?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Своего ребенка? Дома, например, до школы? Например, основам математического мышления? Математике?
Да, давайте поговорим об этом на примере математики, на каком ещё примере со мной можно говорить :)

Пожалуй, легче будет сформулировать, кто не может учить детей математике.

Во-первых, никогда не приступайте к обучению своего ребенка тому, что вы не любите. Чем вы не интересуетесь. Необязательно математике, чему угодно. Если ребенок уловит вашу обреченную покорность судьбе, когда вы достаете из шкафа эти ненавистные или пусть даже просто безразличные вам тетрадки и книжки, он, следуя врожденной потребности копировать самых близких, самых любимых людей, тоже приобретет негативное отношение к предмету. Потому что мама не может быть не права. До школы - точно не может. Если маме противны занятия, если они её не воодушевляют, ребенку будет гораздо полезнее начать обучение позднее всех во дворе, в первом классе хорошей школы, у заинтересованного учителя, чем уже в три года начать ненавидеть математику, глядя на несчастную маму, которая её не любит, но зачем-то в ребенка пихает. Если же все-таки мамой принято решение учить, то мама должна приложить все усилия, чтобы заинтересоваться самой. Полюбить. На самом деле, полюбить что угодно не так уж и сложно. Можно предварительно почитать не только детские развивающие пособия, но и что-нибудь для себя. Интересное и математическое. Поговорить с людьми, влюбленными в предмет, почитать биографии знаменитых ученых, научиться решать задачи на логику, но только начиная с самых простых, чтобы не потерять просыпающийся интерес ещё на первом этапе под лозунгом «у меня ничего не получается».

Во-вторых, не может учить математике тот, кто сам совсем ничего в ней не понимает. Мы же признаем, что человек, не знающий, как брать интегралы, не может научить другого человека брать интегралы? Так же и человек, которому в школе пришлось на слово поверить таблице сложения и умножения, который не может самостоятельно без столбика и калькулятора сложить 246 и 355 или умножить 15 на 151, лучше не пытаться учить ребенка правилам эффективного устного счета, какими бы простыми эти правила не казались. Если мама ошибается в выполнении заданий из развивающей книжки ребенка, тех что «продолжите закономерность», например, или выполняет их не за несколько секунд, как предполагается для взрослого, то даже возможность заглянуть перед уроком в ответы и выучить их наизусть не поможет научить ребенка.
Но и в этом случае у мамы есть прекрасное решение. Можно научиться самой перед тем, как учить своего ребенка. Не стыдно сидеть и разбираться, почему в детской книжке именно такой ответ. Не стыдно спросить у знающего человека, зачем вот тут нужна именно такая задача, и как её решить. И вообще не стыдно решать задания из детских книжек. Никогда не поздно. Ничего никогда не поздно. И немного отвлекаясь от темы, сообщу, кстати, что приемы устного счета и взятия интегралов взрослый человек тоже может освоить в любом возрасте и самостоятельно. Кстати, приведенные выше примеры нужно было решить за пару секунд. Ответ на первый – 601 (десятки и единицы в 246 и 354 дополняют друг друга - 600, а 355 отличается от 354 на 1), а на второй – 2265 (15 на 15 = 225, что мы знаем из детства, поэтому 15 на 150 = 2250, и потом остается лишь прибавить ещё один раз 15, так как 151 = 150 + 1).

В-третьих, для обучения ребенка чему угодно, и особенно математике, необходимо терпение. Даже не то терпение, которое дает возможность не зарычать на десятом неправильном ответе и не кинуть в стенку кружку с карандашами. Оно тоже нужно, но его мало. Ещё необходимо умение ждать. Математическая система знаний тем крепче, чем более самостоятельно были выстроены её уровни и перекрестные ссылки (перекладины, стены и коридоры). Можно дать ребенку готовое решение задачи. Можно дать ребенку готовый ход мыслей. Но лучше просто дать ребенку задачу и позволить найти решение, а подсказывать начинать не ранее, чем за долю секунды до того, как у него пропадет мотивация искать решение самому. Нужное время вмешательства определяется эмпирически, наработкой опыта. И я считаю, что лучше несколько раз пропустить момент потери мотивации (ничего, дорешаете завтра), чем вступить со своим "смотри, как надо" раньше положенного.
Впрочем, за мотивацию не волнуйтесь. Дети, не испорченные родительской гиперопекой, существа достаточно упорные и настойчивые, их мотивация держится долго (это я говорю о тех, кто не привык, что родители быстро вступают при первом же затруднении или даже задолго до него). Поиск решения может затянуться, и в это время родитель должен терпеливо ждать, прикинувшись невидимкой. Не торопить. Не подсказывать. Не хмыкать. Не вздыхать. Не уходить демонстративно на кухню ставить чайник. Не поправлять, если ребенок начал писать-рисовать-строить неверно, а дать ему возможность довести неверное решение до конца и увидеть, что оно неверное. Возможно, ребенок сам поймет это ещё до завершения процесса и исправится, но даже если нет, всегда можно обсудить неверный результат после его получения и предложить потом решить по другому. Наше нетерпение обесценивает усилия наших детей, вследствие чего они теряют интерес к обучению.

И в-четвертых, человек, обучающий ребенка математике с использованием конкретных пособий, развивающих игр, карточек и тому подобных материальных вещей, должен искренне верить разработчикам используемого материала. Если не верите, лучше не используйте. Просмотрите книжку или игру ещё в магазине, и если в ней что-то смущает, лучше отложите. Гораздо правильнее будет совсем отказаться от школы семи гномов или книжек Земцовой, чем заронить в сознание совсем маленького ребенка мысль о том, что книга, учебник, учитель, который создал этот учебник, могут быть плохими, некачественными. Обучающий должен верить в истинность передаваемых знаний, потому что если в неё не будет верить обучаемый, он отторгнет их.

Впрочем, если любить математику, разбираться в ней и учиться терпению у мамы нет времени и желания, всегда остается выход – делегировать процесс обучения кому-то, кто математикой интересуется, хотя бы на самом простом уровне понимает и обладает хорошей выдержкой. Это может быть приходящий по выходным дедушка – пусть внук или внучка ждет его прихода не только ради чаепития и прогулки, но и ради веселого получаса интересных и полезных занятий, а может быть профессиональный учитель в ближайшем центре развития или детском саду.

Резюме. Для того, чтобы учить ребенка математике, необходимо математику хотя бы немного любить, математику хоть как-то понимать, верить в правильность и полезность используемых методических пособий, а также обладать выдержкой и терпением. Больше ничего не нужно. Впрочем, перечисленное, пожалуй, относится к обучению ребенка чему угодно.

Обсудим?
promo mama_gremlina august 10, 18:15 60
Buy for 20 tokens
Вопреки здравому смыслу и правилам начну с оглавления. А потом по мере сил и времени буду подкладывать тексты про города, музеи и переезды под выделенные красным слова. Оглавление пока положу в свой промо-блок, чтобы не потерялось. Итак, сначала общие данные. Мы проехали 9335 километров. По плану…

Comments

( 47 comments — Leave a comment )
mahusia
Apr. 13th, 2017 11:12 am (UTC)
:) согласна с тем, что учить надо собстрвенным примером и тем, что сам любишь :) но, если честно, мне кажется, что дошкольной математике/буквам/добавь свое по факту может любой родитель (по уровню знаний) по определению. в том-то и дело, что тут речь не о интегралах. с другой стороны - сейчас я буду сама себе противоречить - если у самого родителя нет этого математического мышления, он вряд ли даст ребенку его. да, он может научить "цифрам", но не мышлению. а вообще самое главное - желание. остальное приложится.
и, кстати, я отношусь к той категории людей, которые не считают, что ребенку надо до школы знать строение малекулы водорода. другое дело, если сам ребенок этим интересуется, то да, помогать находить и узнавать новое. а читать и прочее можно научить ребенка совсем между делом. мне в этом плане очень Быкова нравится и ее занятия ленивой мамы.
mama_gremlina
Apr. 13th, 2017 12:04 pm (UTC)
Вот в том-то и опасность, что многие считают "подумаешь, четакова", а ниже написали яркий пример, как научить ребенка медленно читать. С буквами. А, Бэ, Вэ вместо звуков. Нас так учили - мы так учим. Меня учили не так, я читаю очень быстро. Я учила ребенка не так - он читает очень быстро. Но я делала это осознанно, зная, что читать надо учить именно так. И не по слогам.
С математикой то же самое. Кажется, просто, но очень легко привить ребенку медленные способы мышления.
(Anonymous)
Apr. 13th, 2017 11:15 am (UTC)
2265, а не 2275
mama_gremlina
Apr. 13th, 2017 11:59 am (UTC)
Вы можете учить детей устному счету ;)
toropysshka
Apr. 13th, 2017 11:41 am (UTC)
По второму пункту. В моей семье все гуманитарии, а я вышла технарем. Соответственно, перед школой я умела читать, и считать совсем нет, никто не учил. При этом уже в 6 классе считала эмпирически, то есть подключала логику, дошла до этого сама. То есть если есть склонность, то все будет.
И еще мне кажется можно выделить в отдельный пункт "не навреди своим обучением". Например, буквы. Большинство родителей учит своих детей буквам - а, бэ, вэ и так далее. А не надо учить буквам, надо учить звукам, тогда переход к чтению будет естественным, легким и быстрым.
mama_gremlina
Apr. 13th, 2017 12:01 pm (UTC)
Да, это как раз к "не понимаешь - не учи".
И лучше ребенок сам до всего дойдет в свое время, чем ему навредят и все поломают до этого
(no subject) - gegemul - Apr. 13th, 2017 12:15 pm (UTC) - Expand
(no subject) - mama_gremlina - Apr. 13th, 2017 04:26 pm (UTC) - Expand
(no subject) - gegemul - Apr. 13th, 2017 05:14 pm (UTC) - Expand
(no subject) - mama_gremlina - Apr. 13th, 2017 05:19 pm (UTC) - Expand
(no subject) - mama_gremlina - Apr. 13th, 2017 05:20 pm (UTC) - Expand
gegemul
Apr. 13th, 2017 11:53 am (UTC)
Марина, поправь пожалуйста ответ в примере на умножение
mama_gremlina
Apr. 13th, 2017 11:59 am (UTC)
А надо? Тут будет весело, если не поправлю %)
(no subject) - gegemul - Apr. 13th, 2017 12:02 pm (UTC) - Expand
(no subject) - mama_gremlina - Apr. 13th, 2017 12:04 pm (UTC) - Expand
(Deleted comment)
mama_gremlina
Apr. 13th, 2017 04:25 pm (UTC)
Ну, своих детей учить все-таки легче, чем однокурсников, и даже чем не своих детей. Однокурсники не уважают авторитет по умолчанию, потому что ты изначально не поставлен над ними учителем. Поэтому студентов и школьников учить легче, чем однокурсников. А свои дети, они... генетически подобны. С ними проще. Гораздо проще.
livejournal
Apr. 13th, 2017 12:34 pm (UTC)
Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal северного региона. Подробнее о рейтинге читайте в Справке.
bezverxa
Apr. 13th, 2017 01:11 pm (UTC)
Я все бы свела к "тот, кто любит". Кто любит предмет, тот сможет показать и заразить. Кто не любит, то тонну литературы можно прочесть- а видеть как лучше показать то или иное не получится. Математика открывается тому, кто ее нежно держит в руках и бережно хранит.Для меня, например, она засеяла только после универа, мало того, после того, как я сама стала учить. Я увидела такие связки и тонкости, которые раньше из-за напряженного зрения и потуги только осилить, а не любить, мой глаз просто не замечал. Сейчас, даже если сходу я не соображу, как решить задачу, то начиная рассуждать, и приплетая знания из разных разделов математики, картинка оживает и о, Боже, этим можно заниматься всю жизнь и никогда не надоест :)
mama_gremlina
Apr. 13th, 2017 04:24 pm (UTC)
Согласна, любить - самое главное.
Поэтому с него и начала.
judascolored_86
Apr. 13th, 2017 01:17 pm (UTC)
Все логично. Если не играешь на рояле, то и учить не сможешь.
Мне нравится, когда дети "считают до ..." по словам родителей. И как это выглядит? Вася, посчитай камушки. Вася считает один два три... сто тридцать три. Потом спрашиваю так сколько камушков? И все Вася завис!
Вот мне интересно стало про чтение. Как учить? (это я уже в коменты залезла, конечно).
mama_gremlina
Apr. 13th, 2017 04:23 pm (UTC)
- Не называть буквы по именам, а проговаривать их как звуки. А то потом есть опасность чтения слов по типу: каошака вместо кошка
- Не учить читать "по складам". Читать сразу словами, сначала короткими, потом увеличивая длину, параллельно собирая из этих слов короткие предложения.

В принципе, все. Дальше - наблюдение и эксперимент. И хорошие пособия
(no subject) - judascolored_86 - Apr. 13th, 2017 04:30 pm (UTC) - Expand
(no subject) - mama_gremlina - Apr. 13th, 2017 04:37 pm (UTC) - Expand
(no subject) - freyasun - Apr. 14th, 2017 08:54 am (UTC) - Expand
(no subject) - mama_gremlina - Apr. 14th, 2017 01:54 pm (UTC) - Expand
(no subject) - freyasun - Apr. 14th, 2017 03:21 pm (UTC) - Expand
freyasun
Apr. 13th, 2017 01:36 pm (UTC)
Подписываюсь.))
mama_gremlina
Apr. 13th, 2017 04:21 pm (UTC)
А обсудить?
(no subject) - freyasun - Apr. 14th, 2017 08:56 am (UTC) - Expand
mayamandi
Apr. 13th, 2017 04:16 pm (UTC)
Мне кажется, если родители хотят, то могут научить ребёнка всему, что умеют сами. Но меня немного смущало в посте, что человек, обущающий ребёнка, это только мама, а не родитель. И даже обучение она "делегирует дедушке", а не папе. Мы с мужем оба учим трехлетку и читать, и считать - каждый, правда, по-своему. А потом приходит бабушка, и они начинают в букваре, по которому мы занимаемся, искать имена и их читать. ))
mama_gremlina
Apr. 13th, 2017 04:21 pm (UTC)
Принимается. Я думала писать "родитель", но получалось слишком официально. Разбавлю папами. И бабушками.
helly_nord
Apr. 13th, 2017 04:49 pm (UTC)
Я до сих пор помню жесткие споры мамы с папой. Мама стремилась быстренько рассказать мне решение и всё. А папа... Папа бился "до конца" :). Мог задавать наводящие вопросы, мог направить мысль в нужное русло и т.д. Но любая моя просьба помочь всегда в первую очередь получала встречный вопрос: "Что конкретно непонятно или не получается?" Ответ "всё" не принимался :). Ну, до скандалов доходило, чего уж там... душевная организация у меня "тонкая" :). Зато думать научил и искать пути решения задач. И речь не только о математике, разумеется.

Вообще, я думаю, что все, что вы изложили, справедливо не только для дошкольников. По-моему это справедливо вообще для любого обучения, в любом возрасте!
mama_gremlina
Apr. 13th, 2017 06:37 pm (UTC)
Отличный у вас был папа, всем бы такого папу.

А что справедливо для всех - это да. Просто это кусочек большого текста про обучение именно дошкольников, поэтому про них
(no subject) - helly_nord - Apr. 13th, 2017 06:57 pm (UTC) - Expand
hockey_daddy
Apr. 13th, 2017 06:08 pm (UTC)
Интересует стоимость 1 часа репетиторства по скайпу) На будущее!
mama_gremlina
Apr. 13th, 2017 06:37 pm (UTC)
Да вам не потребуется, не волнуйтесь :)
(no subject) - hockey_daddy - Apr. 13th, 2017 06:43 pm (UTC) - Expand
(no subject) - mama_gremlina - Apr. 13th, 2017 06:45 pm (UTC) - Expand
4ernii_lector
Apr. 13th, 2017 07:13 pm (UTC)
Я бы переформулировала первую позицию следующим образом: не может учить тот, кто сам не любит учиться чему-то новому.
Воспитание ребенка - это фактически вторая жизнь. И за эту жизнь можно легко научиться тому новому, что прошло мимо по каким-то причинам. Главное - хотеть узнать. Кстати, для того, кто был несведущ в математике, это отлчный повод узнать и полюбить ее.

Наблюдение. Очень часто вижу, что родители, удовлетворяющие пунктам 1-4, начинают просто натаскивать на задания в выбранных пособиях без обсуждений отклонений и вариаций. Без формирования общей логики процесса и здравого смысла. Пособия и методики вторичны, кмк. Первично формирование логики. А ее можно и нужно формировать на каждодневных примерах, случаях, ситуациях. Хотя правильные пособия как подспорье и систематизирующее дополнение тоже нужны.

Из личного. У меня с устным счетом крайне плохо. А вот интегралы - просто песня. Мои выпускники говорят, что я их эффективно научила. Хочется эффекта и у детей.

Edited at 2017-04-13 07:57 pm (UTC)
mama_gremlina
Apr. 14th, 2017 01:59 pm (UTC)
Пожалуй. Не только любить предмет, но и любить учиться. Да, согласна.

С пособиями тоже согласна - они вторичны. Поэтому я и пишу, что в пособия надо верить, их надо выбрать такие, чтобы они были приятными, вдохновляющими, чтобы не вызывали сомнений в своей полезности. Если не получается - лучше без пособий. Или свои придумать.
(no subject) - 4ernii_lector - Apr. 14th, 2017 02:21 pm (UTC) - Expand
jevousparler
Apr. 13th, 2017 07:24 pm (UTC)
Со всем согласна, кроме последнего. Только личным примером можно заинтересовать ребенка. А вот критически относиться к информации как в книге, так и от учителя, мне кажется, полезно. Это ведь тоже обучение думать. Без этого никакой математики не получится.
mama_gremlina
Apr. 14th, 2017 01:58 pm (UTC)
Да, критическое отношение к авторитетам, в том числе бумажным, должно быть. Но не в три-шесть лет, нет, ни в коем случае!
Сначала ребенок должен безоговорочно верить в то, что передаваемые ему знания - истинны. Первое время. Иначе он начнет отвергать их. Зачем трудиться и пытаться взять то, что может оказаться неверным? Я думаю (имхо, конечно, но не такое уж х), это важный момент. Я видела много школьников, скептически относящихся к своим учебникам и учителям (слишком критично научили их воспринимать их родители), неплохим объективно, и от этого имеющих проблемы.

Но со временем, конечно, надо подсовывать некачественные книги и спрашивать мнение. Но попозже. Не в начале обучения.
(no subject) - ks_wintersports - Apr. 20th, 2017 08:21 pm (UTC) - Expand
(no subject) - mama_gremlina - Apr. 21st, 2017 10:37 pm (UTC) - Expand
livejournal
Apr. 20th, 2017 06:09 am (UTC)
Все дети разные
Пользователь asya50793 сослался на вашу запись в своей записи «Все дети разные» в контексте: [...] для выработки некоторых общих принципов обучения. Ранее я писала ещё один кусочек оттуда же тут [...]
( 47 comments — Leave a comment )

Profile

mama_gremlina
Мама Гремлина, Горыныча и Василисы

Latest Month

January 2018
S M T W T F S
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow