Мама Гремлина, Горыныча и Василисы (mama_gremlina) wrote,
Мама Гремлина, Горыныча и Василисы
mama_gremlina

Пушкинская деревня

В Пушкинские горы мы приехали в середине дня, сначала, как самые умные, погуляли по территории монастыря, хотя там-то как раз время посещения не было ограничено, и лишь потом поехали в Михайловку. Там не сразу нашли дорогу к усадьбе, зато сразу увидели красивые старинные строения и вывеску "Пушкинская деревня". Дети сказали, что им туда надо, а мы и не спорили.

Причастные к музейным комплексам люди делятся на две больших группы: "Погодите, я вам сейчас все покажу" и "Опять вы, что вам всем тут надо?" В Пушкинских горах в билетной кассе нам повезло встретиться с женщиной второго типа и потратить несколько минут сначала на то, чтобы она удостоверилась, что мы действительно хотим билеты, а не просто так интересуемся, и надо вставать со скамейки и идти в кассу. А потом ещё несколько на то, чтобы выбрать экскурсии из списка, напечатанного мелким шрифтом и повешенного над правым плечом кассира, каждой клеточкой ощущая, как мы задерживаем её своей нерешительностью... Впрочем, в конце она смягчилась и даже поулыбалась нашим позитивным младшим - они кому хочешь настроение исправят.

Зато экскурсовод в Пушкинской деревне была хорошая. Наверное, у них очень большой поток, поэтому "петь от души" либо запрещено инструкцией, либо слишком обременительно для этой самой души (на всех не напасешься), но тем не менее явно заученный текст экскурсии был составлен профессионалом, произнесен экскурсоводом красиво, слушать его было легко и приятно (в конце концов, пользуемся же мы аудиогидами), а после каждого официального фрагмента она, меняя тембр и интонации с музейных на человеческие, отвечала на вопросы душевно и развернуто, демонстрируя интерес к теме и аболютное ею владение. Даже вопросы Игоря не оставались без внимания, она умело находила в них здравое зерно и отвечала так, что интересно было всем.

Пушкинская деревня


Деревня стилизованная, не настоящая, но созданная по чертежам, описаниям и рисункам того времени. Состоит из одного большого зажиточного дома и всех необходимых для жизни в деревне построек. В реальной деревне домов могло быть пять-десять. На фото - вид с улицы. Тяжелые ворота из толстых досок - место пограничное, опасное, часты были набеги врагов, надо было защищаться. Единственное маленькое окно со стороны улицы - и то с плотной дверцей-ставней.

Территория деревни:



На первом фото - "трехрядка", в центре дом, слева пристроенный к нему скотный двор, справа, через дворик - бытовые строения, амбар и сарай. На втором - угол сруба с выступающими (для сохранения тепла) концами бревен. Качели. Ягоды. Покрытая мхом крыша сарая. Птенец на заборе (кстати, подскажите мне, какой птицы? говорят, похож на совенка). Опять ягоды - на территории деревни организован целый огород с культурами, которые в Пушкинское время выращивали около домов, а не в поле. И на последней фотографии - мой Игорь в предвкушении, сидящий на скамеечке у входа и ждущий начала нашей экскурсии

Интересно, что экскурсия начинается не с жилого дома - им она заканчивается - а с бытовых строений. И пройдя мимо сарая с моховой крышей, мы начинаем знакомство с бытом того времени с овина.



"За ними ряд холмов и нивы полосаты, вдали рассыпанные хаты, на влажных берегах бродящие стада, овины дымные и мельницы крылаты; везде следы довольства и труда..."

Почему овины дымные? Потому что овин нужен для сушки снопов, а в процессе сушки их "провеивали", поднимая на вилах. Для ускорения сушки и для того, чтобы ветер заодно унес легкие фрагменты колосьев. При этом открывались двое из четырех дверей по направлению ветра, и соответственно вся пыль и мусор вылетали из одной из них. Овин "дымил". На первом фото снопы разных культур у стенки овина, на втором можно видеть двери двух из четырех сторон и станок для раздавливания льна. Грабли для провеивания. Ещё снопы - льна - и бревно для того, чтобы его потом мять. А потом на станке доминать. А потом уже забирать в избу и продолжать превращать в одежду зимой. Телега, на которой привозили и увозили снопы...

Выходим из овина - идем в баню. С баней все понятно - деревянный домик, прудик, в который можно прыгнуть сразу из парной. На третьем фото показано, как держится крыша - это не специально обработанная деревяшка, это подобранный подходящий по форме корень ели. Иногда, в более "чистых" зданиях эти корни допиливали, украшая, вырезая на концах головы уточек. Вода чистая, видны мельчайшие детали водорослей. И на большом листе сидит большая лягушка. Зеленая.



После бани - двор жилого дома. Сани (который готовят летом), телега для хвороста, детские саночки (на них тоже хворост можно, это как раз детское дело было). Ворота с другой стороны (помните первое фото этого текста?) и дровяник:



Амбар. На втором фото - те самые сусеки. Справа. Деревянные полки-ящики, в углах которых скапливается мука и зерно, и когда наступает голод, можно помести-поскрести и набрать. На колобок. А в неголодное просто брать лопаточкой сколько надо (третье фото). С кадушкой все понятно, а вот зачем нужно приспособление на последнем фото - не помню, виновата. Отвлеклись на Игоря, пытающегося ловить игрушечных курочек у дровяника, а спросить потом не успели...



Заходим в жилой дом. Двери низкие - экономия тепла, пригибаться пришлось всем, даже невысоким. Первое помещение - сени, стоит кровать для молодоженов (сени в таком доме - наиболее уединенное место) и технический столик с ситом и тазиком. Муку там просеять, чтобы в жилой комнате не пылить. Из сеней ведут четыре двери - в зимнее жилое помещение - направо, в горницу-светелку - налево, в помещение для скотины - прямо. И на сеновал - наверху. Чтобы туда забраться, приставляли лесенку:



Жилое зимнее помещение. Печка для стариков и малышей, полати для взрослого населения и - лавки, для семерых. В лучшем случае :)



Большой стол для всего семейства. Питались летом два раза все вместе - утром и вечером, после работы. Зимой чаще, но тоже всей семьей сразу. Печка, чугунок, корыто - как из сказки про старика со старухой. Полати и вывешенное на дневную просушку одеяло. Люлька с малышом, подвешенная к потолку в середине комнаты. И фрагмент кухонной части, в которой крутилась хозяйка избы.

Горница, или светелка - помещение, которое несмотря на наличие печки, было холодным и использовалось только летом:



Сушатся травки, на столе стоит миска с пирожками, в углу - иконы (в зимнем помещении тоже есть красный угол, но оформлен он гораздо более скромно, а кроме того из-за темноты, царящей там, не получился на фото). На подоконнике стоит забытая ребенком игрушка из соломы. Кусок комнаты выделен для женской работы - прясть, шить. На последнем фото оголодавший Игорь внимательно гипнотизирует муляжи пирожков в мисочке.

Последняя остановка - скотный двор. Он пристраивался непосредственно к жилому дому, к зимнему помещению, для дополнительного тепла. На втором фото показан выход из сеней, на четвертом - выход во внутреннюю часть деревни. А на последнем я делала вид, что снимаю Игоря, чтобы снять хотя бы как-нибудь нашего колоритного экскурсовода в розовой шали и солнечных очках :)



Резюме: место интересное, подробно сделанное, с историческими деталями, экскурсионный текст апеллирует к произведениям Пушкина, связывает разные элементы пространства с историей его семьи. Хорошая, вещь, надо брать. Будете проезжать мимо - зайдите. Неудобство только одно: экскурсий немного и они по времени. Последняя экскурсия в 16:00, позже приезжать нет смысла (а последняя экскурсия на мельницу и того раньше, так что если приехали в 15:00, то сначала бежать смотреть мельницу, а потом бежать смотреть деревню - вот прямо как мы).
Tags: #путешествие17, выставки и музеи, путешествие17
Subscribe
Buy for 100 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 19 comments