?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Дисциплина

- Игорь. Ну-ка быстро иди в угол!
- Не хочу.


Это был эпиграф. Теперь предыстория. У Даньки на уроке физики про закон Гука несколько малолетних гопников разбаловались и начали пускать самолетики. Учительница обиделась и прекратила вести урок. Села за компьютер и сказала, что урок будет продолжен тогда, когда все самолетопускатели выйдут. Они вышли. Она продолжила. Тему полностью рассказать не успела, а на следующем уроке устроила по ней самостоятельную :)
Дисциплина же!

Я тоже помню строгих учителей в своей школе. Кого-то из них уважали и слушались, кого-то специально троллили, и зависело это вовсе не от строгости, а от умения рассказать, подать теорию, от отношения к своему предмету. В общем, строгость сама по себе ничего не значила. На уроке прекрасной Клары Михайловны было тихо и благоговейно, на уроке великолепного Владислава Анатольевича - шумно и брейнштормно, но и английский, и историю все мои одноклассники знали прекрасно. На уроке ОБЖ преимущественно было тихо, а на уроке русского - громко, но как только строгий полковник отворачивался, ему строили рожи, а ОБЖ (как и русский) был большим белым пятном у большинства учащихся...

Данька самостоятельную сегодня написал, в понедельник в числе пускающих самолетики не состоял, так что история представляет для меня чисто теоретический интерес. Тем более, что я сама как строгий преподаватель, кажется, не состоялась. Покажу на примерах.

Девочка рассказывает доклад по применению изучаемой современной технологии в своей ВКР. Её перебивает один мальчик из зала:
- А почему <вопрос>?
Девочка начинает отвечать, но я встреваю:
- Подождите, не перебивайте, дайте завершить, потом спросите
- Нет, Марина Игоревна, вы меня останавливали, когда я рассказывал и я теперь тоже хочу спросить её сейчас

Действительно. Останавливала. Чтобы поправить. Аргумент.

После занятий подходят ко мне двое:
- А вы говорили, что мне экзамен сдавать не надо будет...
- Нет, я так не говорила, я говорила, что у вас не будет с экзаменом проблем
(имея ввиду, что персонаж умный и размышляющий)
- А, ну понятно все с вами
Второй встревает, спрашивает его:
- Подожди, что ты волнуешься, смотри, кто здесь источник проблем?
Я решаю блеснуть интеллектом и определить источник проблем:
- Я?
- Правильно! И если источник проблем говорит, что проблем не будет, тооо...

Улыбаемся все трое, уходят.

- Разве это метод? Это детство какое-то! По сравнению с предыдущим красивым методом! Зачем мы вообще это обсуждаем?
- Для полноты картины, и потом, кто сказал, что проще - значит хуже? Иногда простое решение самое верное <здесь примеры>
- Не уверен, но предположим, вы меня убедили, продолжайте


И так далее, и тому подобное

Тролли. Невежливые и беспардонные. Наглые и хамоватые. Вышеприведенные диалоги - от магистрантов из моей бывшей кураторской бакалаврской группы, с которыми в эту пятницу я провела последние три пары блока. На все мои занятия уже второй год ходят почти полным составом групп, даже работающие приходят сразу после работы хотя бы на одну последнюю пару из трех. Больше почти ни к кому так не ходят. И заданное - делают. Но при этом со мной спорят, подвергают сомнению сказанное, требуют аргументов и доказательств, вставляют истории из своей пусть короткой, но уже имеющейся профессиональной деятельности. Весело и интересно, даже (или особенно) мне самой. В первую очередь мне самой.

И не только они, бакалаврики последнего перед перерывом выпуска - тоже. А я ведь даже посещаемости особо не требую, только предупреждаю о том, что оно в БРС будет учтено, но это все делают...

А задать хочу по мотивам истории в первой части текстика такой вопрос: как вы считаете, нужна ли вообще дисциплина при обучении так, как принято считать и в таком объеме, как принято её требовать?

Мое мнение: нужна по ситуации. С разными людьми нужно устанавливать разный уровень дисциплины. А мне просто с моими аналитиками уже который год везет, им строгость не нужна, потому что они умные, ответственные и в живом обсуждении способны глубже и шире разобраться в материале.
Buy for 100 tokens
Buy promo for minimal price.

Comments

l_evina
Dec. 12th, 2016 12:31 pm (UTC)
Если говорить о детях в школе, то они отличные психологи, всегда могут вычислить "ху из ху". Если преподаватель на самом деле разбирается в предмете и интересно его рассказывает, то его будут слушать. Но тут есть возможность, что если преподаватель слишком мягкий, то ему сядут на голову. В общем, можно сделать выводы:
1. Дисциплина - вещь ситуативная и может принимать разные образы и формы.
2. Детей важно заинтересовать и не давить их, но и не сажать на голову.
Учитель - это садовник, он получает ростки и может из них вырастить талантливый сад, а может загубить все и превратить сад в заросли бурьянов.
А вот к студентам, думаю, там уже свои подходы. Они ведь уже думающие взрослые личности. Хотя интересная подача и общение тут главное условие, ну это мнение бывшего студента, так сказать:)
mama_gremlina
Dec. 12th, 2016 08:44 pm (UTC)
То есть в школу мне нельзя :)
Я в обучении как раз ценю общение и отдачу. Если б мне самой было не интересно, только бы меня там и видели...
l_evina
Dec. 12th, 2016 09:00 pm (UTC)
Судя по рассказам, как вы воспитываете своих детей, думаю, в школу вы бы тоже отлично вписались:)

Profile

mama_gremlina
Мама Гремлина, Горыныча и Василисы

Latest Month

November 2019
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Tags

Page Summary

Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow