Мама Гремлина, Горыныча и Василисы (mama_gremlina) wrote,
Мама Гремлина, Горыныча и Василисы
mama_gremlina

Category:

Ошибки хороших преподавателей

Встреченные мною на образовательном пути хорошие учителя и преподаватели не орали на учеников, не делали концептуальных ошибок в изложении своего предмета, не читали текст занятия по бумажке, не заставляли заучивать формулы и определения дословно, но многие из них совершали ошибку, которую я сейчас замечаю и у себя (не в том смысле, что она сейчас появилась, а в том, что я замечать её стала только сейчас). Ошибка состоит в стремлении судить о других по себе. А это неверно. Люди разные.

Нет, этот юноша, нервничающий над билетом государственного экзамена, не троллит и не под наркотиками. Он действительно не помнит, что три года назад на первом курсе, 13 марта, на второй паре в 515 аудитории, при разборе этого примера он, сидя на третьей парте среднего ряда в клетчатом свитере и очках, почти всю модель, именно эту, именно в тех же терминах и даже числах, построил сам по наводящим вопросам преподавателя. Не помнит. Это нормально. Ненормально, что это помнит преподаватель, но преподаватель-то знаком из всех людей мира лучше всего с самим собой, и для него как раз норма - помнить. И он пытается выдавить из студента воспоминания, а это бессмысленно. Все факты давно уже стерлись из его сознания. НО! Осталась логика. Надо просто напомнить студенту факты! И если он сможет повторно (повторно! а не считав из памяти) вывести модель, это будет хорошо.

Нет, и эта девочка вовсе не из вежливости восхищается на учительский страх и риск дословно повторенной красивой аналогией, иллюстрирующей метод. Да, эту аналогию, буква в букву и картинка в картинку, учитель уже рассказывал этой девочке два года назад, зимним днем, на каникулах, при второй встрече, на столе стояли две чашки ароматного чая, а на обложке девочкиной тетрадки был смешной желтый щенок. Но девочка не помнит аналогию и удивляется, мол, как красиво! И не должна помнить - это норма. НО! В первый раз она её поняла только после подробного объяснения, а в этот - схватила на лету. И это победа. Факты стерлись. Логика осталась.

В общем, себе на память: надо не бояться многократно повторять факты.
Когда я училась сама, меня настораживали повторения примеров и аналогий, которые уже звучали. Мне казалось, что если учитель забыл, что уже это рассказывал, то ему вряд ли можно доверять как специалисту. Но сейчас я думаю, что это могла быть и не забывчивость, а намеренное повторное использование. Потому что у большинства людей нет свойства запоминать все происходящее с ними, и это - нормально. И этим можно пользоваться, обучая их думать. Не фактам, а думать. В конце концов, поговорка про мать учения не на пустом же месте взялась, да?

И всем остальным заодно: не надо переносить на других свои свойства личности.
Если вам проще звонить по телефону, не надо злиться, когда новая секретарь начальника соседнего отдела спрашивает адрес вашего кабинета, чтобы ходить к вам по делам ногами, когда есть возможность. Если вы с пяти лет за компьютером, не надо злиться на старого профессора, который предпочитает электронной почте и скайпу звонки по телефону. Если у вас больничная стерильность в квартире, не надо презрительно хмыкать в доме знакомого - он может просто не видеть это полупрозрачное двухмиллиметровое пятнышко от чая под столом. И наоборот тоже не надо. Люди правда разные.
Tags: выскажусь, преподавательское
Subscribe

Posts from This Journal “выскажусь” Tag

Buy for 100 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 49 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →