Мама Гремлина, Горыныча и Василисы (mama_gremlina) wrote,
Мама Гремлина, Горыныча и Василисы
mama_gremlina

Categories:

И ещё один трудный вопрос

Возвращаясь к врачам и террористам, позвольте мне вспомнить один инцидент из моего школьного детства. Тогда, 25 лет назад, перед школьниками морально-этических дилемм не ставили на контрольных работах. Их использовали, например, в качестве тем для сочинений. И вот однажды, классе, кажется, в шестом или седьмом, преподаватель литературы (обществознания тогда не было) прочла нам историю о героях Сталинграда и предложила написать сочинение о том, что мы чувствуем и думаем после прослушивания этой истории.

История, скорее всего собирательная, потому что я, поискав в поисковике, за первые десять минут не нашла пруфлинка, как вспомню, так и будет. Все знают о Сталинграде и боях за него. Сталинград - город-символ, город-герой, город-память. Мы сами этим летом были там и трогали стены мельницы Герхардта. Это особое место. Это я к тому говорю, что я и сейчас, и тогда не принадлежу и не принадлежала той группе людей, которые проповедуют "ой, да сдали бы тот Сталинград, подумаешь, сколько людей бы спасли". Нет. И тогда, слушая историю, а потом генерируя текст сочинения, я искренне сопереживала всем героям, а не пыталась за их счет подчеркнуть свою интеллектуальную индивидуальность. Просто написала то, что думала. Мне это было сложно, так как вопрос был из того же разряда, что про террориста - без правильного ответа.

Но хватит предварительных слов. Итак, история, которую нам прочли, звучала примерно так. Однажды, когда в боях за Сталинград случилось некоторое затишье, было решено вывезти тяжело (подчеркиваю, тяжело) раненых в безопасное место. Их со всеми предосторожностями погрузили на баржу, не оборудованную никакими орудиями, и повезли. Но немцы что-то заподозрили, и когда баржа была на середине реки, выпустили по ней торпеду. А рядом находилось небольшое военное судно с несколькими здоровыми и полными сил солдатами и офицерами на нем. Тоже куда-то перемещались в это время согласно полученному приказу. И вот, каким-то образом зная, что это баржа с ранеными, бойцы решают их спасти, направив свое судно поперек торпеды. Так и делают. Торпеда взрывает судно с бойцами, баржа некоторое время плывет дальше. История заканчивалась благодарностью этим бойцам от выжившего пассажира той баржи, который эту историю и рассказывает.

А теперь что придумала написать в сочинении наивная семиклассница. Она написала, что будь сама на месте капитана того судна, ни за что не отдала бы такой приказ. Во-первых, и там, и там люди, и отдав приказ спасать баржу с ранеными, капитан по сути убил своих подчиненных, пусть они и были согласны. Во-вторых, на барже люди тяжело ранены, выживут ли, нет ли - неясно. Именно тяжело, потому что легко раненые не соглашались покидать Сталинград, там нужна была любая человеческая единица, кроме тех, которые больше на себя внимания отвлекали, чем помогали. На судне же - некоторое количество совершенно здоровых, сильных, нужных Сталинграду людей. В-третьих, судно куда-то шло, был какой-то приказ, которым манкировали ради спасения баржи. В-четвертых, как я уже сказала выше, судно одно, а торпед у немцев могло быть много, был неиллюзорный шанс, что жертва будет тупо напрасной...

А в конце семиклассница написала, что несмотря на то, что решение обоснованно, логично и единственно возможно с точки зрения прагматизма (конечно, она не такими словами писала, но смысл тот), она понимает тех бойцов. И, приняв решение не спасать, а идти дальше в соответствии с приказом, выживать, защищать город, убивать врагов, победить в итоге фашистов - каждую минуту потом помнила бы эту баржу. Мучилась бы сомнениями в правильности решения. Возможно, даже спилась бы после Победы или повесилась. Потому что не было в той ситуации правильного с точки зрения человеческих ценностей решения. Этот критерий в принципе не работал. Именно поэтому и следовало применить другой - прагматический.

В общем, мне поставили два, вынесли сочинения на обсуждение перед классом, а потом ещё и родителей вызвали.
Но я и сейчас написала бы так же.

P.S. Написала бы так же. А вот что сделала бы, как написала, уже не уверена...
Tags: Про меня, выскажусь, мрачное, школа
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Старший принял вахту

    Первый день за долгие недели отвела младших детей в садик вдвоем. Трогательно шли по заснеженному тротуару в неверном свете фонарей, держась за…

  • Книги ноября

    Сначала о тех, что давно должны были быть прочитаны, но руки не доходили 1. Замятин. Мы. Как выразился мой старший ребенок, если бы он был мной,…

  • Ноябрь прошел

    Этот ноябрь я, почувствовав в себе не только внутреннюю радость и спокойствие, но и наконец залежи внутренних ресурсов, спланировала по древней…

Buy for 100 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 51 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →