?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Введение.
Есть такое понятие, как системный эффект. Свойство системы приобретать свойства, которых не то что у элементов не было по отдельности, но даже суммирование свойств этих элементов и близко не похоже. Ну банальный пример: один землекоп копает бассейн за 10 часов, согласно алгебре, два выкопают его... за пять? Это не системный эффект, а алгебраическая формула. Но на самом деле не за пять. Меньше, если они хорошие, умные работники, поддерживают друг друга, распределяют работу. Больше - если они глупые и злые, будут мешать друг другу, спорить. И вот это уже - системный эффект.
И есть такая теорема Гёделя о неполноте. В системно-аналитической трактовке она формулирует следующий закон "невозможно полностью понять и описать систему, будучи элементом системы". А раз невозможно понять и описать, то и невозможно улучшить, повысить эффективность и все такое. Но и просто быть вне системы недостаточно. Надо быть сложнее этой системы. Правила и логика, по которым живет система, должны быть частным случаем твоих. Тогда получится. Поэтому грамотный и умный аналитик может улучшить технологический процесс предприятия. Поэтому грамотный, эрудированный и умный врач может вылечить пациента. Но ни один психиатр не может вылечить себя от психиатрического заболевания, потому что в этом случае он внутри системы. И ни одна кухарка не может знать, как управлять государством, потому что она проще.

Основная часть.
Качественное образование - системный эффект сложнейшей системы, объединяющей большое количество очень умных людей, работающих вместе.
Но согласно теореме Геделя, даже сами эти люди - умные и сложные - не могут описать, что и как именно влияет на создание системного эффекта. Разговоры в столовой и курилке? Рассказы студентам о жизни? Прощение заядлого двоечника? Наказание расслабившегося отличника? Опоздание на пару? Внеплановые консультации по вечерам? Что? Ответ-то очень простой. Все вместе. Все вместе и именно так, как есть. Но простота кажущаяся. Описать и применить это "все вместе" нельзя. Можно только наблюдать и удивляться.

Но если рассматривать каждого отдельного преподавателя, каждого отдельного студента, возникает иллюзия, что их можно улучшить. Вот этот преподаватель опаздывает регулярно: проверять его и журить, наказывать зарплатой, заставлять писать записки. О, а вот этот читает дисциплину каждый год по разному - непорядок. А эта вообще читает совсем не то, про что у неё курс. А у этой на паре можно громко говорить, наверное, это мешает процессу. А у этого, наоборот, тишина такая, что даже его голоса не слышно - может, они там уснули все? Очень, очень хочется все исправить.
Проблема только в том, что теорема Геделя свидетельствует, что так ничего не исправить. Так можно только слепым котенком потыкаться экспериментально в разные стороны и посмотреть, что будет. Гарантировать результат нельзя. Даже если очень кажется. Даже если исследования. Почему? Потому что система сложная. С неопределенным поведением. Мы улучшим каждого преподавателя, студента, каждый минипроцесс, сложим на бумажке их показатели эффективности, или даже не сложим, а подставим в красивую формулу, и будем ждать результата. Но вместо него придет системный эффект, который непредсказуем внутри системы.
Усиливает проблему то, что даже когда улучшать пытаются люди, не являющиеся частью системы, возникает ситуация кухарки и государства. Потому что система объединяет людей, каждый из которых сложнее, чем те, которые пытаются улучшать их работу. Некоторые - сложнее на порядки (как упомянутый неделей назад Петр Иванович, допустим).

Резюме.
Здесь же и ответ на вопрос, вынесенный в заголовок. В книге, которую я недавно прочла, и о которой все собираюсь написать большой текст с впечатлениями, но именно в силу того, что он будет большой, никак не соберусь, есть диалог (точность цитирования может немного хромать - пишу по памяти):

- Чем мы можем вам помочь? Мы сделаем все, что надо!
- Уйдите с дороги!

Posts from This Journal by “преподавательское” Tag

  • Новый вуз

    После месяца работы можно делать выводы, и я хочу попробовать. Итак, Высшая школа экономики. Если рассказывать, то с самого начала. Именно с самого…

  • Сложная неделя

    Не знаю, с чего и начать :) Напишу-ка сейчас быстренько оглавление - список важных событий, потом проверю тесты, заполню журналы, составлю расписание…

  • Сентябрь ещё не скоро

    Но про работу написать уже хочется. Ещё не вполне хочется именно работать, пожалуй, но думать уже иногда приятно. В этом году впервые за последние…

Buy for 100 tokens
Buy promo for minimal price.

Comments

angelinkin
Nov. 17th, 2017 07:26 pm (UTC)
И про воспитание то же. Последствия каждого отдельного метода или действия непредсказуемы в силу того же системного эффекта, и, по-моему, единственное, на что можно ориентироваться в принятии многочисленных решений о том, как поступить в конкретной ситуации, - максимизация спокойствия собственной совести.
mama_gremlina
Nov. 25th, 2017 08:59 pm (UTC)
И ещё интуиция. Раз ты внутри системы, значит, это не просто так. Значит, именно твоя экспертная интуиция заставила систему придти на этот уровень развития. Значит, ты - часть того, что создает системный эффект. Значит, продолжай.

Profile

mama_gremlina
Мама Гремлина, Горыныча и Василисы

Latest Month

October 2019
S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Tags

Page Summary

Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow