?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Итак, завершаю описание методики Монтессори конкретными практическими способами её воплощения. Все общие возражения я уже сделала в первых двух текстах, поэтому повторяться не буду. Хотя в некоторых местах у меня сводило пальцы от желания возразить. Но в этом тексте - слово автору. Призываю вместе со мной поспорить (или согласиться) с Монтессори и Фаусек здесь, в комментариях. Мне правда очень хочется это обсудить со всеми, кто пожелает. Высказывайте свои мнения, не стесняйтесь. Спрашивайте мои мнения по любому пункту - я с удовольствием выпишу их все.

1. Оформление комнат.

В целях психической гигиены комнаты должны быть достаточно велики, обеспечивая свободу движений. Стены не должны быть голыми, но не должны быть чрезмерно украшены. Монтессори против мишуры на стенах, и особенно против вывешивания детских, не совершенных, а часто и просто уродливых работ. Глаз ребенка должен воспитываться на совершенных формах: фотографиях, репродукциях. Обстановка должна действовать успокаивающе. В рабочей комнате - только дидактический материал и никаких игрушек. Разве что пара украшений. Дидактический материал лежит на низких открытых полках, расставлен в привлекающем внимание порядке и всегда находится на определенных местах

2. Дидактический материал.
Распадается на несколько частей: материал для воспитания органов чувств, материал для обучения письму и чтению, материал для обучения счету. Все отдельные предметы связаны общей идеей и вкрапленные среди материала другой системы теряют общий смысл. Поэтому в саду Монтессори должен быть либо весь материал полностью, либо не должно быть вообще.

3. Общие правила организации работы
3.1. Ребенок сам решает, чем ему заняться в рабочей комнате и как. Встает, переходит от стола к столу, подходит к шкафам с материалами, выложенными в открытом доступе и берет их. Руководительница не вмешивается, но откликается на зов. Бывает, что руководительнице приходится вмешаться и прервать длительную праздность ребенка, но обычно это происходит с более старшими детьми (пять-шесть лет), впервые попавшими в систему Монтессори.
3.2. Бывает, что после окончания занятий в рабочей комнате какой-то ребенок просит позволить ему продолжить заниматься. Это ему позволяется в ущерб следующему занятию, если руководительница видит, что он не утомлен и получает удовольствие. Неважно количество и содержание сведений, которые приобретет ребенок. Важно усвоения метода работы, а он усваивается на любом виде занятий.
3.3. Дети не делятся на группы по возрасту, так как коллективные уроки отсутствуют. Уроки индивидуальны

4. Методика и основные упражнения
4.1. В основу уроков с дидактическим материалом положены три периода по Сегену. Первый: ассоциация сенсорного восприятия с названием. Это - толстый цилиндр, это - тонкий. Второй: распознавание предмета, соответствующего названию. Покажи толстый. Покажи тонкий. Третий: запоминание слова, соответствующего предмету. Какой это цилиндр? Цель урока - не точное воспроизведение слов, а научение ассоциировать слово и предмет. То есть, при вопросе "какой это цилиндр" сгодятся ответы и "тонкий", и "узкий", и "маленький".
4.2. Уроки тишины начинаются с требования в течении некоторого определенного времени понизить уровень шума, говорить шепотом, аккуратно сдвигать мебель. Со временем тишина становится полнее. После установления тишины руководительница отходит и шепотом вызывает детей по одному по именам. Дети учатся слышать еле уловимые звуки, быть внимательными. Убеждение, что детям по умолчанию присуще постоянное движение, шум, болтовня - ошибочно. Уравновешенные и спокойные занятия необходимы им точно так же.
4.3. Хождение по кругу (эллипсу) - прекрасное упражнение для уравновешивания детских движений. Дети нечувствительны к музыкальному тону, а только к ритму. Повторяя одни и те же такты, можно добиться синхронизации движений (шагов) с темпом музыки, а затем, меняя ритм, учить детей реагировать на это изменение.

5. Дети и природа
Детям выделяется маленькая грядка, не более половины квадратного метра. Там они самостоятельно ухаживают за самостоятельно посаженными растениями. У каждого ребенка от 5 до 7 лет должно быть свое растение на подоконнике. К коллективному труду в огороде дети в этом возрасте не способны.

6. Свободная игра
Игры главным образом свободные. Организованные игры устраиваются только по просьбам детей. Свободное время для игры предоставляется после еды и отдыха. Если есть возможность, то после еды дети лежат, если нет - сидят некоторое время. Потом начинают играть. В свободные игры руководительница не вмешивается, пока они не начинают носить недопустимого характера.
Игрушки не смешиваются с дидактическим материалом. Они находятся в отдельной комнате. Игрушки - не для обучения. Дидактический материал - не для игры.
Наигравшись, дети возвращаются в рабочую комнату и вновь принимаются за работу. Кто-то возвращается к прерванному занятию, кто-то начинает другое. Чаще всего во второй половине дня дети предпочитают рисовать.

7. Дети и ручной труд
7.1. Вырезывание, клейка и так далее в саду Монтессори отсутствуют. Под ручным трудом понимается выполнение работы, в результате которой появляется законченная вещь, удовлетворяющая её создателя. Вещь должна быть совершенна, иначе воспитывается небрежное отношение к работе. А так как рука ребенка нетверда, следует вывести, что ручной труд должен быть в дошкольном возрасте сведен к минимуму. А тот, что остался, должен вызывать чувство удовлетворения созданным результатом
7.2. В основном ручной труд заменяется действиями по самообслуживанию и домоводству.
7.3. Из всех видов созидательного ручного труда Монтессори отдает предпочтение лепке. Допустимо плетение или что-то такое же простое. Но каждая форма ручного труда должна занимать длительное время, от нескольких месяцев до полугода. Впрочем, если предоставить детям свободу, то примерно на столько времени они и "застревают" в лепке или плетении.

8. Развитие речи
Речь развивается не в разговорах, а в молчании. Ребенок, молчаливо занятый повторяющимися упражнениями, координирует свои движения, развивая тем самым мозговые центры, в том числе речевые. Этими упражнениями можно даже исправить уже приобретенные дефекты.
Если предоставить детей самим себе, то именно к повторности в своих действиях они и будут стремиться. Повторять действия, доводя их до совершенства, оттачивая движения и соответствующие мозговые центры.
Кроме того, с детьми ведутся краткие беседы об их жизни дома, в саду, впечатлениях от прогулок. В свободное время руководительница рассказывает детям что-то простое о детях, животных. Но не сказки. Слушают только те, кто хочет.

9. Культурное развитие
Экскурсии - дело школы. В детском саду это бессмысленно и вредно. Дети относятся к такого рода событиям как к игре, а экскурсия - это учеба. Учебу и игру нельзя смешивать.
Детей можно водить на недалекие прогулки, но без определенной цели и без доведения до усталости.

10. Дисциплина
При указанных методах работы кристаллизуется сама, автоматически. Задача руководительницы - терпеть нарушения дисциплины новыми детьми, ограждая от них детей, уже приобретших навыки в ней, но не вмешиваясь активно. Рано или поздно смутьяны отзовутся и придут к дисциплине добровольно.

11. Дети и музыка
Музыкальный материал состоит из двух серий колокольчиков, составляющих октаву с тонами и полутонами. Они стоят на отдельном столике в открытом доступе. Дети, упражняясь с колокольчиками, рано или поздно приходят к желанию повторить звук собственным голосом. Такое добровольное пение гамм - более существенное средство развития слуха, чем разучивание детских песенок
Другой используемый инструмент - монохорда (резонирующая коробка с одной струной). И ещё один - струнный инструмент Маккерони. Перечисленного вполне достаточно.
Дети должны слушать музыку. Но концерты должны быть кратки, исполняться на отдельных инструментах и профессиональными артистами.

12. Дети и сказки

Сказки вредны. Развивают иллюзорное воображение, основанное на отсутствии реального знания, на пустой доверчивости. Зачем сказки, если все, что окружает ребенка - и так загадка, и мы должны дать детям средства отгадывания этих загадок, а не преподносить ему новые, на которые нет ответа.
Сказки погружают детский ум в бредовое состояние, и дети начинают сочинять небылицы, в которых они сами являются участниками. Появляется ложь. Дети начинают жить в нереальном мире, населенном странными существами, поступками и возможностями, а этот мир - мир страха.
Даже в самых простых сказках добро часто бывает подозрительным, в нем заключено определенное количество жестокости и несправедливости (вспороть брюхо волку, съевшему козлят, например)

13. Рисование в саду Монтессори
13.1. Дидактический материал включает в себя железные плоские вкладки в виде десяти геометрических фигур: круга, квадрата, прямоугольника, ромба, трапеции, равностороннего треугольника, параллелограмма, эллипса, сферического треугольника и звездочки. Вкладки окрашены синим или бледно-голубым, рамки - красным. В центре медная кнопка, за которую вкладку можно передвигать. Вкладки тяжелые и не скользят по бумаге, пользоваться ими просто ребенку любого возраста. Дети обводят вкладки, а потом их раскрашивают. Разные вкладки можно обводить на одном листе, создавая орнаменты. Дети, научившиеся создавать орнаменты по обведенным вкладкам, впоследствии легко учатся раскладывать готовые орнаменты на фигуры, их составляющие. Понимать, как именно рисовать тот или иной узор, орнамент.
13.2. Другой тип материала - контурные рисунки, которые дети раскрашивают по своему усмотрению. Раскрашивание = ощупывание рисунка концом карандаша, это питает как эстетические чувства, так и корни понимания пространственных представлений. Именно поэтому окрашивание лучше производить карандашом, кисть не имеет такого эффекта
13.3. Акварельные краски даются только тем, кто овладел карандашом и мелками. Карандаш должен быть длинным, чтобы ребенок учился его правильно держать.
13.4. Ещё один тип - плоские деревянные фигурки-контуры, изображающие домики, посуду, животных и так далее, которые дети срисовывают или обводят
13.5. Есть дети, робкие в отношении рисования. Если предоставить их самим себе перед чистым листом, они долго не приступят и будут отставать. Но даже им нужно помогать крайне аккуратно. Поставить перед ними вкладки и ждать, например. Возможно, снабдив краткими указаниями.
13.6. Третья стадия рисования, после обведения и раскрашивания - свободное рисование. То, с чего дети вне системы Монтессори обычно начинают. Свободные рисунки детей Монтессори отличаются великолепной техникой и отсутствием лишних "фантазий". Цель рисования у Монтессори - упражнения механические, умственные, а не попытка привить артистическое творчество раньше, чем оно может быть привито.
13.7. Проводится аналогия между рисованием и речью. Идея может быть выражена в слове, во фразе, в тексте. А может - в рисунке. Никто не может сказать, что человек творит из ничего. Творчество в действительности - композиция, комбинация имеющегося в мозгу материала. Мы не можем вообразить вещи, изначально не попавшие к нам в сознание из реальности. Поэтому значительную помощь рисованию дает занятие естественными науками (но это уже после шести лет). При этом и в обратную сторону, рисование становится средством наблюдения окружающей среды, природы.

14. Грамматика

14.1. В детском саду Монтессори занятия чтением начинаются рано. Многие пятилетки уже уверенно читают карточки с существительными и соединяют эти карточки с предметами, которые обозначаются написанными словами.
14.2. Процесс составления слов из букв и предложений из слов аналогичны.
14.3. Сначала дети изучают звуки (карточки с буквами). Они их срисовывают и повторяют. Дальше начинают составлять слова из подвижного алфавита, а составив слово, разлагать его обратно на звуки, анализируя каждый звук отдельно. Ребенок при этом чувствует себя творцом, владельцем слова. Получает сильную мотивацию и удовлетворение
14.4. Следующий шаг, собственно, грамматика. Дидактический материал следующий:
- Коробочка с двумя сериями карточек по 20 штук двух цветов, на которых написаны существительные в единственном и множественном числе. Слова черные, окончания - красные. На коробочке этикетка "число". Когда дети учатся соединять "стол" и "столы", им дается терминология: "единственное число, множественное число", но не раньше. Потом идею можно развить прилагательными, местоимениями и т.д: зеленый - зеленые, я - мы.
- Коробочка "род". По 20 карточек со словами мужского, женского и среднего рода. Цель - разложить карточки на три группы. Когда это происходит быстро и уверенно, дается терминология
- Коробочка с 17 билетиками, на каждом из которых короткое словосочетание из существительного и прилагательного, а в отдельных ячейках - все существительные и прилагательные, в этих билетиках используемые. Цель - вытянув билетик, собрать аналогичное словосочетание из существительного и прилагательного. Следующий шаг - научиться задавать вопросы к каждому слову: зеленый что? Куб какой?
- Коробочка с билетиками из трех слов, объединенных в предложение (существительное, глагол, прилагательное). Цели те же, но дополнительной целью может быть прочтение и исполнение действия, которое обозначает предложение (унеси красный куб). Ещё одно упражнение - перестановки. Что изменится, если переставить в таком коротком предложении слова?
- Коробочка с билетиками с предложениями из слов четырех грамматических типов (плюс предлоги, например: поставь зеленый куб на стол). Цели те же, плюс анализ, можно ли выполнить просьбу, если выкинуть одно из слов из предложения.
- Коробочка с билетиками с предложениями из слов пяти грамматических типов (плюс наречия)
Развивать эту идею грамматического анализа можно бесконечно.
Buy for 100 tokens
Buy promo for minimal price.

Comments

kakoh
Aug. 4th, 2016 07:16 pm (UTC)
Что мне принципиально не нравится в этой методике, что она целенаправленно создает искусственную среду. Все эти редукции и шаблоны как в методах, так и в материалах.
Про упрощения в определенных местах (почему именно там?) ты уже писала.
Аргументируется все это тем, что ребенок объективно не справляется иначе с обрушившимся на него объемом информации и эмоций. Проблема лишь в том, что все люди (=дети) по-разному фреквентны, поэтому объемы познания у всех совершенно разные. Это же так очевидно!
Я сделала бы ставку на развитие эмпатии, причем у всех, как у детей, так и у взрослых. А если этот скил прокачан, то происходит самонастройка в направлениях и интенсивности развития. Получается своего рода самообучающая система, а главное, естественная.
mama_gremlina
Aug. 4th, 2016 07:33 pm (UTC)
Именно, все обладают разным "запасом психической энергии", как она это называет. Более того, разной скоростью её восстановления!

Но на мой взгляд развитие эмпатии годится не для всех...
Для меня это было, есть и будет самым сложным из возможных навыков человека. Почти полностью отсутствующим. И прекрасно (не только на мой взгляд, но и на взгляд тех, с кем я общаюсь тесно - многие этого даже не замечают) скомпенсированным логикой и рассуждением. И то же самое я сейчас вижу в старшем сыне. И помогаю ему залатать эту дырку.
А в младшем вижу как раз наличие. И не знаю пока, что с этим делать :) Стараюсь не дышать в ту сторону, смотрю, что получится.

Я вообще стараюсь как со своими, так и с чужими преимущественно наблюдать и тихонько подпихивать в нужном направлении, пока не накоплю достаточно фактов, чтобы принять решение о целесообразности применения какой-то жесткой стратегии...
kakoh
Aug. 4th, 2016 07:48 pm (UTC)
Как может развитие эмпатии кому-то не подходить? Понятно, что у кого-то она больше развита, у кого-то меньше, но развивать ее желательно всем. Компенсировать эмпатию логикой тоже очень чревато как раз теми же эмоционально-психическими передозами. Как раз в этом случае методы Монтессори, наверное, целесообразны, чтобы уравновесить, снять последствия. Но это, выходит, решение с другого конца.
mama_gremlina
Aug. 4th, 2016 07:58 pm (UTC)
А как? Как развивают эмпатию? Может, со старшим попробую.
Потому что я помню, что со мной в детстве пытались что-то делать, но как-то не очень получилось... Может, не те методы...
mama_gremlina
Aug. 4th, 2016 08:00 pm (UTC)
Под "не для всех годится" я имела ввиду, что для некоторых оно не работает просто, а если не работает, то зачем?
Но готова рассмотреть могущие сработать варианты методик. Наверное, просто не занималась этим вопросом тесно, потому что сама "повреждена" :)

Profile

mama_gremlina
Мама Гремлина, Горыныча и Василисы

Latest Month

July 2019
S M T W T F S
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   

Tags

Page Summary

Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow