?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Самым, пожалуй, широко применяемым для моделирования мира распределением вероятностей является нормальное. То, чья плотность распределения выглядит как всем известная фигура "колокол". Распределение Гаусса.
Нормальным законом описываются многие свойства живых организмов, физические величины и параметры личности человека. Вот, например, рост. Значения роста распределены в целом нормально. Это значит, что основная масса людей имеет средний и близкий к среднему рост, гораздо меньше - маленькие и высокие, а очень маленьких и очень высоких - исчезающе мало. Если по оси абсцисс отложить непосредственно рост, а по оси ординат - количество людей, таким ростом обладающих, то получится как раз график-гауссиана. Колокол. Представили? Хорошо.

Так вот до определенного момента такие параметры, как "успеваемость", "способность мыслить логично", "скорость освоения нового" тоже казались мне распределенными нормально. Да собственно, и общепринято было их таковыми считать, даже какие-то исследования имелись, устанавливающие этот факт, нам на аспирантских лекциях по педагогике говорили. И на практике впоследствии это подтверждалось, например, тем, что в любой студенческой группе, на любом потоке основная масса студентов была уверенными исполнителями, способными освоить программу на хорошую тройку или слабую пятерку, включая твердую "четыре", а тех, кто категорически не тянул, равно как и тех, кто был реально крут, - тех было мало.

Но в последние несколько лет я замечаю сама и нахожу подтверждение в разговорах с коллегами изменение картины. Как будто кто-то взял и сел на эту гауссиану сверху, и продавил её своей толстой попой посередине до самого дна. Теперь почти нет тех самых "хорошистов". Нет людей, которые способны освоить программу качественно и в соответствии со стандартом, но не больше. Группы делятся на два ярко выраженных класса: те, кто не тянет, и те, кто реально крут. Причем, развивая идею "севшего на гауссиану кого-то", вынуждена признать, что площадь под графиком в целом сохранилась, как и координаты крайних точек. То есть, на краях нового распределения ситуация вполне себе нормальная. Среди тех, кто не тянет, большинство тех, кто просто не тянет. И их, в принципе, можно научить, если заниматься с каждым почти индивидуально, настраиваться, подстраиваться, мотивировать, экспериментировать и так далее. Очень сложно, но можно. А тех, кто не тянет вот вообще совсем, уже меньше. И тех, кто не тянет, но если дать легкого пинка, начинает сам вытягивать слабенькую троечку - их тоже меньше... Со "звездами" с другого края распределения та же история.

Почему?
Почему кто-то сел на гауссиану?

У меня есть два предположения.

1. Может, в вузы просто больше не идут "уверенные исполнители"?
Им теперь, в этом новом мире, и так есть занятие - малый собственный бизнес, работа "на дядю" без диплома и так далее. Идут в вузы "звезды", и идут "бычки на веревочке", которым "мама сказала - сметаны".

2. А может, дело в том, что изменился способ получения и восприятия информации.
Информации сейчас так много, она так доступна, что если в тебе есть хотя бы чуть-чуть мотивации и трудолюбия, ты просто не можешь быть просто уверенным исполнителем. Ты пойдешь дальше. Прочтешь ещё там. И вот тут. Попробуешь этот тренинг. И послушаешь вот этот вебинар. И придешь потом на пары, и будешь спорить с преподавателем, потому что реально уже знаешь больше, чем этот старенький дядечка, который и слов таких - вебинар - не слышал никогда.
Если же в тебе мотивации и трудолюбия нет, то ничего дополнительно ты читать-изучать не станешь, хотя оно и доступно в два клика. И в результате утонешь на фоне тех, кто станет.

Наверное, в равной степени работают обе причины. Коллеги-преподаватели, что скажете? Что раздавило гауссиану?
promo mama_gremlina август 10, 2017 18:15 60
Buy for 20 tokens
Вопреки здравому смыслу и правилам начну с оглавления. А потом по мере сил и времени буду подкладывать тексты про города, музеи и переезды под выделенные красным слова. Оглавление пока положу в свой промо-блок, чтобы не потерялось. Итак, сначала общие данные. Мы проехали 9335 километров. По плану…

Comments

( 40 comments — Leave a comment )
sotrudnic
Jul. 3rd, 2017 04:31 am (UTC)
не сталкиваюсь с таким феноменом в школе
mama_gremlina
Jul. 3rd, 2017 04:41 am (UTC)
Ага! Если другие школьные учителя с вами согласятся, значит, получается, верно мое первое предположение (и тогда все не так печально выходит)
toropysshka
Jul. 3rd, 2017 04:59 am (UTC)
Три года назад в школе было нормальное распределение. Единицы реально крутых, единицы, кто не тянет. А остальные - уверенные хорошисты.
mama_gremlina
Jul. 4th, 2017 08:27 am (UTC)
В большинстве своем школьные соглашаются, но ниже есть одно свидетельство о том, что и в школу начало оно просачиваться, это явление
ks_wintersports
Jul. 3rd, 2017 05:27 am (UTC)
Интересно, постою, послушаю.
livejournal
Jul. 3rd, 2017 05:33 am (UTC)
Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal северного региона. Подробнее о рейтинге читайте в Справке.
artreidess
Jul. 3rd, 2017 05:52 am (UTC)
А может быть дело в качестве образования, в программе?
Боюсь таким предположением кого-то обидеть, но напишу.

Может быть, информация стала менее усваиваемой? и поэтому её либо не тянут совсем, либо - если уж разбираться - то тянут полностью? Подобно тому, как в семьях, где не слишком занимаются детьми, вырастают или совсем безответственные, или гипер-ответственные?

Написала и подумала, что есть контраргумент. При этом варианте "двоечников" было бы больше.

(В школе у старшего хорошистов много, отличников и троечников чуть; всё по Гауссу.)
mama_gremlina
Jul. 4th, 2017 08:30 am (UTC)
Во многих случаях информация осталась вообще ровно той же (как, например, в классических математических курсах, той же элементарной физике - там ничего не меняется уже много лет), преподаватели - те же, критерии оценивания - те же, а распределение оценок поменялось...

Хотя качество образования тоже имеет свои, так сказать, нюансы. Я об этом целую статью программную написала! Впервые - на нематематическую и неинформационную тему! Осталось оформить текст и выслать на конференцию. Педагогическую. Прямо боюсь. Выход из зоны комфорта :)
(no subject) - stanika - Jul. 5th, 2017 08:37 pm (UTC) - Expand
ptsolka_bzz
Jul. 3rd, 2017 06:53 am (UTC)
Недавно тоже участвовала в похожем обсуждении. Мне подумалось, что роль Интернета (а также наличия у людей смартфонов с неограниченным туда доступом!) велика: те, кому интересно, будут самообразовываться сверх того, что дают преподаватели. Те, кому неинтересно, будут условно говоря "сидеть в контакте" пока дают. Сама вижу своих однокурсников, которые на парах уже давно не слушают, а неистово листают инстаграмм... а не будь смартфона в руках - слушали бы! Не такие уж глупые дети сами по себе.
mama_gremlina
Jul. 4th, 2017 08:31 am (UTC)
Да, способ восприятия информации. Доступность и количество. Возникают фильтры, во-первых, которые потом бездумно применяются ко всему, по умолчанию. А во-вторых - выходит на первый план реальная мотивация, а не навязанная. Я не хочу учиться, но мне сейчас больше нечего делать - ну ладно, поучусь. Я не хочу учиться и могу заняться чем-то мне более интересным - ура!
chahkli
Jul. 3rd, 2017 07:21 am (UTC)
Хм. Я тоже среди тех, кто не видит такого явного проседания: я бы сказала, что распределение по успеваемости в последние года три стало больше напоминать плато: явных "отличников" и "двоечников" стало поменьше, зато выросло число "середнячков". Лично я это связываю с введением балльно-рейтинговой системы, предоставляющей возможность набрать необходимый минимум для нужной оценки (зачет/удовл./хорошо) и дальше не делать вообще ничего. Очень многие студенты прямо вслух говорят: баллы для зачета я уже получил, зачем мне еще что-то делать? Внешняя мотивация над внутренней, к несчастью, преобладает в большинстве случаев, но это проблема старая и системная, характерная для советско-российского образования в целом.
А вообще, на психодиагностике я учу студентов: если распределение признака является двухвершинным, то, скорее всего, вы диагностируете два разных признака. В этом случае надо пересмотреть критерии оценивания и постараться вывести из одного общего понятия два более узких (если бы речь шла о тестовых показателях, мы бы быстренько применили факторный анализ, но как ему подвергнуть Ваши субъективные ощущения? :) ).
4ernii_lector
Jul. 3rd, 2017 07:10 pm (UTC)
Скажите, а в каком вузе вы так интересно учите?
В моем так учили, но давно. Сейчас всё грустно.
(no subject) - chahkli - Jul. 4th, 2017 03:56 am (UTC) - Expand
(no subject) - 4ernii_lector - Jul. 4th, 2017 06:05 am (UTC) - Expand
(no subject) - chahkli - Jul. 4th, 2017 06:24 am (UTC) - Expand
(no subject) - 4ernii_lector - Jul. 4th, 2017 06:54 am (UTC) - Expand
(no subject) - mama_gremlina - Jul. 4th, 2017 08:33 am (UTC) - Expand
(no subject) - chahkli - Jul. 4th, 2017 08:49 am (UTC) - Expand
(no subject) - mama_gremlina - Jul. 4th, 2017 08:56 am (UTC) - Expand
(no subject) - chahkli - Jul. 4th, 2017 09:00 am (UTC) - Expand
(no subject) - mama_gremlina - Jul. 4th, 2017 09:04 am (UTC) - Expand
katyaspletkoy
Jul. 3rd, 2017 08:36 am (UTC)
Ой, как интересно! Я хоть и не преподаватель, но с интересом постою послушаю.
mahusia
Jul. 3rd, 2017 09:52 am (UTC)
мне кажется, ВУЗы сами к этому проложили руку. я помню, как ты рассказывала про девочку, которая не делала НИЧЕГО, но ее все равно держат в ВУЗе... зачет? кто не хочет - в шею гнать.
mama_gremlina
Jul. 4th, 2017 08:36 am (UTC)
Все не так просто с шеями. А о том, кто к чему приложил руку... Ну, вузы - да, конечно. А точнее, не вузы, а те, кто над вузами. Кто придумал систему оценивания вузов по количеству вышедших на диплом выпускников, кому было лень придумывать показатели, позволяющие оценить качество, а не количество. Но не только вузы. Мир многофакторная штука.
(no subject) - mahusia - Jul. 4th, 2017 08:54 am (UTC) - Expand
(no subject) - mama_gremlina - Jul. 4th, 2017 08:58 am (UTC) - Expand
(no subject) - mahusia - Jul. 4th, 2017 09:03 am (UTC) - Expand
lubovrusinova
Jul. 3rd, 2017 10:05 am (UTC)
В школе, по моим наблюдениям (моя началка, шестой дочки, девятый сына), распределение в основном нормальное.
У свёкра в ВУЗе (Технологический), по его высказываниям, ближе к тому, что описали Вы.
По моим наблюдениям, действительно, Интернет даёт массу дополнительных
возможностей и тем кому "ничего не надо" (например,посидеть в соц. сетях, потом списать выложенную параллельным классом контрольную), и тем кому интересно: послушать лекцию, вебинар, скачать хороший учебник, статью, найти единомышленников, записаться на интересное мероприятие). Да, и поскольку время ограничено, тот кто "реально крут" в одном может "просесть" в чём-то другом.
mama_gremlina
Jul. 4th, 2017 08:36 am (UTC)
То есть, вы тоже за второй вариант, спасибо
g_nick_kate
Jul. 3rd, 2017 12:32 pm (UTC)
Интересное наблюдение. Подумала про дочкин класс, сравнила со своим. Похоже на то, похоже. Допустим, у нас в классе были два-три человека, уверенные кем станут, изучавшими дополнительно любимый предмет. Были и двое тех, кто откровенно не тянул программу. У дочери же тех и других было больше, да, у кого-то была возможность посещать дополнительные занятия, хотя бы уроки в сети, а другие просто списывали готовые домашние задания.
mama_gremlina
Jul. 4th, 2017 08:37 am (UTC)
Вот! Я же говорю - изменился способ восприятия ими информации. А значит, оно и до школы скоро доберется. Кое-где уже добралось. Просто школа - более инертная система.
4ernii_lector
Jul. 3rd, 2017 07:27 pm (UTC)
Про школу не скажу. А в своем вузе на некоторых направлениях есть нормально распределенные группы, как и раньше. А вот на экономическом группа была разделена на подгруппы. И экзамен (у группы в целом) показал, что я вела в левой половине раздавленной гауссианы, а ассистентке досталась правая.
Так что и такое явление есть.
Причина - вторая, скорее всего.
mama_gremlina
Jul. 4th, 2017 08:38 am (UTC)
Может, ассистентка просто слишком добрая ещё, по молодости?

Есть нормально распределенные группы... Интересно подумать, чем они отличаются от не нормально распределенных, найти отличие и попробовать это использовать. У меня все - не нормальные, с которыми я сталкиваюсь последние годы...
(no subject) - 4ernii_lector - Jul. 4th, 2017 03:24 pm (UTC) - Expand
(no subject) - mama_gremlina - Jul. 8th, 2017 03:26 pm (UTC) - Expand
(no subject) - 4ernii_lector - Jul. 8th, 2017 08:46 pm (UTC) - Expand
(no subject) - mama_gremlina - Jul. 10th, 2017 08:12 pm (UTC) - Expand
frodybercy
Jul. 10th, 2017 03:09 pm (UTC)
я хоть и не в школе, но веду группы школьников. подтверждаю нормальное распределение.
mama_gremlina
Jul. 10th, 2017 08:11 pm (UTC)
В общем, я поняла: тема требует полноценного исследования
( 40 comments — Leave a comment )

Profile

mama_gremlina
Мама Гремлина, Горыныча и Василисы

Latest Month

November 2018
S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow