные бункеры по основным направлениям дорог
Салпо - Петсамо: землянки и дзоты
Комната музея, посвященная строительству линии:



Управление работами сосредоточено в руках Управления фортификационного строительства Сухопутных войск (150 человек в начале и около 300 в конце 1940 года). Строительство финансировалось из военного бюджета и стоило 1,8 миллиардов марок. Швеция финансово участвовала в этом строительстве, оплатив примерно 20% и послав 700 своих рабочих. За обслуживание отвечала женская организация "Лотта Свярд".
Быт строителя линии:



Строительство линии происходило лично по приказу и под контролем Маннергейма. Он был шестым президентом Финляндии, а до этого в 1918 году - регентом Королевства Финляндии, а кроме того был Маршалом Финляндии и одним из известнейших её исторических деятелей. На протяжении 30 лет служил в Императорской Русской Армии, принимал участие в Русско-японской и Первой Мировой войне. Был последователем космополитизма, основал благотворительную организацию "Союз защиты детей имени Маннергейма". Его главная цель - единство Финляндии. "В маленькой стране есть огромная сила, когда она едина".



Ещё немного картинок из внутреннего музея. Вот - фото из комнаты, посвященной туристическому маршруту по линии Салпо, а внизу - установка шарообразного бункера (о нем подробнее ниже):



И про оружие:



Виды укреплений


Деревянная землянка складывалась из бревен, растущих неподалеку. Предназначалась для укрытия и временного жилья под землей. Сверху крыши защищены от осколков слоями бревен и камней, а между ними - вязанки из прутьев для защиты от взрывной волны. Толщина потолка - от половины до трех метров. А сверху ещё дощатый настил от воды. Внутри - деревянные лежанки, железная печь и плита.



Траншеи имели форму извилистых рвов, в выступах которых установлены огневые точки. Стены укреплялись деревянными брусьями, вязанками и камнями. На предыдущем фото как раз есть (правый нижний угол) траншея с установленным в выступе орудием. А вот ещё немного траншей:



Классические бункеры из бетона (железобетенные бункеры). Эти могут противостоять даже 1000 кг авиабомб. Фронтальная сторона со стороны противника - 230 см, а задняя - 140. Обычно бункеры располагались в скале, что экономило материалы и время, но бывали и на мягких участках (а что делать, если скал поблизости нет, а поселить солдат и установить орудия нужно). Выкапывали котлован, ямы для колодцев (для питьевой воды) и канализационных труб, устанавливали опалубку из досок и арматуру (430 квадратных метров качественной доски для стандартного бункера и 45000 килограмм арматуры) и заливали бетон (560 кубометров или 560 грузовых машин того времени). Работы могли проводиться только в теплое время или оттепель. После заливки опалубку убирали и в течении двух недель поливали бетон водой. Потом готовый бункер закрывали камнями, стволами деревьев, землей - маскировали. Всего на постройку одного такого бункера требовалось около 6000 трудовых дней.



Вид внутри:



Орудия внутри бункера:



На линии Салпо были использованы 25 пещер, выдолбленных в скалах. Некоторые служили складами, другие - защитными бункерами. Снаружи имели естественный вид, обнаружить вход было иногда довольно трудно. Некоторые пещеры использовались as is, а другие - как скальная оболочка для бетонного бункера. Вот дорога и вход в один такой бункер в скале. Внутри сфотографировать не получилось, потому что очень темно.



Барьеры из колючей проволоки предназначались для замедления продвижения пехоты. Устанавливали их между противотанковыми надолбами и огневыми точками. Всего использовали около 3200 тонн колючей проволоки. В основном барьеры строились передвигаемыми, как на фото, по принципу "испанский конь", но была и постоянная проволочная сеть на кольях, обычно в пять рядов, а также спиральные ряды проволоки, в виде пружин (обычно на льду, скалах и в болотах).



Шарообразный бункер имел преимущество быстрого сбора из частей и установки по сравнению с классическими, а по сравнению с деревянными - был более долговечным. Сначала выкапывали котлован, туда помещали резиновый шар, в него заливали бетон (обернув его тканью, чтобы не прилипал к резине, и железной сеткой для армирования). Далее снаружи устанавливали металлические конструкции - опалубку, а между резиной и металлом заливали бетон. Толщина стен - 60 см, для каждого бункера требовалось 20 кубометров бетона. После отливки проводили вакуумную откачку воды из влажного бетона, и через 1,5 - 2 часа бетон получался настолько твердым, что резиновый внутренний шар можно было убрать. Вход был через купол. А вот кусочек металлической опалубки:



Ещё немного шарообразного бункера (справа). А также Данька, кидающийся в траншее шишками из ведра в специально установленную мишень и вся наша компания в начале туристической тропы Салпо:



Не смогла решить, что это такое. Похоже на могильную плиту, но здесь не было боевых действий, а хоронить умершего строителя на вершине бункера как-то неправильно. С другой стороны, похоже на указание даты строительства бункера, но опять-таки, неясно, зачем так демаскировать его... В общем, про этот камень нигде ничего не написано и не сказано:



Уже на выходе с территории музея подробно рассматриваем выставку орудий (от древних, с деревянными колесами ещё, до современных):





Прогуляв в музее в общей сложности около полутора часов, возвращаемся в машину, питаемся заготовленными с вечера бутербродами и кофе и едем в Хельсинки, на терминал, о котором я писала прошлый текст.



А вот так выглядит указатель на съезд в музей. Для тех, кто захочет тоже туда забраться. Это последний указатель, до этого по правой стороне дороги есть ещё два предупреждения об этом музее. Вообще, скандинавы и европейцы в целом по нескольку раз предупреждают о съездах на культурные ценности вот такими коричневыми указателями. Пропустить сложно:

promo mama_gremlina august 10, 2017 18:15 60
Buy for 20 tokens
Вопреки здравому смыслу и правилам начну с оглавления. А потом по мере сил и времени буду подкладывать тексты про города, музеи и переезды под выделенные красным слова. Оглавление пока положу в свой промо-блок, чтобы не потерялось. Итак, сначала общие данные. Мы проехали 9335 километров. По плану…

Comments

( 6 comments — Leave a comment )
ks_wintersports
Jun. 7th, 2016 12:01 pm (UTC)
Да, интересно.
Напомнило мне Сапун-гору, т.к. это единственное место, где я такие укрепления видела.
mama_gremlina
Jun. 9th, 2016 08:06 pm (UTC)
Ещё минимум три рассказа про Германию будет и два про Финляндию. Но сначала про то, как здорово плавать на пароме :)
tyy4ka
Jun. 7th, 2016 03:58 pm (UTC)
На камне написано, что на этом месте 10 июня 1941 года основали линию P4 (скорее всего является частью линии Салпо).
mama_gremlina
Jun. 9th, 2016 07:59 pm (UTC)
Спасибо!
zobrik
Jun. 7th, 2016 11:40 pm (UTC)
спасибо, очень интересно!
mama_gremlina
Jun. 9th, 2016 08:00 pm (UTC)
Ещё будет про Травемюнде, про Гамбург, Любек, Порво и зоопарк в Хельсинки. Но сначала немножко про паром и путешествие :)
В инстаграмм уже кое что сложила, теперь буду писать...
( 6 comments — Leave a comment )

Profile

mama_gremlina
Мама Гремлина, Горыныча и Василисы

Latest Month

August 2018
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow