?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Ещё кое-что про школу

А пока мы едем в сторону границы с Беларусью, читайте опять мой очередной тявк из-под лавки в сторону некоторых методик школьного обучения математике.

Был у меня в этом году один мальчик, переходящий из третьего в четвертый класс. Это братик двух других моих учеников - девятиклассника и одиннадцатиклассницы, о которых я хочу поговорить отдельно, маме, наверное, понравилась наша работа с братом и сестрой, и малыша с красивым именем одного из создателей славянской азбуки прислали ко мне на первый летний месяц с формулировкой "не может решать задачи".

И правда, новые задачи человечек решать не мог. Просто внимательно её прочитывал и говорил: "Ну, это я не решу - мы не проходили такого". Хотя задачи были из его рабочей тетради, то есть, предполагалось (и на самом деле так было), что весь нужный материал был изучен. Да и сколько там того материала-то в третьем классе? Но нет - "не могу" и все. При этом мальчик был живой, подвижный, разговаривал, хотел узнать, как решить эту задачу, участвовал в её обсуждении, болтал ногами - вел себя как обычный (ну, может, поумнее, чем среднестатистический) третьеклассник.

Но зато если встречалась задача, подобную которой в классе они решали! Человек преображался. Глаза стекленели, спина выпрямлялась, левая рука складывалась с локотком 90 градусов, а правая начинала выписывать решение, отступая тут две строчки, тут две клеточки, при этом проговаривая кошмарные вещи наподобие "здесь нужна формула эс равно а умножить на бэ, а равно пяти, бэ десяти, значит, эс равно пятидесяти". Если встречалась задача, где нужно было найти бэ, то формулировалось "здесь нужна формула бэ равно эс поделить на а". Причем если я пыталась остановить ребенка и попробовать показать, что две формулы тут не нужно, вполне хватит знания одной (да и ту знать не надо - это ж площадь прямоугольника, и она, как и большинство других - логична, это просто количество квадратных сантиметриков, уложенных внутри этого самого прямоугольника, а чтобы их посчитать, надо посчитать сколько туда столбцов из них помещается, да сколько в каждом столбце квадратиков)... Но человек мотал головой, недоверчиво смотрел на меня и продолжал транслировать тысячи дурацких инструкций, который зачем-то были вложены в него его учителем. Без системы. Без связи. Без понимания, откуда они взялись. Вплоть до того, что когда мне удалось убедить человека, что формулы "эс равно а на бэ" и "бэ равно эс поделить на а" связаны, ученик этот факт несколько раз проверил, подставив разные числа, и только потом разрешил мне показать, почему так происходит.

Конечно, за четыре встречи, а ровно столько их удалось организовать, у меня не получилось победить все эти декларативные формулы, валяющиеся у него в голове в полном беспорядке. Кое-что вышло, но очень мало. А как, если когда я пытаюсь объяснить, почему числа умножаются и делятся в столбик именно так, дописывая в нужных местах нолики, которые обычно опускают для скорости и параллельно выписывая поразрядно, что там на самом деле происходит, на меня смотрят неодобрительно и с подозрением и сообщают, что "они делают по другому, без ноликов" и "их не так учили". Мне помогло пробить эту стену одно маленькое чудо. Листая назад рабочую тетрадь, я нашла явную ошибку учителя, которая пропустила неверное решение, поставив хорошую оценку и непедагогично показала это ребенку. Ошибка была совершенно идиотская, он бы и сам её нашел, но просто не было мотивации - оценка-то есть, и неплохая, а когда я показала это место, она сразу бросилась. И это помогло мне немножко пошатнуть нерушимый авторитет учителя, потому что "ничего себе, вы математику лучше Марии Ивановны знаете, что ли?". После этого оставшиеся полтора занятия на другой стороне стола мне по крайней мере верили...

В сентябре мы с мальчиком с красивым именем снова увидимся и продолжим строить замок из разбросанных кубиков. Но у меня вопрос к тем учителям, которые. Марии Ивановны, зачем вы в детей кубиками хаотично кидаетесь? Почему строить не учите? Может, сами не умеете?
promo mama_gremlina august 10, 18:15 60
Buy for 20 tokens
Вопреки здравому смыслу и правилам начну с оглавления. А потом по мере сил и времени буду подкладывать тексты про города, музеи и переезды под выделенные красным слова. Оглавление пока положу в свой промо-блок, чтобы не потерялось. Итак, сначала общие данные. Мы проехали 9335 километров. По плану…

Comments

( 48 comments — Leave a comment )
hockey_daddy
Jul. 16th, 2017 07:38 am (UTC)
Марина, отличный вопрос. Потому что у самих в голове одни кубики...
sotrudnic
Jul. 16th, 2017 08:28 am (UTC)
Не согласен, см.ниже.
(no subject) - mama_gremlina - Jul. 17th, 2017 06:10 pm (UTC) - Expand
(no subject) - mama_gremlina - Jul. 17th, 2017 06:10 pm (UTC) - Expand
livejournal
Jul. 16th, 2017 07:39 am (UTC)
Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal северного региона. Подробнее о рейтинге читайте в Справке.
sotrudnic
Jul. 16th, 2017 08:28 am (UTC)
Ответ мне представляется несложным, предварю его цитатой из Канта и мини-рассказом совсем не о математике.

Кант: "Лучший способ обучения - это один учитель и один ученик".

А мой завкафедрой, который активно участвовал в политике в конце 80-х - начале 90-х, сам историк по образованию, кандидат философских наук, рассказывал, что когда выходишь на митинге перед многотысячной толпой, сразу меняется речь: начинаешь говорить кратко, просто, лозунгами.

Из этого вытекает, что условная Марья Ивановна не плохо знает школьную математику, просто она имеет дело с целым классом, а репетитор - с одним учеником. Качество не может быть одинаковым.
astravika
Jul. 16th, 2017 09:25 am (UTC)
"а вот несогласен я"..с кантом..каутским..энгельсом)).. гораздо эффективнее преподавание в т.н. "малых группах" - два-три человека.. но это частности. сама постановка вопроса - учитель начальной школы!! карл! каутский!)) и преподаватель профильного вуза.. у меня просто мальчики кровавые в глазах..кирилл и мефодий..
(no subject) - mama_gremlina - Jul. 17th, 2017 06:13 pm (UTC) - Expand
(no subject) - astravika - Jul. 17th, 2017 06:25 pm (UTC) - Expand
(no subject) - mama_gremlina - Jul. 17th, 2017 06:34 pm (UTC) - Expand
(no subject) - astravika - Jul. 17th, 2017 06:43 pm (UTC) - Expand
(no subject) - mama_gremlina - Jul. 17th, 2017 06:45 pm (UTC) - Expand
(no subject) - astravika - Jul. 17th, 2017 07:12 pm (UTC) - Expand
(no subject) - mama_gremlina - Jul. 17th, 2017 06:49 pm (UTC) - Expand
(no subject) - astravika - Jul. 17th, 2017 07:16 pm (UTC) - Expand
(no subject) - mama_gremlina - Jul. 17th, 2017 07:29 pm (UTC) - Expand
(no subject) - astravika - Jul. 17th, 2017 07:42 pm (UTC) - Expand
(no subject) - bezverxa - Jul. 16th, 2017 01:20 pm (UTC) - Expand
(no subject) - mama_gremlina - Jul. 17th, 2017 06:11 pm (UTC) - Expand
(no subject) - sotrudnic - Jul. 17th, 2017 06:38 pm (UTC) - Expand
astravika
Jul. 16th, 2017 09:05 am (UTC)
а вы в школе преподавали?
mama_gremlina
Jul. 17th, 2017 06:14 pm (UTC)
Я нет. Но очень хотела бы. Но меня не возьмут.

Но я знаю школьных учителей, много, которые делают это совсем иначе. Правильно. Часть вон в ленту пришла ниже. Один у Даньки преподает. Есть они.
(no subject) - astravika - Jul. 17th, 2017 06:20 pm (UTC) - Expand
4ernii_lector
Jul. 16th, 2017 09:36 am (UTC)
Да. Сейчас это частая ситуация. В нашем городе такая беда с физикой. Причем у нас в педуниверситете преподавать физику вот такими рассыпанными кубиками учат уже лет 40 точно (саму так учили - не понравилось, я не того ждала). На весь город осталась одна учительница, которая учит разбираться в явлениях. Все остальное - кубики.

Что движет такими учителями и преподавателями - мне не понятно совершенно.


mama_gremlina
Jul. 17th, 2017 06:15 pm (UTC)
Ага. То есть, их в педе так учат. Запомнила. Подумаю.
(no subject) - 4ernii_lector - Jul. 17th, 2017 08:07 pm (UTC) - Expand
bezverxa
Jul. 16th, 2017 01:27 pm (UTC)
Почему формула? Наверное, учителю так проще. Дал материал-спросил материал. А если показывать математику, то, увы, не вложишься в календарное планирование. Отсюда, как один из вариантов, упрошенка.
Второй вариант тут уже озвучили- репетиторство и учительство в школе, где в классах больше 30 чел-разные вещи. У меня в пятницу был 8классник- несколько минут не мог перевести обыкновенную дробь 33/75 в десятичную. Классика- поделить числитель на знаменатель. Ура! Но и тут проблемы- делимое меньше делителя :( И сижу я, и думая про себя: "Вот так точно где-то сидит мой оболтус и точно так нифига не может сделать. А тетенька думает, что не учили". Вспомнили мы с ним основное свойство дроби, попробовали вспомнить признаки делимости нат. чисел. Если бы они это вмещали, да, если бы читали, да если бы устно считали, то и нам бы легче было.
mama_gremlina
Jul. 17th, 2017 06:16 pm (UTC)
А я не с репетиторством сравниваю. Я точно знаю, что в школе есть учителя, которые из кубиков строят замок. И их достаточно. Не большинство, но они есть.
stanika
Jul. 16th, 2017 07:40 pm (UTC)
Слегка в оправдание могу вспомнить нашу учительницу по математике. Она - очень хороший ученый. Научные труды какие-то писала. А преподавать она не умела. Кубики у нас были чуть покрупнее, пожалуй, но в общую картину у меня так и не сложились. Не считая того, что она совершенно не понимала динамики работы группы (класса) и это тоже не помогало...
mama_gremlina
Jul. 17th, 2017 06:18 pm (UTC)
И все-таки учитель именно в школе должен сочетать "быть хорошим специалистом" и "быть педагогом". Это в вузе уже можно повыпендриваться. Там наука важнее педагогики, потому что дети теоретически уже взрослые
(no subject) - stanika - Jul. 17th, 2017 07:59 pm (UTC) - Expand
annasam
Jul. 17th, 2017 03:08 am (UTC)
На мой взгляд, школа сейчас представляет для детей, в основном, функцию передержки, а ответственность несёт перед минобром - в виде отчетности, на построить ресурсов не остаётся.
mama_gremlina
Jul. 17th, 2017 06:18 pm (UTC)
Про отчетность знаю. Очень соболезную.

Но знаю также и школьных учителей, которые умудряются сочетать
geka_luka
Jul. 17th, 2017 01:47 pm (UTC)

Мне кажется у них цель сейчас, чтобы хорошо написали диагностическую. А как поняли уже не так важно. Но  учителя все же разные. Не все такие.

mama_gremlina
Jul. 17th, 2017 06:19 pm (UTC)
Не все.
Интересно узнать, что движет теми, кто. Теми, кто не, движет совсем другое, это я понимаю :)
vladiv
Jul. 17th, 2017 08:11 pm (UTC)
Наверное, могут быть разные факторы. Дефицит времени. Большое количество детей в классе. Совершенно разные способности детей и необходимость научить за ограниченное время всех. Эти факторы заставляют выработать жёсткую схему и не отклоняться от неё. Результат - соответствующий. Кто-то понял суть, кто-то только запомнил последовательность действий, кто-то вообще ничего не понял и не запомнил.
Вот я недавно имел "счастье" решать с несколькими учениками задачки на синусы и косинусы. 16-летняя девица мучительно пыталась вспомнить определение синуса, и "вспомнила" - это, мол, отношение а:с. То, что "с" - гипотенуза, она помнила, а вот что такое "а" - нет. Требовала, чтобы я обозначил стороны, заданные цифрами, как "а", "в" и "с", потому что так их учили. О подобии треугольников, не говоря уже о теореме Фалеса, она ничего не слышала, и была уверена, что без обозначений "а", "в" и "с" задачу решить нельзя. В слабых классах таких детей много.
mama_gremlina
Jul. 20th, 2017 02:54 pm (UTC)
Знакомо. Вылечить-то это нетрудно: просто обозначаешь стороны, как им хочется, они радостно решают, находят отрезки, потом переобозначаешь и спрашиваешь, изменились ли длины при этом. Зависают сначала, потом начинают догадываться, что от обозначений ничего не зависит.

Но как выше заметили, это лечение работает только один на один. А вот почему оно происходит массово...
(no subject) - vladiv - Jul. 20th, 2017 04:28 pm (UTC) - Expand
(no subject) - mama_gremlina - Jul. 22nd, 2017 09:58 pm (UTC) - Expand
(no subject) - mama_gremlina - Jul. 22nd, 2017 09:59 pm (UTC) - Expand
(no subject) - vladiv - Jul. 23rd, 2017 03:36 am (UTC) - Expand
(no subject) - mama_gremlina - Jul. 23rd, 2017 05:43 am (UTC) - Expand
(no subject) - vladiv - Jul. 23rd, 2017 06:55 am (UTC) - Expand
(no subject) - mama_gremlina - Jul. 23rd, 2017 07:06 am (UTC) - Expand
murrysya
Jul. 18th, 2017 06:02 am (UTC)
Вот это больше всего пугает в мыслях о школе - что отучат думать.
У меня в школе была прекрасная учитель математики - мозг на ее уроках работал в полную силу. Приходилось решать задачи, которые "мы еще такое не проходили" - было напряженно, но зато потом я поняла, насколько это было полезно. Потому что в 10 классе нам поменяли учителя, и я хорошо помню, что уже через полгода я абсолютно разучилась решать задачи без образца.
Не знаю, что движет такими учителями - думаю, они не очень хорошие специалисты, а действуют при этом из лучших побуждений.
Справедливости ради, у той, хорошей, учительницы больше половины класса учились очень тяжело, не понимали, не успевали, боялись. Она на сильного ученика была ориентирована. Вот не знаю, какой должна быть золотая середина.
mama_gremlina
Jul. 20th, 2017 03:14 pm (UTC)
Уверена, что эти тяжело учащиеся выпускные сдали в два раза лучше, чем хорошисты у учителей, ориентированных "на массу". Не надо золотой середины. Надо вот так, как ты пишешь.
mahusia
Aug. 10th, 2017 09:54 am (UTC)
ох, грустно как. этому мальчику с тобой повезло, а другим как бытъ? а учителя жалко, ее саму не научили.
mama_gremlina
Aug. 12th, 2017 06:40 am (UTC)
Искать правильную школу, или правильных дополнительных учителей. Или домашнее образование
( 48 comments — Leave a comment )

Profile

mama_gremlina
Мама Гремлина, Горыныча и Василисы

Latest Month

April 2018
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow