?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Введение.
Есть такое понятие, как системный эффект. Свойство системы приобретать свойства, которых не то что у элементов не было по отдельности, но даже суммирование свойств этих элементов и близко не похоже. Ну банальный пример: один землекоп копает бассейн за 10 часов, согласно алгебре, два выкопают его... за пять? Это не системный эффект, а алгебраическая формула. Но на самом деле не за пять. Меньше, если они хорошие, умные работники, поддерживают друг друга, распределяют работу. Больше - если они глупые и злые, будут мешать друг другу, спорить. И вот это уже - системный эффект.
И есть такая теорема Гёделя о неполноте. В системно-аналитической трактовке она формулирует следующий закон "невозможно полностью понять и описать систему, будучи элементом системы". А раз невозможно понять и описать, то и невозможно улучшить, повысить эффективность и все такое. Но и просто быть вне системы недостаточно. Надо быть сложнее этой системы. Правила и логика, по которым живет система, должны быть частным случаем твоих. Тогда получится. Поэтому грамотный и умный аналитик может улучшить технологический процесс предприятия. Поэтому грамотный, эрудированный и умный врач может вылечить пациента. Но ни один психиатр не может вылечить себя от психиатрического заболевания, потому что в этом случае он внутри системы. И ни одна кухарка не может знать, как управлять государством, потому что она проще.

Основная часть.
Качественное образование - системный эффект сложнейшей системы, объединяющей большое количество очень умных людей, работающих вместе.
Но согласно теореме Геделя, даже сами эти люди - умные и сложные - не могут описать, что и как именно влияет на создание системного эффекта. Разговоры в столовой и курилке? Рассказы студентам о жизни? Прощение заядлого двоечника? Наказание расслабившегося отличника? Опоздание на пару? Внеплановые консультации по вечерам? Что? Ответ-то очень простой. Все вместе. Все вместе и именно так, как есть. Но простота кажущаяся. Описать и применить это "все вместе" нельзя. Можно только наблюдать и удивляться.

Но если рассматривать каждого отдельного преподавателя, каждого отдельного студента, возникает иллюзия, что их можно улучшить. Вот этот преподаватель опаздывает регулярно: проверять его и журить, наказывать зарплатой, заставлять писать записки. О, а вот этот читает дисциплину каждый год по разному - непорядок. А эта вообще читает совсем не то, про что у неё курс. А у этой на паре можно громко говорить, наверное, это мешает процессу. А у этого, наоборот, тишина такая, что даже его голоса не слышно - может, они там уснули все? Очень, очень хочется все исправить.
Проблема только в том, что теорема Геделя свидетельствует, что так ничего не исправить. Так можно только слепым котенком потыкаться экспериментально в разные стороны и посмотреть, что будет. Гарантировать результат нельзя. Даже если очень кажется. Даже если исследования. Почему? Потому что система сложная. С неопределенным поведением. Мы улучшим каждого преподавателя, студента, каждый минипроцесс, сложим на бумажке их показатели эффективности, или даже не сложим, а подставим в красивую формулу, и будем ждать результата. Но вместо него придет системный эффект, который непредсказуем внутри системы.
Усиливает проблему то, что даже когда улучшать пытаются люди, не являющиеся частью системы, возникает ситуация кухарки и государства. Потому что система объединяет людей, каждый из которых сложнее, чем те, которые пытаются улучшать их работу. Некоторые - сложнее на порядки (как упомянутый неделей назад Петр Иванович, допустим).

Резюме.
Здесь же и ответ на вопрос, вынесенный в заголовок. В книге, которую я недавно прочла, и о которой все собираюсь написать большой текст с впечатлениями, но именно в силу того, что он будет большой, никак не соберусь, есть диалог (точность цитирования может немного хромать - пишу по памяти):

- Чем мы можем вам помочь? Мы сделаем все, что надо!
- Уйдите с дороги!

Posts from This Journal by “преподавательское” Tag

  • Разное

    Сегодня защитились четверо моих студенток. Теперь они бакалавры по направлению "Бизнес-информатика". По поводу двух из них - получивших пятерки и…

  • Преддипломное

    Дома чисто, с пола можно кушать или ходить по нему в белых носках - на выбор. Дети выучены, кот расчесан. Уверена, что примерно такая же история с…

  • Немного мокрого юмора

    На злободневную тему: 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. И последняя картинка. Как я себя ощущаю после чтения записок к выпускным…

promo mama_gremlina august 10, 2017 18:15 60
Buy for 20 tokens
Вопреки здравому смыслу и правилам начну с оглавления. А потом по мере сил и времени буду подкладывать тексты про города, музеи и переезды под выделенные красным слова. Оглавление пока положу в свой промо-блок, чтобы не потерялось. Итак, сначала общие данные. Мы проехали 9335 километров. По плану…

Comments

( 40 comments — Leave a comment )
gegemul
Nov. 17th, 2017 09:09 am (UTC)
Да, просто не мешайте; только одно это помогает невероятно.
mama_gremlina
Nov. 17th, 2017 09:10 am (UTC)
Да, "уйдите с дороги"
zheka_ural
Nov. 17th, 2017 09:10 am (UTC)
РЕЗЮМЕ ШИКАРНОЕ))
mama_gremlina
Nov. 17th, 2017 09:13 am (UTC)
(с) Айн Рэнд, "Атлант расправил плечи".
Вся книга шикарная. Вторая фраза диалога - Дэгни Таггарт, вице-президент железнодорожной компании
ugputl
Nov. 17th, 2017 09:52 am (UTC)
"Вам помочь или не мешать?"
mama_gremlina
Nov. 17th, 2017 10:05 am (UTC)
Вот именно
sotrudnic
Nov. 17th, 2017 09:59 am (UTC)
Многократно опровергаемые практикой утверждения)
mama_gremlina
Nov. 17th, 2017 10:04 am (UTC)
Какие? Можно примеры для расширения кругозора?
livejournal
Nov. 17th, 2017 10:37 am (UTC)
Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal северного региона. Подробнее о рейтинге читайте в Справке.
mama_zebra
Nov. 17th, 2017 12:06 pm (UTC)
Очень интересный кусочек знания!
Давно уже хочется узнать больше по этим предметам, поищу-ка онлайн курсы )
mama_gremlina
Nov. 17th, 2017 02:37 pm (UTC)
Вы удивитесь, поискав :)
4ernii_lector
Nov. 17th, 2017 06:53 pm (UTC)
Вот точно. Главная помощь - не мешать!
У нас на кафедре был локальный пример, иллюстрирующий этот тезис. Но и для более крупных сложных систем он работает.
mama_gremlina
Nov. 25th, 2017 08:58 pm (UTC)
И чем сложнее, тем лучше работает
angelinkin
Nov. 17th, 2017 07:26 pm (UTC)
И про воспитание то же. Последствия каждого отдельного метода или действия непредсказуемы в силу того же системного эффекта, и, по-моему, единственное, на что можно ориентироваться в принятии многочисленных решений о том, как поступить в конкретной ситуации, - максимизация спокойствия собственной совести.
mama_gremlina
Nov. 25th, 2017 08:59 pm (UTC)
И ещё интуиция. Раз ты внутри системы, значит, это не просто так. Значит, именно твоя экспертная интуиция заставила систему придти на этот уровень развития. Значит, ты - часть того, что создает системный эффект. Значит, продолжай.
don_kryu
Nov. 17th, 2017 07:47 pm (UTC)
Эта теорема Гёделя, это.... и как же я раньше о ней не знал?
Ооооо над этим надо ночью подумать.... и завтра днём.
А потом ещё раз перечитать этот пост и ещё подумать.
Думать, думать....
Какое же это счастье - уметь размышлять. иные не могут и этого.
mama_gremlina
Nov. 25th, 2017 08:54 pm (UTC)
Почитала бы ваши мысли об этом с интересом :)
(no subject) - don_kryu - Nov. 26th, 2017 10:14 am (UTC) - Expand
(no subject) - mama_gremlina - Nov. 26th, 2017 11:38 am (UTC) - Expand
(no subject) - don_kryu - Nov. 26th, 2017 12:10 pm (UTC) - Expand
mahusia
Nov. 17th, 2017 07:57 pm (UTC)
это точно, лучше меньше, но лучше
ya_nadegda
Nov. 18th, 2017 06:51 am (UTC)
Уйдите с дороги!
Глупец пытается перевернуть мир, гений стремится его улучшить. Мудрец пробует оставить мир в покое.
В молодости работала в проекте - экспериментальная педагогическая площадка. Приезжали американцы к нам - по обмену опытом. И вообще энтузиазм через край плескал у всех участников. Работали в группе педагоги-экспериментаторы - писали методические пособия, создавали свои творческие системы уроков. Психологи, логопеды, философы... Вот именно в те годы пробовалась система дифференциации учеников - классы ЗПР и прочее.
Какая же ерунда получилась с этими классами ЗПР! Я потом сама в них поработала несколько лет - мрак. Не работает это в нашей системе, да и вообще эффект был неожиданный.
toka_75_lena
Nov. 18th, 2017 12:37 pm (UTC)
Re: Уйдите с дороги!
А можно узнать, какой именно? (я про неожиданный эффект)
Re: Уйдите с дороги! - mama_gremlina - Nov. 18th, 2017 12:52 pm (UTC) - Expand
Re: Уйдите с дороги! - mama_gremlina - Nov. 18th, 2017 12:53 pm (UTC) - Expand
Re: Уйдите с дороги! - ya_nadegda - Nov. 18th, 2017 01:17 pm (UTC) - Expand
Re: Уйдите с дороги! - toka_75_lena - Nov. 18th, 2017 02:40 pm (UTC) - Expand
Re: Уйдите с дороги! - ya_nadegda - Nov. 18th, 2017 03:48 pm (UTC) - Expand
Re: Уйдите с дороги! - mama_gremlina - Nov. 25th, 2017 09:05 pm (UTC) - Expand
Re: Уйдите с дороги! - mama_gremlina - Nov. 25th, 2017 09:06 pm (UTC) - Expand
samavara
Nov. 18th, 2017 08:15 am (UTC)
Да хоть бы просто не мешали! Насколько легче было бы всем!
mama_gremlina
Nov. 25th, 2017 08:53 pm (UTC)
Именно, не мешать, оставить в покое
bulina_pti4kina
Nov. 18th, 2017 07:56 pm (UTC)
Подумалось.
Получается, что системой образования должен, в идеале, управлять тот, кто над этой системой? Или сложнее этой системы.
А кто это может быть?
Кто может быть выше самого высокого звена?
Может быть поэтому и все так плохо, что нет никого, кто выше.

mama_gremlina
Nov. 18th, 2017 08:44 pm (UTC)
Об этом и пишу. Ею НЕ надо управлять. Это сложнейшая система, а даже сложные одним из системных эффектов имеют самоорганизацию. Её надо обеспечивать, если хочется помочь. Но лучше просто уйти с дороги.
(no subject) - mama_gremlina - Nov. 18th, 2017 08:45 pm (UTC) - Expand
Anna Deniza Keceli
Nov. 19th, 2017 06:37 pm (UTC)
Новость из Швеции
В Швеции приняли закон, в котором говорится что при пересчете российских баллов на шведские баллы россиянам занижать баллы, так как Управление шведским образованием считает, что в России легче получить высший балл, чем получить высший балл в Швеции, потому что российских отличников, поступающих в шведские ВУЗы больше, чем отличников из Швеции или других стран. Так российские студенты в Швеции собирают сейчас подписи в фейсбуке о пересмотре такого дискриминирующего пересчета баллов. Хотя российское образование профессиональное шведы признают как соответствующее, или даже лучшее (врач с российским образованием быстрее на работу устроится, чем врач со шведским образованием)

Edited at 2017-11-19 06:38 pm (UTC)
mama_gremlina
Nov. 25th, 2017 08:51 pm (UTC)
Re: Новость из Швеции
Фу такими быть
chepuhovinka
Nov. 19th, 2017 08:46 pm (UTC)
Как интересно. Не задумывалась никогда о том, что нельзя исправить систему, будучи ее частью, хотя пример с психиатром более чем очевиден. Теперь про образование (ну, я про свою боль, про школьное) вдвойне любопытно: ничегошеньки не получается, потому что изнутри теперь понятно, что не поправишь, а снаружи сплошь кухарки...
mama_gremlina
Nov. 25th, 2017 08:48 pm (UTC)
Не то чтобы прямо нельзя.
Скорее не гарантированно. Можно пробовать, нельзя обещать, что результат будет именно таким, каким ожидается. Но может повезти.
(no subject) - chepuhovinka - Nov. 28th, 2017 09:17 pm (UTC) - Expand
( 40 comments — Leave a comment )

Profile

mama_gremlina
Мама Гремлина, Горыныча и Василисы

Latest Month

August 2018
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow