?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Введение.
Есть такое понятие, как системный эффект. Свойство системы приобретать свойства, которых не то что у элементов не было по отдельности, но даже суммирование свойств этих элементов и близко не похоже. Ну банальный пример: один землекоп копает бассейн за 10 часов, согласно алгебре, два выкопают его... за пять? Это не системный эффект, а алгебраическая формула. Но на самом деле не за пять. Меньше, если они хорошие, умные работники, поддерживают друг друга, распределяют работу. Больше - если они глупые и злые, будут мешать друг другу, спорить. И вот это уже - системный эффект.
И есть такая теорема Гёделя о неполноте. В системно-аналитической трактовке она формулирует следующий закон "невозможно полностью понять и описать систему, будучи элементом системы". А раз невозможно понять и описать, то и невозможно улучшить, повысить эффективность и все такое. Но и просто быть вне системы недостаточно. Надо быть сложнее этой системы. Правила и логика, по которым живет система, должны быть частным случаем твоих. Тогда получится. Поэтому грамотный и умный аналитик может улучшить технологический процесс предприятия. Поэтому грамотный, эрудированный и умный врач может вылечить пациента. Но ни один психиатр не может вылечить себя от психиатрического заболевания, потому что в этом случае он внутри системы. И ни одна кухарка не может знать, как управлять государством, потому что она проще.

Основная часть.
Качественное образование - системный эффект сложнейшей системы, объединяющей большое количество очень умных людей, работающих вместе.
Но согласно теореме Геделя, даже сами эти люди - умные и сложные - не могут описать, что и как именно влияет на создание системного эффекта. Разговоры в столовой и курилке? Рассказы студентам о жизни? Прощение заядлого двоечника? Наказание расслабившегося отличника? Опоздание на пару? Внеплановые консультации по вечерам? Что? Ответ-то очень простой. Все вместе. Все вместе и именно так, как есть. Но простота кажущаяся. Описать и применить это "все вместе" нельзя. Можно только наблюдать и удивляться.

Но если рассматривать каждого отдельного преподавателя, каждого отдельного студента, возникает иллюзия, что их можно улучшить. Вот этот преподаватель опаздывает регулярно: проверять его и журить, наказывать зарплатой, заставлять писать записки. О, а вот этот читает дисциплину каждый год по разному - непорядок. А эта вообще читает совсем не то, про что у неё курс. А у этой на паре можно громко говорить, наверное, это мешает процессу. А у этого, наоборот, тишина такая, что даже его голоса не слышно - может, они там уснули все? Очень, очень хочется все исправить.
Проблема только в том, что теорема Геделя свидетельствует, что так ничего не исправить. Так можно только слепым котенком потыкаться экспериментально в разные стороны и посмотреть, что будет. Гарантировать результат нельзя. Даже если очень кажется. Даже если исследования. Почему? Потому что система сложная. С неопределенным поведением. Мы улучшим каждого преподавателя, студента, каждый минипроцесс, сложим на бумажке их показатели эффективности, или даже не сложим, а подставим в красивую формулу, и будем ждать результата. Но вместо него придет системный эффект, который непредсказуем внутри системы.
Усиливает проблему то, что даже когда улучшать пытаются люди, не являющиеся частью системы, возникает ситуация кухарки и государства. Потому что система объединяет людей, каждый из которых сложнее, чем те, которые пытаются улучшать их работу. Некоторые - сложнее на порядки (как упомянутый неделей назад Петр Иванович, допустим).

Резюме.
Здесь же и ответ на вопрос, вынесенный в заголовок. В книге, которую я недавно прочла, и о которой все собираюсь написать большой текст с впечатлениями, но именно в силу того, что он будет большой, никак не соберусь, есть диалог (точность цитирования может немного хромать - пишу по памяти):

- Чем мы можем вам помочь? Мы сделаем все, что надо!
- Уйдите с дороги!

Posts from This Journal by “преподавательское” Tag

  • Последний рабочий день

    Последний рабочий день в этом учебном году и последний рабочий день на кафедре "Математика и моделирование" в принципе. В сентябре я выйду на ту же…

  • Июньские наблюдения

    В первый день работы приемной комиссии мы сидели в ней не зря. То ли в этом году результаты ЕГЭ раньше стали известны, то ли к нам пришла толпа…

  • Июньское медианное

    Вот надо было раньше возобновить рассказы о солнечном и горячем путешествии прошлого лета, может быть, раньше вернулась бы так нелюбимая всеми…

Buy for 100 tokens
Buy promo for minimal price.

Comments

toka_75_lena
Nov. 18th, 2017 12:37 pm (UTC)
Re: Уйдите с дороги!
А можно узнать, какой именно? (я про неожиданный эффект)
mama_gremlina
Nov. 18th, 2017 12:52 pm (UTC)
Re: Уйдите с дороги!
Так в том-то и дело, что заранее это неизвестно

Если о конкретном, то в частности, за последние три года в нашей образовательной организации резко повысился средний возраст преподавателей. На на год за год, а гораздо, гораздо больше. Можно связывать это с попытками улучшить ситуацию путем повышение количества инструкций и разнообразных отчетных бумаг, формат которых меняется каждые полгода - с целью сделать их все лучше и лучше, разумеется, а можно с чем-то другим, но это есть. И в результате страдает тот самый системный эффект - качество.

Но и поправить его привлечением молодых, например, зарплатой (помечтаем) тоже не получится. Ну или получится. Но нет гарантии.

Здесь можно либо ставить натурные эсперименты, как сейчас и происходит. Либо уйти с дороги и дать возможность системе развиваться самой. Она слишком сложная, чтобы ею успешно управлять. Либо она, в соответствии со свойством сложной системы к самоорганизации, стабилизируется и будет давать качественный продукт (как раньше, да), либо развалится. Но ни на первый, ни на второй вариант повлиять осознанно невозможно. Вмешательство может улучшить, может ухудшить, может не повлиять. Но что оно конкретно сделает, мы знать заранее не можем. Поэтому имхо лучше не трогать.
mama_gremlina
Nov. 18th, 2017 12:53 pm (UTC)
Re: Уйдите с дороги!
Ох, извините, я думала, это комментарий первого уровня - мне. Про то, что вместо результата придет системный эффект.
Ответ Надежды на ваш вопрос я тоже бы послушала
ya_nadegda
Nov. 18th, 2017 01:17 pm (UTC)
Re: Уйдите с дороги!
Хотели помочь этим детям. Облегчение программы, индивидуальный подход и всякие пляски с бубнами. Надеялись, что отсутствие стресса, который создается комплексом неполноценности, когда отстающие ученики сравнивают свои успехи с более развитыми детьми, улучшит успеваемость. Классы создавались маленькие. Педагоги старались. Но всё коту под хвост. Вскоре произошло точно такое же разделение внутри группы учеников, как и в обычных классах. Появились свои "отличники, хорошисты и двоечники". Вот только тянулись отстающие уже не к такой высокой планке, как в обычном классе. Ведь этот "отличник" в равных условиях был бы всего лишь троечником.
В результате у "отличников" начала формироваться завышенная самооценка. Но когда они сталкивались с реально более успешными детьми помимо своего класса, они испытывали шок, разочарование. Чего не случилось бы, если бы они не учились изолированно от лидеров. Ведь тогда они бы четки видели, насколько отстают.
Словом, в соц. обществе полезнее всем вместе обучаться и жить, чтобы иметь ориентиры своего места и ставить цели относительно достижений других людей.
toka_75_lena
Nov. 18th, 2017 02:40 pm (UTC)
Re: Уйдите с дороги!
Очень интересно, спасибо. Я просто работала в школе, когда как раз появились подобные классы (в нашем регионе они назывались "классы коррекции"), а потом ушла из педагогики и результаты этого эксперимента остались мне неизвестны.
Возможно, такой эффект стал одной из причин введения так называемого "инклюзивного" обучения, нацеленного на присутствие в обычных классах даже детей-инвалидов, которые раньше обучались индивидуально на дому.
ya_nadegda
Nov. 18th, 2017 03:48 pm (UTC)
Re: Уйдите с дороги!
Я тоже ушла из образования - в бизнес. Но сперва поработала со студентами. Всюду много пробелов в системе обучения. Не думаю, что сейчас стало лучше. Хотя, утверждать не могу: далека теперь от этой области).

Profile

mama_gremlina
Мама Гремлина, Горыныча и Василисы

Latest Month

July 2019
S M T W T F S
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   

Tags

Error running style: Died in S2::run_code running EntryPage::print(): Can't call method "name_lc" on an undefined value at /home/lj/cgi-bin/LJ/S2.pm line 5811.