?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Аннотация обещает, что "наследие Юлии Ивановны Фаусек - первой монтессорианки в России - в полной мере может быть оценено именно сегодня, так как оно очевидно доказывает простую истину, давно признанную значительной частью цивилизованного мира. Она в том, что система... универсальна и требует минимальной социо-культурной адаптации, если общество готово принять ребенка как равноправного, но развивающегося (и потому не похожего на взрослого) человека"

Но я настолько наглый препод, что с этой аннотацией буду спорить. Как в общем, так и по частным деталям. Первое и самое главное мое возражение заключается в том, что универсальных систем нет. Безусловно, система Монтессори, как минимум потому, что есть успешные примеры её применения, подходит некоторой части детей. Внимательно прочтя книгу, я бы рискнула предположить, что основные черты детей, которым она хорошо подходит и способна откорректировать особенности личности и привести к успеху в будущем следующие:
- тревожность (возможно, переходящая в невротизм) и капризность
- отсутствие изначально ярко выраженной творческой компоненты (система учит её успешно имитировать)
- отсутствие в жизни ребенка ярких простых впечатлений (в частности, просмотр мультфильмов, игры на планшете и т.д.) и элементов обучения по другим системам за пределами сада.
Ребенок, для которого выполняются все три условия, для системы Монтессори подходит, имхо. Ребенка с ярко выраженным творческим началом система "усреднит". Изначально спокойному и рассудительному ребенку будет избыточна и, возможно, скучна. Ребенка, у которого в доступе простые и яркие развлечения типа планшета - не заинтересует и будет бесполезна.

Я думаю, что идея об универсальности пришла авторам потому, что система появилась в начале прошлого века. В преддверии и сразу после первой мировой войны уровень тревожности был высок не только у детей, но и у взрослых, яркие развлечения нужно было "добывать", а выявить и развить творческое начало ребенка до начала обучения в саду мало у кого из родителей хватало времени, знаний и сил. Кроме того, некоторый набор навыков и умений, которыми обладают далеко не все дети, система даст любому. Вот только многим другая система подошла бы больше и дала бы больший спектр этих самых навыков и умений. Хотя, возможно, и совершенно других...

Впрочем, далее стоит возражать (а иногда и соглашаться) уже с конкретными особенностями этой системы. Сначала я просто выпишу наиболее зацепившие меня высказывания из первых трех глав книги и прокомментирую.

О внимании


Главная цель сенсорного воспитания - не обострение чувств, а упражнение интеллекта.
Спорно. Дети сделаны не по одному шаблону, кому-то обострение чувств не нужно (и так хороши), кому-то (с незначительными аутическими отклонениями, например) бесполезны (все равно не поможет), а кому-то очень даже не помешают.

Ребенок способен к самопроизвольному развитию, которое складывается по естественным законам. Чтобы внутренняя организованность совершалась правильно, надо, чтобы во внешней среде ребенок находил нечто организованное. Второе условие - свобода. Свобода выбора предметов и времени работы с ними.
Насчет первой части согласна на 100%. Это один из общесистемных законов - закон окружения. Система развивается в соответствии с законами окружающей её внешней системы, частью которой она является. Если вокруг ребенка хаос, с высокой степенью уверенности я гарантирую, что хаос будет и у него внутри. Причем здесь речь идет и о режиме дня, и о порядке пространства, и об упорядоченности речи и действий окружающих взрослых.
А вот вторая часть вызывает сомнения. Есть дети, которых надо направлять. Хотя бы первое время. Иначе он будет выбирать самое легкое всегда. Есть дети, которых надо ограничивать, иначе они получат сенсорную перегрузку и вся полученная информация вывалится. А есть, которых не надо ограничивать, а наоборот, после того, как они решили, что уже устали, напрячь ещё немножко. И для каждого ребенка это все определяется индивидуально.


Третье условие развития внимания - подготовка умственных центров в отношении к внешнему предмету, это внимание вызвавшему. Четвертое условие - интерес.
И не поспоришь, да? Мотивация (это первая часть) и заинтересованность - это важно. Но я считаю, что и то, и другое у ребенка маленького можно вызвать, спровоцировать. Иногда можно и у более старших, но гораздо сложнее (и в некоторых случаях все-таки уже поздно). Малыша же заинтересовать можно чем угодно, было бы желание у взрослого. Нужно ли - другой вопрос. Я склоняюсь к тому, чтобы все-таки в большинстве случаев соглашаться с Монтессори и если ребенок проявляет мотивацию и интерес хотя бы к чему-то, дать ему заниматься именно этим. Если же ни к чему, тогда уже задача воспитателя - определить стратегию обучения.

Развитие интеллекта


Мир обрушивает на ребенка колоссальное количество впечатлений. Он живет в хаосе, в котором его ум тщетно бьется, взывая к порядку. Ему непонятно, страшно и странно. Бесконечные "почему", так радующие родителей, возможно, являются симптомами поиска выхода из этого страха. А взрослые ещё могут и усугубить, давая непосильные для уразумения ответы.
И вот тут мы подходим к разделению всех людей мира на две большие группы. Тех, кому в непонятной ситуации страшно. И тех, кому в ней интересно. Исполнителей и исследователей. Первым подойдет система Монтессори, действительно способная избавить их от этого страха. Вторым - не подойдет, потому что лишит стержня, смысла существования. К какому типу относится конкретный малыш? Надо смотреть и экспериментировать. Мои оба - ко второму (как и я сама, и мой муж), но я видела и примеры малышей первого типа. Замечательных, умных, добрых, но пугающихся нового. Им система помогла бы. Жаль, что я не могу повлиять на их родителей, потому что они сами самые умные

Бесконечные капризы и страх, часто заканчивающиеся сном - результат утомления от валящихся на ребенка в беспорядке впечатлений.
Вот, один из способов различить, к какому типу относится ваш малыш. Капризничает, навпечатлявшись - первый тип. Веселый, бодрый, хочет ещё - второй. Что касается сна, снова спорю. Сон - лишь способ переработки впечатлений у детей обоих типов. Во сне мы систематизируем и структурируем полученную информацию, причем не только в детстве, но и во взрослом возрасте. Кроме того, мои примеры малышей, чувствующих себя в хаосе нового неуютно, наоборот, засыпают после калейдоскопа впечатлений хуже, чем обычно.

Монтессори предлагает на сенсорном учебном материале давать детям возможность различать и классифицировать. Форму, цвет, вес, запах, температуру, звук. Различаются не сами предметы, а их качества. И это позволяет упорядочить мир, видеть знакомые формы, цвета и т.д. в предметах окружающей реальности
Согласна, почему бы и нет? Непонятно только, почему авторы системы настаивают на конкретном наборе учебных материалов и на том, что этот набор нельзя расширять и изменять. Опять-таки, есть дети, которым легче учиться "от красного цилиндра к поиску красных и цилиндрических предметов вообще", а есть, которым удобнее выделить понятие красного цилиндра как раз на примере множества предметов, обладающих этими свойствами. Те же самые две группы, о которых я писала выше. Причем так как нет детей, строго определяющихся тем или иным типом, все мы - смешанные персоны, значит, имеет смысл обучать итеративно, двигаясь то в одном направлении (от шаблонов к реальности), то в другом (от реальности к шаблонам).

Один из отличительных признаков развитого интеллекта - скорость реакции.
Да, несомненно. Только скорость в реакции на многократно отработанные повторяющиеся стимулы - это не интеллект, а результат натаскивания (то, чем грешат и некоторые современные школы, типа Кумон). Многие дети требуют совершенно другого подхода - им надо предлагать разнообразие стимулов, добиваясь формирования не реакций на конкретные простые задания, а формирования целостной картины, системы нейронных связей, позволяющих решать сложные, развернутые, разветвленные задачи. В том числе новые, ранее не решаемые. Да, скорость сначала у них будет страдать по сравнению с теми, кого "натаскивают". Но рано или поздно они обгонят. Значительно.


Творчество находит свое развертывание в порядке.
Нет. Категорически. Творчеству нужен хаос. Нет, порядок тоже нужен. Парадоксально. Если попытаться кратко объяснить, то дело в том, что сначала мы должны упорядочить мир, чтобы понять, как он работает. А потом, смешивая его части, превращая в частичный хаос, найти новую комбинацию. Так работает "поиск в ширину" - ассоциативный дивергентный поиск. Аккуратно же перебирая упорядоченные детали мира, "поиском в глубину", мы рискуем лишить себя большей части прекрасных вариантов, найдя первый же, показавшийся нам интересным и прекратив перебор.
На пальцах: хотите развить творческую компоненту ребенка (если уверены, что она в нем есть)? Дайте ему размазать краски по стене ванной, уложите спать, а на следующий день внимательно наблюдайте за эффектом


Одно из характерных свойств дидактического материала Монтессори - возможность контроля ошибок - вызывает самую высокую активность интеллекта. То есть, задания невозможно решить неправильно, не предусмотренным способом.
Спорно. Многим подойдет, направит, упорядочит. Но другой части детей, наоборот, целесообразно предлагать задания, имеющие несколько правильных решений. Кому-то в целях убережения его от слез и истерики, если найти единственный правильный вариант ему будет сложно, а раз вариантов несколько, то за любой из них мама похвалит, мотивируя и заинтересовывая в дальнейшем обучении. Кому-то - в целях развития системного мышления, требуя найти не одно, а все (или хотя бы несколько) вариантов решения задачи. Последний вариант - это система Петерсон, кстати, рекомендую.

Без сомнения, существует глубокая разница между пониманием и выучкой рассуждений других и возможностью самостоятельного понимания.
Здесь Монтессори нападает на классический вариант обучения "рассказать, как оно есть на самом деле". Да, действительно, у них все материалы сформированы так, чтобы ребенок понял сам. И несмотря на то, что я считаю, что большинству детей не нужны эти цилиндрики и шершавые разноцветные бумажки, чтобы "понять самому", а достаточно просто грамотного и внимательного изучения обычной реальности в присутствии компетентного родителя, который будет только направлять и поддерживать, но не красть возможность самостоятельного понимания, тем не менее, эту позицию Монтессори я понимаю и уважаю. С одной оговоркой. Все-таки в редких случаях есть необходимость дать какой-то никак не желающий выкристаллизоваться факт в готовом виде. Просто чтобы иметь возможность двинуться дальше. Но, конечно, не сразу. После долгих и безуспешных попыток натолкнуть ребенка на него самостоятельно и с разных сторон.

О морали

Есть два типа уважения. Одностороннее, основанное на принуждении, и кооперативное, взаимное, когда индивидуумы рассматриваются как равные. Первый тип - между ребенком и взрослым. Второй тип существует между детьми. Ну или должен существовать, если отношения выстроены верно.
Согласна, это идеальная история. Именно так, мне кажется, и надо строить отношения в том числе в семье. Сверху вниз между поколениями и горизонтально - внутри поколения.


Добро и зло почти совпадает с понятием полезного и вредного для человека.
Мы лучше поймем этот постулат, если вспомним, что примерно в то время было модным понятие "разумного эгоизма". И, собственно, после Чернышевского мне тут и сказать-то особо нечего.

Мы, взрослые, являемся стимулами, упражняющими зарождающееся чувство морали. Наше поведение моделирует поведение ребенка. Если мы пытаемся внушить ребенку элементы морали, которые нам самим чужды, возникнет противоречие. В частности, как мы можем говорить о свободе личности, если считаем ребенка своей собственностью
Ну что, в целом согласна. Поведение взрослого должно совпадать с тем, что он говорит ребенку. Хотя и тут мы должны вспомнить случаи, когда ребенок вырастает не "по образу и подобию", а "вопреки, назло" родителям. Например, родители - приличны до ханжества, а ребенок идет в протест, панкует и бродяжничает. Или наоборот, родители пьют и "живут на пособие", а ребенок не берет в рот ни капли спиртного и достигает серьезных успехов. Сложно это все. Видимо, мы многих процессов не понимаем. Упрощая, наверное, стоит сказать так: надо служить ребенку примером, но сильно этот пример не педалировать, не настаивать. Как-то так.

Счастливы те дети, для которых их взрослые - авторитетны. У них они ищут разрешения мучающих их вопросов.
Да, с одной оговоркой. Эти взрослые должны заслуживать быть авторитетами, быть компетентны. Несчастны те дети, для которых авторитетом является их брутальный папа с пивом на диване перед телевизором... И счастливы те, в головы которых в этой истории может закрасться мысль, что не такой уж это и авторитет, и вполне можно эту модель поведения и не примерять на себя.

Жалобы ребенка на других членов детского коллектива показывают, как ребенок овладевает правилами и осознает их. Ребенок не желает причинить этим вред провинившемуся, он просто пытается найти подтверждение правилу, проверяет его.
Здесь согласна. Многие дети именно поэтому и "ябедничают". Я тоже не вижу особой проблемы в этом. Но тут надо отличать, конечно, жалобу-проверку и жалобу-месть. Это обычно видно.

Как часто вместо ласки и нежности окружаем детей суровостью и холодным обращением! Редко ласкаем их, боясь сделать слишком чувствительными, стараясь закалить их характер и приготовить к жизненной борьбе.
Верно. Нельзя бояться брать на ручки, обнимать, утешать. Этим невозможно повредить. Полностью согласна.

Но вредна как суровость, так и слишком легкомысленное отношение, как к игрушке.
И здесь верно. Лаской не повредить, а бессмысленным затискиванием - можно. Или преуменьшением важности детских переживаний. Он, допустим плачет, а мы вместо серьезного вхождения в его боль, утешения - умиляемся и хихикаем над смешной плачущей мордашкой. Согласна с Монтессори.

Различается три вида детской лжи. Неосознанная - смешение реальности и грез у очень маленьких детей. Искаженное воспоминание. Полусознательная - фантастические вымыслы, которым сам ребенок верит лишь частично, сознает, что лжет, но опьяняется словами и не может остановиться. И сознательная - из жадности, из гордости, в корыстных целях. Первая с возрастом проходит. Вторая может сделать из ребенка болтуна, фантазера. Нельзя ей умиляться, с ней надо бороться. В том числе взрослый должен следить за тем, чтобы самому не искажать события при передаче. Третья - самая тяжелая и опасная. Пресекать категорически.
Первое пройдет - согласна. И первое вредно - согласна. Разбираться в реальности надо. Смешивать фантазию и бытие нехорошо. С немедленным пресечением третьего вида - согласна. С тем, что взрослому надо, рассказывая о реальных событиях, следить за достоверностью - согласна. А вот с тем, что фантазии ребенка надо тоже пресекать (второй вид лжи) - нет. Может вырасти болтун, а может - поэт, писатель, сказочник, художник. Другое дело, что надо отделить этот вид четко от третьего. Если ребенок придумывает драконов и принцесс из любви к искусству - это одно. Если ради получения выгод (умиление взрослых, похвала, авторитет у сверстников) - совсем другое...

Институт "юных дарований" и система отличников дает почву для тщеславия, самомнения и зависти. Теряет смысл стремление к самосовершенствованию и сохраняется лишь в отдельных личностях, обладающих врожденными моральными качествами. Дети учатся не ради учения, а ради оценок, грамот. Тяжелее всего тем, у кого ярко выраженная склонность к чему-то одному, а к другому способностей нет, и из-за этого они оказываются в ряду слабых, хотя на самом деле в своей сфере сильнее многих отличников...
Нет, нет, все не так. Нет детей, совсем не способных к любому предмету. Любого ребенка можно и нужно научить на четверку-пятерку всем предметам школы. По крайней мере относительно математики-физики я это гарантирую. При этом, конечно, основной упор надо делать на то, что ему интересно, к чему он более склонен. Но быть отличником/хорошистом совсем не сложно. И никакой зависти не будет, если все дети будут успевать по всей программе, но каждый будет лидером в чем-то своем. Но без оценок нельзя. Они - ориентир. Как ещё ребенок должен понять, что он где-то недоработал?

Чтобы ребенок мог держать вещи в порядке, надо, чтобы их было ограниченное количество. То же касается интеллектуальных возможностей ребенка: не надо его перегружать.
Хм, ну с некоторыми оговорками - да. Ограниченное количество вещей вокруг и знаний, вкладываемых в малыша - это правильно. Но это количество должно расти со временем, и внимательный взрослых должен замечать, когда можно и нужно "догрузить" ребенка. Заваливать его игрушками неверно. Но и ограничивать одной куклой, машинкой и тремя кубиками - тоже неверно. То же и с интеллектом. Может, берет - дай. Начинает путать и отвлекаться - тормози, иногда даже сдай назад.

А теперь я чего-то устала, кроме того мне пора укладывать Игоря, и можно я допишу остальное завтра, да? Осталось две больших раздела, теория детского сада Монтессори, которую я попытаюсь изложить более методично и, соответственно, практика, откуда попробую выложить наиболее интересные методики, так сказать, наиболее "универсальные".
promo mama_gremlina август 10, 18:15 60
Buy for 20 tokens
Вопреки здравому смыслу и правилам начну с оглавления. А потом по мере сил и времени буду подкладывать тексты про города, музеи и переезды под выделенные красным слова. Оглавление пока положу в свой промо-блок, чтобы не потерялось. Итак, сначала общие данные. Мы проехали 9335 километров. По плану…

Comments

( 6 comments — Leave a comment )
zobrik
Jul. 30th, 2016 10:01 pm (UTC)
поздравляю, ты начала об этом писать! интересно почитать, спасибо!
mama_gremlina
Aug. 1st, 2016 09:16 am (UTC)
Пожалуйста! И спасибо за поздравление, это было трудно :)
Дальше должно быть легче
lolyes
Jul. 31st, 2016 05:23 am (UTC)
Очень интересно! Спасибо, что делитесь своими мыслями и наблюдениями!
mama_gremlina
Aug. 1st, 2016 09:16 am (UTC)
С удовольствием продолжу, скорее всего, сегодня положу вторую часть
varfolomea
Jul. 31st, 2016 04:15 pm (UTC)
спасибо! увлекательно и жизненно, нравится!
mama_gremlina
Aug. 1st, 2016 09:15 am (UTC)
Спасибо за оценку! Я продолжу, вот только пару рабочих дел продвину
( 6 comments — Leave a comment )

Profile

mama_gremlina
Мама Гремлина, Горыныча и Василисы

Latest Month

February 2018
S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728   

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow