Мама Гремлина, Горыныча и Василисы (mama_gremlina) wrote,
Мама Гремлина, Горыныча и Василисы
mama_gremlina

Categories:

Овстуг - усадьба Тютчева

Село Овстуг имеет население чуть больше семисот человек и находится недалеко от Брянска. А ещё в этом месте в 1803 году родился Федор Иванович Тютчев. Сюда есть поворот с трассы, но мы быстро и удобно доехали по отличной асфальтовой, несмотря на проселочный характер, дороге прямо от Вщижа, параллельно основной дороге. Сэкономили много времени и километров.



Солнечный яркий день, уже сильно не похожий на наши северные летние дни, перевалился за середину и начал намекать на близкий вечер, но все ещё было светло, тепло и интересно. Но не всем. Вот, сидят, устали якобы от культуры. Поэтому билетов в руках у Макса три: мне, ему и бесплатный Василисе.



Игорь и Данька остаются гулять в парке, пока мы идем в усадьбу:



Дедушка Федора Ивановича, Николай Андреевич Тютчев, получил эти земли в 1770 году в приданое, переехал сюда с удовольствием и выстроил дом и церковь. Сын его, Иван Николаевич, отец Федора Ивановича, дом в 1846 году перестроил в стиле классицизма.



Но это не просто обычный дом. У него очень интересная синтетическая архитектура. Много пристроек, лестниц, все четыре проекции отличаются друг от друга (обратите внимание на башенку, я ещё кое-что о ней скажу позднее):



Как и многие другие, эта усадьба погибла в начале прошлого века. Сначала жители разбирали её на стройматериалы и дрова, а потом и совсем снесли. Но Тютчев - великий поэт, поэтому в 1957 году про Овстуг вспомнили и открыли музей. Сначала в здании школы, а потом, в 1986, была воссоздана (по проекту Городкова) и сама усадьба.



В начале нашего века усадьбой заинтересовались немецкие бизнесмены, производители запчастей для грузовиков, профинансировали строительство гостевого флигеля, восстановление Успенского храма и ремонт самого усадебного дома:



Вот тот самый упомянутый гостевой дом вдали:



Самый культурный человек в нашей семье - Василиса. Ей все интересно. Она всегда просыпается в музеях и внимательно все рассматривает:



Вокруг усадебного дома парк, газоны и цветы, деревья и спуск к реке Овстуженке:



На линии от главного фасада до моста через реку - памятник Тютчеву. Он был установлен здесь за десять лето до восстановления дома и открытия в нем музея. Скульптор - Алексей Кобилинец, и мы ещё сегодня увидим несколько его работ, у него особенный стиль, его люди хрупки и почти прозрачны, похожи скорее на эльфов, чем на людей...



От памятника усадебный дом выглядит так (как многоэтажный торт):



Пандус, но не для карет, карете там наверху негде разместиться, а, наверное, для дам в платьях сложной конструкции, которым сложно подниматься по лестнице:



За домом - вольеры с птицами:



И, разумеется, борзыми собаками:



Собак почему-то жалко. Все-таки собакам не место в клетках...



Собак мы развлекли (и заодно Василису), попрощались и, наконец, вошли в музей. В холле макет парка, на котором ещё нет восстановленного гостевого дома, видимо, макет был сделан раньше:



Музей спокойный, тихий, в залах полумрак, и время превращается в густой кисель:



В первом зале выставка работ школьников - рисунки, мозаики из соломы, аппликации. И множество бюстов:



Эту коллекцию скульптуры авторства Алексея Кобилинца музей получил в 2017 году в подарок. Здесь и сам Федор Иванович, и близкие ему люди, друзья, современники, родственники. Вот, например Иван Сергеевич Аксаков, зять:



Женщины, которых он любил. Елена Александровна Денисьева. Они встретились, когда у Тютчева уже была дочь возраста Елены, училась в Смольном институте, а Елена была на воспитании у своей тети, начальницы Смольного. Там и познакомились. Девушка стала любовницей Федора Ивановича, женатого взрослого мужчины, родила ему троих детей, потеряла положение в обществе (как и тетя, но тетя потеряла ещё и работу) и рано умерла от туберкулеза, ослабнув после третьих родов...



Мария Федоровна Тютчева - младшая, четвертая, любимая дочь, первый ребенок второй жены Тютчева, Эрнестины (кстати, узнав о гибели Денисьевой, эта великая женщина сказала о горе Федора Ивановича "его скорбь для меня священна, какой бы причиной ни была вызвана). Мария вышла замуж за героя Крымской войны и стала Бирилевой, а когда муж после долгой и мучительной для всех окружающих болезни (в том числе душевной) умер, посвятила себя созданию в Овстуге школы для крестьянских детей. Эта школа есть и сейчас, и в школе тоже есть музей.



На этой картине - прогулка Тютчевых почти в полном составе. Здесь дети от первого и второго браков (а дети от Елены Александровны, хоть в метриках они и были записаны Тютчевыми, появятся позже):



В общем, как во всех подобных местах, даже не заказывая экскурсию, можно от скучающих без посетителей хранительниц узнать все про каждый экспонат. В подробностях.
Идем дальше. Столовая:



Интерьеры, разумеется, не исторические (за редким исключением), но восстановленные по рисункам и картинам того времени.



Ещё немного



Зато настоящие - автографы поэта:



На столах по всему дому, небрежно брошенные, плывут по поверхности тягучего времени, разумеется, копии. Но легко представить, как человек не из этого мира садился в той точке пространства, в которой его настигла трансляция из мирового эфира, и записывал стихи, оставляя потом бумагу и перо as is, не задумываясь...



Исписанные листы бумаги на каждом столе. У меня так же, только не стихи



В книжных шкафах - собрания сочинений наших и зарубежных авторов, история, поэзия, философия. Математики и физики нет, и тут не нужно:



Кабинет. Вот это - историческая мебель, стол, подаренный Тютчеву старшим братом:



И моя расплывчатая веселая Василиса на папиных плечах:



Несмотря на общее впечатление недостатка финансирования, выражающееся в осыпающейся местами штукатурке, содержимое музея вызывает уважение, мебель очень правильная, продуманные интерьеры, правдоподобная имитация господского дома 19 века. Какие ножки у стола!



Василиса рассматривает с папой прижизненные издания поэзии Тютчева:



Поднимаемся на второй этаж по лестнице, расположенной прямо под главной башенкой дома. Лестница жужжит, как липа во Вщиже, разве что тон жужжания не такой богатый, масляный, как там. Поднимаю голову, и оказывается, что в башенке окна под потолком пропускают яркий свет, и несчастные мухи, шмели и прочие насекомые летают там кругами в надежде выбраться. Но выбраться им не суждено -
спуститься вниз они не догадываются, а открыть им окна башенки невозможно - без высоких приставных лестниц туда не добраться. Хранительницы обоих этажей, провожающие нашу маленькую группу, смотрят на кружение насекомых со смесью жалости и неодобрения...

На втором этаже экспозиция продолжается. Ещё картины, ещё предметы интерьера, так или иначе связанные с Овстугом и Тютчевыми. Вот, например, картина-свидетельство, что усадьба пришла в запустение ещё в конце 19 века, как и многие "дворянские гнезда", удаленные от центра цивилизации, разорившиеся после известных реформ...



Ещё стол-бюро, чуть ли не единственный без брошенного сверху черновика:



Уже почти традиционная для рассказов о моем путешествии швейная машинка. В ещё более сгущающемся по мере нашего движения послеобеденном свете из окна:



И набор для женского творчества:



А там, за окном - зелень и горячий воздух. И где-то в парке сидят на скамеечке наши старшие мальчики...



Благодарим хранительниц музея за комментарии и ответы на вопросы, спускаемся вниз под жалобное жужжание и выходим на солнце. Хочется поближе подойти к реке и памятнику Федору Ивановичу:



Алексей Кобилинец очень интересный скульптор. Его работы имеют общие черты, и каждая все-таки непохожа на другую. Его Тютчев особенный. Более воздушный и одухотворенный, чем на всех портретах, утрированно одухотворенный, как будто заранее знающий про все, что случится с его усадьбой и страной в целом, но... Мне эта интерпретация не нравится. Мне больше нравится один из портретов внутри усадьбы, я его не сфотографировала, но сейчас оказалось, что помню лучше всех. Тютчев сидит в кресле, одна рука на подлокотнике. Он написан как-то совершенно приземленно, без подчеркивания художественными средствами, просто человек в кресле. И все-таки, глядя на него, сразу понимаешь - это поэт, и поэт замечательный... А памятник какой-то уж слишком.



Ещё один раз вид на усадьбу. Теперь мы знаем, что там внутри:



Маленькая Элли Василиса на дороге из желтого кирпича:



Мы думали, она вот-вот пойдет, думали, впечатления от поездки сформируются и заставят Василису применить новые нейронные связи для придумывания навыка прямохождения, но в итоге она так и не пошла самостоятельно в тот месяц (зато заговорила, чуть позже, когда увидела море):



А дорога из желтого кирпича прекрасна. Все дорожки в парке выложены этим камнем. Не удержалась, и вот вам поближе красивая текстура:



На этих качелях мы с Василисой качались. И Василиса отдельно качалась. И я отдельно. Для того, чтобы сфотографировать их отдельно, пришлось переждать целую очередь желающих покачаться и сфотографироваться. Хорошие качели:



В парке есть ещё мостик, мельница и лебеди, но мы уже торопимся, чтобы добраться до Курска в расчетное время. В Курске нас ждут. Поэтому находим мальчишек и выбираемся из парка. Напротив главного входа - тот самый музей-школа, когда то устроенная Марией Федоровной, четвертой дочкой:



Рядом со школой - Успенский храм, новенький, розовый и очень живописный. И храм, и школа остаются ждать нашего следующего проезда по этому маршруту :)



А мы едем искать кафе, раз уж Овстуг - большое село с туристическими точками.
Про дорогу на Курск начну писать прямо сейчас.

Вот фотографии для тех, кому не видно Яндекса.
Кстати, посоветуйте ещё какой-нибудь хороший фотохостинг на будущее, и желательно, чтобы Украине было видно. Яндекс-Фотки кончаются. Ссылки-коды для блога обещают оставить, но с новых альбомов после конца апреля код для блога выдавать не будут.
Tags: #путешествие17, вопрос в зал, выставки и музеи, путешествие17
Subscribe
Buy for 100 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 23 comments