Мама Гремлина, Горыныча и Василисы (mama_gremlina) wrote,
Мама Гремлина, Горыныча и Василисы
mama_gremlina

Category:

Включить свет

По мотивам недавнего разговора с мамой о принципах обучения ;)

Если по правде, то я преподаватель-фрик, самозванка. У меня есть инженерное высшее образование плюс кандидатская степень по системному анализу, но педагогики во мне ровно один семестр навязанных нам, аспирантам очной формы, курсов "преподаватель высшей школы". Ну и плюс 15-летний эмпирический багаж. Не, я даже иногда читаю чьи-то работы, примеряю на себя, систематизирую, анализирую, тут даже можно кое-что по тегу "конспекты" иногда видеть, но все это, конечно, чистое любительство

Из тысячи разнообразных методик преподавания я не выбрала ни одну. Все люди разные, причем разные значительно, иногда просто противоположно разные, поэтому я твердо убеждена, что никакая методика не может быть принята за основную. Мою, если это можно так назвать, методику можно описать так: начни разговаривать, а там оно само. Причем все происходит на полуосознанном уровне: вот я что-то начала рассказывать, вот я какую-то фразу внезапно зачем-то сказала, вот мне пришло в голову связать две концепции, вот удачный пример из реальности всплыл, вот что-то начало происходить, а почему оно начало так происходить, я и не знаю. Может, потом, после того как обучение уже завершено, все разошлись по домам, мне и придет в голову теоретическое обоснование произошедшего. Но применить это на ком-то другом один в один уже не получится (см. выше: все разные).

И все-таки есть кое-что общее во всех моих занятиях, и с моими малышами, и с учениками, и со студентами. Я первым делом стараюсь "включить свет в чулане". Представим себе сильно заброшенный чулан, который хочется привести в порядок и начать использовать. Можно разбирать чулан по частям, маленькими локализованными кусочками ликвидировать бардак, изучая и распределяя: это на Авито, это на помойку, а вот это ещё пригодится, если помыть и покрасить. Можно бардак ликвидировать во всех углах сразу, выбирая, например, сегодня только металлические вещи отовсюду, завтра - сметая везде паутину и так далее. Оба способа можно реализовывать системно, с методикой, или бессистемно, как пойдет. Кому как нравится, кому как подходит. Но во всех вариантах хорошо бы сначала в этом чулане включить свет. Даже если в темноте не так страшно и не так видно, сколько вокруг работы, со светом по любому будет в итоге проще, легче и эффективнее, да?

Так вот я, приступая к объяснению некоторого куска знания, являющегося частью чего-то большего, сначала включаю обучаемому свет в чулане. Без предупреждения и объявления войны. Всю геометрию седьмого класса, например, можно на пальцах рассказать за один урок. В целом. На верхнем уровне абстракции. Без конкретных формул, на уровне понятий и концепций. Взаимосвязанных, разумеется. А дальше события будут развиваться по разному с разными людьми.

Кому-то щелчка выключателем хватит, он закричит "ура, эврика" и бросится на разгребание завалов. Самостоятельно, без внешней помощи, любым из озвученных выше способов, но имея в голове план уборки. Кто-то, с другого края когнитивной шкалы, в дикой панике зажмурится, и его придется насильно вести в каждый угол за руку, придерживать за локоть и направлять, но даже ему предварительный акт включения света будет на пользу, потому что короткого взгляда на освещенный целиком чулан должно хватить, чтобы где-то там на задворках сознания отложилась его контурная карта. На которой потом нарастет конкретика, в процессе наведения порядка. Все остальные варианты - промежуточные.

Так вот, с чего разговор зашел. С вопроса
- Правильно ли заниматься с ребенком математикой до того, как эти темы начнут проходить в школе"? Отвечаю:
- Да, думаю, не только правильно, но и обязательно надо. В школе общий свет обычно предварительно не включают, методикой не предусмотрено. В школе ходят по чулану с рюкзаком фонариков, на каждом уроке включая очередной и устанавливая его в новом месте. Чулан открывается ученику постепенно, по частям, зато в подробностях. И если бы все фонарики были правильно к концу года установлены на своих местах, общий свет был бы уже не нужен. К сожалению, дети имеют обыкновение пропускать ряд уроков, уходить в астрал на части других уроков, и в итоге чулан не оказывается полностью освещенным. Это просто разбросанные по всему помещению пятна света. Вот это синее, выпуклое - это что? А это половина бака старого мотоцикла, остальная часть которого в темноте (решение квадратных неравенств методом "у параболы рожки вверх"). А вот немного подсвечены кусок шины и немного спиц дедушкиного велосипеда (алгоритм умножения в столбик на двузначное число). И так далее. Система не складывается и не сложится. Если же под потолком горит пусть тусклая, но освещающая все помещение, лампочка, то все установленные фонарики делают картинку только ярче. И заметим, что бывают, не будем показывать пальцем, ситуации, когда фонарики расставляются тоже не так уж прямо чтоб правильно, тогда даже если они установлены все, общей картины не получится

P.S. Вру, иногда и в школе встречаются учителя, включающие свет заранее. Вот наш бывший математик такой был, судя по Данькиным записям в тетрадке
Tags: преподавательское, экспериментальная прикладная психология
Subscribe
Buy for 100 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 80 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →