Мама Гремлина, Горыныча и Василисы (mama_gremlina) wrote,
Мама Гремлина, Горыныча и Василисы
mama_gremlina

Categories:

Такие разные Саши

В начале лета сосватали мне ученика. Со слов администратора, мальчик, перейдя в одиннадцатый класс, решил увлечься программированием и ему нужен преподаватель-консультант, потому что увлекся он конкретно Джавой, а в его школе такого слова нет. Ну отлично же просто! Джава - это то, что я люблю и умею. Увлеченные люди - то, что я люблю ещё больше и ещё лучше умею. Прекрасный ученик, подумала я и согласилась.

Акт 1


На первое занятие они пришли с бабушкой. Я не насторожилась. Взрослые часто приводят даже больших детей на первое занятие, чтобы оценить дорогу до места назначения, продумать логистику, прикинуть время и расходы, посмотреть в глаза репетитору, отсечь наличие в доме курящих, пьющих, бандитов и педофилов. Все понятно. Правда, обычно родители, познакомившись, либо уходят, либо сидят внизу, не мешая процессу, а в этот раз бабушка поднялась в кабинет чуть ли не вперед нас и устроилась... на полу около стола.

Уточнив, будет ли она в самом деле сидеть тут на полу, или ей удобнее будет перейти на диванчик... или вообще пойти за столик в садик, я пожала плечами и начала общение

- Здравствуйте, Александр. Я такая-то и такая, занимаюсь тем-то и тем-то. Расскажите мне о том, чего вы ждете от наших занятий
- ... джаву...
- Это понятно, мне уже рассказали, что вы увлеклись программированием и конкретно джавой. Но что бы вы хотели от меня? Проверить ваши наработки? Создать вместе с вами какое-то приложение, которое бы вы хотели разработать? Пройти со мной классический курс программирования, который мы даем студентам-первокурсникам? Подготовиться к ЕГЭ по информатике параллельно, чтобы потом поступить на программиста? Что?
- ... не знаю... я тут книгу читаю (называет)...
- Нормальная книга, не хуже других. Можно с неё начать. И у вас в результате прочтения возникли вопросы?
- ... нет... все понятно пока...
- Хм... А сколько вы уже прочли?
- ... ну... страниц сорок...

Только некоторая заторможенность членов этой компании не позволяет им замечать сползающее с моего лица воодушевление. Люди, знакомые с компьютерной литературой и её обычными общими объемами и способом размазывания информации по страницам, поймут сейчас всю силу, притягивавшую в тот момент мою руку к моему лицу... Делаю усилие, прогоняю вон сложившуюся до урока картинку идеального ученика, которая продолжает настойчиво стучаться в сознание, и решаю начать действительно с засовывания в человека классического курса программирования. Основы объектно-ориентированной парадигмы (программирование и проектирование параллельно), натянутые на синтаксис конкретного языка, в данном случае - джавы. Складываю в голове примерное содержание первого занятия и задаю последний вводный вопрос.
- Хорошо. Александр. Я примерно поняла, с чего мы начнем и чем будем заниматься. Последний вопрос: почему вы выбрали именно джаву?
- ... ну... я тут книгу читаю... мне друг дал...

И тут я понимаю, во что встряла.

Итак, человеку друг дал книгу. По джаве. Возможно, просто подержать. Возможно, хотел заинтересовать. Человек взял и начал листать. Родители (бабушка?) увидели у человека, у которого до этого кроме планшета с играми в руках ничего не было, книгу. По программированию! И радостно уцепились за возможность развить это полезное увлечение.

Ладно. Я оптимистка и трудоголик. За два положенных часа рассказываю товарищу начала объектно-ориентированной технологии, самые-самые, параллельно показываю нотацию UML для закрепления рассказываемого. Человек кивает - ему все понятно. Бабушка между делом бегает то в сад (потому что тут очень душно), то обратно (потому что там прохладно).
Вопросы о том, понял ли человек что-то на самом деле, по опыту знаю, пока задавать рано, поэтому в конце урока в оставшееся время показываю книги, которые неплохо было бы тоже почитать, и среду разработки freeware, которую можно не опасаясь установить на свой компьютер и работать честно. Особенно упираю на то, что программу надо обязательно установить на личный ноутбук, на нем делать все проекты, на нем завести возможность постоянной связи со мной по скайпу при отсутствии возможности личного присутствия на уроке или по почте для бесплатного решения экстренных небольших вопросов. Урок заканчивается. Я отдаю разрисованные схемами и ссылками на книжки и программы листочки, мой электронный адрес и логин скайпа, и отпускаю.
Бабушка вскакивает и начинает суетиться и сыпать вопросами:
- Саша, тебе понравилось? Марина Игоревна, он понимает? Саша, ты все записал?
- Я все записала и отдала
- Саша, ты в следующий раз придешь? Когда придешь? Завтра придешь?
- Подождите, подождите, завтра рано. Ему надо установить программу, попробовать в ней разобраться, завести почту (у него, оказывается, нет электронной почты), наладить скайп. Я думаю, мы ближайшую неделю вполне в состоянии пережить с почтой и скайпом, а потом, с накопившимися вопросами, Александр придет, и...
- Александр, ты понял? Тебе нужна почта! Марина Игоревна, а может, мы вашу почту возьмем?
- Я написала
- А, ну хорошо. Александр, ты все понял? Ты спроси, что ты не понял, пока мы не ушли! Марина Игоревна, он все понял?
- Думаю, большую часть понял.
- Тогда мы созвонимся, да?


Акт 2.


Ну, решили созвониться. Хорошо. В тот же вечер мне на адрес почты прилетело письмо от Александра с новосозданного ящика, в котором было дословно:
- Спасибо за урок. Телефон мамы: *********

Я ответила напоминанием о том, что надо сделать. Вернувшись из Германии, я напомнила, что уже прошла неделя, и можно рассказать мне о том, что сделано. Ещё через неделю я снова написала письмо и спросила, будем ли мы заниматься. И ещё через пару дней написала, что не очень понимаю, почему должна звонить по телефону маме, которую до сих пор никогда не видела, вместо того, чтобы по почте услышать от взрослого человека, что он больше не хочет заниматься со мной программированием. Ответа ни разу не получила, плюнула и забыла, мысленно перекрестившись. Сайту я перечислила с этого единственного урока процент, составляющий сумму, меньшую, чем стоимость урока, так что за эти два часа я даже не потеряла денег. Даже приобрела рублей 200. И полезный негативный опыт. Осталась, так сказать, в плюсе.

Акт 3


Но не тут-то было! На прошлой неделе раздается звонок.
- Это бабушка Александра! Мы потеряли ваш телефон, а потом вот нашли и звоним, чтобы спросить, вы не отказываетесь с нами работать?
- Я? Нет... это Александр не отвечал мне на письма...
- Ой, у него там почта заблокировалась, программа не запускается, в общем, у него там вопросы накопились, он сейчас сам вам расскажет и вы договоритесь (передает трубку Александру)

Глубоко вздохнув и набрав воздуха (как раз были трудные финансово времена), я имитирую радость и выдыхаю мотивационно и бодро:
- Здравствуйте Александр! Какие у вас накопились вопросы?
- ... ну... никаких... все понятно пока
- Да? А что вы успели сделать?
- ... ну... я книгу читаю... и про моделирование ещё смотрел...
- Отлично! У вас есть какие-то наработки? Мы можем их обсудить? Приходите с ноутбуком, например... завтра?

В этот момент абонент на другом конце провода снова меняется и бабушка начинает рассказывать, что ноутбук они взять не могут, потому что на нем программа не запускается (путем наводящих вопросов оказывается, что не запускается как раз среда разработки), ничего не работает, и вообще он грязный и с вирусами, но они могут взять мамин, но там бухгалтерские программы, важные очень, и поэтому наверное, его они тоже не могут, а нельзя без ноутбука?
- Понимаете, это же программирование... Без ноутбука можно, но это примерно то же самое, что заниматься чистописанием без тетрадки. Можно было бы заниматься на моем, но учитывая ваши проблемы с вирусами, я не рискну вставлять в мой ноутбук ваши флешки... Можно было бы передавать информацию по почте, у нас дома вай-фай, но учитывая ваши проблемы с заблокированной почтой...
- Да... мы понимаем... Ну все-таки, можно без ноутбука?

А плевать, думаю я. Можно. И так и отвечаю. Можно без ноутбука. Буду программировать сама на своем ноутбуке и показывать, что вышло. Хозяин барин. Так и говорю. Договариваемся на вечер. Начинаю ждать. За час до времени - звонок:
- Знаете, мы подумали... наверное без ноутбука все-таки нет смысла. Давайте мы ему в выходные купим новый ноутбук и приедем в понедельник? А может быть вы и выбрать поможете?
- Нет, выбрать точно не помогу. Я специалист по программам, а не по технике. Но если это единственное решение проблемы, то покупайте. Только на этом ноутбуке должна быть установлена среда разработки.
- Хорошо. Мы купим и он обязательно установит.


Ладно, договорились на сегодня. Назначили время. Оно прошло четыре с половиной часа назад. Звонков, писем, сообщений в скайп я не получала все три дня с момента прошлого разговора. Пожелайте мне там уже все, чтобы они решили от этой идеи все-таки отказаться, а? Как-то мне не по себе от гипотетической возможности выслушать четвертый акт этой комедии...

А вот какие ещё бывают Саши: тыц и тыц.
Tags: люди, недоумение, преподавательское
Subscribe
promo mama_gremlina december 30, 00:12 21
Buy for 100 tokens
Пора возвращаться в живой журнал, грядут длительные каникулы, прерываемые лишь дважды экзаменом очных магистрантов и защитой заочников. Напишу себе план, чтобы не было повода прокрастинировать 1. Завтра напишу про книги декабря 2. Послезавтра про итоги декабря. Итоги года…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 19 comments