?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry



А начало было тут.

Красин - второе имя ледокола. Первое имя его было Святогор, построен он был "по мотивам" первого ледокола по имени Ермак, автором проекта которого был адмирал Макаров. Ермак и Святогор, кстати, выгодно отличались от более поздних конструкций типа Ленина и ему подобных, имеющих модификацию носа. Отличались тем, что носом Красина труднее застрять в льдине, наезжая на неё.

Итак, первое имя ледокола - Святогор. Его начали строить в 1916 году, в Англии. Почему? Не потому, что у нас не было технической возможности. А потому, что у нас не было места для строительства такого большого ледокола - все верфи были заняты (возвращаясь к вопросу о состоянии дел в России на момент начала революции).
Начали в 1916, а в 1917 уже ввели в состав русского флота, флотилии, что логично, Северного Ледовитого океана. В сентябре, если быть точной. А что случилось в октябре того же года, все помнят, да?

В общем, дальше происходит какая-то непонятная история, ледокол затапливают, чтобы перекрыть английским кораблям путь в Архангельск (Англия, хоть и была союзницей в Антанте, но почему-то решила совершить набег на наши северные берега с официальной целью "пополнение боезапасов"). Те таким образом не смогли попасть в Архангельск, но зато смогли поднять затопленный Святогор и увести его с собой в Англию. Руководствуясь соображениями, что царское правительство не до конца рассчиталось с ними за постройку корабля и аренду верфей, а советское вообще забыло про этот факт.

И остался Святогор у англичан. А наши только иногда брали его у них в аренду для решения возникающих проблем. Но потом полпред Красин, русский дипломат, начал активную деятельность и сумел и англичан уговорить продать, и советское правительство уговорить выкупить ледокол обратно. И в 1922 году корабль вернулся в страну. А в 1927 его переименовали из Святогора в Красина, в честь спасителя.

Красин - вот:



Наша экскурсия по внутренним помещениям началась с демонстрации коллекции значков, но значки сфотографировать в темном коридоре не удалось. Поэтому перехожу сразу к экспозиции о подвигах ледокола, и самым известным, наверное, будет неоднократно описанная в литературе и даже снятая в кино история про спасение воздухоплавателей на потерпевшем крушение дирижабле, во главе с Умберто Нобиле.



Воздушная экспедиция состоялась в 1928 году, и цель её была в достижении Северного Полюса. Но на обратном пути дирижабль обледенел сильнее, чем было рассчитано и потерял управление. Развалился на части, и многие полярные исследователи погибли (или пропали без вести). Оставшимся в живых некоторым образом повезло - рядом с ними оказалась выброшенная при ударе палатка, которую они смогли быстро разложить и выкрасить в красный цвет для привлечения внимания спасателей. Красную краску везли с собой и помечали ею путь дирижабля, выкидывая её ведрами за борт. Вот и пригодилась.
На фото слева реальный кусок обшивки дирижабля и его деревянного каркаса. Справа - макет прибытия Красина, взявшего на борт дрейфующих в палатке и Игорь у стенда с книгами и вырезками про эту историю.

По мотивам, кстати, снято кино "Красная палатка", хорошее, с Шоном Коннери. Старенькое, но хорошее. Правда, экскурсовод ругалась на зачем-то введенную в фильм любовную линию, которой в реальности не было. Циничный летчик, привезший Нобиле, оставив всю команду на льду, был, а любовной линии не было. Но нам с Максом фильм понравился, несмотря на несуществующую в реальности Валерию.

А это фото свидетельствует о научной деятельности Красина. Экспедиции в северные моря дороги, и снаряжать отдельно научную, отдельно военную было очень дорого. Поэтому на ледоколах присутствовали ученые, занимающиеся исследованием фауны и флоры, состава воды и других интересных вещей. Оказывается, вода бывает вот таких разных цветов, как показывает шкала на правом фото! Причем южная вода на шкале справа, а голубая, фиолетовая - это северная:



А это - о кругосветном путешествии ледокола:



Кругосветное путешествие состоялось потому, что война 1941 застала ледокол на Дальнем Востоке, и ему было проще добраться до европейской части через Америку, чем возвращаться назад вдоль всего побережья России. На карте показан маршрут, а макет-панорама, как мы поняли, сделан в стиле "я художник, я так вижу", и реальности не очень соответствует, но вообще-то он должен был демонстрировать инцидент с попыткой нападение немцев на караван, ведомый Красиным в составе "Северного конвоя".

Печать Красина и корабельные "гвозди":



Кают-компания. Если обратить внимание на столы, видны две особенности. Во-первых, высокие бортики по всему периметру и внутри. Те, что внутри, ещё и перемещаемые. Это для того, чтобы поставленная на стол посуда при качке далеко не уехала. Вторая особенность - сужение обоих столов к края. Это - чтобы все офицеры за трапезой могли видеть друг друга. На стенах - известные мореплаватели и исследователи Арктики (в том числе Макаров - отец ледокола "Ермак" и Нансен, книгу о путешествии которого через Сибирь я в начале года мужу подарила и хвасталась):



Через один из иллюминаторов кают-компании виден тот самый запасной якорь:



А вот и адмирал Макаров (сверху справа, не перепутайте):



Переходим из кают-компании в трехкомнатную каюту капитана. Слайды из рабочего кабинета. Удивительные шторы, зеленые, с золотом. Удивительный вид из окна и рабочий стол с рабочей обстановкой:



Гостиная капитана: диванчик, белые медведи, музыкальный центр...



Наверху - спальня капитана, иллюминатор и кровать. Расположена кровать неудобно, параллельно ходу движения, вследствие чего при сильной качке капитан отправлялся спать с этой удобной и мягкой кровати... в ванну. Из неё по крайней мере не выбросит. Внизу - холодильник в гостиной капитана. А на фотографии - капитан Марков, командовавший кораблем в годы второй мировой войны:



Это по задумке - кабинет начальника научного отдела. Но на самом деле это был кабинет старпома, просто здесь разместили научную экспозицию. Например, термометры для измерения температуры воды за бортом:



А мои мальчики рассматривают макет корабля.
У старпома каюта попроще, двухкомнатная, спальня совмещена с ванной, а кабинет с гостиной. На кровати - одеяло из верблюжьей шерсти. Кстати, знаете, почему верблюжьей? Потому что она не впитывает воду! И теперь я наконец понимаю, зачем в нашем климате повсюду продают сумасшедше красивые юбки и пальто из оной шерсти, на которые я все время засматриваюсь, но не решаюсь купить, потому что боюсь, что будет пачкаться в первые же минуты после выхода. Нет, оказывается, не будет - не впитывает влагу. В том числе влагу грязную. Теперь куплю. Сразу, как только кончится пост, в течении которого я решила не покупать никаких новых вещей. Хм, а зачем мне в середине апреля юбка из верблюжьей шерсти?.. Нет, тогда осенью куплю. Но я отвлеклась, давайте смотреть дальше каюту старпома:



А это что под каждым окном? А это емкость для сбора влаги, сконденсировавшейся на коне и стекающей на подоконник с загнутыми краями, а с подоконника уже вот сюда:



Штурманская. Датчик глубины под килем. Сейчас опасная глубина, слишком маленькая (как только корабль будет загружен и осядет, есть вероятность того, что дно будет достигнуто), о чем и предупреждает восклицательный знак и сообщение.





Слева - расписание вахт. Справа - старинные навигационные приборы:



И ещё чуть-чуть, уже более современные:



Прибор, принимающий с большой земли и печатающий карту погоды. По принципу факса:



Спектакль "Игорь и передатчик Морзе". Учились передавать SOS. Потом было не оторвать.



А это - аварийный приемник-передатчик с выдвигающейся антенной, который можно взять с собой в шлюпку:



Капитанский мостик.





Это Данька у корабельного телеграфа. Телеграфом называется потому, что для связи с машинным. Капитан устанавливает режим движения, а в машинном отделении видят, что надо делать.



Игорь у штурвала. Ну и что, что ручки короткие, зато мотивация сильная:



Макс и приборы (локатор, отслеживающий посторонние объекты, и магнитный компас):



Все по местам!



Дети и корабельный телефон. Это прямой телефон. Снимаешь трубку - и сразу попадаешь в то место, с которым он соединен. Для скорости. Сколько надо мест - столько телефонов:



Но можно и по другому. Ниже - тоже корабельный телефон. Труба, идущая непосредственно к помещению, с которым надо связаться. Если оттуда что-то кричат, то можно услышать, приложив ухо к раструбу. Чтобы не пропустить момент, когда начали кричать, моряки затыкают эти трубы легкими пробками. Давление воздуха от крика с другой стороны выбивает пробку. Получил пробкой в затылок - беги и слушай ту трубу, которая без пробки.



Капитанский мостик - последнее, что мы смотрим на Красине. И время уже пролетело (ужасно быстро пролетели два часа не ледоколе), да и остальные красоты-интересности нам не положены. В машинное отделение с малышами нельзя. Поэтому ещё раз выходим на палубу, смотрим на шлюпки (см. фото заглавное), поднимаемся-спускаемся по крутым трапам:



И уезжаем.



Напоминаю, что в предыдущем тексте указан ЖЖ-ник отличного экскурсовода по Красину :)

Кстати, ровно сто лет назад, 31 марта, на ледоколе впервые был поднят Андреевский флаг. Так что прошу считать мои две записи подарком к юбилею.
promo mama_gremlina august 10, 18:15 60
Buy for 20 tokens
Вопреки здравому смыслу и правилам начну с оглавления. А потом по мере сил и времени буду подкладывать тексты про города, музеи и переезды под выделенные красным слова. Оглавление пока положу в свой промо-блок, чтобы не потерялось. Итак, сначала общие данные. Мы проехали 9335 километров. По плану…

Comments

( 19 comments — Leave a comment )
gegemul
Mar. 31st, 2017 06:58 pm (UTC)
Спасибо за замечательный рассказ! Нужно обязательно выбраться сюда на экскурсию.
mama_gremlina
Mar. 31st, 2017 07:01 pm (UTC)
Обязательно! Очень хорошее и правильное место.
helly_nord
Mar. 31st, 2017 07:09 pm (UTC)
Я тут немножко поспамлю вам, можно? ;)

Фото коллекций значков из музея Мурманского Морского пароходства, почти все есть у меня в домашней коллекции, надо, наверное, озаботиться фото этой коллекции :). В Красинской коллекции есть и пара-тройка моих - дубликаты были, отдала в фонды :).
https://pp.userapi.com/c282/v282750/2e6/uh37ApaUR2Y.jpg
https://pp.userapi.com/c282/v282750/349/86J8FXuhgbk.jpg
https://pp.userapi.com/c282/v282750/3e5/0A8tnQnOTgA.jpg

Родная рында Святогора, там же, в музее ММП:
https://pp.userapi.com/c282/v282750/2f2/NtMWWCvuL5k.jpg
mama_gremlina
Mar. 31st, 2017 07:18 pm (UTC)
Даже нужно! Капрал Фред, проходя мимо значков, упомянула "мы все знаем, кого сюда пускать нельзя" :)
helly_nord
Mar. 31st, 2017 07:25 pm (UTC)
Этого "кого" в первую очередь нельзя пускать туда, где белых медведей много :))). На Красине они за стеклом в большинстве своем, так что, в безопасности :))).

А фотографию скалы Рубини-Рок у центрального внутреннего трапа вам показали? Спросили, почему ледокол подает прощальный сигнал, только отойдя от нее на приличное расстояние? ;)
mama_gremlina
Mar. 31st, 2017 07:26 pm (UTC)
Да! Да! Рассказали :)
mama_gremlina
Mar. 31st, 2017 07:27 pm (UTC)
А медведи в каюте капитана не за стеклом.
helly_nord
Mar. 31st, 2017 07:42 pm (UTC)
Нууу... у меня же и совесть есть :). И дома уже ставить особо некуда... :).

Кстати, раз разрешили поспамить, то вот еще - это запасной якорь "50 лет Победы", не догадалась сделать фото с человеком для масштаба, но он сииильно больше того, что на Красине:
https://pp.userapi.com/c4923/u21750/140323653/w_1a147e5c.jpg

Хотя... Вот, есть же с человеком! Правда, не с запасным якорем, а с основным:
https://pp.userapi.com/c5564/u21750/140323653/w_6ae41144.jpg
https://pp.userapi.com/c5564/u21750/140323653/w_0634558b.jpg
mama_gremlina
Apr. 2nd, 2017 07:50 pm (UTC)
Круто! Это из того путешествия, да? Капрал ругалась, что вы все время дразнитесь :)
helly_nord
Apr. 2nd, 2017 07:57 pm (UTC)
Да, оттуда.
И ничего я не дразнюсь! Она сама спрашивает обычно ). Ну, а у меня что-нибудь да приходится "к слову" :).

Наверное, надо все-таки сесть и продолжить писать про то путешествие, хоть и прошло уже несколько лет...
mama_gremlina
Apr. 2nd, 2017 08:00 pm (UTC)
Ой, надо! А если ещё и с фотографиями...
borriqua_
Mar. 31st, 2017 07:16 pm (UTC)

Спасибо за интересный рассказ. Записала себе в места посещения с ребенком, когда будем гостить этим летом у бабушки )

mama_gremlina
Mar. 31st, 2017 07:19 pm (UTC)
Обязательно :)
sandra_dey
Mar. 31st, 2017 08:14 pm (UTC)
Здорово там. У нас единственный подобный корабль - Гото Предестинация. Надо как-нибудь тоже про него написать ))
mama_gremlina
Apr. 2nd, 2017 07:51 pm (UTC)
Обязательно!
g_nick_kate
Mar. 31st, 2017 10:28 pm (UTC)
Прекрасный рассказ, с большим удовольствием рассматривала фотографии.
mama_gremlina
Apr. 2nd, 2017 07:51 pm (UTC)
Спасибо! Фото на телефон, но погода была ясная и некоторые получились красивые :)
mahusia
Apr. 2nd, 2017 12:12 pm (UTC)
Я уже вчера пррчитала, но не могла ответить. Очень интенсивно и так подробно,мне кажется,я сама с сами там была . У людей типо Красина ,такие лица впечатляющие .
mama_gremlina
Apr. 2nd, 2017 07:52 pm (UTC)
Люди вообще удивительные. Все эти портреты мореплавателей в кают-компании... Ну правда же, лица говорящие.
( 19 comments — Leave a comment )

Profile

mama_gremlina
Мама Гремлина, Горыныча и Василисы

Latest Month

February 2018
S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728   

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow