Мама Гремлина, Горыныча и Василисы (mama_gremlina) wrote,
Мама Гремлина, Горыныча и Василисы
mama_gremlina

Category:

Ещё кое-что про школу

А пока мы едем в сторону границы с Беларусью, читайте опять мой очередной тявк из-под лавки в сторону некоторых методик школьного обучения математике.

Был у меня в этом году один мальчик, переходящий из третьего в четвертый класс. Это братик двух других моих учеников - девятиклассника и одиннадцатиклассницы, о которых я хочу поговорить отдельно, маме, наверное, понравилась наша работа с братом и сестрой, и малыша с красивым именем одного из создателей славянской азбуки прислали ко мне на первый летний месяц с формулировкой "не может решать задачи".

И правда, новые задачи человечек решать не мог. Просто внимательно её прочитывал и говорил: "Ну, это я не решу - мы не проходили такого". Хотя задачи были из его рабочей тетради, то есть, предполагалось (и на самом деле так было), что весь нужный материал был изучен. Да и сколько там того материала-то в третьем классе? Но нет - "не могу" и все. При этом мальчик был живой, подвижный, разговаривал, хотел узнать, как решить эту задачу, участвовал в её обсуждении, болтал ногами - вел себя как обычный (ну, может, поумнее, чем среднестатистический) третьеклассник.

Но зато если встречалась задача, подобную которой в классе они решали! Человек преображался. Глаза стекленели, спина выпрямлялась, левая рука складывалась с локотком 90 градусов, а правая начинала выписывать решение, отступая тут две строчки, тут две клеточки, при этом проговаривая кошмарные вещи наподобие "здесь нужна формула эс равно а умножить на бэ, а равно пяти, бэ десяти, значит, эс равно пятидесяти". Если встречалась задача, где нужно было найти бэ, то формулировалось "здесь нужна формула бэ равно эс поделить на а". Причем если я пыталась остановить ребенка и попробовать показать, что две формулы тут не нужно, вполне хватит знания одной (да и ту знать не надо - это ж площадь прямоугольника, и она, как и большинство других - логична, это просто количество квадратных сантиметриков, уложенных внутри этого самого прямоугольника, а чтобы их посчитать, надо посчитать сколько туда столбцов из них помещается, да сколько в каждом столбце квадратиков)... Но человек мотал головой, недоверчиво смотрел на меня и продолжал транслировать тысячи дурацких инструкций, который зачем-то были вложены в него его учителем. Без системы. Без связи. Без понимания, откуда они взялись. Вплоть до того, что когда мне удалось убедить человека, что формулы "эс равно а на бэ" и "бэ равно эс поделить на а" связаны, ученик этот факт несколько раз проверил, подставив разные числа, и только потом разрешил мне показать, почему так происходит.

Конечно, за четыре встречи, а ровно столько их удалось организовать, у меня не получилось победить все эти декларативные формулы, валяющиеся у него в голове в полном беспорядке. Кое-что вышло, но очень мало. А как, если когда я пытаюсь объяснить, почему числа умножаются и делятся в столбик именно так, дописывая в нужных местах нолики, которые обычно опускают для скорости и параллельно выписывая поразрядно, что там на самом деле происходит, на меня смотрят неодобрительно и с подозрением и сообщают, что "они делают по другому, без ноликов" и "их не так учили". Мне помогло пробить эту стену одно маленькое чудо. Листая назад рабочую тетрадь, я нашла явную ошибку учителя, которая пропустила неверное решение, поставив хорошую оценку и непедагогично показала это ребенку. Ошибка была совершенно идиотская, он бы и сам её нашел, но просто не было мотивации - оценка-то есть, и неплохая, а когда я показала это место, она сразу бросилась. И это помогло мне немножко пошатнуть нерушимый авторитет учителя, потому что "ничего себе, вы математику лучше Марии Ивановны знаете, что ли?". После этого оставшиеся полтора занятия на другой стороне стола мне по крайней мере верили...

В сентябре мы с мальчиком с красивым именем снова увидимся и продолжим строить замок из разбросанных кубиков. Но у меня вопрос к тем учителям, которые. Марии Ивановны, зачем вы в детей кубиками хаотично кидаетесь? Почему строить не учите? Может, сами не умеете?
Tags: математика, пост про запас, школа, я придираюсь
Subscribe
promo mama_gremlina december 30, 00:12 21
Buy for 100 tokens
Пора возвращаться в живой журнал, грядут длительные каникулы, прерываемые лишь дважды экзаменом очных магистрантов и защитой заочников. Напишу себе план, чтобы не было повода прокрастинировать 1. Завтра напишу про книги декабря 2. Послезавтра про итоги декабря. Итоги года…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 48 comments