?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Встреченные мною на образовательном пути хорошие учителя и преподаватели не орали на учеников, не делали концептуальных ошибок в изложении своего предмета, не читали текст занятия по бумажке, не заставляли заучивать формулы и определения дословно, но многие из них совершали ошибку, которую я сейчас замечаю и у себя (не в том смысле, что она сейчас появилась, а в том, что я замечать её стала только сейчас). Ошибка состоит в стремлении судить о других по себе. А это неверно. Люди разные.

Нет, этот юноша, нервничающий над билетом государственного экзамена, не троллит и не под наркотиками. Он действительно не помнит, что три года назад на первом курсе, 13 марта, на второй паре в 515 аудитории, при разборе этого примера он, сидя на третьей парте среднего ряда в клетчатом свитере и очках, почти всю модель, именно эту, именно в тех же терминах и даже числах, построил сам по наводящим вопросам преподавателя. Не помнит. Это нормально. Ненормально, что это помнит преподаватель, но преподаватель-то знаком из всех людей мира лучше всего с самим собой, и для него как раз норма - помнить. И он пытается выдавить из студента воспоминания, а это бессмысленно. Все факты давно уже стерлись из его сознания. НО! Осталась логика. Надо просто напомнить студенту факты! И если он сможет повторно (повторно! а не считав из памяти) вывести модель, это будет хорошо.

Нет, и эта девочка вовсе не из вежливости восхищается на учительский страх и риск дословно повторенной красивой аналогией, иллюстрирующей метод. Да, эту аналогию, буква в букву и картинка в картинку, учитель уже рассказывал этой девочке два года назад, зимним днем, на каникулах, при второй встрече, на столе стояли две чашки ароматного чая, а на обложке девочкиной тетрадки был смешной желтый щенок. Но девочка не помнит аналогию и удивляется, мол, как красиво! И не должна помнить - это норма. НО! В первый раз она её поняла только после подробного объяснения, а в этот - схватила на лету. И это победа. Факты стерлись. Логика осталась.

В общем, себе на память: надо не бояться многократно повторять факты.
Когда я училась сама, меня настораживали повторения примеров и аналогий, которые уже звучали. Мне казалось, что если учитель забыл, что уже это рассказывал, то ему вряд ли можно доверять как специалисту. Но сейчас я думаю, что это могла быть и не забывчивость, а намеренное повторное использование. Потому что у большинства людей нет свойства запоминать все происходящее с ними, и это - нормально. И этим можно пользоваться, обучая их думать. Не фактам, а думать. В конце концов, поговорка про мать учения не на пустом же месте взялась, да?

И всем остальным заодно: не надо переносить на других свои свойства личности.
Если вам проще звонить по телефону, не надо злиться, когда новая секретарь начальника соседнего отдела спрашивает адрес вашего кабинета, чтобы ходить к вам по делам ногами, когда есть возможность. Если вы с пяти лет за компьютером, не надо злиться на старого профессора, который предпочитает электронной почте и скайпу звонки по телефону. Если у вас больничная стерильность в квартире, не надо презрительно хмыкать в доме знакомого - он может просто не видеть это полупрозрачное двухмиллиметровое пятнышко от чая под столом. И наоборот тоже не надо. Люди правда разные.

Posts from This Journal by “выскажусь” Tag

  • Как нельзя оценивать преподавателей

    По мотивам вчерашнего кафедрального разговора. Профессор между дневными и вечерними парами учил нового ассистента легче относиться к плохой…

  • Злая запись

    Должник с прошлого года приходит, приносит якобы результат практической. Якобы потому, что структура его как у практических позапрошлогодних, а…

  • О приоритетах

    Заговорили в комментариях о современной тенденции записать своего ребенка на сто разноплановых кружков, к пятидесяти репетиторам, и возить его туда…

promo mama_gremlina november 23, 23:20 10
Buy for 100 tokens
В ближайшее время: - об осеннем море Петергофа, выставке, посвященной строительству фонтанов, о церковном корпусе Дворца и основной его экспозиции - о тематической медиавыставке, посвященной дельфинам и китам - о выставке роботов в Питерленде - о Зубровнике в Токсово - о музее в центре…

Comments

( 49 comments — Leave a comment )
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
freyasun
Jan. 30th, 2018 06:31 am (UTC)
Как Земфира поёт: мы все такие разные - счастливые, несчастные....
mama_gremlina
Jan. 30th, 2018 06:37 am (UTC)
Но я реально думала, что они все ленятся вспоминать! Только последние два-три года после изучения вопроса знаю, что правда не помнят (и что это нормально)
(no subject) - freyasun - Jan. 30th, 2018 06:44 am (UTC) - Expand
(no subject) - mama_gremlina - Jan. 30th, 2018 06:50 am (UTC) - Expand
samavara
Jan. 30th, 2018 07:11 am (UTC)
Это верно, все разные. И действительно, лучше еще раз повторить и напомнить, как бы ни казалось, что банальность полная.
mama_gremlina
Jan. 30th, 2018 08:57 am (UTC)
Угу
livejournal
Jan. 30th, 2018 07:32 am (UTC)
Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal северного региона. Подробнее о рейтинге читайте в Справке.
olgafairy
Jan. 30th, 2018 07:42 am (UTC)
у меня подруга преподаватель - она после первой лекции помнит почти всех студентов, если еще проводит потом семинар - то точно запоминает, не просто в лицо, а как кого зовут.. И потом, уже после выпуска, через много лет, может вспомнить кто есть кто, в какой группе учился, с кем сидел, как учился.. :)))))
а я уже три лекции отвела и три семинара, а по именам еще никак не запомню. На лица уже отличаю первый курс от третьего :))) и даже китайских студентов.. :)))) но имена!!!

и, да, читаю по бумажке много ... :(((
mama_gremlina
Jan. 30th, 2018 08:58 am (UTC)
По бумажке - это с листа зачитывать и заставлять записывать. Ага, есть и такое. Это не подглядывать формулы %)
(no subject) - olgafairy - Jan. 30th, 2018 09:09 am (UTC) - Expand
(no subject) - mama_gremlina - Jan. 30th, 2018 09:13 am (UTC) - Expand
(no subject) - olgafairy - Jan. 30th, 2018 11:59 am (UTC) - Expand
(no subject) - mama_gremlina - Jan. 30th, 2018 09:14 am (UTC) - Expand
(no subject) - olgafairy - Jan. 30th, 2018 11:58 am (UTC) - Expand
ttkistochka
Jan. 30th, 2018 07:47 am (UTC)
Под каждым словом подпишусь, сама преподаю и также рада своему врождённому терпению,
mama_gremlina
Jan. 30th, 2018 09:00 am (UTC)
У меня не вообще терпение, но вот в случае обучения - присутствует. Как иногда очень нетерпеливый и вспыльчивый в жизни художник может часами искать правильный тон на картине
mahusia
Jan. 30th, 2018 08:08 am (UTC)
кстати, это верно воообще для людей в целом: нельзя судить всех по себе. именно как ты и сказала: мы очень разные.
mama_gremlina
Jan. 30th, 2018 09:00 am (UTC)
Да, я там в конце типа обобщение вывела :)
elina_01
Jan. 30th, 2018 08:31 am (UTC)
Я не педагог, но замечала такое за своим ребенком- решает задачки, отвечает на вопросы, а через некоторое время делает вид, будто впервые слышит об этом,поначалу думала, что ленится, а потом поняла, что он просто забыл, повторяю заново.
mama_gremlina
Jan. 30th, 2018 09:00 am (UTC)
Вот именно. Просто забыл. И возможно, будет забывать некоторые факты и далее - это нормально.
(no subject) - elina_01 - Jan. 30th, 2018 09:04 am (UTC) - Expand
sat0ri_dada
Jan. 30th, 2018 09:40 am (UTC)

да уж, самая большая ошибка - судить людей по себе. никак не могу избавиться от этого....

mama_gremlina
Jan. 30th, 2018 10:12 am (UTC)
Да у всех такая проблема. Кто-то думает, что все врут и воруют, кто-то - что все могут понять с первого раза теорему Ферма...
darya_korf
Jan. 30th, 2018 10:51 am (UTC)
Теперь понятно про какую нейроатипичность вы говорили когда-то. У меня есть знакомый, который тоже спустя 100500 лет помнит такие мелочи как номер аудитории и желтых щенят.
mama_gremlina
Feb. 1st, 2018 11:13 am (UTC)
:)
А я редко таких встречаю. В ЖЖ есть несколько знакомых, и однажды встретила такого студента.
bezverxa
Jan. 30th, 2018 02:46 pm (UTC)
Согласна! На все 100!
И моя ошибка в том, что я помню себя в школе и как нас готовили к жизни. Сколько мы читали, сколько дискутировали и пр. И от этого уйти, действительно, сложно. Но, о чудо! именно при подготовке к открытому уроку я поняла, что таки правы наши министры, что меня-учителя должно быть мало, а не так как я привыкла, чтобы на 1) уроке говорю я, а на последующих они. Нет, мы должны говорить на всех уроках, нет неверных ответов на уроке открытия нового знания, есть гипотезы, и постоянно говорить с ними, раскручивать маховик, чтобы потом, как пишите Вы, даже если уйдут факты, осталось понимание.
Еще, поп поводу неоднократного повторения. И тут я Вас поддержу. После контрольной я делаю анализ сама для себя, смотрю, где промахи, но не делаю на след. уроке сразу работу над ошибками, а повторяю на нескольких последующих уроках то, где ребята не справились. Тогда работает.
mama_gremlina
Feb. 1st, 2018 11:14 am (UTC)
Я без педагогического образования, и никогда официально не учила в школе, но с самого первого раза интуитивно пыталась войти в дискуссию. Даже когда, 15 лет назад, вузовские правила предполагали как раз "сначала говоришь ты, а потом, на практике и семинаре - они", я делала как хотела. И говорили на лекциях всегда все.
(no subject) - bezverxa - Feb. 4th, 2018 08:40 am (UTC) - Expand
(no subject) - mama_gremlina - Feb. 4th, 2018 01:54 pm (UTC) - Expand
(no subject) - bezverxa - Feb. 4th, 2018 03:18 pm (UTC) - Expand
(no subject) - mama_gremlina - Feb. 4th, 2018 05:17 pm (UTC) - Expand
glasha_zast
Jan. 30th, 2018 04:28 pm (UTC)
а вот куда отнести (и главное - что делать?) такую проблему: ребенок к классу 6-му не знает частей речи (вообще никаких), падежей, членов предложения и прочей лингвистической терминологии. по математике - то же. не знаю, что там в биологии и пр. и из урока в урок термины так и не запоминаются
mama_gremlina
Feb. 1st, 2018 11:15 am (UTC)
Надо сначала исключить все медицинские проблемы (СДВГ, глухота, какая-либо нейроатипичность и т.д.), а потом уже выяснять, почему. Может, просто не хочет.
sandra_dey
Jan. 30th, 2018 04:45 pm (UTC)
Да, я например легко запоминаю лица людей. И встретившись с ними через года, я их узнаю. Могу не помнить, откуда я их знаю, но точно помню, что мы были когда-то знакомы, пусть и 5 минут.
Буквально сегодня, сидя в ремонтной мастерской, столкнулась с мужиком, с которым мы с собаками гуляли когда-то. Он меня не узнал, а я быстро проассоциировала его с парком и вспомнила, при каких обстоятельствах мы знакомы. Зато я совершенно ужасно запоминаю имена. Просто бесполезно с первого раза запомнить для меня.
А муж ровно наоборот, может легко имена запомнить, зато не помнит лица ))
mama_gremlina
Feb. 1st, 2018 11:19 am (UTC)
Да, у всех своя структура памяти. И логики. И восприятия реальности. И нельзя достоверно судить о мотивах поступков других, пользуясь своими внутренними структурами...
4ernii_lector
Jan. 30th, 2018 05:45 pm (UTC)
Я по молодости лет тоже своих студентов по себе ровняла (по устремлениям, установкам...): "они же на физмат пришли, значит..."
А потом передумала. Теперь в другую крайность впала: удивляюсь, когда у новых студентов вдруг проявляются те же устремления, что были у меня в их возрасте ))
Даже неожиданно: другая страна, другая формация, другой информационный поток... А идеи те же... Идейные )))
mama_gremlina
Feb. 1st, 2018 11:20 am (UTC)
Я в другую не впадала. Когда поняла, что не все одинаковые, тогда и начала присматриваться к каждому с исходными нулевыми установками. То есть, по умолчанию "я ничего о тебе не знаю"
(no subject) - 4ernii_lector - Feb. 1st, 2018 12:11 pm (UTC) - Expand
(no subject) - mama_gremlina - Feb. 1st, 2018 12:24 pm (UTC) - Expand
(no subject) - 4ernii_lector - Feb. 1st, 2018 12:37 pm (UTC) - Expand
angelinkin
Jan. 30th, 2018 07:32 pm (UTC)
О, а я бешусь, когда муж говорит, что первый раз слышит, а я знаю, что говорила ему это два года назад в таком-то месте и после визита к тем-то.
Но у меня есть другая проблема с памятью: я редко запоминаю свои сны, по полгода запросто могу ни одного не запомнить, но уж если запомнила, то спустя некоторое время могу спутать его с воспоминанием из реальности.
mama_gremlina
Feb. 1st, 2018 11:20 am (UTC)
Говорят, люди вообще редко помнят сны, это вообще не страшно. Их может вообще не быть (от усталости)
yanka_j
Jan. 31st, 2018 12:24 am (UTC)
Про повторение фактов я прям поперхнулась, у нас есть как раз сейчас самый самый senior exec и ему надо четыре - шесть раз сказать одно и то же, чтоб срезонировало. Новые люди не понимают и бесятся, старые люди смеются, что им легче делать так свою работу - носишь каждый месяц одни и те же материалы и все как в первый раз. Я конечно чуть преувеличиваю и уверенна что этот человек делает это отчасти намеренно (не чтоб позлить подчинённых а просто у нас некие особенности так сказать культурные есть) а не только потому что он очень busy man...
mama_gremlina
Feb. 1st, 2018 11:29 am (UTC)
Трудно представить такого коллегу...
Было бы сложно мне с ним взаимодействовать, наверное
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
( 49 comments — Leave a comment )

Profile

mama_gremlina
Мама Гремлина, Горыныча и Василисы

Latest Month

December 2018
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow