Мама Гремлина, Горыныча и Василисы (mama_gremlina) wrote,
Мама Гремлина, Горыныча и Василисы
mama_gremlina

Если стало хуже, чем было

Все понятно, когда у ребенка с предметом катастрофа - двойки, двойки, единицы, одинокая тройка-четверка за тест с угаданными ответами (в зависимости от прокачанности интуиции), и снова двойка, двойка... Ребенка ссылают к репетитору, некоторое время он по инерции получает двойки, а потом резко сменяет их тройками, четверками и даже пятерками. Бинго.

Все понятно, когда у ребенка, всегда отличника, вдруг внезапно двойки. Родители в панике ссылают ребенка к репетитору, за пару занятий чинится проблемное место, и ребенок снова отличник. Бинго.

Но бывает и так, что к репетитору ссылают вполне себе беспроблемного ребенка. Нетвердого (или даже твердого) хорошиста, у которого в четверти троек-четверок примерно поровну, и даже иногда пятерки, но в четверти всегда четыре. Такого ребенка обычно определяют на дополнительное образование с формулировкой "повысить уровень знаний". И потом есть два варианта развития событий.

1. Ребенок остается примерно на том же самом уровне долго-долго
2. Ребенок резко ухудшает свои показатели

Какой вариант лучше?

Второй! Объяснить?

Человек, который без дополнительной помощи из года в год получает одни и те же унылые четверки - это человек, который не видит системы. У него хорошая память, чтобы запомнить все формулы и теоремы, возможно, не понимая их сути. У него хорошая скорость, чтобы успеть применить их все по очереди и выбрать ту, что лучше подходит. И у него много дисциплинированности, чтобы не бросить учебу в условиях такого плутания в темном лесу. Память, скорость и дисциплина - хорошие предпосылки для того, чтобы стать специалистом в любом предмете. Но когда-то в младших классах что-то пошло не так, и картина не складывается.
Хороший репетитор начинает искать момент, с которого это что-то пошло не так и восстанавливать картину в целом. Лепить систему. Это обычно занимает два-три урока, в течение которых все остается как было.

Но потом! Потом ребенок начинает понимать! Видеть за глупыми наборами чисел и букв фрагменты единой вязи, узора. И ему хочется (любому человеку захотелось бы) начать использовать этот узор осознанно. И он начинает.

Проблема в том, что на первых порах сознательное решение задачи занимает больше времени, чем тупой перебор подходящих формул. И на контрольных начинают появляться двойки. У бывшего хорошиста - двойки. В этот момент многие родители в панике бросают репетитора, который "испортил зайчика", и в лучшем случае находят другого такого же, который продолжает и завершает формирование системы, в среднем - оставляют ребенка самого на себя, и он, скорее всего, выплывает, а в худшем - находят ремесленника, который запрещает ученику сознательный способ решения и возвращает его на путь тупого перебора. Чтобы родители смогли облегченно вздохнуть.

Но если дать ученику и учителю продолжать занятия, то такие "испорченные хорошисты" через два-три месяца становятся лучшими в классе. Проверено неоднократно.

P.S. Но надо понимать, что иногда ребенок хорошист не потому, что у него нет системы, а потому, что ему плевать на оценки. Но это обычно сразу видно, буквально на первом занятии. С такими своя стратегия.

P.P.S. Кстати, пока писала, подумала, что возможно, та же ситуация и в медицине. Кто-то лечит симптомы, оставляя ситуацию в целом на том же уровне, а кто-то занимается поиском и уничтожением причин, но при этом на первых этапах может стать хуже, чем было
Tags: выскажусь, преподавательское
Subscribe
Buy for 100 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 27 comments