Мама Гремлина, Горыныча и Василисы (mama_gremlina) wrote,
Мама Гремлина, Горыныча и Василисы
mama_gremlina

Ледокол Красин (продолжение и окончание)



А начало было тут.

Красин - второе имя ледокола. Первое имя его было Святогор, построен он был "по мотивам" первого ледокола по имени Ермак, автором проекта которого был адмирал Макаров. Ермак и Святогор, кстати, выгодно отличались от более поздних конструкций типа Ленина и ему подобных, имеющих модификацию носа. Отличались тем, что носом Красина труднее застрять в льдине, наезжая на неё.

Итак, первое имя ледокола - Святогор. Его начали строить в 1916 году, в Англии. Почему? Не потому, что у нас не было технической возможности. А потому, что у нас не было места для строительства такого большого ледокола - все верфи были заняты (возвращаясь к вопросу о состоянии дел в России на момент начала революции).
Начали в 1916, а в 1917 уже ввели в состав русского флота, флотилии, что логично, Северного Ледовитого океана. В сентябре, если быть точной. А что случилось в октябре того же года, все помнят, да?

В общем, дальше происходит какая-то непонятная история, ледокол затапливают, чтобы перекрыть английским кораблям путь в Архангельск (Англия, хоть и была союзницей в Антанте, но почему-то решила совершить набег на наши северные берега с официальной целью "пополнение боезапасов"). Те таким образом не смогли попасть в Архангельск, но зато смогли поднять затопленный Святогор и увести его с собой в Англию. Руководствуясь соображениями, что царское правительство не до конца рассчиталось с ними за постройку корабля и аренду верфей, а советское вообще забыло про этот факт.

И остался Святогор у англичан. А наши только иногда брали его у них в аренду для решения возникающих проблем. Но потом полпред Красин, русский дипломат, начал активную деятельность и сумел и англичан уговорить продать, и советское правительство уговорить выкупить ледокол обратно. И в 1922 году корабль вернулся в страну. А в 1927 его переименовали из Святогора в Красина, в честь спасителя.

Красин - вот:



Наша экскурсия по внутренним помещениям началась с демонстрации коллекции значков, но значки сфотографировать в темном коридоре не удалось. Поэтому перехожу сразу к экспозиции о подвигах ледокола, и самым известным, наверное, будет неоднократно описанная в литературе и даже снятая в кино история про спасение воздухоплавателей на потерпевшем крушение дирижабле, во главе с Умберто Нобиле.



Воздушная экспедиция состоялась в 1928 году, и цель её была в достижении Северного Полюса. Но на обратном пути дирижабль обледенел сильнее, чем было рассчитано и потерял управление. Развалился на части, и многие полярные исследователи погибли (или пропали без вести). Оставшимся в живых некоторым образом повезло - рядом с ними оказалась выброшенная при ударе палатка, которую они смогли быстро разложить и выкрасить в красный цвет для привлечения внимания спасателей. Красную краску везли с собой и помечали ею путь дирижабля, выкидывая её ведрами за борт. Вот и пригодилась.
На фото слева реальный кусок обшивки дирижабля и его деревянного каркаса. Справа - макет прибытия Красина, взявшего на борт дрейфующих в палатке и Игорь у стенда с книгами и вырезками про эту историю.

По мотивам, кстати, снято кино "Красная палатка", хорошее, с Шоном Коннери. Старенькое, но хорошее. Правда, экскурсовод ругалась на зачем-то введенную в фильм любовную линию, которой в реальности не было. Циничный летчик, привезший Нобиле, оставив всю команду на льду, был, а любовной линии не было. Но нам с Максом фильм понравился, несмотря на несуществующую в реальности Валерию.

А это фото свидетельствует о научной деятельности Красина. Экспедиции в северные моря дороги, и снаряжать отдельно научную, отдельно военную было очень дорого. Поэтому на ледоколах присутствовали ученые, занимающиеся исследованием фауны и флоры, состава воды и других интересных вещей. Оказывается, вода бывает вот таких разных цветов, как показывает шкала на правом фото! Причем южная вода на шкале справа, а голубая, фиолетовая - это северная:



А это - о кругосветном путешествии ледокола:



Кругосветное путешествие состоялось потому, что война 1941 застала ледокол на Дальнем Востоке, и ему было проще добраться до европейской части через Америку, чем возвращаться назад вдоль всего побережья России. На карте показан маршрут, а макет-панорама, как мы поняли, сделан в стиле "я художник, я так вижу", и реальности не очень соответствует, но вообще-то он должен был демонстрировать инцидент с попыткой нападение немцев на караван, ведомый Красиным в составе "Северного конвоя".

Печать Красина и корабельные "гвозди":



Кают-компания. Если обратить внимание на столы, видны две особенности. Во-первых, высокие бортики по всему периметру и внутри. Те, что внутри, ещё и перемещаемые. Это для того, чтобы поставленная на стол посуда при качке далеко не уехала. Вторая особенность - сужение обоих столов к края. Это - чтобы все офицеры за трапезой могли видеть друг друга. На стенах - известные мореплаватели и исследователи Арктики (в том числе Макаров - отец ледокола "Ермак" и Нансен, книгу о путешествии которого через Сибирь я в начале года мужу подарила и хвасталась):



Через один из иллюминаторов кают-компании виден тот самый запасной якорь:



А вот и адмирал Макаров (сверху справа, не перепутайте):



Переходим из кают-компании в трехкомнатную каюту капитана. Слайды из рабочего кабинета. Удивительные шторы, зеленые, с золотом. Удивительный вид из окна и рабочий стол с рабочей обстановкой:



Гостиная капитана: диванчик, белые медведи, музыкальный центр...



Наверху - спальня капитана, иллюминатор и кровать. Расположена кровать неудобно, параллельно ходу движения, вследствие чего при сильной качке капитан отправлялся спать с этой удобной и мягкой кровати... в ванну. Из неё по крайней мере не выбросит. Внизу - холодильник в гостиной капитана. А на фотографии - капитан Марков, командовавший кораблем в годы второй мировой войны:



Это по задумке - кабинет начальника научного отдела. Но на самом деле это был кабинет старпома, просто здесь разместили научную экспозицию. Например, термометры для измерения температуры воды за бортом:



А мои мальчики рассматривают макет корабля.
У старпома каюта попроще, двухкомнатная, спальня совмещена с ванной, а кабинет с гостиной. На кровати - одеяло из верблюжьей шерсти. Кстати, знаете, почему верблюжьей? Потому что она не впитывает воду! И теперь я наконец понимаю, зачем в нашем климате повсюду продают сумасшедше красивые юбки и пальто из оной шерсти, на которые я все время засматриваюсь, но не решаюсь купить, потому что боюсь, что будет пачкаться в первые же минуты после выхода. Нет, оказывается, не будет - не впитывает влагу. В том числе влагу грязную. Теперь куплю. Сразу, как только кончится пост, в течении которого я решила не покупать никаких новых вещей. Хм, а зачем мне в середине апреля юбка из верблюжьей шерсти?.. Нет, тогда осенью куплю. Но я отвлеклась, давайте смотреть дальше каюту старпома:



А это что под каждым окном? А это емкость для сбора влаги, сконденсировавшейся на коне и стекающей на подоконник с загнутыми краями, а с подоконника уже вот сюда:



Штурманская. Датчик глубины под килем. Сейчас опасная глубина, слишком маленькая (как только корабль будет загружен и осядет, есть вероятность того, что дно будет достигнуто), о чем и предупреждает восклицательный знак и сообщение.





Слева - расписание вахт. Справа - старинные навигационные приборы:



И ещё чуть-чуть, уже более современные:



Прибор, принимающий с большой земли и печатающий карту погоды. По принципу факса:



Спектакль "Игорь и передатчик Морзе". Учились передавать SOS. Потом было не оторвать.



А это - аварийный приемник-передатчик с выдвигающейся антенной, который можно взять с собой в шлюпку:



Капитанский мостик.





Это Данька у корабельного телеграфа. Телеграфом называется потому, что для связи с машинным. Капитан устанавливает режим движения, а в машинном отделении видят, что надо делать.



Игорь у штурвала. Ну и что, что ручки короткие, зато мотивация сильная:



Макс и приборы (локатор, отслеживающий посторонние объекты, и магнитный компас):



Все по местам!



Дети и корабельный телефон. Это прямой телефон. Снимаешь трубку - и сразу попадаешь в то место, с которым он соединен. Для скорости. Сколько надо мест - столько телефонов:



Но можно и по другому. Ниже - тоже корабельный телефон. Труба, идущая непосредственно к помещению, с которым надо связаться. Если оттуда что-то кричат, то можно услышать, приложив ухо к раструбу. Чтобы не пропустить момент, когда начали кричать, моряки затыкают эти трубы легкими пробками. Давление воздуха от крика с другой стороны выбивает пробку. Получил пробкой в затылок - беги и слушай ту трубу, которая без пробки.



Капитанский мостик - последнее, что мы смотрим на Красине. И время уже пролетело (ужасно быстро пролетели два часа не ледоколе), да и остальные красоты-интересности нам не положены. В машинное отделение с малышами нельзя. Поэтому ещё раз выходим на палубу, смотрим на шлюпки (см. фото заглавное), поднимаемся-спускаемся по крутым трапам:



И уезжаем.



Напоминаю, что в предыдущем тексте указан ЖЖ-ник отличного экскурсовода по Красину :)

Кстати, ровно сто лет назад, 31 марта, на ледоколе впервые был поднят Андреевский флаг. Так что прошу считать мои две записи подарком к юбилею.
Tags: выставки и музеи, дети, поездки
Subscribe
Buy for 100 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 19 comments