Previous Entry | Next Entry

Здесь будут более лучшие фотографии мраморного карьера в Рускеале, самой Рускеалы, водопадов Тохманьоки и финской ГЭС: везде много воды и скал. Примерно так:

1. Водопады на Тохманьоки (или Рускеальские водопады)

Их несколько, мы посмотрели два, выше и ниже по течению есть ещё, но туда нужно долго идти пешком по лесу, а мы были с мелочью. Говорят, где-то в лесу есть бобровая плотина, но туда тоже нужно долго идти. Место, помимо своей живописности, известно тем, что в тех лесах снимали "А зори здесь тихие". По этой причине на автостоянке перед водопадами помимо шашлыков и сувенирных лавок организован тир, оформленный под этот фильм. Водопады видны с дороги на Рускеалу, справа, проехать их невозможно: всегда много машин, домики-беседки и шум воды. Но если нужны более точные данные, то вот они: выехать из Сортавалы по главной дороге () в сторону Петрозаводска (то есть, надо выехать с другой стороны въезда в город из Питера). Не пропустите поворот на Вяртселя, и через примено 18 киломеров будут те самые водопады.

Мы с малышом на фоне первого из водопадов. В этом озере, говорят, можно купаться. Но нас испугала надпись "Купание запрещено", и мы не стали. Чуть позже охранники Рускеалы, к которым мы пристали с вопросом, где же тогда можно, раз везде нельзя, объяснили нам, что и в водопадах можно, и вообще везде, кроме собственно мраморного карьера, а эту надпись надо понимать как "Купаться можно тут".

Старший ребенок и вид сверху на водопад. Да, я забралась на такую высоту с малышом в слинге (шутка, там много лесенок и настилов).

Мы на верхней точке первого водопада:

И ещё один ракурс оттуда же, чтобы показать автостоянку и беседки для поедания шашлыка (которые доступны только тем, кто купил шашлык, о чем говорят правила, вывешенные на каждой беседке):

2. Заброшенная финская ГЭС на Тохманьоки

Вообще это было, наверное, мегаместо. Ранние фотки (например, здесь: http://altertravel.ru/view.php?id=813) поражают воображение. Мы не могли пройти мимо, раскопали координаты в интернете и поехали. Нас не остановило даже более позднее сообщение в отзывах, что проезд на ГЭС закрыт шлагбаумом, мы решили проверить. Сразу после моста у водопадов Тохманьоки надо повернуть налево и ехать по грунтовой дороге (очень раздолбанной) до перегородки из колючей проволоки, над которой на дереве висит телефон некой Юли и предложение позвонить прежде чем двигаться дальше, а то частная территория и опасно. Мы позвонили несчастной Юле, которую, очевидно, все уже так достало, что она приветствует звонящих фразой "что вам надо?". Юля разрешила снять перегородку, но потом обязательно повесить обратно. Я думаю, можно было и не звонить, снимается она легко. Дальше довольно долго надо ползти по этой дороге, до хутора "Елки":

А это вот, собственно, обещанные нам козы (для беспокоящихся: машина выжила)

Хозяева разрешают бросить машину (с оговоркой "если не боитесь, что об неё козы почешутся") и показывают дорогу на ГЭС через лес и скалы:

Это лес:

А это скалы (и да, там не было настилов и лесенок, я аккуратно и осторожно ползла своим ходом, чуть сердце не остановилось):

А вот ГЭС обманула... Её реконструировали, и от той красивой фотки в путеводителе остался только водопад и скалы. Кирпичное старинной здание обшили сайдингом, повесили везде колючку и устроили бетонные мостики. Примерно вот так это выглядит (все равно красиво, хоть и не так, как было):

Разлив Тохманьоки после плотины (красиво без оговорок):

А ещё она периодически орет сиреной. Когда мы шли обратно как раз заорала, мы у самого хутора были, и то услышали. Хорошо, что не остались подольше, малыш бы испугался.

3. Горный парк Рускеала (мраморный карьер)

Достигнуть мраморного карьера можно, продолжив путь от водопадов Тохманьоки в ту же сторону. Километра три - и указатель на карьер (они почему-то его каньоном называют). Отсюда при Екатерине привозили мрамор для дворцов и парков, даже в наших Пушкине-Павловске есть кое-что из рускеальского мрамора. Экскурсоводы в моем детстве говорили, я пропускала мимо ушей, а увидела карьер, и вспомнила.
Сюда мы сначала хотели поехать с палаткой, до рождения малыша. Но не сложилось, к счастью. Рускеала больше не палаточное место. Его облагородили оцивилизовали, огородили заборами, запретили купаться и заходить в пещеры, повесили канатную дорогу и тарзанку (и берут и за то, и за другое по тыще р), поставили кассу (вход 150 взрослому и 50 школьнику, лодка - 450 за час) и охрану. Все равно безумно красиво, но... я завидую тем нашим друзьям, которые ездили туда десятью годами раньше, ставили палатки на скале и плавали в ещё чистом озере каньона...

Вот такие заборчики по всему периметру озера:

И вот такие дорожки:

И все равно красиво: мраморные стены каньона, деревья, спускающиеся по скале...

И вот такие пещеры. Спуск запрещен, эх...

То ли новые посетители парка развлекаются, то ли осталось от диких времен, когда туристам не надо было быстро пробежать по парку, а можно было не спеша у палатки заниматься устроением садов камней (кстати, местами попадаются не скульптуры, а выложенные осколками названия городов):

Вход в штольню:

Вид на штольню сверху:

Почти сразу за штольней - старт канатной дороги. А почти сразу за ним - поворот на маршрут "по следам горных мастеров". Сходить стоит обязательно, хоть это ответвление и займет лишние минут 40. Потому что в конце маршрута - вот такие узоры на срезах скал:

Но, к сожалению, и вот такие надписи. Это, я на 100% уверена, надписи свежие, и появились они с момента оцивилизовывания. Палаточные туристы никогда так не делают, примером тому - Ястребиное озеро.

А ещё на дороге "по следам горных мастеров" вот такой провал. За ограждением растет земляника, которую не достать. Растет и пахнет так, что ноги подкашиваются. Хорошо, что в некотором количестве она растет и вообще в парке, по краям дорожек, иначе бы я точно залезла за заборчик, отдав малыша Максу.

Сфотографировала провал поближе. Страшно...

А это мы уже катаемся на лодке и заплыли в пещеру:

Вид из пещеры на волю. Озеро, хоть в нем и плавают местами туристические отходы, все-таки изумительное. Зеленого (из-за мрамора) цвета. Вот реально зеленого, вот такого прямо как на фото (не фотошоп). И прозрачное (на этом фото не видно, отражение мешает): едешь, и видны пики скал на дне.

Довольный ребенок, высаженный на берег у закрытой для посещения пещеры. Говорят, туда пускают зимой, а летом опасно. Но как же оттуда веет зимним холодом! Прямо минусовой температурой. На улице было очень жарко, и мы стояли там минут пять, отдыхали и охлаждались (купаться-то нельзя):

Говорят, подобный парк хотят сделать на озере Ястребином. Если сделают, у меня будет траур шесть месяцев, и я никогда в этот парк не поеду, чтобы не портить впечатления. Но тем, кто не был в дикой Рускеале, надо съездить туда обязательно! Очень красиво, если не заниматься мечтаниями о том, как было раньше.

4. База Рускеала (озеро, в котором можно купаться)

Выехав с грунтовой дороги на карьер обратно на шоссе, надо проехать в сторону Сортавалы буквально метров триста, и за поворотом откроется указатель "База отдыха Рускеала". Дальше будет поселок, асфальтово-грунтовая дорога, а через некоторое время - куча машин на правой стороне. Это спуск к рускеальскому озеру к проходу сквозь дырку в заборе. Но мы в первое посещение решили быть правильными и поехали дальше, на базу. Оставить машину на территории базы на сутки стоит 500 рублей. В эту сумму входит и разрешение разбить палатку. Нам не нужны были сутки, нужны были несколько часов, но торговаться мы не стали. Просто во второй раз приехали к дырке в заборе, как все умные местные люди :)
На самом деле, и там стоит табличка, что нельзя. Но охранники мраморного карьера отправили нас именно туда, и местных там купается столько, что не поверить в чистоту и безопасность невозможно. Да и база Рускеала стоит прямо на берегу, и баня этой базы имеет мостки в озеро. Наверное, такие таблички действительно являются указателями пригодных для купания мест. В этом озере мы первый раз купали Игоря.

Утки живут тут:

Табличка про запрет купания справа:

И гуси живут тут:

А вот и Игорь купается:

И водопады (в том числе у реконструированной ГЭС), и мраморный карьер стоят того, чтобы их увидеть. Купаться можно в водопадах или в озере на базе Рускеала. На осмотр и отдых здесь мы потратили полных двое суток и не жалеем. Была бы возможность поставить палатку (с малышом страшно), где-нибудь в окрестностях бы и расположились. Хоть бы и на базе Рускеалы за 500 рублей в сутки, не жалко. В общем, рекомендую.

Завтра напишу про Приозерск и Ладожское озеро. Вчера писала про сам город Сортавала.
promo mama_gremlina august 10, 2017 18:15 60
Вопреки здравому смыслу и правилам начну с оглавления. А потом по мере сил и времени буду подкладывать тексты про города, музеи и переезды под выделенные красным слова. Оглавление пока положу в свой промо-блок, чтобы не потерялось. Итак, сначала общие данные. Мы проехали 9335 километров. По плану…

( 10 comments — Leave a comment )
lena_zyuzina
Aug. 7th, 2014 07:52 pm (UTC)
доберусь до компа, обязательно увижу Ваше путешествие
mama_gremlina
Aug. 8th, 2014 10:49 am (UTC)
Спасибо! А то я пишу, пишу, стараюсь, а до сих пор никто не прочел :(
Вы первая.
lena_zyuzina
Aug. 8th, 2014 05:07 pm (UTC)
в телефоне фоточки не открываются совсем,
capricorna
Aug. 8th, 2014 03:33 pm (UTC)
Я все читаю:)
Очень красиво! Я ни в одном из этих мест не была.
mama_gremlina
Aug. 8th, 2014 06:27 pm (UTC)
Вот, а теперь можно съездить, адреса-пароли-явки я сдала
morozovna_ekb
Apr. 2nd, 2015 10:37 am (UTC)
сколько всего мы не посетили! есть повод вернуться еще)
про рускеалу , как место отдыха палаточных туристов - очень интересно было бы)
если интересно будет, то вот наш отчет об этих же местах) http://morozovna-ekb.livejournal.com/54784.html
mama_gremlina
Apr. 2nd, 2015 04:53 pm (UTC)
Очень интересно! В Кореле мы тоже были (в ту же поездку), а на Валааме - 5 лет назад. Да, с палатками в Рускеалу ехать веселее, но все равно жаль, что стало так организованно все...
leryonok
Apr. 4th, 2018 12:08 pm (UTC)
А я была в этих местах в 2011 году. Сплавлялись по Уксунйоки-Тохмайоки. А в мраморный карьер заходили с воды (толпа в гидрах, только тсссс😊)там еще не было так ухожено.
А вот Гэс что-то не узнала место. Был на Тохме порог Очарование2, якобы это была гэс, огромный водопад там был. Но может это и другое место, не уверена
mama_gremlina
Apr. 4th, 2018 06:39 pm (UTC)
Сплавляться! Вот ещё чего я хочу и обязательно когда-нибудь сделаю. Когда дети станут все старше пяти лет.
leryonok
Apr. 5th, 2018 04:16 am (UTC)
Тем более Карелия относительно рядом👍и на катамаране и на байдарке интересно.
( 10 comments — Leave a comment )