Мама Гремлина, Горыныча и Василисы (mama_gremlina) wrote,
Мама Гремлина, Горыныча и Василисы
mama_gremlina

Categories:

Финская линия обороны Салпо



Как я уже говорила, в этот раз мы очень быстро проехали обе границы из России в Финляндию, чем освободили себе некоторое время, которое решили потратить на посещение этого музея. Мы на указатель этот давно засматриваемся, но в предыдущие поездки каждый раз у нас не было то времени, то сил. А в эту субботу все сложилось замечательно.

Кроме того, замечательно сложилось ещё и то, что на обратном пути (а мы уже на обратном пути, сидим на одиннадцатой палубе парома и завтра будем в Хельсинки) оказалось гораздо меньше путешествующих, и зона wifi практически пуста. Соответственно, интернета много и он достаточно быстр. Можно даже выкладывать фотографии.

Линия Салпо


Музей находится по правую часть трассы Торфяновка-Хельсинки, примерно минут через 10-15 после прохождения финской границы. Работает каждый день, с 10 утра и до 18 вечера. Стоит 12 евро за семейный билет (или по 4 евро за человека, если не семья). На съезде с трассы стоит стенд с исторической информацией, а на парковке - расписание и цены:



На заглавном фото - противотанковые надолбы, камни, установленные в несколько рядов. Вырывалась яма глубиной примерно полметра, на дно сыпался щебень и бетон, затем - камни, острыми углами в сторону предполагаемого противника. Эти камни привозили сюда на грузовиках, лошадях, а когда некоторые участки пришлось передвигать на восток, выкапывали и перевозили в другое место и по специально проложенной железной дороге. В принципе, многие ограничиваются осмотром этих каменных укреплений, скал и мостков через болотца. Например, приехавшая одновременно с нами ещё одна семья русских туристов так и сделала. А мы дисциплинированно идем покупать билеты, потому что хотим смотреть бункеры и орудия, а к ним на территорию вход уже не свободный:



На террасе деревянного здания - летнее кафе (пока пустое, потому что мы приехали в музей к самому открытию), внутри - детская комната, кассы и кафе зимнее. Дорогое, как все подобные места. А ещё кинозал и несколько комнат с экспозицией
В стоимость билета входит 15-минутный документальный фильм про линию Салпо (в том числе на русском), посещение внутреннего музея и экскурсия по территории. Фильм интересен изложением точки зрения финнов на зимнюю войну 1939 года и последовавшую за ней вторую мировую. В принципе, эта точка зрения хорошо передается следующими двумя предложениями, сказанными диктором друг за другом: "Германия напала на СССР, используя для этого воздушное пространство и аэродромы Финляндии. СССР не намерен был дружить с Финляндией, и поэтому..."

Вот Игорь в детской комнате и кинозал, в котором мы смотрим фильм, а Игорь все 15 минут курсирует, топоча и таская с собой патронную ленту, из детской комнаты папе на колени и обратно:



Немного истории
В 1939 году, в октябре, начинается экстренная мобилизация Финляндии и военные учения (хорошая разведка). Одновременно начинаются фортификационные работы на Карельском перешейке. Строятся линии Кюмийоки и Луумяки. 30 ноября СССР напал на Финляндию и началась зимняя война. В Европе в это время действует договор о разделении влияния между СССР и Германией. Немецкие войска входят в Польшу, а Эстония предоставляет военные базы СССР.
В 1940 году принимается решение о строительстве линии Салпо. В марте решение, а к маю уже завершен проект и начинается строительство, которое длится 13 месяцев. И это несмотря на то, что в марте был заключен мирный договор с СССР - подстраховка, обусловленная обидой и военными планами. Финляндия в результате зимней войны потеряла кусочек территории, а другой кусочек вынуждена была сдать в аренду. И одновременно с началом строительства Салпо предоставила Германии возможность осуществлять подготовительные перевозки по своей территории. СССР в это время присоединяет Эстонию, а Германия нападает на Данию и Норвегию.
В 1941 году на линии Салпо работает около 35000 строителей и 2000 обслуживающего персонала, но с началом второй мировой строительство приостановлено, строители частично мобилизованы, а частично переведены на строительство других укреплений, ближе к границе. Германия в это время начинает "план Барбаросса" и нападает на СССР. 25 июня Финляндия объявляет о вступлении в войну против СССР. К сентябрю финны переместились на старые границы перешейка, к декабрю вернули себе утраченные территории и начали позиционную войну в траншеях. К декабрю же Англия объявляет войну Финляндии, Япония, Германия и Италия - США. Очаг распространяется.
В 1942 году Германия продвигается по всем направлениям, финны переселяют эвакуированных после зимней войны жителей обратно на отвоеванные территории, а линия Салпо используется как военный склад.
В 1943 году бесполезные на Салпо противотанковые барьеры передвигают восточнее. В феврале Финляндия предпринимает попытку выхода из войны, но безуспешную. А на территории СССР тем временем наступает переломный момент. Немцы терпят поражение под Сталинградом и начинают отступление. Капитулирует Италия.
В 1944 году СССР начинает наступление на Карельский перешеек (подозреваю, что финнам так много удалось там отвоевать большей частью потому, что мы были несколько заняты другими делами), в июне Финляндия теряет Выборг, но продолжает сопротивляться, договаривается с Германией о поставке оружия и ведет бои, возобновляя одновременно строительство и ремонт Салпо. В сентябре, тем не менее, заключается перемирие и вступает в действие договор о прекращении огня. Салпо консервируется....

В кинозале уже начинается экспозиция. На одной из стен - приведенная выше вкратце хронология военных действий в Европе в целом и Финляндии в частности. На другой - карта линии Салпо. И ещё автомат на лыжах:



Линия Салпо в Финляндии известна также под именем "затвор" или "засов" Салпо. Она начинается от побережья Финского залива в Виролахти и простирается почти до Северного Ледовитого океана. Это одна из самых мощных и хорошо сохранившихся в Европе линий обороны (неудивительно, так как она не использовалась по назначению, её функция больше сводилась к моральной поддержке воюющих и логистической). И это самое масштабное за всю историю Финляндии строительство в принципе.
Линия разделена на четыре участка:
Финский залив - Луумяки: непрерывные оборонительные укрепления, танковые надолбы и траншеи
Луумяки - Йонсэуу: укрепления в межозерных промежутках, артиллерийские пункты
Йонсэуу - Салпо: бетонные и шарообразные бункеры по основным направлениям дорог
Салпо - Петсамо: землянки и дзоты
Комната музея, посвященная строительству линии:



Управление работами сосредоточено в руках Управления фортификационного строительства Сухопутных войск (150 человек в начале и около 300 в конце 1940 года). Строительство финансировалось из военного бюджета и стоило 1,8 миллиардов марок. Швеция финансово участвовала в этом строительстве, оплатив примерно 20% и послав 700 своих рабочих. За обслуживание отвечала женская организация "Лотта Свярд".
Быт строителя линии:



Строительство линии происходило лично по приказу и под контролем Маннергейма. Он был шестым президентом Финляндии, а до этого в 1918 году - регентом Королевства Финляндии, а кроме того был Маршалом Финляндии и одним из известнейших её исторических деятелей. На протяжении 30 лет служил в Императорской Русской Армии, принимал участие в Русско-японской и Первой Мировой войне. Был последователем космополитизма, основал благотворительную организацию "Союз защиты детей имени Маннергейма". Его главная цель - единство Финляндии. "В маленькой стране есть огромная сила, когда она едина".



Ещё немного картинок из внутреннего музея. Вот - фото из комнаты, посвященной туристическому маршруту по линии Салпо, а внизу - установка шарообразного бункера (о нем подробнее ниже):



И про оружие:



Виды укреплений


Деревянная землянка складывалась из бревен, растущих неподалеку. Предназначалась для укрытия и временного жилья под землей. Сверху крыши защищены от осколков слоями бревен и камней, а между ними - вязанки из прутьев для защиты от взрывной волны. Толщина потолка - от половины до трех метров. А сверху ещё дощатый настил от воды. Внутри - деревянные лежанки, железная печь и плита.



Траншеи имели форму извилистых рвов, в выступах которых установлены огневые точки. Стены укреплялись деревянными брусьями, вязанками и камнями. На предыдущем фото как раз есть (правый нижний угол) траншея с установленным в выступе орудием. А вот ещё немного траншей:



Классические бункеры из бетона (железобетенные бункеры). Эти могут противостоять даже 1000 кг авиабомб. Фронтальная сторона со стороны противника - 230 см, а задняя - 140. Обычно бункеры располагались в скале, что экономило материалы и время, но бывали и на мягких участках (а что делать, если скал поблизости нет, а поселить солдат и установить орудия нужно). Выкапывали котлован, ямы для колодцев (для питьевой воды) и канализационных труб, устанавливали опалубку из досок и арматуру (430 квадратных метров качественной доски для стандартного бункера и 45000 килограмм арматуры) и заливали бетон (560 кубометров или 560 грузовых машин того времени). Работы могли проводиться только в теплое время или оттепель. После заливки опалубку убирали и в течении двух недель поливали бетон водой. Потом готовый бункер закрывали камнями, стволами деревьев, землей - маскировали. Всего на постройку одного такого бункера требовалось около 6000 трудовых дней.



Вид внутри:



Орудия внутри бункера:



На линии Салпо были использованы 25 пещер, выдолбленных в скалах. Некоторые служили складами, другие - защитными бункерами. Снаружи имели естественный вид, обнаружить вход было иногда довольно трудно. Некоторые пещеры использовались as is, а другие - как скальная оболочка для бетонного бункера. Вот дорога и вход в один такой бункер в скале. Внутри сфотографировать не получилось, потому что очень темно.



Барьеры из колючей проволоки предназначались для замедления продвижения пехоты. Устанавливали их между противотанковыми надолбами и огневыми точками. Всего использовали около 3200 тонн колючей проволоки. В основном барьеры строились передвигаемыми, как на фото, по принципу "испанский конь", но была и постоянная проволочная сеть на кольях, обычно в пять рядов, а также спиральные ряды проволоки, в виде пружин (обычно на льду, скалах и в болотах).



Шарообразный бункер имел преимущество быстрого сбора из частей и установки по сравнению с классическими, а по сравнению с деревянными - был более долговечным. Сначала выкапывали котлован, туда помещали резиновый шар, в него заливали бетон (обернув его тканью, чтобы не прилипал к резине, и железной сеткой для армирования). Далее снаружи устанавливали металлические конструкции - опалубку, а между резиной и металлом заливали бетон. Толщина стен - 60 см, для каждого бункера требовалось 20 кубометров бетона. После отливки проводили вакуумную откачку воды из влажного бетона, и через 1,5 - 2 часа бетон получался настолько твердым, что резиновый внутренний шар можно было убрать. Вход был через купол. А вот кусочек металлической опалубки:



Ещё немного шарообразного бункера (справа). А также Данька, кидающийся в траншее шишками из ведра в специально установленную мишень и вся наша компания в начале туристической тропы Салпо:



Не смогла решить, что это такое. Похоже на могильную плиту, но здесь не было боевых действий, а хоронить умершего строителя на вершине бункера как-то неправильно. С другой стороны, похоже на указание даты строительства бункера, но опять-таки, неясно, зачем так демаскировать его... В общем, про этот камень нигде ничего не написано и не сказано:



Уже на выходе с территории музея подробно рассматриваем выставку орудий (от древних, с деревянными колесами ещё, до современных):





Прогуляв в музее в общей сложности около полутора часов, возвращаемся в машину, питаемся заготовленными с вечера бутербродами и кофе и едем в Хельсинки, на терминал, о котором я писала прошлый текст.



А вот так выглядит указатель на съезд в музей. Для тех, кто захочет тоже туда забраться. Это последний указатель, до этого по правой стороне дороги есть ещё два предупреждения об этом музее. Вообще, скандинавы и европейцы в целом по нескольку раз предупреждают о съездах на культурные ценности вот такими коричневыми указателями. Пропустить сложно:

Tags: Скандинавия, выставки и музеи, путешествия
Subscribe
promo mama_gremlina january 13, 2019 20:01 37
Buy for 100 tokens
Весь Крым за 32 дня и около 10000 километров от дома до дома. Весь, за редким и незначительным исключением. Мы бы и весь объехали, но 32 дня не резиновые, а некоторые места такие прекрасные, что мы просто не могли заставить себя сорваться через одну ночь и ехать дальше... Я наконец созрела…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments