Мама Гремлина, Горыныча и Василисы (mama_gremlina) wrote,
Мама Гремлина, Горыныча и Василисы
mama_gremlina

Что делать с системой образования

Введение.
Есть такое понятие, как системный эффект. Свойство системы приобретать свойства, которых не то что у элементов не было по отдельности, но даже суммирование свойств этих элементов и близко не похоже. Ну банальный пример: один землекоп копает бассейн за 10 часов, согласно алгебре, два выкопают его... за пять? Это не системный эффект, а алгебраическая формула. Но на самом деле не за пять. Меньше, если они хорошие, умные работники, поддерживают друг друга, распределяют работу. Больше - если они глупые и злые, будут мешать друг другу, спорить. И вот это уже - системный эффект.
И есть такая теорема Гёделя о неполноте. В системно-аналитической трактовке она формулирует следующий закон "невозможно полностью понять и описать систему, будучи элементом системы". А раз невозможно понять и описать, то и невозможно улучшить, повысить эффективность и все такое. Но и просто быть вне системы недостаточно. Надо быть сложнее этой системы. Правила и логика, по которым живет система, должны быть частным случаем твоих. Тогда получится. Поэтому грамотный и умный аналитик может улучшить технологический процесс предприятия. Поэтому грамотный, эрудированный и умный врач может вылечить пациента. Но ни один психиатр не может вылечить себя от психиатрического заболевания, потому что в этом случае он внутри системы. И ни одна кухарка не может знать, как управлять государством, потому что она проще.

Основная часть.
Качественное образование - системный эффект сложнейшей системы, объединяющей большое количество очень умных людей, работающих вместе.
Но согласно теореме Геделя, даже сами эти люди - умные и сложные - не могут описать, что и как именно влияет на создание системного эффекта. Разговоры в столовой и курилке? Рассказы студентам о жизни? Прощение заядлого двоечника? Наказание расслабившегося отличника? Опоздание на пару? Внеплановые консультации по вечерам? Что? Ответ-то очень простой. Все вместе. Все вместе и именно так, как есть. Но простота кажущаяся. Описать и применить это "все вместе" нельзя. Можно только наблюдать и удивляться.

Но если рассматривать каждого отдельного преподавателя, каждого отдельного студента, возникает иллюзия, что их можно улучшить. Вот этот преподаватель опаздывает регулярно: проверять его и журить, наказывать зарплатой, заставлять писать записки. О, а вот этот читает дисциплину каждый год по разному - непорядок. А эта вообще читает совсем не то, про что у неё курс. А у этой на паре можно громко говорить, наверное, это мешает процессу. А у этого, наоборот, тишина такая, что даже его голоса не слышно - может, они там уснули все? Очень, очень хочется все исправить.
Проблема только в том, что теорема Геделя свидетельствует, что так ничего не исправить. Так можно только слепым котенком потыкаться экспериментально в разные стороны и посмотреть, что будет. Гарантировать результат нельзя. Даже если очень кажется. Даже если исследования. Почему? Потому что система сложная. С неопределенным поведением. Мы улучшим каждого преподавателя, студента, каждый минипроцесс, сложим на бумажке их показатели эффективности, или даже не сложим, а подставим в красивую формулу, и будем ждать результата. Но вместо него придет системный эффект, который непредсказуем внутри системы.
Усиливает проблему то, что даже когда улучшать пытаются люди, не являющиеся частью системы, возникает ситуация кухарки и государства. Потому что система объединяет людей, каждый из которых сложнее, чем те, которые пытаются улучшать их работу. Некоторые - сложнее на порядки (как упомянутый неделей назад Петр Иванович, допустим).

Резюме.
Здесь же и ответ на вопрос, вынесенный в заголовок. В книге, которую я недавно прочла, и о которой все собираюсь написать большой текст с впечатлениями, но именно в силу того, что он будет большой, никак не соберусь, есть диалог (точность цитирования может немного хромать - пишу по памяти):

- Чем мы можем вам помочь? Мы сделаем все, что надо!
- Уйдите с дороги!
Tags: выскажусь, преподавательское, системный анализ
Subscribe

Posts from This Journal “преподавательское” Tag

  • Зима пришла

    Вчера я прочла последние две лекции в моем старом институте. Осталась только практика и зачеты. Завтра проведу последние четыре занятия в моем новом…

  • Вечер понедельника

    Муж болеет, некому забрать меня с вокзала, пришлось на автобусе ехать, как в детстве, когда ассистентом работала. Сажусь на сиденье в…

  • Новый вуз

    После месяца работы можно делать выводы, и я хочу попробовать. Итак, Высшая школа экономики. Если рассказывать, то с самого начала. Именно с самого…

Buy for 100 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 40 comments