?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Возвращаясь к врачам и террористам, позвольте мне вспомнить один инцидент из моего школьного детства. Тогда, 25 лет назад, перед школьниками морально-этических дилемм не ставили на контрольных работах. Их использовали, например, в качестве тем для сочинений. И вот однажды, классе, кажется, в шестом или седьмом, преподаватель литературы (обществознания тогда не было) прочла нам историю о героях Сталинграда и предложила написать сочинение о том, что мы чувствуем и думаем после прослушивания этой истории.

История, скорее всего собирательная, потому что я, поискав в поисковике, за первые десять минут не нашла пруфлинка, как вспомню, так и будет. Read more...Collapse )

Recent Posts from This Journal

  • Встречать рассвет

    В электричке. То, что примиряет меня с необходимостью вставать в 6 утра и ехать к первой паре на Лесную. Представить только, едешь ты в теплом…

  • День рождения

    И действительно, день рождения. 38 лет :) Проведу как обычно: 5 пар, одно собрание, мелкие дела и разработка методических материалов в электричке по…

  • Старый вуз

    На первое заседание новой кафедры я опоздала. Причем не случайно, а вполне намеренно. Моя первая после перерыва электричка приходит на вокзал как раз…

Buy for 100 tokens
Buy promo for minimal price.

Comments

( 51 comments — Leave a comment )
Page 2 of 2
<<[1] [2] >>
Иван Васильев
Oct. 23rd, 2017 01:59 pm (UTC)
Немцы не применяли торпеды на Волге под Сталинградом. Раненых надо спасать при каждом удобном случае, если не сделать попытку в такой ситуации, то это сильно скажется на моральном духе других военнослужащих. Понятно, когда нет сил спасти раненых при эвакуации из-за линии фронта, просто нет физической возможности их доставки, но защитить транспорт с ними это прямой долг и обязанность командира корабля, и мнение его экипажа в данном случае не играет ни какой роли. Сам погибай, а товарища выручай.
mama_gremlina
Oct. 24th, 2017 11:43 am (UTC)
Собирательная история скорее всего. Выдуманная
mama_gremlina
Oct. 24th, 2017 11:44 am (UTC)
Но вот так и предполагалось, что мы ответим
Иван Васильев
Oct. 24th, 2017 07:03 pm (UTC)
Единственно правильный ответ, всё остальное отмазки, особенно вот это

"Ты бы не один подставился под торпеду, ты бы убил весь свой экипаж. Молодых парней, за которых нес ответственность."

Вот тебе исторический пример, как надо поступать, а не сопли размазывать по щекам.

"Яростно гремела неприятельская артиллерия и вырывала целые ряды храбрых полков русских. Трудно было перевозить наши пушки, заряды расстрелялись, они смолкли. Спрашивают графа: «Что делать?» «Ничего, — отвечает он, — стоять и умирать!»"
Граф Александр Иванович Остерман-Толстой

Просто ты женщина, и тебе невозможно понять, что для победы иногда нужно просто умереть. Эти раненые в барже тоже могли уклониться от боя и остаться живыми и здоровыми, но они его приняли, и защитили тех, кто был там за ними в тылу, в том числе и экипаж корабля, который пожертвовал собой ради них, также как и они ранее жертвовали собой ради других.
glasha_zast
Oct. 23rd, 2017 02:09 pm (UTC)
с семиклассницей согласна. но мне интересно другое - а что написали остальные?
mama_gremlina
Oct. 23rd, 2017 09:34 pm (UTC)
Что надо написали.
gyrates
Oct. 23rd, 2017 02:37 pm (UTC)
Ох уж эти выдумщики морально-этические. Мины бы этот катер в вакууме прозрел сквозь волны, а потом бы ещё подпрыгнул, прикрывая от бомб.
electrodyssey
Oct. 23rd, 2017 02:43 pm (UTC)
Как серьёзно, холодный логос и смелость в чистом виде. Преисполнился уважения. Сам в седьмом классе вообще думать не умел.
mama_gremlina
Oct. 23rd, 2017 09:34 pm (UTC)
В ситуациях, когда нравственный критерий не работает, давая сбой на любом возможном решении, нет другого выхода, кроме как не использовать его вообще
(no subject) - electrodyssey - Oct. 24th, 2017 04:13 am (UTC) - Expand
(Anonymous)
Oct. 23rd, 2017 07:57 pm (UTC)
Выбор решения, исходя из морально-нравственных или прагматических соображений - вопрос не однозначный. Нам нередко приходится с подобной ситуацией сталкиваться. Но в данном случае я бы тоже подставился под торпеду. Если рассуждать о рациональности и иррациональности, то могу сказать, что Великую отечественную войну мы выиграли во-многом за счёт нашего иррационального мышления и отсутствия у подавляющего большинства советских граждан прагматизма. Вообще жертвование собой ради других, ради общества, ради страны всегда было неотъемлемой чертой наших людей - так были воспитаны. Теперь все по-другому. Рациональность и прагматизм, а вместе с этим и меркантилизм буквально вбивают в головы наших детей, всеми способами разрушая наши традиционные культурно-исторические стереотипы, подменяя смыслы, делая из нас эгоистичных одиночек. Мы стали жить богаче и комфортнее и стали больше ценить свою собственную жизнь. Возможно отсюда все эти рассуждения и комментарии о том, что надо было выполнять приказ, и что спасение раненых на барже ценой своей жизни было бессмысленным. Жаль. Что-то я в тебе, Марина, не до воспитал. Попытаюсь объяснить это иррациональное решение экипажа боевого катера двумя способами. Во-первых, у экипажа был хоть и призрачный, но все-таки шанс выжить. А вот у раненых на барже, в случае попадания торпеды, шансов выжить не было ни каких. Поэтому решение капитана, поддержанное экипажем катера, явилось проявлением мужества и бескорыстного самопожертвования во имя других, к тому же не способных защищаться и не имеющих шансов спастись. Это истинно благородный поступок ЛЮДЕЙ с большой буквы и настоящих воинов. Здесь не было и не могло быть ни какого пафоса - здесь было простое, в общем-то обычное для того времени стремление придти на помощь тому, кто в ней нуждался более всего. Защищать слабых и немощных, даже ценой своей жизни - традиционная черта не только русского характера, но и любого нормального человека. Иррационально? Конечно! Но так же иррационально действовали военный медсестры, вытаскивая с поля боя очевидно безнадежных раненых. Так поступил Александр Матросов, накрыв своим телом амбразуру фашистского ДОТа (могли ведь подождать артиллерию или танки, не так ли?). И еще много и много примеров иррациональности могу привести. Во-вторых, мы не знаем какую конкретно задачу выполнял этот боевой катер. Вполне возможно, что его боевой задачей было патрулирование акватории, включая защиту гражданских судов и иных плавсредств. В таком случае катер погиб, выполняя свою боевую задачу. А в заключении хочу задать таку задачку: представь, что близкого тебе человека убивают бандиты. Кроме тебя некому придти ему на помощь. Ты одна и, безусловно, справиться с бандитами не можешь. Придешь ли ты на помощь своему близкому человеку? Твой папа.
mama_gremlina
Oct. 23rd, 2017 09:33 pm (UTC)
А вот сейчас обидно было. Давай попробуем разобраться по пунктам, но я хочу постараться написать так, чтобы это не выглядело оправданием, потому что оправдываться мне не в чем (разве что в том, что не смогла написать достаточно интересный текст для того, чтобы его внимательно читали до конца).

Во-первых, начнем с совершенно правильного первого предложения. Вопрос неоднозначный. Правильного решения нет. НЕТ правильного решения. Ты бы не один подставился под торпеду, ты бы убил весь свой экипаж. Молодых парней, за которых нес ответственность.

Во-вторых, в моем тексте, ни в этом, ни в том, что был 20 лет назад, не было ни слова про ценность жизни этих бойцов в их собственных глазах. Было про ценность их жизней для победы, для страны.

И в-третьих, я тоже понимаю людей на катере. И тоже могу объяснить, почему они это сделали. Почему это было правильно. Равно как и то, почему это было неправильно. Потому что на этот вопрос нет правильного ответа. Мы можем только говорить "как бы сделал я". А я написала "как я думаю, надо было сделать". И в конце текста приписала, что я по прежнему думаю, что надо было сделать так. Но сделала бы скорее всего иначе.

Задачка. Сейчас разочарую тебя ещё больше, но все-таки отвечу. Если я одна, и знаю, что мои дети в надежном месте, не заперты, не в опасности, то буду спасать даже не близкого (и между прочим, неоднократно впрягалась пусть не в бандитские разборки, но в ситуации, где мое заступничество грозило мне материальными и социальными потерями, а если ты допускаешь мысль, что не довоспитал меня, то тебе просто, видимо, не хватило времени, чтобы меня узнать). Если же у меня на заднем сиденье дети... Тогда уеду. И дай мне Бог не попасть в подобную ситуацию, а если попасть, то трезво оценить свои возможности.

Давай, кстати, я тебе тоже задачку задам? Вот я тут недавно писала о том, как Данька себя повел в экстремальной ситуации, когда девочки кричали, что им нужна помощь. Как по твоему, прав он, или нет? И если прав, то неужели он тоже меркантильно воспитанная педагогическая неудача?
shardonnay
Oct. 24th, 2017 08:36 am (UTC)
Я согласна и с тем, что не надо им подставляться под торпеду, и с тем, что жить после этого (если выживут) будет ох как трудно. И да, кроме всех прочих аргументов, у бойцов был приказ. Если бы все кидались спасать баржи с ранеными ценой собственных жизней и невыполнения военных приказов - выиграли бы они ту войну?..
mama_gremlina
Oct. 24th, 2017 08:38 am (UTC)
Папа считает, потому и выиграли
Папа воевал на настоящей войне, пусть и не той, ему виднее
(no subject) - shardonnay - Oct. 24th, 2017 09:44 am (UTC) - Expand
(no subject) - mahusia - Oct. 24th, 2017 10:01 am (UTC) - Expand
(no subject) - mama_gremlina - Oct. 24th, 2017 11:43 am (UTC) - Expand
tantan76
Oct. 24th, 2017 09:16 pm (UTC)
Там предопределенность была.То есть военное судно было уже обречено,а капитан это сердцем почувствовал.Уж погибать,так защищая слабых.Это же все таки война,Сталинград.Голова по-своему работает,а сердце по-своему.
mama_gremlina
Oct. 27th, 2017 10:40 am (UTC)
Понятно все про сердце и голову. Тогда, в седьмом классе я не очень понимала, что сердце может выдать противоречащее разуму решение. Сейчас понимаю. По-прежнему считаю, что правильно было так, как написала я тогда, но почти уверена, что сделать так не смогла бы
Page 2 of 2
<<[1] [2] >>
( 51 comments — Leave a comment )

Profile

mama_gremlina
Мама Гремлина, Горыныча и Василисы

Latest Month

September 2019
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow