?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Это я одним заголовком две выставки объединила. Обе располагаются в одном здании, стоящем рядом с главным, в котором выставлены фотографии и личные вещи людей, найденных в захоронениях Катынского леса. Напоминаю, что отдельный текст про Катынский лес у меня есть, просто в него ни физически, ни семантически, ни эстетически этот последний информационный пункт мемориала не влез. Кстати, хоть туда у нас был заранее взятый билет, но смогли зайти уже не все. Тетушка моя, например, устала от мрачных впечатлений Катынского леса, и отказалась. И Данька сначала решил посидеть с нею на скамеечке перед входом. Но потом все-таки зашел и быстро все осмотрел. Это не такие страшные выставки.



Первая называется "Времен меняющихся лики... Смоленщина. XX век". Это выставка бытовых предметов от начала века и до наших времен. Экспозиция темновата, поэтому фотографий хороших немного. Все начинается с крестьянских костюмов и деревянной утвари:



Потом появляется алюминиевая обеденная посуда, мне кажется, у каждого такая была. У моей бабушки была, и мне ужасно нравилась запеченная яичница с молоком в глубокой алюминиевой миске... Фото про посуду - в заголовке.

Рабочее место советского мелкого чиновника:



Все это - под общим лозунгом "Пятилетку за три года". Это довоенное время, 30-е годы, Стаханов и его последователи. Вот и они, кстати:



Потом послевоенные годы. мне кажется, такой "музыкальный центр" тоже если и не был у каждого, то по крайней мере многие видели. Я видела.



Тоже очень знакомая картина:



Последние два фото - фрагмент экспозиции под лозунгом "нынешнее поколение будет жить при коммунизме". Ну и все остальное тоже такое. Безобидное. Мы там бродили немного задумчивые, поэтому про эти экспозиции особо написать нечего мне. Да и официальный сайт музея намекает скорее на идею о сменяющихся образах времени, чем на внятный рассказ. Пусть так и будет.

Вторая выставка называется "1937-й. Дымящийся кусок истории". И знаете что, давайте сначала идею экспозиции, как она мне нарисовалась, а потом уже фото. Итак, зал оформлен в агрессивном стиле: красные акценты, железнодорожные шпалы на щебенке вдоль стен, стилизованные образы шестеренок в оформлении. Намек на механистичность и антигуманизм, как я понимаю. Но при этом показаны не только расстрельные списки, которым выделено не так уж и много места, но и достижения к этому году. Сравнительные таблицы. Рисунки из школьных альбомов, в котором - сильные того мира изображены... ну пусть не карикатурно, но уж и не "подобающим образом". Сельское хозяйство, промышленность, образование. Имхо, выставка задает ряд вопросов, из которых я бы выделила три главных:
1. Правда ли, что эти достижения имели место?
2. Правда ли, что эти расстрелы всех подряд без суда и справедливости имели место?
3. И если на оба вопроса ответ положительный, то стоило ли одно другого?
Все вопросы открытые, разумеется.

А теперь фото. Общий вид зала:



Газетные вырезки. Очень аккуратно обрезанные, обрывающие текст:



Ещё газеты:



А вот и статьи, за которые можно было попасть в эти газеты (целиком вырезка не влезла в фотоаппарат, но она легко гуглится при желании):



Статистика по доходам и расходам рабочей семьи в 34-35 годах:





Инсталляция на стенде про достижения торговли:



Про колхозы:



Советская инфографика про образование:



Те самые рисунки:



Стена с достижениями промышленности (там швейная машинка стоит, похожая на которую есть у меня, бабушкина):



Всем неизвестные строчки из всем известной песни:



Вот. На этом про Катынь у меня все.
Мы выходим с территории мемориала и идем на соседний огороженный участок, принадлежащий архиерейскому подворью Храма Воскресения Христова.



Храм освящен совсем недавно, в 2012 году. В верхней части - действующая церковь, службы в которой проводятся вечером в субботу и утром в воскресенье, а в нижней - экспозиция, посвященная жизни церкви в годы советской власти. И храм, и музей уже закрыт, вечер. Мы совсем немного не успели, чтобы попасть внутрь. Но зато вокруг тишина и умиротворение. Вот колокольня:



Вечернее солнышко:



Уютно и зелено. Хочется просто посидеть, но у нас голодные дети, и мы идем в трапезную мимо всего этого благолепия. Трапезную нам порекомендовала кассир мемориала ещё на входе.



В трапезной уютно. Все устали и под впечатлением. Выбрали себе еду и ждут. Точнее, нам выбрали еду, которая осталась: запеченная в фольге рыба с картофелем, грибной суп и пирожки с квасом. Трапезная пользуется успехом, и днем всю остальную еду съели посетители. Мы, собственно, вообще последние посетители, повар уже ушел, и работницы кухни просто пожалели нас с детским выводком и накормили, чем осталось.



Кстати, при подворье есть и паломническая гостиница.
Вот ещё вид трапезной изнутри, это последнее фото, после которого мой телефон разрядился (поэтому рыбы в фольге не будет, верьте на слово - она была очень вкусной):



И чтобы не делать отдельный пост ради пяти фотографий, положу сюда же и нашу последнюю прогулку по округе тетиного дома вечером того же дня. Это была вылазка в магазин, чтобы пополнить запасы палаточной еды, и заодно - на детскую площадку, развлечь и отвлечь детей. Площадка была у дома культуры, украшенного вот таким знатным панно:



И фонтаном:



Ужасно интересно наблюдать, с каким ужасом теплолюбивые смоленские бабушки и мамы смотрят на северного Игоря, бегающего вокруг фонтана в пляжных штанах и футболке, на грудную Василису без носков и с голыми плечами :) Чтобы понять, в чем дело, покажу фото Игоря вместе с другими детьми:



Спереди:



И в песочнице:



Им там их 20-25 вечерних градусов - холодина лютая. А нам - лето летнее :)
Утром поедем ещё южнее. На Курск.

Чуть не забыла ссылку для соседей
Buy for 100 tokens
Buy promo for minimal price.

Comments

stanislav_spb
Mar. 16th, 2018 08:36 am (UTC)
Как вы себе представляете расстрел 10 тысяч человек без каких либо организационных документов?

Любая "карательная" акция (что немецкая, что советская) всегда сопровождалась большим массивом взаимосвязанных официальных документов, без которых невозможно организовать ни захват людей, предназначенных к уничтожению, ни их временное содержание, ни их доставку к месту казни, ни выделение персонала для выполнения карательных акций.

Неужели это трудно понять?

И, кстати, дополнительный вопрос:
Зачем немцам нужно было устраивать массовый расстрел польских военнопленных, взятых в плен Красной армией, если немцы не расстреливали (не проводили массовые расстрелы) польских военнопленных, которых вермахт взял в плен в 1939 г., а всю войну держали этих польских военнопленных в лагерях на территории Германии?

Edited at 2018-03-16 08:41 am (UTC)

Profile

mama_gremlina
Мама Гремлина, Горыныча и Василисы

Latest Month

November 2019
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow