Мама Гремлина, Горыныча и Василисы (mama_gremlina) wrote,
Мама Гремлина, Горыныча и Василисы
mama_gremlina

Category:

Кто может учить ребенка?

Своего ребенка? Дома, например, до школы? Например, основам математического мышления? Математике?
Да, давайте поговорим об этом на примере математики, на каком ещё примере со мной можно говорить :)

Пожалуй, легче будет сформулировать, кто не может учить детей математике.

Во-первых, никогда не приступайте к обучению своего ребенка тому, что вы не любите. Чем вы не интересуетесь. Необязательно математике, чему угодно. Если ребенок уловит вашу обреченную покорность судьбе, когда вы достаете из шкафа эти ненавистные или пусть даже просто безразличные вам тетрадки и книжки, он, следуя врожденной потребности копировать самых близких, самых любимых людей, тоже приобретет негативное отношение к предмету. Потому что мама не может быть не права. До школы - точно не может. Если маме противны занятия, если они её не воодушевляют, ребенку будет гораздо полезнее начать обучение позднее всех во дворе, в первом классе хорошей школы, у заинтересованного учителя, чем уже в три года начать ненавидеть математику, глядя на несчастную маму, которая её не любит, но зачем-то в ребенка пихает. Если же все-таки мамой принято решение учить, то мама должна приложить все усилия, чтобы заинтересоваться самой. Полюбить. На самом деле, полюбить что угодно не так уж и сложно. Можно предварительно почитать не только детские развивающие пособия, но и что-нибудь для себя. Интересное и математическое. Поговорить с людьми, влюбленными в предмет, почитать биографии знаменитых ученых, научиться решать задачи на логику, но только начиная с самых простых, чтобы не потерять просыпающийся интерес ещё на первом этапе под лозунгом «у меня ничего не получается».

Во-вторых, не может учить математике тот, кто сам совсем ничего в ней не понимает. Мы же признаем, что человек, не знающий, как брать интегралы, не может научить другого человека брать интегралы? Так же и человек, которому в школе пришлось на слово поверить таблице сложения и умножения, который не может самостоятельно без столбика и калькулятора сложить 246 и 355 или умножить 15 на 151, лучше не пытаться учить ребенка правилам эффективного устного счета, какими бы простыми эти правила не казались. Если мама ошибается в выполнении заданий из развивающей книжки ребенка, тех что «продолжите закономерность», например, или выполняет их не за несколько секунд, как предполагается для взрослого, то даже возможность заглянуть перед уроком в ответы и выучить их наизусть не поможет научить ребенка.
Но и в этом случае у мамы есть прекрасное решение. Можно научиться самой перед тем, как учить своего ребенка. Не стыдно сидеть и разбираться, почему в детской книжке именно такой ответ. Не стыдно спросить у знающего человека, зачем вот тут нужна именно такая задача, и как её решить. И вообще не стыдно решать задания из детских книжек. Никогда не поздно. Ничего никогда не поздно. И немного отвлекаясь от темы, сообщу, кстати, что приемы устного счета и взятия интегралов взрослый человек тоже может освоить в любом возрасте и самостоятельно. Кстати, приведенные выше примеры нужно было решить за пару секунд. Ответ на первый – 601 (десятки и единицы в 246 и 354 дополняют друг друга - 600, а 355 отличается от 354 на 1), а на второй – 2265 (15 на 15 = 225, что мы знаем из детства, поэтому 15 на 150 = 2250, и потом остается лишь прибавить ещё один раз 15, так как 151 = 150 + 1).

В-третьих, для обучения ребенка чему угодно, и особенно математике, необходимо терпение. Даже не то терпение, которое дает возможность не зарычать на десятом неправильном ответе и не кинуть в стенку кружку с карандашами. Оно тоже нужно, но его мало. Ещё необходимо умение ждать. Математическая система знаний тем крепче, чем более самостоятельно были выстроены её уровни и перекрестные ссылки (перекладины, стены и коридоры). Можно дать ребенку готовое решение задачи. Можно дать ребенку готовый ход мыслей. Но лучше просто дать ребенку задачу и позволить найти решение, а подсказывать начинать не ранее, чем за долю секунды до того, как у него пропадет мотивация искать решение самому. Нужное время вмешательства определяется эмпирически, наработкой опыта. И я считаю, что лучше несколько раз пропустить момент потери мотивации (ничего, дорешаете завтра), чем вступить со своим "смотри, как надо" раньше положенного.
Впрочем, за мотивацию не волнуйтесь. Дети, не испорченные родительской гиперопекой, существа достаточно упорные и настойчивые, их мотивация держится долго (это я говорю о тех, кто не привык, что родители быстро вступают при первом же затруднении или даже задолго до него). Поиск решения может затянуться, и в это время родитель должен терпеливо ждать, прикинувшись невидимкой. Не торопить. Не подсказывать. Не хмыкать. Не вздыхать. Не уходить демонстративно на кухню ставить чайник. Не поправлять, если ребенок начал писать-рисовать-строить неверно, а дать ему возможность довести неверное решение до конца и увидеть, что оно неверное. Возможно, ребенок сам поймет это ещё до завершения процесса и исправится, но даже если нет, всегда можно обсудить неверный результат после его получения и предложить потом решить по другому. Наше нетерпение обесценивает усилия наших детей, вследствие чего они теряют интерес к обучению.

И в-четвертых, человек, обучающий ребенка математике с использованием конкретных пособий, развивающих игр, карточек и тому подобных материальных вещей, должен искренне верить разработчикам используемого материала. Если не верите, лучше не используйте. Просмотрите книжку или игру ещё в магазине, и если в ней что-то смущает, лучше отложите. Гораздо правильнее будет совсем отказаться от школы семи гномов или книжек Земцовой, чем заронить в сознание совсем маленького ребенка мысль о том, что книга, учебник, учитель, который создал этот учебник, могут быть плохими, некачественными. Обучающий должен верить в истинность передаваемых знаний, потому что если в неё не будет верить обучаемый, он отторгнет их.

Впрочем, если любить математику, разбираться в ней и учиться терпению у мамы нет времени и желания, всегда остается выход – делегировать процесс обучения кому-то, кто математикой интересуется, хотя бы на самом простом уровне понимает и обладает хорошей выдержкой. Это может быть приходящий по выходным дедушка – пусть внук или внучка ждет его прихода не только ради чаепития и прогулки, но и ради веселого получаса интересных и полезных занятий, а может быть профессиональный учитель в ближайшем центре развития или детском саду.

Резюме. Для того, чтобы учить ребенка математике, необходимо математику хотя бы немного любить, математику хоть как-то понимать, верить в правильность и полезность используемых методических пособий, а также обладать выдержкой и терпением. Больше ничего не нужно. Впрочем, перечисленное, пожалуй, относится к обучению ребенка чему угодно.

Обсудим?
Tags: выскажусь, дети, математика
Subscribe
promo mama_gremlina январь 13, 2019 20:01 37
Buy for 100 tokens
Весь Крым за 32 дня и около 10000 километров от дома до дома. Весь, за редким и незначительным исключением. Мы бы и весь объехали, но 32 дня не резиновые, а некоторые места такие прекрасные, что мы просто не могли заставить себя сорваться через одну ночь и ехать дальше... Я наконец созрела…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 47 comments