В школе на краеведческом блоке географии мы учили Кингисепп как крупное месторождение местных полезных ископаемых и город, производящий минеральные удобрения. Про историю города в школе ничего не говорили, поэтому у меня сложилось впечатление, что это обычный промышленный городок, в котором никакой истории нет. Тем более, что название выглядело хоть и не вполне русским, но вполне современным. Поэтому в Кингисепп мы ехать совсем не собирались, а собирались объехать его по окружной, провести день в Ивангороде, а ближе к вечеру вдоль Чудского озера со свистом проехать насквозь и остановиться где-нибудь ниже Гдова (в который тоже не собирались). Но в Ивангород нас не пустили - приграничная зона. NB! Чтобы попасть в Ивангород, у вас должны быть либо заграничные паспорта на всех, кто старше пяти лет, либо специальное разрешение на въезд в приграничную зону. В крайнем случае фотография этих самых паспортов, на которой отчетливо видны номера и лица. Было ужасно обидно, мы некоторое время рассматривали варианты от "вернуться домой за паспортами и начать путешествие заново на следующий день" до "бросить машину и пешком пойти через лес", но потом решили плюнуть и поехали в Кингисепп, позавтракать и посмотреть хотя бы его, раз уж с Ивангородом не сложилось.

Но Кингисепп, оказывается - город древний, древнее Петербурга. Википедия говорит, что появился аж в 1384 году, только назывался сначала Ямом, потом, с 1703 - Ямбургом, и только в 1922 получил свое современное название в честь эстонского революционера. В городе была крепость, от которой остались фрагменты. Есть храмы, выстроенные на месте старинных, памятники и даже краеведческий музей.
Правда, в краеведческий музей (везение этого утра продолжалось) мы не попали, на двери висело объявление, что, мол, простите, но именно сегодня все закрыто по техническим причинам. И ведь во вторник приехали, не в выходной: выходные у музея понедельники и последние четверги. Жаль, те, кто был, пишут, что интересное и уютное место. Но нет так нет - фотографирую со всех сторон хотя бы здание (картинки можно мотать):
Здание музея постройки 1910 года, в нем располагалось до революции Коммерческое училище для мальчиков и девочек (прогрессивно!), а после - единая трудовая школа. На втором фото видно, какие разные камни и кладки были использованы. Музей выглядит очень ухоженно и чисто. Странно, что он сохранился, потому что больше в Кингисеппе почти ничего довоенного не сохранилось, слишком не на месте он находился, слишком близко к границе, и в начале войны был почти полностью уничтожен...
За музеем - парк, разбитый внутри бывших крепостных стен, со скамеечками и тенистыми аллеями. От самой крепости остались только валы и немного каменной кладки. На первом фото моя семья стоит на краю вала над рекой Лугой и собирается в обход по периметру, на втором и третьем - остатки кладки, а на последнем - взгляд сквозь травы на краю крепости на современный фрагмент города.
Когда-то крепость с её 8-метровыми стенами и глубоким рвом считалась почти неприступной. Шведы многократно осаждали её, но взять в первый раз смогли только через двести лет после появления, и то сразу же потеряли снова, отвоеванную русскими. Правда, потом снова захватили, и с трудом отдали только Петру... А сейчас по гребню крепостного вала смело ходят дети, а на месте стертых с лица земли башен загорают местные бабушки. Бабушек не фотографировала, а дети вот:
Указатели сообщают, а местные подтверждают, что слева от моста, недалеко от поклонного креста, можно отыскать более вразумительные остатки башни, и мы даже пошли поискали, но не нашли... Поэтому вот фотографии моста, поклонного креста и дороги вокруг холма, на котором он стоит:
Напротив краеведческого музея и крепости - Екатерининский собор, недавно отреставрированный, а построенный в 1783. Сам храм красив и строг, такое лаконичное барокко:
Внутри храма барокко становится чуть менее лаконичным:
Во дворе цветут яркие цветы: розы, пионы и прочее изобилие, за которыми ухаживают бабушки в черных платьях и платках. Не желая смущать бабушек, я не стала эти цветы фотографировать. Зато сфотографировала стоящие за храмом старинные кресты. Разные источники говорят, что это ингерманландские надгробные кресты, найденные в окрестностях города и перенесенные в одно место:
Больше ничего смотреть в Кингисеппе мы не стали. И так считаем большой удачей, что несмотря на спонтанность посещения, удалось без предварительной подготовки удачно найти парковку прямо рядом с историческим сердцем города и увидеть почти все самое главное.
Сели в машину, разложили столик (да, у нас машина, в которой можно разложить столик), съели половинку батона с икрой трески, закусили печеньем, выпили кофе из термоса и поехали дальше, по направлению к Гдову.
Journal information