?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Все дети разные

До свадьбы у меня было шесть теорий воспитания детей.
Теперь у меня шесть детей и ни одной теории.
Дж. Уилмот


Пакет подарков дарят Васе
Машинки, мячик, арбалет.
Ребенок два часа играет
В пакет


Это действительно так – все дети разные. Мы можем фантазировать о наших будущих правильных методах воспитания и обучения что угодно, можем составлять логичные, выверенные, педагогически идеальные программы, можем заранее закупить тонны учебных пособий и развивающих игрушек, но, родившись, ребенок расставит все по местам. Он выберет свой «пакет» и будет в него играть, сколько бы денег и сердца вы не потратили на организацию развивающего пространства. Он влюбится в буквы и будет отказываться даже смотреть на цифры или наоборот. Он будет часами собирать конструктор, уже в год демонстрируя геометрически и эстетически правильные конструкции, что-то обозначающие, но научится пришивать пуговицу только в седьмом классе. Или наоборот. Он может полностью соответствовать таблицам роста и развития, а может сделать все в другом порядке, пугая невролога тем, что в двенадцать месяцев не умеет собирать пирамидку (умея при этом собирать сортер, но об этом невролог вас не спросит – в таблице указана пирамидка, а сортер не указан).

Каким он будет, ваш ребенок, к сожалению или счастью зависит не от вас. От вас зависит, позволите ли вы вырасти и расцвести тому, что есть в нем изначально. Самое удивительное, что если в семье рождается второй, третий, шестой, как в эпиграфе, ребенок, даже если оба родителя остались теми же, даже если окружение – бабушки, дедушки, воспитатели в саду, родственники и знакомые – остались теми же, почти достоверным является тот факт, что все дети одной семьи будут разными. Совершенно разными. Полностью.

Я уже рассказывала, как по разному пришли в мир мои трое детей. И если они даже это такими разными способами в таких одинаковых условиях - одна больница, один операционный зал, один врач, то что же говорить об их методах познания?

Тем не менее, поговорим. Мой старший сын молчал до двух с половиной лет. При этом уже в год он мог по просьбе взрослого ткнуть пальцем в любую названную букву, любой названный цвет, геометрическую фигуру. Ребенок знал все буквы в год! Читать при этом научился только между четырьмя и пятью, потому что для обучения читать надо было как минимум уметь разговаривать, а ещё потому, что мой старший сын был не очень-то трудолюбив и не желал делать над собой усилий. Все, что он сейчас любит и чему готов посвящать все свое свободное время – катание на велосипеде, на лыжах, в том числе горных, чтение, плавание – было приобретено им сквозь его слезы и наши непедагогичные воспитательные приемы. Чтобы сын согласился автономно сесть на велосипед и совместил желаемый результат с необходимыми усилиями, отцу, который с терпением и любовью несколько дней подряд по нескольку часов катал его «за багажник», пришлось в конце концов разозлиться и выкинуть велосипед в придорожные кусты. Ребенок заплакал, побежал спасать технику, сел на неё и, рыдая, поехал. Сразу поехал.
Чтобы сын согласился начать плавать на глубине, не держась за бортики бассейна и не перебирая ногами по берегу пруда, мне пришлось… столкнуть его с мостков. Это не было опасно, тренер давно уже намекал мне, что проблема с плаванием в открытой воде не в технике плавания, а в лени и отсутствии мотивации, но тем не менее, я долго пыталась обойтись уговорами и увещеваниями, а в итоге ребенок летел в воду с криками «Мама, не топи меня» и под неодобрительные взгляды других отдыхающих. Примерно так же мы научили его читать. Примерно так же – считать. Примерно так же я учу его физике, математике, английскому. Сначала слезы и истерика, потом «Ух ты, неужели это так просто?» и «Мне нравится!». Самое смешное, что научившись наконец какому-то навыку, приобретя компетенцию, мой старший сын мгновенно переходит из состояния обреченного неумения: «у меня никогда не получится» в состояние чувства самовосхищения и превосходства над теми, кто все ещё не умеет: «пффф, это же легкотня, не понимаю, как это можно не уметь». Этот некрасивый факт требует, впрочем, отдельной коррекции и отдельного разговора, а здесь упомянут только затем, чтобы показать, что понимание в ребенка действительно врастает.

Итак, резюмируя вышесказанное, можно сделать вывод: чтобы научить ребенка новому навыку, надо его заставить, преодолев его сопротивление и даже, возможно, слезы.

Однако затем у нас родился второй сын. Второй сын с рождения очень любил интересные вещи, с любопытством разглядывал яркие книжки одной известной серии, радовался, когда очередной набор дарили ему на день рождения, но… совершенно не воспринимал уроки в формате уроков. Любил, ждал, просил, но не воспринимал. Это когда садишься с ним и начинаешь ему что-то рассказывать, показывать. Расскажешь, покажешь, подождешь, спросишь – а он ни в зуб ногой. Тренировки не помогали. Объяснение с другой стороны не помогали. Изменение стратегии ничего не давали. Ребенок с активным вниманием слушал, радостно выполнял, что просят, мог сидеть и заниматься часами, но… если через полчаса спросить у него, где какое время года или какая это буква – ответа не было. Или был неверный. Я задумалась. Я остановилась. Я решила, что не всем быть писателями с математическим складом ума и начала наблюдать. Мы стали с ним просто играть. Просто читать. Просто рисовать. Ничего не требуя друг от друга, не проверяя полученных навыков. Я реализовывала свою внутреннюю потребность учить, а он, как я думала, просто наслаждался общением с мамой, которая в то время как раз вышла на ответственную работу и несколько сократила время, которое тратила на детей.

Но через какое-то время произошли друг за другом два события. Сначала в гости пришла бабушка и стала спрашивать почти трехлетку о буквах. И он… показал верно ей все спрошенные буквы до одной. Причем, когда она выдохлась и перестала спрашивать, он продолжил тыкать в другие буквы и верно их называть. Я решила проэкспериментировать с навыком, который уже пыталась отработать раньше, и стала спрашивать у него на слух, с какой буквы начинаются разные слова. Несколько попыток у него ушло на то, чтобы понять, чего я хочу, и затем он стал отвечать полностью без ошибок. Мы занимались этим! Долго и безуспешно! Я бросила попытки, и вот, через некоторое время навык приобрелся сам. Ребенок дозрел.

Вторая ситуация возникла, когда я решила отправить его в изостудию. Преподаватель попросила привести малыша на просмотр и беседу, чтобы принять решение, возьмет ли она его, не достигшего трех лет. Я привела, думая, что она задаст ему пару вопросов и посмотрит, умеет ли он сидеть спокойно. Это он умел, и я не волновалась. Но как только произошло знакомство, преподаватель дала Игорю чистый лист и кружку с карандашами. И отправила за отдельный стол с просьбой «нарисуй солнышко». Я сразу же поняла, что в студию нас не возьмут, но осталась послушать, что там вообще делают, как раз и другие родители подтянулись. Краем глаза я следила за моим сосредоточенным сыном. Когда собрание через 10 минут исчерпало себя, мы подошли к его столу и увидели совершенно полноценное, круглое солнышко с кривыми, но направленными в разные стороны лучами. И, что самое главное – с глазами, носиком и ротиком, расположенными в правильных местах. Да, они все были круглыми. Но они были, и были в правильных местах. А рисованием солнышка мы точно не занимались. Собственно, мы с ним вообще не занимались рисованием, он просто чирикал на листах разноцветными карандашами, но это никогда не было похоже ни на какой предмет. И вот – само пришло, само созрело. На фоне других занятий.

Итак, резюмируя вышесказанное, можно сделать вывод: обучая, на ребенка не нужно давить, ему нужно давать, ничего не спрашивая и не требуя взамен.

Кроме этих отличий, надо сказать, что старшего сына всегда можно было поймать на лесть и похвалу. Он был готов делать даже то, что действительно сложно, если на него смотрела бабушка или знакомая девочка. Причем делать со снисходительной улыбкой, всем своим видом показывая, что это элементарно же, вот, смотрите, одной левой. Среднего же на похвалу поймать невозможно. Зато его при желании, сильно не злоупотребляя, потому что если злоупотребить, временно перестает работать, можно поймать на слабо. Пытаясь доказать самому себе, что он что-то может, он это сможет. Если у старшего нет зрителей, уговорить его сделать что-то новое ради самоутверждения в своем собственном лице невозможно.

И кроме этих отличий, у двоих моих первых детей есть ещё сотня других.

Если бы у меня был только старший сын, я бы была адептом теорий, связанных с навязыванием дисциплины и строгости. Если бы у меня был только средний сын, я бы была адептом теорий, связанных со свободой творчества и пассивным наблюдением за обучаемым. И тех, и других теорий в мире в изобилии. Однако, они есть у меня оба, и я с уверенностью заявляю, что все дети разные, и то, что подходит одному ребенку, может навредить другому. И наоборот.

А что же делать? Пробовать, экспериментировать. Не бояться. Следить за эффектом. Положиться на интуицию. Любить.

Вы ознакомились с ещё одним куском графоманского поделия, анонсированного ранее в записи "Несло меня по кустам". Это было типа введение. Дальше я говорю, что тем не менее у всех детей есть что-то общее, и это можно использовать для выработки некоторых общих принципов обучения. Ранее я писала ещё один кусочек оттуда же тут. Критика любой степени конструктивности приветствуется
promo mama_gremlina november 23, 23:20 10
Buy for 100 tokens
В ближайшее время: - об осеннем море Петергофа, выставке, посвященной строительству фонтанов, о церковном корпусе Дворца и основной его экспозиции - о тематической медиавыставке, посвященной дельфинам и китам - о выставке роботов в Питерленде - о Зубровнике в Токсово - о музее в центре…

Comments

4ernii_lector
Apr. 24th, 2017 05:24 pm (UTC)
Значит, контингент ))

Profile

mama_gremlina
Мама Гремлина, Горыныча и Василисы

Latest Month

December 2018
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow