?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Дисциплина

- Игорь. Ну-ка быстро иди в угол!
- Не хочу.


Это был эпиграф. Теперь предыстория. У Даньки на уроке физики про закон Гука несколько малолетних гопников разбаловались и начали пускать самолетики. Учительница обиделась и прекратила вести урок. Села за компьютер и сказала, что урок будет продолжен тогда, когда все самолетопускатели выйдут. Они вышли. Она продолжила. Тему полностью рассказать не успела, а на следующем уроке устроила по ней самостоятельную :)
Дисциплина же!

Я тоже помню строгих учителей в своей школе. Кого-то из них уважали и слушались, кого-то специально троллили, и зависело это вовсе не от строгости, а от умения рассказать, подать теорию, от отношения к своему предмету. В общем, строгость сама по себе ничего не значила. На уроке прекрасной Клары Михайловны было тихо и благоговейно, на уроке великолепного Владислава Анатольевича - шумно и брейнштормно, но и английский, и историю все мои одноклассники знали прекрасно. На уроке ОБЖ преимущественно было тихо, а на уроке русского - громко, но как только строгий полковник отворачивался, ему строили рожи, а ОБЖ (как и русский) был большим белым пятном у большинства учащихся...

Данька самостоятельную сегодня написал, в понедельник в числе пускающих самолетики не состоял, так что история представляет для меня чисто теоретический интерес. Тем более, что я сама как строгий преподаватель, кажется, не состоялась. Покажу на примерах.

Девочка рассказывает доклад по применению изучаемой современной технологии в своей ВКР. Её перебивает один мальчик из зала:
- А почему <вопрос>?
Девочка начинает отвечать, но я встреваю:
- Подождите, не перебивайте, дайте завершить, потом спросите
- Нет, Марина Игоревна, вы меня останавливали, когда я рассказывал и я теперь тоже хочу спросить её сейчас

Действительно. Останавливала. Чтобы поправить. Аргумент.

После занятий подходят ко мне двое:
- А вы говорили, что мне экзамен сдавать не надо будет...
- Нет, я так не говорила, я говорила, что у вас не будет с экзаменом проблем
(имея ввиду, что персонаж умный и размышляющий)
- А, ну понятно все с вами
Второй встревает, спрашивает его:
- Подожди, что ты волнуешься, смотри, кто здесь источник проблем?
Я решаю блеснуть интеллектом и определить источник проблем:
- Я?
- Правильно! И если источник проблем говорит, что проблем не будет, тооо...

Улыбаемся все трое, уходят.

- Разве это метод? Это детство какое-то! По сравнению с предыдущим красивым методом! Зачем мы вообще это обсуждаем?
- Для полноты картины, и потом, кто сказал, что проще - значит хуже? Иногда простое решение самое верное <здесь примеры>
- Не уверен, но предположим, вы меня убедили, продолжайте


И так далее, и тому подобное

Тролли. Невежливые и беспардонные. Наглые и хамоватые. Вышеприведенные диалоги - от магистрантов из моей бывшей кураторской бакалаврской группы, с которыми в эту пятницу я провела последние три пары блока. На все мои занятия уже второй год ходят почти полным составом групп, даже работающие приходят сразу после работы хотя бы на одну последнюю пару из трех. Больше почти ни к кому так не ходят. И заданное - делают. Но при этом со мной спорят, подвергают сомнению сказанное, требуют аргументов и доказательств, вставляют истории из своей пусть короткой, но уже имеющейся профессиональной деятельности. Весело и интересно, даже (или особенно) мне самой. В первую очередь мне самой.

И не только они, бакалаврики последнего перед перерывом выпуска - тоже. А я ведь даже посещаемости особо не требую, только предупреждаю о том, что оно в БРС будет учтено, но это все делают...

А задать хочу по мотивам истории в первой части текстика такой вопрос: как вы считаете, нужна ли вообще дисциплина при обучении так, как принято считать и в таком объеме, как принято её требовать?

Мое мнение: нужна по ситуации. С разными людьми нужно устанавливать разный уровень дисциплины. А мне просто с моими аналитиками уже который год везет, им строгость не нужна, потому что они умные, ответственные и в живом обсуждении способны глубже и шире разобраться в материале.
promo mama_gremlina august 10, 18:15 60
Buy for 20 tokens
Вопреки здравому смыслу и правилам начну с оглавления. А потом по мере сил и времени буду подкладывать тексты про города, музеи и переезды под выделенные красным слова. Оглавление пока положу в свой промо-блок, чтобы не потерялось. Итак, сначала общие данные. Мы проехали 9335 километров. По плану…

Comments

( 34 comments — Leave a comment )
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
utunuuu
Dec. 10th, 2016 08:02 pm (UTC)
а нынче выгонять можно с уроков разве? насколько я слышала, нельзя такое .. поэтому и хамеют , наглеют.
mama_gremlina
Dec. 10th, 2016 08:09 pm (UTC)
А она и не выгоняла, она просто отказалась продолжать урок в их присутствии. И потом, кадетская же школа, может, у них какие другие правила
bulina_pti4kina
Dec. 10th, 2016 08:13 pm (UTC)
По моему опыту, зависит от группы, коллектива.
С кем-то на одной волне - и поспоришь, и повеселишься....и работа идет.
А с кем-то нужно тупо: "Здравствуйте! Садитесь, пожалуйста, как вас зовут?"
mama_gremlina
Dec. 11th, 2016 10:09 am (UTC)
А ещё можно попытаться поймать другую волну, если твоя стандартная волна этой аудитории не подходит...
Но согласна, есть коллективы, в которых нужно тупо. Хотя бы первые пару занятий. Чтобы привыкли.
maria_ammi
Dec. 10th, 2016 08:26 pm (UTC)

Согласна с Вами полностью. Нужно действовать по ситуации и по настроению группы.

mama_gremlina
Dec. 11th, 2016 11:46 am (UTC)
Причем оно может ещё и меняться во времени, это настроение
livejournal
Dec. 10th, 2016 09:33 pm (UTC)
Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal северного региона. Подробнее о рейтинге читайте в Справке.
kyivan_witch
Dec. 10th, 2016 09:46 pm (UTC)

Иногда нужна строгость и дисциплина, иногда нет. Главное, быть дисциплинированным в своих требованиях и не менять их каждую пару))
Верх пилотажа - это когда студенты ходят не оади посещаемости или страха нажить врага, а  ради преподавателя. А сюда уже входит и стиль подачи материала, и заинтересованность и все прочее.

mama_gremlina
Dec. 11th, 2016 11:48 am (UTC)
О! Точно. Если установил требования, то такими они и должны быть на протяжении всего периода. Это именно то, чего не хватает большинству преподавателей. И что расслабляет и избаловывает студентов.
sat0ri_dada
Dec. 10th, 2016 10:43 pm (UTC)

Главное - подача материала. Если преподавателю интересен его предмет, то на его парах всегда будет интересно вне зависимости от того, строгий он, требует тишины на занятиях или нет)))

mama_gremlina
Dec. 11th, 2016 11:47 am (UTC)
Вот у меня со школы такое же сложилось мнение
4irikalka
Dec. 10th, 2016 10:47 pm (UTC)

У меня были строгие, и лояльные преподаватели... когл я помню? Того, кто мне действительно что-то дал в жизни. Не в строгости дело. В уверенности в своих действиях, и интересном подходе к учебе. Это я по себе.

mama_gremlina
Dec. 11th, 2016 11:47 am (UTC)
Я даже тех помню, кто мне в принципе ничего особо и не дал, но реально владел и любил свой предмет. И передал кусочек этой любви, пусть она ни во что и не вылилась потом.
ks_wintersports
Dec. 11th, 2016 04:29 am (UTC)
В институте, наверно, по ситуации. А в школе - везде, если ты не мега-зубр от педагогики.
А вообще мое мнение не может считаться объективным, потому что при словах "школа" и "дисциплина" мне сразу стрелять хочется. )
mama_gremlina
Dec. 11th, 2016 11:51 am (UTC)
Кстати, на уроках стрельбы у них особенная дисциплина :)
Они заучивают наизусть правила проведения стрельб и не допускаются пострелять, пока не расскажут наизусть. Каждый урок. И если рассказал, но сделал не так, как рассказал, то банят на пару уроков. Стоишь и смотришь как дурак, как другие стреляют.
svet_k
Dec. 11th, 2016 07:24 am (UTC)
В пятницу как раз посетила урок математики в нашем 5"б" - учителя жалуются, что дети плохо себя ведут на уроках, мы решили посещать уроки по очереди.
Лично я никакого кошмара не увидела - ну шумят периодически, с учительницей разговаривают весь урок(в моём детстве руку нужно было поднять, а потом спросить)... Но работают, решают. Девочки вообще ласточки :) - сидят тихонечко, мальчики дурят время от времени.
Но, в целом, учительница справляется - она у нас молодая, недавно ВУЗ закончила - так что ничего страшного.

mama_gremlina
Dec. 11th, 2016 11:50 am (UTC)
Тоже замечаю, что дисциплины больше требуют учителя в возрасте, по привычке, что ли, а молодым самим интересна движуха, шум, брейншторм, они сами больше развлекаются, чем учат. Я-то уж точно... Хотя я и не такая уж чтобы прямо молодая уже :) Просто заигралась.
bezverxa
Dec. 11th, 2016 07:56 am (UTC)
Каждый класс- это отделанная история. Например, в 11-м у меня уже давно вопрос дисциплины не стоит, это взрослые, заинтересованные дети. На геометрии у нас уроки дискуссии, обсуждения, далеко не классика жанра. Не требую строгого определения, к примеру, цилиндра, но если вызываю к доске, то ты как хочешь, но должен дать ответ так, чтобы у меня не было вопросов. Девочки все равно ведут конспекты и стараются отвечать близко к тексту, а вот парни- те спорят, доказывают. Но я этого и добиваюсь.
Другое дело 8-ые. Тут на геометрии строгое доказательство, как мыши, мы закладываем фундамент, а переорать 27 ртов у меня нет ни сил, ни желания. Этой группе я ввожу санкции- кто не приходит на письменные работы, то "н" я не ставлю, а приглашаю после уроков на написание. Кто не учит формулы, тех вызываю после уроков на зачет- не пришел- получили вторую "2" и т.п. Это для того, чтобы в 11 можно было дискутировать.
С 5-ми совсем другая песня.
Короче, педагог- это фокусник, который должен иметь в своем арсенале пару-тройку масок ))))

Edited at 2016-12-11 07:59 am (UTC)
mama_gremlina
Dec. 11th, 2016 11:55 am (UTC)
Согласна
И спасибо за то, что не требуете строгих определений! Мои девочки-мальчики, индивидуально занимающиеся, регулярно плачут о том, что они сказали-написали как понимали, а им зачеркнули как неверное и снизили балл. С тем же цилиндром - это же просто такая призма с бесконечноугольником в основании, и для неё действуют те же законы и формулы, что и для просто призмы. А конус - пирамида. Но многие учителя требуют заучивать формулу объема и площади поверхности для цилиндра и конуса отдельно... И придираются к обобщениям.
Поясню, надо найти объем конуса. Человек пишет 1/3 h*S, потом рассчитывает отдельно S как площадь круга и получает верный ответ. Нет, неверно. Надо было считать по формуле 1/3 * pi* r^2 * h...
(no subject) - bezverxa - Dec. 11th, 2016 12:11 pm (UTC) - Expand
(no subject) - mama_gremlina - Dec. 11th, 2016 01:37 pm (UTC) - Expand
fillifonka
Dec. 11th, 2016 08:42 am (UTC)
Смотря что понимать под дисциплиной. Если "всем молчать и слушать только меня", то порой и такая дисциплина нужна, когда "хулиганы" мешают остальным воспринимать урок. А если все люди разумные, то возможность "раскрыть рот" - это уже путь к дискуссии, рассуждениям и более глубокому интересу. Но я все же не считаю, что ученик может с учителем на равных спорить и препираться (а вот вы перебили, а вот вы источник проблем). Это на какое-то прощупывание границ похоже, как у детей с поведением.
mama_gremlina
Dec. 11th, 2016 11:57 am (UTC)
Может быть, я все время думаю, правильно ли я делаю, что признаю за ними, особенно магистрантами, чья ВКР уже называется "диссертация" безусловное право быть мне равными...
toropysshka
Dec. 11th, 2016 11:04 am (UTC)
Я согласна - с некоторыми коллективами нужна такая дисциплина, что "шаг влево, шаг вправо - расстрел", а с другими можно очень мягко и без принуждения. И всякие промежуточные состояния.
mama_gremlina
Dec. 11th, 2016 11:56 am (UTC)
И это не только коллективом определяется, но и с одним и тем же коллективом сегодня можно так, а в другом настроении их и состоянии - иначе.
4ernii_lector
Dec. 11th, 2016 09:00 pm (UTC)
Что значит "как принято"? Кем и когда принято?
Дисциплина - элемент педагогического таланта. И поэтому её признаки разные, ситуативные.
Меру дисциплины всегда определяет педагог. По ситуации.
И мое мнение с вашим в этом вопросе вполне совпадает ))

А вот требования, предъявляемые к уровню знаний, умений, едины для коллектива. Это уже педагогическая технология.
Оптимально когда талант и технология дополняют друг друга.



Edited at 2016-12-12 05:33 am (UTC)
mama_gremlina
Dec. 12th, 2016 08:56 am (UTC)
Ну вот у нас в вузе, например, на открытых лекциях перед перевыборами, допустим, доцента, дисциплина - один из критериев оценки.
А я своих принципиально не предупреждаю перед открытой лекцией, поэтому они ведут себя как обычно, и я не получаю в этот столбик минуса только потому, что все-таки они немного стесняются тучи профессуры на заднем ряду :)
yanka_j
Dec. 12th, 2016 03:10 am (UTC)
У меня так сложилось, что одни из самых любимых преподавателей именно строгие. В универе по матану например ответы на тесте надо было писать по 5 ответов в столбце, 4 столбца в ширину иначе незачёт. Правда, такие преподаватели много ещё чем хороши были. У детей в местной культуре понятие строгости совсем другое, гораздо более растяжимое, но мне тоже пока нравятся строгие учителя (которые, например, напоминают, что надо спросить перед тем, как выйти из-за парты и улечься на пол;/)
mama_gremlina
Dec. 12th, 2016 08:47 am (UTC)
А у меня нет такой строгой зависимости между строгими и интересными учителями, которые многому нас научили. Я там в тексте писала и про строгих плохих, и про строгих хороших, и наоборот...
l_evina
Dec. 12th, 2016 12:31 pm (UTC)
Если говорить о детях в школе, то они отличные психологи, всегда могут вычислить "ху из ху". Если преподаватель на самом деле разбирается в предмете и интересно его рассказывает, то его будут слушать. Но тут есть возможность, что если преподаватель слишком мягкий, то ему сядут на голову. В общем, можно сделать выводы:
1. Дисциплина - вещь ситуативная и может принимать разные образы и формы.
2. Детей важно заинтересовать и не давить их, но и не сажать на голову.
Учитель - это садовник, он получает ростки и может из них вырастить талантливый сад, а может загубить все и превратить сад в заросли бурьянов.
А вот к студентам, думаю, там уже свои подходы. Они ведь уже думающие взрослые личности. Хотя интересная подача и общение тут главное условие, ну это мнение бывшего студента, так сказать:)
mama_gremlina
Dec. 12th, 2016 08:44 pm (UTC)
То есть в школу мне нельзя :)
Я в обучении как раз ценю общение и отдачу. Если б мне самой было не интересно, только бы меня там и видели...
(no subject) - l_evina - Dec. 12th, 2016 09:00 pm (UTC) - Expand
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
( 34 comments — Leave a comment )

Profile

mama_gremlina
Мама Гремлина, Горыныча и Василисы

Latest Month

February 2018
S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728   

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow