?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Введение.
Есть такое понятие, как системный эффект. Свойство системы приобретать свойства, которых не то что у элементов не было по отдельности, но даже суммирование свойств этих элементов и близко не похоже. Ну банальный пример: один землекоп копает бассейн за 10 часов, согласно алгебре, два выкопают его... за пять? Это не системный эффект, а алгебраическая формула. Но на самом деле не за пять. Меньше, если они хорошие, умные работники, поддерживают друг друга, распределяют работу. Больше - если они глупые и злые, будут мешать друг другу, спорить. И вот это уже - системный эффект.
И есть такая теорема Гёделя о неполноте. В системно-аналитической трактовке она формулирует следующий закон "невозможно полностью понять и описать систему, будучи элементом системы". А раз невозможно понять и описать, то и невозможно улучшить, повысить эффективность и все такое. Но и просто быть вне системы недостаточно. Надо быть сложнее этой системы. Правила и логика, по которым живет система, должны быть частным случаем твоих. Тогда получится. Поэтому грамотный и умный аналитик может улучшить технологический процесс предприятия. Поэтому грамотный, эрудированный и умный врач может вылечить пациента. Но ни один психиатр не может вылечить себя от психиатрического заболевания, потому что в этом случае он внутри системы. И ни одна кухарка не может знать, как управлять государством, потому что она проще.

Основная часть.
Качественное образование - системный эффект сложнейшей системы, объединяющей большое количество очень умных людей, работающих вместе.
Но согласно теореме Геделя, даже сами эти люди - умные и сложные - не могут описать, что и как именно влияет на создание системного эффекта. Разговоры в столовой и курилке? Рассказы студентам о жизни? Прощение заядлого двоечника? Наказание расслабившегося отличника? Опоздание на пару? Внеплановые консультации по вечерам? Что? Ответ-то очень простой. Все вместе. Все вместе и именно так, как есть. Но простота кажущаяся. Описать и применить это "все вместе" нельзя. Можно только наблюдать и удивляться.

Но если рассматривать каждого отдельного преподавателя, каждого отдельного студента, возникает иллюзия, что их можно улучшить. Вот этот преподаватель опаздывает регулярно: проверять его и журить, наказывать зарплатой, заставлять писать записки. О, а вот этот читает дисциплину каждый год по разному - непорядок. А эта вообще читает совсем не то, про что у неё курс. А у этой на паре можно громко говорить, наверное, это мешает процессу. А у этого, наоборот, тишина такая, что даже его голоса не слышно - может, они там уснули все? Очень, очень хочется все исправить.
Проблема только в том, что теорема Геделя свидетельствует, что так ничего не исправить. Так можно только слепым котенком потыкаться экспериментально в разные стороны и посмотреть, что будет. Гарантировать результат нельзя. Даже если очень кажется. Даже если исследования. Почему? Потому что система сложная. С неопределенным поведением. Мы улучшим каждого преподавателя, студента, каждый минипроцесс, сложим на бумажке их показатели эффективности, или даже не сложим, а подставим в красивую формулу, и будем ждать результата. Но вместо него придет системный эффект, который непредсказуем внутри системы.
Усиливает проблему то, что даже когда улучшать пытаются люди, не являющиеся частью системы, возникает ситуация кухарки и государства. Потому что система объединяет людей, каждый из которых сложнее, чем те, которые пытаются улучшать их работу. Некоторые - сложнее на порядки (как упомянутый неделей назад Петр Иванович, допустим).

Резюме.
Здесь же и ответ на вопрос, вынесенный в заголовок. В книге, которую я недавно прочла, и о которой все собираюсь написать большой текст с впечатлениями, но именно в силу того, что он будет большой, никак не соберусь, есть диалог (точность цитирования может немного хромать - пишу по памяти):

- Чем мы можем вам помочь? Мы сделаем все, что надо!
- Уйдите с дороги!

Posts from This Journal by “преподавательское” Tag

  • Сентябрь ещё не скоро

    Но про работу написать уже хочется. Ещё не вполне хочется именно работать, пожалуй, но думать уже иногда приятно. В этом году впервые за последние…

  • Последний рабочий день

    Последний рабочий день в этом учебном году и последний рабочий день на кафедре "Математика и моделирование" в принципе. В сентябре я выйду на ту же…

  • Июньские наблюдения

    В первый день работы приемной комиссии мы сидели в ней не зря. То ли в этом году результаты ЕГЭ раньше стали известны, то ли к нам пришла толпа…

Buy for 100 tokens
Buy promo for minimal price.

Comments

mama_gremlina
Nov. 18th, 2017 12:52 pm (UTC)
Re: Уйдите с дороги!
Так в том-то и дело, что заранее это неизвестно

Если о конкретном, то в частности, за последние три года в нашей образовательной организации резко повысился средний возраст преподавателей. На на год за год, а гораздо, гораздо больше. Можно связывать это с попытками улучшить ситуацию путем повышение количества инструкций и разнообразных отчетных бумаг, формат которых меняется каждые полгода - с целью сделать их все лучше и лучше, разумеется, а можно с чем-то другим, но это есть. И в результате страдает тот самый системный эффект - качество.

Но и поправить его привлечением молодых, например, зарплатой (помечтаем) тоже не получится. Ну или получится. Но нет гарантии.

Здесь можно либо ставить натурные эсперименты, как сейчас и происходит. Либо уйти с дороги и дать возможность системе развиваться самой. Она слишком сложная, чтобы ею успешно управлять. Либо она, в соответствии со свойством сложной системы к самоорганизации, стабилизируется и будет давать качественный продукт (как раньше, да), либо развалится. Но ни на первый, ни на второй вариант повлиять осознанно невозможно. Вмешательство может улучшить, может ухудшить, может не повлиять. Но что оно конкретно сделает, мы знать заранее не можем. Поэтому имхо лучше не трогать.

Profile

mama_gremlina
Мама Гремлина, Горыныча и Василисы

Latest Month

August 2019
S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow