?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Продолжение, начало здесь. Прямой текст - цитаты из книги (иногда сокращенные или переформулированные без потери смысла), курсив - мои комментарии.

Только тщательно продуманная педагогическая система, представляющая совокупность приемов, объединенных определенными руководящими идеями, основанная на научном методе наблюдения и эксперимента и использующая данные всех наук, изучающих человека, может приблизить нас к заветной цели - управлению психо-физической эволюцией человеческой особи.
Красивая формулировка. Все учтено. Кроме одного важного факта: люди разные, и дети разные, и никакая тщательно продуманная система не может подходить им всем без исключения. Хотя, как я уже говорила в предыдущем тексте про эту систему, есть категория детей, которым она подойдет as is, а есть, которым подойдут отдельные методики, вырванные из контекста (хотя Монтессори этого и не рекомендует делать).

Нужно с одной стороны предоставить свободное развитие творческим и организующим силам организма, с другой - экономизировать психическую энергию человека, запас которой не неистощим. И в интересах этой экономии следует отвергнуть проведение ребенка через все фазы развития человечества. Все, что может быть удалено, должно быть удалено из онтогенезиса.
Спорю по двум пунктам. Первый - об истощимости психической энергии. Если не для всех, то как минимум для части людей мира действует принцип возобновления психической энергии. Причем, как и в случае тренировок спортсмена, чем больше тратишь сегодня, тем больше сможешь потратить завтра. Таким людям экономить энергию не только не нужно, но и нельзя. В целях развития. Второй - об удалении лишнего. Монтессори сама пишет дальше, что "каждая личность приходит к развитию своим особым путем". Так как же можно универсально удалить все лишнее для всех личностей сразу? А вдруг именно этой личности как раз и нужно пройти, хотя бы выборочно, тем же путем, каким шло к открытию человечество? Неужели никакой ребенок никогда не спрашивал "а как это поняли?", "кто это придумал?"..

Для осуществления своих педагогических целей Монтессори предлагает метод самовоспитания ребенка в организованной обстановке. Цели же воспитание дошкольника преследует следующие:
1. Упорядочение личности ребенка и выработка координированных психо-физических реакций
2. Развитие всех внешних чувств
3. Через воспитание внешних чувств развитие психических функций, особое внимание уделяя слабейшим - вниманию, интеллекту, воле
4. Воспитание высших интеллектуальных эмоций (интерес к труду, радость от совершенства), этических и эстетических чувств
5. Избежание односторонней чрезмерной культуры воображения
6. Развитие языка
7. Развитие навыков и потребностей в самостоятельной работе и самообслуживании в пределах, соответствующих психо-физическим силам ребенка
Я буду спорить насчет того, что слабейшие функции - внимание, интеллект и воля. Я знаю людей с врожденными железобетонными этими функциями. И знаю тех, в ком их действительно стоило воспитывать. Упорядочение личности - полезно, но следует понимать, что для каждой личности годится свой собственный порядок. Воспитание высших эмоций - прекрасно! Это очень важно, получать удовольствие от труда, от познания, от совершенства. А вот эстетические чувства Монтессори, как должно быть показано ниже, понимает несколько по своему, не так, как, например, я. Чрезмерная культура воображения вредна большинству будущих хороших людей, так как будет отвлекать от работы. Но какой-то части гениальных творцов она необходима. Вопрос в том, как распознать в своем ребенке просто хорошего человека и не давить его развитием этой чрезмерной культуры воображения? В целом же задачи и цели позитивные, достойные. Посмотрим, как их предлагается достигать...

Дидактический материал Монтессори имеет прямой целью воспитание всех чувств, косвенной - упражнение всех сторон психической активности ребенка. Основной принцип воспитания чувств - изолированность. Вплоть до закрывания или завязывания глаз при осязательных упражнениях или затемнения помещения во время "урока тишины".
А вот это мне нравится. Не как аксиома, а как вариативная методика. То есть, иногда трогаем предметы с закрытыми глазами, а иногда - с открытыми. Мне зато не нравится, что Монтессори настаивает на "математической точности, с которой выверен дидактический материал" и невозможности использовать его иначе, чем она предлагает, а также изменять и расширять набор наглядных пособий.

Важнейшая особенность и достоинство материала заключаются в том, что он содержит в себе контроль ошибок, иногда механический, иногда психологический.
То есть, Монтессори предполагает, что у каждого задания есть только одно правильное решение. Что подходит для воспитания компетентного и грамотного профессионала-исполнителя, но не подходит для будущего творца-созидателя.

Необходимо воспитать такое многообразие и гибкость интересов в человеке, чтобы в каждой работе могла быть усмотрена интересная проблема, требующая самостоятельного творческого подхода.
Здесь речь идет о том, чтобы научить ребенка интересоваться любыми видами деятельности, с увлечением выполнять работу любого уровня сложности (или простоты). При этом очень любопытно раскрывается понятие творческого подхода. Конкретные примеры показывают, что под творчеством авторы понимают, например, умение разложить и обвести фигурки-шаблоны на листе бумаги с целью получения орнамента, но, например, "несовершенному в художественном смысле рисунку лошади с рогами" категорически отказывается называться творческим продуктом... Если честно, с первой частью я согласна. Надо, обязательно надо приучить ребенка выполнять любую работу, не выбирая то, что ему более интересно. В жизни будет не только интересное. Поэтому мои личные дети и штриховали, и "писали палочки", и перебирали ягоды. Но не всегда имеет смысл искать в этой работе творчество. Иногда можно просто взять и сделать рутинное дело, чтобы потом этим самым творчеством заняться. И конечно, лошадка с рогами - самое что ни на есть творчество, вне зависимости от качества исполнения :)


Способность длительно удерживать в фокусе сознания одни впечатления и задерживать вторжение других только немногим дана от природы, у остальных она должна быть воспитана. Овладение этой функцией в детстве представляет огромный выигрыш и значительную экономию сил организма.
Согласна на 100%. Это нужно всем, и исполнителям и творцам. Правда, каждому ребенку это прививается в индивидуальном порядке. На кого-то надо надавить и заставить продолжить занятие, когда он уже готов сорваться и бежать. Кого-то, наоборот, в нужный момент оторвать и переключить. А самое главное, это должно быть систематично и последовательно. Во всем, то есть, не только в обучении. Детей надо учить заканчивать дела, независимо от того, что это за дело: рисунок лошадки или суп в тарелке. Разницы нет. Есть возможность закончить дело не "вотпрямщас", если внимание категорически рассеялось и никаких шансов на немедленное завершение не остается, а позже, но закончить надо обязательно.

Параметры учебного материала (объем, размер, цвет и т.д.) установлены экспериментально и рассчитаны на повторные реакции со стороны дошкольника. Поэтому недопустимы произвольные варианты материала.
Хорошо, экспериментально. Но ведь не такая уж большая была у Монтессори выборка! Даже если она поработала с 200 детьми, этого катастрофически мало для получения общих выводов. А если учесть, что с каждым поколением параметры "правильных" внешних воздействий, даже если они и есть, должны очевидным образом модифицироваться, то в этих установленных раз и навсегда значениях нет никакого смысла. А вот смысл в экспериментальной проверке параметров материала для каждого ребенка как раз есть, и очень большой.

Монтессори не торопится напитать дошкольника возможно большим количеством знаний. Не стремится ознакомить ребенка не только с окружающим миром, но и с историей человечества и т.д. Ребенок не сможет усвоить все ему передаваемое, и таким образом будет бессмысленно расхищена драгоценная психическая энергия
Вот именно здесь надо быть очень осторожными. Да, есть люди с ограниченным и трудно восполняемым запасом психической энергии. И (если абстрагироваться от того предположения, что этот ресурс, как и мышечные возможности тела, например, можно натренировать) им, конечно, информацию надо дозировать. Причем выбирать именно ту, которая в дальнейшем сложится в систему, пригодную для деятельности. Именно такие школьники должны как можно раньше переходить на систему выбора дисциплин и сокращения объема не выбранных. Именно они должны после девятого класса уходить в колледжи и техникумы, чтобы потом, возможно, поступить на старшие курсы вузов, минуя первые, общеобразовательные. Но они не составляют подавляющего большинства! Многие люди восполняют свою энергию быстро и эффективно (а если нет, то для них можно придумать и посоветовать способ такого восполнения). И этим людям нужно давать больше, больше, ещё больше. Пусть возьмут не полностью, пусть возьмут 5% от переданного, но ведь 5% от миллиона несравненно больше, чем 100% от ста!
В частности, например, в своих университетских курсах, справедливо предполагая, что те, кто сидит передо мной, раз уж они находятся в высшем учебном заведении, либо относятся ко второму типу, либо зря сюда попали, как раз реализую стратегию "дать как можно больше". И это работает. Те, кто зря поступил в вуз, конечно, страдают и в результате отчисляются или уныло тянутся с тройки на тройку, но большинство тащится и потом со слезами благодарности вспоминают наши занятия :)
А вот с учениками-школьниками я каждый раз принимаю решение индивидуально: давать ему больше-больше, или давать ему "строго столько, сколько нужно для"


Монтессори умышленно избегает превращения продуктов природы в дидактический материал для изучения цветов, форм, размеров, для обучения счету и т.д. Так же в качестве дидактического материала не используются игрушки. Причина - нечеткость, неопределенность, смешение признаков.
Здравое зерно есть. Но опять-таки, подходит не каждому. Кому-то подходит. А кому-то проще и полезнее искать красное-желтое в осенних листьях, различать оттенки, учиться принимать решение, когда же одно начинает переходить в другое и т.д. Надо принимать решение об образовательной стратегии для каждого индивидуально. Путем экспериментов, да. Предложить то, предложить другое, посмотреть, на что реакция лучше - и вперед.

Монтессорское дитя воспринимает объекты как некоторое единство, осознает отдельные свойства, но превращает их в многостороннее единство. Предмет не распадается на признаки, но обладает этими признаками.
Это да. Цилиндр, большой, зеленый, гладкий, холодный. Анализ, который превращается в синтез. Системный анализ. Эти дидактические материалы бывают очень полезны. И ими не стоит пренебрегать ни для каких детей. Пусть они будут. Но совсем не обязательно только они.

Для установления прочной связи между словесным символом и чувственным восприятием руководительница "ведет счет словам своим", говорит во время урока только необходимые слова.
Да! О да! Как этого не хватает большинству учителей! Только нужные слова, без паразитов, без воды, без лишних повторений, только нужное, только то, что передает информацию! Согласна, за одно это предложение - прощаю Монтессори всю её странную убежденность в универсальности предлагаемой системы!
Косвенное подтверждение тому, насколько все плохо в этом смысле в нашей реальности заключается в том, что приходящие ко мне, "ведущей счет словам", студенты, ученики и просто новые люди первое время... фильтруют мои слова! Они привыкли, что люди говорят лишнее и по умолчанию слушают "через слово". Но я-то говорю только нужные слова, и получается, что слушающие просто теряют часть информации, пока не привыкнут к моей речи...


Физическая чистоплотность - первая ступень эстетического воспитания. Точность в работе и в речи - необходимая предпосылка честности, а неряшливость - благоприятная почва для лживости.
А вот соглашусь! По обоим пунктам. И даже комментировать особо нечего - правда, и никуда не денешься. Тот же самый, уже ранее упомянутой общесистемный закон окружения тут работает.

В детском саду Монтессори ведутся лишь индивидуальные уроки и отвергаются групповые занятия. Поэтому в саду Монтессори нет соревнования в успешности, а также можно индивидуальным образом подойти к вопросу утомления дошкольника. Групповые занятия - прегрешения против требований психической гигиены.
Индивидуальные занятия должны быть обязательно. Именно для решения вопроса об индивидуальном утомлении, да. Но я бы не стала полностью отвергать групповые. Есть дети, кому для правильного развития обязательно нужен элемент соревновательности, и их не так уж мало! А есть дети, кому обязательно нужна поддержка коллектива (но не соревнование), и для них всегда можно построить занятие так, чтобы соревновательность исключить, а коллективную работу обеспечить. Кроме того, всегда можно вложить в групповое занятие тот минимум, который не утомит никого, а потом продолжить с каждым индивидуально.

Индивидуальный урок заканчивается, когда ребенок усвоил небольшой кусочек знания или когда воспитательнице станет ясно, что до этого знания он ещё не созрел. В последнем случае следует воздержаться даже от исправления ошибок.
Я полностью согласна с тем, что если стало понятно, что ребенок не дозрел, надо занятие немедленно прекратить и возобновить не раньше, чем через продолжительное время. Но при этом ошибку надо исправить. Ненавязчиво, неназойливо. Один раз. Просто для завершения. И вернувшись через месяц-два к этому знанию, возможно, стоит начать именно с того, что в прошлый раз вызвало ошибку. Возможно, так как "Штирлиц знал, что запоминается всегда последняя фраза", это поможет ребенку сразу настроиться на правильные действия.
И кроме того, я считаю, что есть определенное количество детей, с которыми после усвоения одного кусочка знаний можно вполне попробовать усвоить ещё какой-то кусочек. Возможно, в другой области. Или в той же самой. Определить правильное время окончания занятия - творческая задача, и её решение индивидуально для каждой тройки "ребенок-знание-учитель". То есть, с одним учителем и некоторой областью знаний ребенок может работать три часа, а с другим - несколько минут, после чего надо завершать.


В процессе работы на дидактическом материале Монтессори дошкольник обучается письму, упражняясь в обведении вкладок и штриховке, повторении контуров. Поэтому у большинства детей, прошедших детский сад Монтессори, прекрасный и твердый почерк.
Согласна. Хорошие упражнения, никому не повредят. Кто-то их любит и сам желает, для кого-то это скорее упражнение в выполнении скучной рутины, но включить эти занятия в обучение любого ребенка будет не вредно.

Слабая детская память обнаруживает изумительную силу и точность, если жизнь ребенка протекает упорядоченно, в организованной обстановке. Напротив, неупорядоченный ребенок всегда отличается слабой памятью. Он не в состоянии воспроизвести свои действия во временной последовательности, не способен их описать.
Но позвольте! Упорядоченный ребенок тоже с высокой вероятностью этого не сможет, если его вытащить из его организованной обстановки. Здесь речь идет не о памяти, а о "натаскивании" ребенка на вербальное воспроизведение воспоминаний, которые каждый день у него одни и те же. Упорядоченность нужна, но совсем не для памяти, а для систематизации мышления. Память развивать, как мне кажется, как раз надо с помощью событий, выдвигающихся за пределы ежедневного контекста...
Впрочем, для детей с изначально слабой памятью, рассеянным вниманием и прочими незначительными отклонениями от неврологической нормы, это подойдет. В смысле, с этого нужно начать, но обязательно при завершении первых шагов коррекции начать развивать и расширять упорядоченность режима


Ребенок в процессе личной творческой активности приводится к убеждению, что каждое задание может быть выполнено хорошо или плохо, и что одни средства ведут к цели быстрее, чем другие. В процессе работы у ребенка развивается настойчивость, укрепляется вера в себя, уверенность в умении и возможности действовать.
Очень важно показать ребенку разные средства, позволяющие достичь цели разными способами. Согласна. Но с развитием идеи о том, что каждое задание может быть выполнено хорошо или плохо, и хорошо - это правильно, а плохо - нет, я согласна не полностью. Да, есть категория детей (и вообще людей), которых надо тыкать носом в некачественно сделанные вещи и заставлять переделывать. Но есть и категория перфекционистов, в которых, наоборот, надо вложить идею о том, что лучше хоть как-то сделать вещь, чем бесконечно долго стремиться к совершенству (или вообще отказаться от идеи делать, потому что понятно, что совершенство пока недостижимо). Я сама достаточно поздно научилась наступать на горло перфекционизму, и поэтому отчетливо вижу, насколько важно распознать это в ребенке и научить его отказываться от совершенства в пользу скорости. Монтессори же, наоборот, считает, что если ребенок не в состоянии сделать идеально, то лучше ему пока вообще этого не делать. Спорно.

Среди приемов Монтессори есть два, направленные на воспитание воли. Это урок тишины (дети сидят молча, не разговаривая и не шумя, сколько смогут) и "хождение по веревочке" (дети ходят по обозначенному кругу в темпе, задающемся музыкой). Последнее упражнение особенно важно ещё и потому, что наиболее благоприятным периодом для овладения координацией движений является дошкольный возраст.
Почему бы и нет? И то, и другое упражнение - прекрасны. Но почему только они? Почему именно круг, можно и не круг. Чем концептуально отличается хождение по кругу от прыжков по классикам? Или более сложной ритмике и танцам? Как по мне так ничем, и и то, и другое вполне можно использовать для овладения координацией движений. А начать можно с хождения, почему нет. Урок тишины же - вообще находка. Прекрасный способ научить дисциплине и развить волю. Но без злоупотреблений, конечно.

Только упорядоченные личности с уравновешенной эмотивной сферой, ясным интеллектом и твердой волей умеют правильно оценивать и предотвращать опасность, и поэтому бесстрашны в истинном смысле слова. Человек отважен, когда может осознать причину явления, порождающего страх, когда ему ясны пути и средства к её устранению. Ребенок же обычно беспомощен и чувствует это. Страхи его обычно обуславливаются жуткими образами, которыми полны... сказки. Всякое упражнение создает проторенные пути, и "гимнастика страха" при чтении сказок обуславливает привычное предрасположение к страху, которое нелегко вытравить впоследствии.
В детском саду Монтессори отсутствие сказок наряду с наличием уроков тишины представляют собой ценные профилактичекие меры борьбы с детскими страхами.
Ох, вот тут я совсем растерялась. Сказка - это же очень важно. Почему мы цепляем оттуда страшный образ Бабы-Яги, но совсем не говорим о благородстве, любви, самопожертвовании, милосердии, которыми они наполнены? А сострадание к несчастному Колобку, тренировка милосердия, желание исправить, рассказать по другому, поменять конец? Но даже страх - это тоже важно. Правильно говорит Монтессори, всякое упражнение создает проторенные пути, но нормальный, психически адекватный ребенок умеет справляться со страхом. Он попросит родителя изменить сказку. Он придумает сам альтернативный вариант. И это научит его, натренирует справляться в будущем с реальными опасностями!
В начале обсуждения, в прошлом тексте, я писала, что система Монтессори на мой взгляд подходит в первую очередь детям с невротическими отклонениями. И тут повторюсь, возможно (хотя я не психиатр) именно им сказки следует сократить или убрать. Но большинству здоровых детей сказки (а также детские повести, стихи, книги и другие "фантазийные тексты", о которых Монтессори пренебрежительно отзывается, считая, что они ведут к неуемному развитию воображения и лживости) нужны как воздух, нужнее хлеба!


Дети в саду Монтессори приучаются к самообслуживанию (в пределах своих сил), привыкают не быть паразитом с одной стороны, а с другой - не быть зависимыми от взрослых. Научаясь ценить свой труд, дети научаются ценить и труд своих друзей. Потребность в труде так же властна в ребенке, как и потребность в игре. Ребенок превращает труд в игру и ищет труда в игре.
Согласна! Обязательно надо... даже не заставлять, нет - позволять ребенку трудиться. Они этого хотят. Главное, не смять это желание в самом начале. Главное - дать возможность ему сделать все от начала и до конца самому. И, что тоже верно, главное - предлагать ему труд, который он в состоянии реализовать. При этом нельзя ошибиться в обе стороны, плохо давать ребенку только слишком легкие задания, и плохо дать ему то, с чем он все-таки не справиться, и во что придется вмешаться.

Монтессори усматривает клевету на человечество в утверждении, что соревнование есть главный импульс к труду, к желанию совершенства в работе, и поэтому протестует против вывода, что с выключением соревнования якобы отпадает главный рычаг прогресса
А я протестую против обобщения психологических особенностей всех детей мира, и настаиваю, что все они разные, и тех, для кого соревнование - основной рычаг развития и стимул действовать, достаточное количество, чтобы соревнованием в воспитании и обучении не пренебрегать. С другой стороны, есть и такие, кому соревнование мешает развиваться. Важно правильно распознать структуру личности и подобрать малышу такие средства, которые ему помогут, а не затормозят

Монтессори выступает против коллективного труда, считая, что в раннем детстве все наши усилия должны быть направлены на организацию индивидуальности. Дошкольник, ставший личностью, умеющий трудиться самостоятельно, в дальнейшем может быть приведет и к коллективному труду
Ну вот как, как человек, который сделал до этого столько неправомерных обобщений, вообще может говорить об индивидуальности? Даже те свойства личности, которые она перечисляет, неиндивидуальны, общи, универсальны, словно она растит помидорки одного размера и цвета на продажу, а не детей, у каждого из которых свой характер, амбиции, темперамент... Но ладно, оставим это. Здесь я хочу поспорить с другим. Мне опять-таки кажется, что необходимость развивать индивидуальный труд не запрещает пробовать и элементы коллективного. Кто сказал, что мы должны выбрать что-то одно? Пусть ребенок с детства понимает, попробовав разные варианты, что убрать игровую комнату проще вместе, а нарисовать лошадку - одному.

Дошкольник, предоставленный самому себе и творящий самопроизвольно, а не по указке взрослого, всегда подражает и воспроизводит пережитое, иногда с удручающей монотонностью. "Свободное" творчество дошкольника - фикция. Если, наблюдая игру, мы восхищаемся деталью, внесенной каким-то ребенком, мы всегда можем быть уверены, что эта деталь им подсмотрена. Дошкольник не обладает творческим воображением, но находится в стадии фантазирующей апперцепции.
Ох, не повезло Монтессори с контингентом. Или со временем. Похоже, она действительно имела дело с детьми только одного типа. Не видела она детей, которые не требуют дословного повторения сказки из раза в раз (что она приводит как доказательство), а каждый раз хотят (и сами предлагают) новый вариант. У меня два ребенка. Игорь - комбинатор пережитого. Очень интересно, очень грамотно выстраивает ролевые игры, диалоги, целые истории... из обрывков услышанного из книг и усмотренного в мультфильмах, из реальной жизни. Рисует пережитое и понятное - круги, зигзаги... При этом я уверена, что если я лишу его сказок и прочих фантазий, станет хуже, а не лучше, потому что тогда ему останется комбинировать только из реальных фактов, и кто знает, не приведет ли такое сокращение комбинируемого к лишению его в будущем возможности творить самостоятельно?
Но у меня ещё есть Данька. Он как карандаш в руку взял, с года примерно рисовал такое... Такое - разное. Удивительное, и явно имеющее смысл, но не имеющее отражения, космос какой-то, корабли, силуэты женщин на морском берегу. Откуда они взялись? Почему транслировались на листы бумаги руками годовалого ребенка? И он придумывал вещи, которых точно не слышал. И сейчас он - пишет и рисует. Уже второе его произведение (которое я сейчас читаю по мере создания, а вы ещё не видели) настолько серьезнее и профессиональнее сказки про котят, что мне просто иногда даже жутко. Ему 12 лет, а образы и сюжеты, которые болтаются в его голове, явно взяты не из пережитого. И это про него было понятно с самого начала. В общем, дети разные. Монтессори тут явно ошибается.


Детей много поколений перекармливают сказками. Однако Андерсены и Пушкины мелькают лишь редкими метеорами на нашем горизонте
Отсюда делается вывод, что сказки не помогают стать Пушкиным (хотя Пушкин считал, что его сделали Пушкиным именно сказки, но кто же будет верить Пушкину, да?). И поэтому их можно исключить без вреда. Но кто знает, что было бы, если бы мы их убрали? Не потеряли ли бы мы тогда и этих редких Пушкиных?

Большинство сказок полны нелепостей, в которых попираются законы объективной действительности, к осознанию которых с таким трудом приходит детский интеллект.
Да, попираются. И даже при этом могут служить дополнительным упражнением, оттачивающим осознание законов этой самой действительности. Сказка же! Достаточно просто обговорить с запутавшимся ребенком отличие сказки от реальности, и дальше можно спокойно как фантазировать на сказочную тему, так и искать в сказке отличия от реальной жизни.

Рисование, лепка, пение, чтение и слушание небольших истинно художественных произведений, игры с карточками, составление фраз из слов и слов из букв - вот упражнения для развития воображения.
Да кто спорит-то. Все верно. Но и сказки тоже надо оставить. Ну, по крайней мере для тех, кому они не вредят (а их больше, чем тех, кому вредят)

При рисовании в саду Монтессори ребенок рисует сначала орнаменты и занимается их штриховкой. Причем, добиваясь совершенства в рисунке, он рисует не от руки, а обводит вкладки разных форм. Но комбинация форм - продукт творчества.
Ой, мне как математику ясно с очевидностью, что никакого особого творчества тут нет. Конструирование ограниченного числа вариантов, количество которых можно легко рассчитать с помощью науки комбинаторики. Отточить технику - да, это поможет. Это полезно. Это нужно. Но я бы не стала говорить здесь о творчестве. Только о его имитации. Система таким образом подходит детям, в которых творческую компоненту забыли положить - их она научит имитировать её. Детям, в которых не забыли (а их большинство) обведение фигурок поможет только поставить руку. Как только рука поставлена, об обведении и штриховке надо забыть.

Монтессори не признает право называться творцом за теми, в чьем мозгу клубятся новые образы. Она требует воплощения их в жизнь, причем воплощения совершенного.
В принципе-то верно, мало придумать, надо реализовать. Но сама же раньше говорит, что надо иметь ввиду возможности ребенка. И если ребенок сейчас придумывает космический аппарат и рисует его на бумаге, но не может даже рассчитать силу тяги, не говоря уже о том, чтобы это все воплотить в железе и пластике... Да и пусть придумывает! Пусть даже не рисует, а рассказывает. Это полезно. Это нужно. Если же он придумал что-то простое, что может реализовать, пусть даже бутерброд специального состава - выдать ему продукты, и пусть реализует!

Монтессори считает полезной драматическую (театрализованную) игру с выполнением поручений или показом действий, написанных на карточках - при этом воображение работает не меньше, чем воображение артиста театра.
Согласна. Хорошее упражнение.

В целом же психопатология учит нас, что воображение - более низкая функция, чем функция интеллекта. Оно остается непоколебленным, и даже разрастается, в тех случаях, когда функция интеллекта расстраивается по каким-либо причинам. Предупреждая культуру праздной мечтательности, борясь с развитием страха и лживости, развивая и оберегая уязвимые стороны интеллекта, Монтессори способствует оздоровлению человеческой психики.
Здесь сделана очень простая ошибка. Подмена импликации эквивалентностью. Монтессори из факта "при повреждении интеллекта воображение разрастается" делает вывод "при разрастании воображение повреждается интеллект". И потом "с целью оздоровления человеческой психики" старается это самое воображение обуздать, направить в прагматичное русло. Но это ошибка, вот и все. Если из А следует В, то совсем не обязательно, что из В следует А. Вот и все. Воображение не вредит интеллекту, если для развития интеллекта предусмотрены свои собственные упражнения.

Таким образом детский сад Монтессори направлен на упорядочение детской личности. Противниками системы это приравнивается к угашению всего самобытного и оригинально творческого. Согласно трафаретному взгляду, неуравновешенность - спутник гениальности, и поэтому система Монтессори якобы могильщик для всего выдающегося в человечестве. Но между гениальностью и уравновешенностью связи нет! А чем раньше проявляется неуравновешенность, тем более грозные опасности сулит она в будущем. Самая действенная профилактика - упорядочение психического хаоса.
Вот собственно и ответ на вопрос "для кого". Для детей, в которых невротизм, неуравновешенность, психопатия, капризность, рассеянное внимание проявляется в патологических диапазонах - полностью, как единственно возможный вариант обучения и развития личности. Для детей, в которых что-то из перечисленного проявляется несколько выше среднего - как набор инструментов для прицельной коррекции. Для детей, у которых указанные свойства личности в допустимых пределах или ниже - не годится, разве что некоторыми конкретными упражнениями, которые не смогут повредить (типа уроков тишины иногда).


Резюме (мое, хоть и не курсивом)
Цель воспитателя (родителя, няни, бабушки) - определить, какие свойства у ребенка являются определяющими. И насколько ему подходит та или иная педагогическая система. Скорее всего, никакая не подойдет полностью, и тогда нужно будет выбирать и комбинировать. Если свести это к простому алгоритму, то он будет выглядеть примерно так:
1. Внимательное наблюдение за ребенком.
2. Первичное определение стратегии обучения, выбор и комбинация подходящих ребенку инструментов из разных (или одной) систем.
3. Пробы, эксперименты, внимательное наблюдение за эффектом.
4. Коррекция стратегии и переход к пункту 3.

В следующий раз напишу о последнем разделе книги - практика детского сада Монтессори. Это конкретные полезные упражнения и описание ожидаемого от них эффекта.
promo mama_gremlina november 23, 23:20 10
Buy for 100 tokens
В ближайшее время: - об осеннем море Петергофа, выставке, посвященной строительству фонтанов, о церковном корпусе Дворца и основной его экспозиции - о тематической медиавыставке, посвященной дельфинам и китам - о выставке роботов в Питерленде - о Зубровнике в Токсово - о музее в центре…

Profile

mama_gremlina
Мама Гремлина, Горыныча и Василисы

Latest Month

December 2018
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow