Previous Entry | Next Entry

Странный город - хороший город - унылый город...
Хороший город: красивые виды, широкая река, бабушка Данькина живет с дедушкой, солнышка побольше, чем в Петербурге, вроде бы по отдельности и придраться-то не к чему. Но в совокупности город угнетает. Что-то сродни этому я чувствую в непарадной части старого Петербурга: вроде бы очень красиво, все эти подъезды, голубое небо в высоте двора-колодца, колоритные бабушки в длинных платьях, но... угнетает. Как будто затаился и только и ждет: напасть, проглотить, переварить. Впечатление от Великих Лук, несмотря на вроде бы совершенно другой интерьер и экстерьер, похожее. Лучше всего его выражает вот эта фотография:

Великие Луки

Ну а теперь немного подробнее. Великие Луки мы включили в маршрут по двум причинам. Первая и главная - желание показать Даниле всех его многочисленных родственников этой ветви, особенно бабушку и дедушку, которого он видел последний раз классе в первом. Вторая и меркантильная - переночевать под твердой крышей, постираться и помыться в душе. Бабушка с дедушкой, живущие на четвертом этаже дома, у подножия которого протекает главная (одна из двух) городская река, строят деревянный дом на окраине, он уже почти готов, и там-то мы и жили две ночи. Днем же гуляли по городу.

Деревянный дом - это всегда здорово. Особенно, когда в нем настоящая печь со стеклянной дверцей, а за окном - профессиональные бабушкины клумбы...

Накануне приехали мы поздно, часов в девять, оставили Даньку в квартире на растерзание, попросили запустить стиральную машинку, вымылись, вымыли детей и поехали спать. А утром, едва проснувшись, выпили кофе, сидя прямо на полу и пошли гулять по Великим Лукам. На первом фото я как бы приглашаю всех на прогулку по этому странному, но чем-то все равно очень притягательному месту, а на остальных - остальные наши участники похода:

Великие Луки сильно пострадали во время войны, город находится достаточно близко к границе и не мог не взять на себя первые удары. Вот, например, дом купца Демешко, краснокирпичный, с белым оформлением красивых окон - одно из немногих зданий, не пострадавших в войне. Зато пострадавшее после войны...

В городе есть здания чистенькие, ухоженные, как, например, один из корпусов сельскохозяйственной академии (второе фото выше). А есть здания с выбитыми стеклами, обсыпающейся штукатуркой (третье фото). Между ними - меньше ста шагов, их разделяет главная автоартерия города - Ленинский проспект. На четвертом и пятом фото - дома не в далекой деревне, а на улице героя войны, пересекающей тот же Ленинский недалеко от центра. Следующие три фото - здание бывшей кондитерской фабрики недалеко от дома, где живет наша бабушка (мне особенно нравится фото с разбитым окном с деревянными рамами)...
Улицы названы именами героев: Ставского, Винатовского, Жукова. Почти не осталось старых названий, бум обратного переименования города, видимо, не коснулся.

С другой стороны Ленинского проспекта - мемориальный комплекс с Александром Матросовым и заколдованным музеем, в который я не могла попасть около 15 лет, и наконец попала в это посещение города (о музее позже). А за мемориальным комплексом - городской сквер и остатки крепости. С восточной её стороны на валу стоит танк, а к танку ведет высокая лестница:

Крепость древняя, первые упоминания о ней - 1200е годы. Крепостной вал сейчас - почти правильный прямоугольник. На одном из углов стоит танк, на другом - памятник защитникам Великих Лук, воинам одного эстонского корпуса (эстонцем Мартом Портом спроектированный и эстонцами же и поставленный в 60-е годы). У подножия памятника сидит на лесенке, ведущей во внутреннюю часть крепости мой Игорь на первом фото:

А кроме танка и памятника 15 лет назад в крепости ничего и не было. Только груда кирпичей, о которых местные говорили, что это крепостные арки. Но в последнее время имеет место тенденция тотального восстановления утраченного. Изборск вот начали активно реставрировать, и крепость в Великих Луках тоже стала совсем другой - я её не узнала. На третьем фото - выпущенная на волю старинная брусчатка древней дороги, проходящей сквозь крепость. Поклонный крест поставлен на фундаменте Собора Воскресения Христова. Раньше два главных храма города стояли друг напротив друга, по разные стороны реки, один в крепости, один нет. Теперь остался только один, его купола видны на второй фотографии, а поближе мы его посмотрим чуть позже.
В крепости восстановили пруд (пятое фото), отремонтировали обе входные арки, одну поприличнее, а другую - с сохранением древних камней, как я поняла, чтобы показать историю...

Удивляемся изменениям, проходим по гребню крепостного вала и идем дальше, через подвесной мост на большой остров посреди реки Ловать с любопытным именем "Дятлинка". Говорят, из-за водящихся там ранее в изобилии дятлов. Сейчас про дятлов ничего не знаю, зато на острове вырос целый спортивный комплекс, со стадионом, беговыми дорожками и, кажется, даже бассейном. А вот и сам остров и текущая вокруг него река:

На другом берегу - основная часть жилого города. Несколько музеев, университет, гостиница, вокзал, магазины, кафе, цветные фонтаны (представляете, в городе есть четыре фонтана, струи воды в которых по вечерам подсвечиваются разноцветными лампами - совершенно волшебный вид), и Собор Вознесения Христова (а в крепости, помните, был Собор Воскресения):

Собор тоже претерпел реставрацию. Внутри церковного двора разбит удивительной красоты сад, белые стены аккуратно оштукатурены, но внутри деревянные полы превратились в каменную плитку, а золотые лучи из запыленных стекол - в яркое белое освещение. Наверное, так лучше, но мне немного жаль того ощущения, которое я испытала, зайдя впервые в этот храм летом 2000 года...

И ещё немного видов города, снятых на обратной дороге в наш временный дом:

На мосту через Ловать - герб города, три лука (великих). А на последнем фото уставший и голодный Игорь съедает целую тарелку борща, которую ему, не пожадничав, налили в местном кафе. Вот как заставить ребенка хорошо кушать? Очень легко: навпечатлять его и утомить.
promo mama_gremlina august 10, 18:15 60
Вопреки здравому смыслу и правилам начну с оглавления. А потом по мере сил и времени буду подкладывать тексты про города, музеи и переезды под выделенные красным слова. Оглавление пока положу в свой промо-блок, чтобы не потерялось. Итак, сначала общие данные. Мы проехали 9335 километров. По плану…

( 5 comments — Leave a comment )
sandra_dey
Aug. 29th, 2017 03:26 pm (UTC)
О, а мы мимо проскочили города, когда ехали во Псков. Мама сказала, смотреть там нечего. Она была там в молодости. Но я, пожалуй, с ней не соглашусь, есть у тебя дома на фото, на которые я бы с удовольствием в живую посмотрела. Люблю старые дома.
mama_gremlina
Aug. 31st, 2017 06:04 am (UTC)
Нет, интересный город. Он мне и нравится, и не нравится. И я до сих пор не разобралась, чего больше. Обычно с городами у меня более однозначно
livejournal
Aug. 29th, 2017 03:38 pm (UTC)
Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal северного региона. Подробнее о рейтинге читайте в Справке.
mahusia
Sep. 21st, 2017 06:41 am (UTC)
мне он у тебя очень интереснтым показался. сама я была очень давно проезом в какую-то совершенно солнечную волшебную погоду и воспоминания самые светлые.
ого, как Игорь борщ наварачивает - аж самой захотелось :)
mama_gremlina
Sep. 24th, 2017 01:04 pm (UTC)
Он интересный. Если проездом, то может показаться и унылым, и радостным, как повезет. В каком он будет настроении. А вот если остаться на подольше...
( 5 comments — Leave a comment )