?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Хохот шамана

Сейчас будет много букв о книге, о которой в другой ситуации я бы написала рецензию в пять строчек и успокоилась. В чем дело? Дело в том, что прочесть и дать развернутое мнение меня попросила моя выпускница-магистрантка, дипломница и очень интересный и умный человек. Её книга поразила, вдохновила, изменила взгляд на мир, и она решила поделиться со мной. Я, прочтя книгу внимательно, вижу, где и как это могло произойти. Но... мне книга не понравилась. Причем не понравилась активно.

Сюжет: ученый-психолог в тайге знакомится с человеком, называющим себя Шаманом, утверждающим, что ему более ста лет и он общается с сущностями из параллельного мира, и далее на протяжении всей книги они разговаривают о разном. Книга составлена в виде диалогов с некоторыми пояснениями автора-психолога. В аннотации написано, что книгу после её первого издания все начали дружно сравнивать с написанной в похожей форме книгой Кастанеды, и в интервью с автором, приведенными в конце, им высказывается та же идея, но я бы сравнила эту книгу скорее с серией книг, простите, Козлова. Был в конце 90-х годов такой популярный психолог, писавший о том, как он видит любовь, дружбу и все такое, и идеи свои тоже иллюстрирующий диалогами. Мне было в то время лет на пять меньше, чем моей выпускнице сейчас, но я помню, как меня, да и не только меня, та книга поразила, вдохновила, и далее по тексту. И лишь лет через десять, где-то столкнувшись с ней ещё раз и перечитав отдельные фрагменты, я увидела и логические нестыковки, и манипуляции, и подгонку фактов, и… не поняла, чем мы раньше были так очарованы…

Думаю, что-то похожее происходит и здесь. Книга написана ярко. Она оглушает фактами, а так как писал психолог, достаточно прилично владеющий всеми методами вербального убеждения, эти факты не отвергаются, а накапливаются при чтении как «а почему бы и нет», и в итоге, окружая со всех сторон, выталкивая вперед, под глаза, некоторые обычные бытовые достоверные утверждения, все более уверенно маскируются под истину. Там и снежные люди, живущие в параллельном мире, и полевые существа – энергетические паразиты, и духи, исполняющие просьбы вследствие выполнения определенных ритуальных движений и многое другое, что, перемешиваясь с советами по выживанию в тайге и практическими рекомендациями по тайм-менеджменту (которые, впрочем, этими словами, конечно, не формулируются), создает иллюзию достоверности.

Автор утверждает, что Шаман – реальный человек, и это его реальная история. В этом случае либо Шаман – знатный таежный тролль, сумевший психологически развести ученого психолога и сам над своими словами хихикающий, либо – несуществующий литературный персонаж, говорящий словами автора. Удобный литературный прием, чтобы чужим голосом донести до аудитории вещи, которые тебе самому с одной стороны неприлично, а с другой – боязно высказывать от себя.

Причем, что интересно, если убрать всю мистику, получится вполне обычный учебник по управлению временем и сборник советов типа как сделать ложку из створки мидии и как лучше готовить рыбу. Таких учебников тьма, и советы в них совершенно одинаковые, только по-разному сформулированы. Но зачем тогда автору именно такая обертка? Может быть, не умножая сущностей, предположу, это просто потому, что интерес к эзотерике (фэн-шуй, гороскопы, сборники молитв «на всякую потребу») в обществе велик, и решено было сыграть на этом интересе и заработать? Коммерческая причина, то есть? А может быть, автор изучает реакцию общества на свою книгу, ставит, то есть, эксперимент, насколько много людей поведется? Исследовательская причина, то есть? Но можно, немного умножив сущности и чуть-чуть поддавшись паранойе, предположить причину третью. Может быть, это внедрение в сознание тех, кто будет читать, преимущественно, конечно, продвинутых и интересующихся устройством мира молодых людей, элементов магического восприятия? Сознательная попытка замены формирующегося понимания непростоты реальности простейшим объяснением и наиболее выполнимым руководством: духи, ритуалы, спляши над костром – получи очистку кармы и т.д. Если бы я писала эту рецензию как православный катехизатор, о чем у меня случайно и сертификат есть (как я его нечаянно получила – отдельная история), я бы сформулировала кратко «бесы диктовали». Но я пишу её как дипломный руководитель, руководитель магистерской программы, и заместитель заведующего математической кафедры по науке, поэтому могу сформулировать и так: «автору тяжело одному находиться в состоянии измененного сознания, и он хочет обеспечить себе компанию единомышленников».
Впрочем, может быть все проще и причина действительно сугубо коммерческая или исследовательская (что не исключает возможности участия бесов, хаха)

А теперь доказательство вышеизложенных тезисов по разделам на примере выборочных цитат. То, что цитат не очень много, это не потому, что остальное меня не зацепило, а потому, что они выборочные. Ну, чтобы не очень много места занимать текстом (и так многовато вышло).

Манипуляция и подмена понятий

- Жизнь - волна?
- Ты видишь, как вздымаются и опадают волны на море?
- Да
- Горы - это такие же волны, только очень медленные. Ты можешь понять это?
- Наверное, могу
- Тот, кто видит, что горы являются волнами, видит, что и народы как волны. Сейчас волна одних народов на подъеме, других на спаде.
- От чего зависят подъемы?
- От силы отдельных людей
- Как узнать сильных людей?
- Сильный человек спокойно преодолевает новые и новые препятствия, независимо от того, предвидел он их или нет. Другими словами, обстоятельства не разбивают его волну.


Увидели метод? От волн воды как интегрального процесса к волнам земной коры (которые гуманитарию-психологу простительно понимать лишь "наверное"), через них - к натянутой, но допустимой аналогии волн народов, а потом - внезапно! - к волне одного отдельного человека. Но в этом месте аналогия ломается. Те волны, о которых говорилось в начале фрагмента, совсем не аналогичны той метафоре, что появилась в конце. И так на протяжении всей книги.
Другой момент, который проявляется в этом же фрагменте: нарочитая глупость одного из собеседников. Он задает, как и положено согласно методу Сократа (хотя в книге неоднократно упоминается метод Платона), вопросы, направляя собеседника к правильным ответам, которые уложатся в сюжет. И собеседник послушно отвечает на эти вопросы (по исходным условиям вообще-то глупенького городского жителя), настолько послушно, что соглашается даже менять тему, как будто не заметив, что и аналогия поломалась, и разговор уже про другое. Той силы существо, которым позиционируется в книге Шаман, вряд ли вело бы себя подобным образом.

Шаман вдруг спросил:
- Что ты говорил о жестокой борьбе за существование?
- Ну, в столь суровых условиях нужно бороться за выживание
- Имей ввиду: как только начнешь бороться - это первый шаг к смерти
- А не бороться, так сразу замерзать?
- Не бороться и не замерзать. Просто действовать в гармонии с окружающим миром
- Как?
- Не противопоставлять себя Природе, даже не думать об этом. Природа всегда тебя победит
- Но без напряжения сил не обойтись
- Обойтись. Старайся делать то, что нужно, по течению дня, часа, мига
- Но как?
- Начни, старайся чувствовать - и поймешь


Опустим снова нарочитую глупость: человек видит, как спокойно живет в суровых условиях его собеседник, и начинает лепить ему о борьбе за выживание. По сути я здесь и согласна, и не согласна. Если упомянутая Природа имеет желание тебя победить, то она... зла? Или она начинает хотеть победить только если с ней бороться, а если покориться и плыть по течению, то не тронет? Но имхо, по прочим диалогам в книге складывается ощущение, что этому чему-то, названному Природой как бы плевать. И тогда - будешь ты бороться, не будешь ты бороться - ничего не изменит, просто тебя либо заденет походя, либо не заденет. Но в этом случае, если ты будешь хотя бы демонстрировать свою борьбу, возможно, тебя... ну хотя бы заметят, что ли? И я бы распространила это не только на выживание в лесу, но и вообще. С другой стороны, все уже знают, что моя концепция мироустройства несколько отличается от одушевленной (раз с большой буквы), но безразличной природы, да? И если придерживаться моей концепции, то Тот, Кому не все равно, как раз и не ждет слишком агрессивной борьбы с природой. Использования всех своих сил для достижения целей - да. Но не борьбы с разработанной специально для тебя стратегией. Смирение - есть такая добродетель. А вот борьба со своими страстями, то есть, борьба за выживание в глобальном смысле - поощряется.

- ...Важна не правда, а согласие и уважение к любым чужим суждениям. А уж опровергать общепринятое - совсем дурной тон
- Почему такое явление?
- Система борется за выживание и не приемлет противоречащего
- Какая система?
- Западная демократия
- Ей-то чем грозит правда? Она на этом стоит
- Стоит не на правде, а на рынке. А правда в том, что она не может ограничить рынок
- И что плохого?
- Заметил, что климат меняется?
- Да
- Не ограничив рынок, невозможно ограничить выбросы в атмосферу. Этим Запад погубит все живое.
- То есть человечеству для выживания нужна другая система?
Шаман не ответил на риторический вопрос...


Это где дурной тон опровергать общепринятое? В психологических науках, что ли? Потому что у нас, приземленных математиков и физиков что ни конференция, так драка. И потом, во фрагменте опять подмена понятий. Сначала не совсем верно понятый автором тезис о самоорганизации систем, а потом понятие системы резко сужается до западной демократии, которая вообще-то всего лишь часть всей системы, и если уж мы стоим на позиции "система не приемлет противоречащего", то почему бы и системе "земля и её атмосфера" не отвергнуть западную демократию, раз уж она собирается ей так категорически навредить? С другой стороны, классическая теория систем декларирует, что система стремится к самоорганизации, но не только отвергая противоречащее, а в иных случаях принимая это возмущающее воздействие и далее, посредством затухающих колебаний, возвращающаяся в стабильное состояние. Ух как можно было бы раскрутить словами шамана этот тезис, если бы... автор не был психологом :)

Магическое мышление

Через костер нужно шагать с юга на север. Потом обойти по часовой стрелке и шагать снова. При этом к Огню нужно относиться с уважением, осторожно, но не бояться. Приговариваешь речитатив - обращение к Огню. Точный текст я не запомнил. Шаман говорит, что дело не в точности текста, а в том, чтобы внятно и с настроением передать суть. Примерно так: (дальше идет стишок)

Или вот:
- Эти лешие, домовые и русалки часто общаются с человеком?
- Скорее люди часто обращаются к ним
- Откуда у людей такие умения?
- Люди выполняют определенные действия как ритуалы, но это является фрагментами определенных практик взаимодействия
- Откуда люди знают, что делать?
- Людей миллиарды, они могут сделать это случайно и запомнить
(а потом повторить)

Таких моментов там много. Но. Чем отличается магическое восприятие мира от религиозного? В большинстве случаев, кстати, почти ничем, хихи. Многие условно верующие относятся к молитве как герои книжки к стишку-обращению к Огню. Мол, я тебе вот сейчас стишок расскажу, выполнив определенные действия, а ты мне за это вон то и вот это. Я вот сейчас определенные действия согласно ритуалу выполню, и ты обязан выйти со мной на контакт. И если вон то и вот это не подается в результате, а контакта не произошло, значит, я в стишке наошибался или обошел пень не по той стрелке. То есть, толкается идея, что нам что-то должны за какие-то наши действия. Религиозное восприятие предполагает хранение в себе в первую очередь априори благодарности, а во вторую - желания получить помощь, опору, удочку, а не рыбу. И при этом готовность согласиться, если эта удочка будет для ловли акулы, а не карасиков, как бы нам хотелось. Или наоборот. То есть нет торговли "ты мне - я тебе". Не знаю, как сформулировать коротко и красиво, коряво получается. Но не корявее, чем у шамана, который вообще не формулирует, избегая конкретных утверждений, а пытается приблизиться иносказательно. Ну и кроме того, напомнить, какое слово исчезло со временем из словосочетаний "домовой (кто)", "леший (кто)", "водяной (кто)"?

В дополнение о непонимании некоторых моментов автором и его воображаемым другом, можно привести инцидент с похороненным "как ему бы хотелось" хозяином паспорта шамана. Шаман похоронил найденного в тайге человека и "поставил крест", хотя сам в этом не видел смысла, но как бы заплатил этим ритуалом, якобы нужным похороненному, за взятый паспорт. Махровая магическая идея. Ну мы же взрослые люди, и понимаем, что если похороненный действительно был верующим ("на нем крестик"), то крест над могилой ему был совсем и не так уж важен, а нужно было бы сообщение родным, чтобы они, например, о нем начали молиться как об усопшем. Родным же как раз шаман ничего не сообщил: "кто я такой, чтобы отнимать у людей надежду". В книге и в других местах есть периодические отсылки к религиям, в том числе к Христианству, но ни автор, ни Шаман то ли не понимают сути, то ли сознательно переворачивают и интерпретируют его в том же контексте магическо-обрядово-ритуального восприятия.

Учебник по тайм-менеджменту с элементами эзотерики

А если отбросить всю мистическую чепуху (и заодно мысли и параноидальные гипотезы о том, зачем автору она потребовалась), то останется банальный учебник по тайм-менеджменту, переложенный вот в таком нестандартном виде. Но как по мне, то чтобы не навредить, простите за пафос, своей бессмертной душе, особенно находясь в не очень зрелом возрасте, о тайм-менеджменте я бы посоветовала читать более конкретные книги. Например, того же Кови или Архангельского. Из шаманских "практик" позволю себе для доказательства переписать несколько тезисов, кратко переформулированных:

1. Чтобы делать дело эффективно и оптимально, делая дело, делай только это дело, а не отвлекайся, и все само собой получится (стр. 85)
2. Принимай решение о продолжении усилий осознанно (с. 114)
3. Выйди из зоны комфорта, допусти мысль, что это решаемо, подними задницу, пойди и реши это (с. 133)
4. Все, что поднимает человека над рутиной, освобождает его от псевдозависимостей (с. 143)
5. Осваивай разные сферы и мир станет понятнее и разнообразнее для тебя (с. 165)
6. Твои действия сейчас влияют на твое будущее (с. 175)

Прекрасный алгоритм определения по-настоящему важного:
- Решив не делать ненужных дел, необходимо пару-тройку дней не начинать никаких новых дел вообще.
- Что же делать в это время?
- Разгребай и заканчивай старые дела. Ни в коем случае не бездельничай
- До каких пор?
- Пока не почувствуешь прилив энергии, обусловленный тем, что незаконченные дела не высасывают тебя
- Сколько ждать этого?
- Думаю что в твоем случае два-три дня
- И что потом?
- Потом ты вдруг начнешь продвигаться к тому, о чем мечтал. Но делай только эти дела и продолжай разгребать старое


И ещё один, про то же самое, только с другой стороны. У всех гуру тайм-менеджмента есть эта методика:
- ...(подготовительные действия)... Возьми из пачки лист и напиши на нем "Планирование"
- Вы смеетесь
- Через две минуты тебе захочется вскочить и побежать по своим неотложным делам. Продолжай сидеть и думать о линии своей жизни
- Что это даст?
- Ещё через две минуты тебе захочется записать свои творческие озарения. Отбрось их, как и предыдущую суету. Продолжай сидеть и думать о линии своей жизни.
- Что мне думать?
- Ещё через две минуты ты поймаешь себя на том, что думаешь о посторонних вещах. Отбрось и эти мысли. Продолжай сидеть и думать о линии своей жизни...

Впрочем, эти два алгоритма - просто развернутая инструкция по выполнению вышеупомянутого пункта 1.

Фактические ошибки

И так понятно, что собеседник Серкина - персонаж вымышленный. Однако, есть простой способ быстро и наглядно показать, что это так. Иногда шаман, хотя его никто за язык не тянет, иллюстрирует и так понятные утверждения примерами из разных сфер жизни. При этом упоминается, что он когда-то учился в медицинском. При этом он, напомню, позиционируется мудрым и давно живущим существом. Но это не мешает появлению диалогов наподобие следующего:

- Все действительно новые практики начинаются с кризиса
- Это обязательно?
- Например, ребенок отлично ползает: быстро, точно, безопасно. Но вот встает на ноги и делает первые шаги: медленно, неточно, да ещё падает и расшибается.


Ну что я тут с высоты своего грандиозного опыта могу сказать. Похоже, ни у выдуманного шамана, ни у реального автора книги детей не было ни разу. Или были с нарушениями координации и логического аппарата. Потому что большинство здоровых детей не начинают ходить до того, как сочтут это безопасным, а как только начинают терять равновесие, безопасно садятся или опускаются на колени, возвращаясь к своему предыдущему опыту. После чего встают снова и так далее. Не спорю, бывают слишком торопливые дети, которые хотят ходить быстрее, чем могут. Но я бы не стала обобщать. А шаман стал. Противоречие с исходными установками.

- В детстве тоже любил рассматривать снежинки
- В детстве мы все многое чувствовали, почти знали
- Что мы знали про снежинки?
- Чувствовали, что в миллионах их узоров может быть ключ к пониманию мира. Это завораживало.
- Действительно есть какой-то ключ?
- Узоры снежинок, кристаллы льдов и все кристаллы устроены так же? как ты или я. Разглядывая кристаллы, многое узнаю о людях.
- В каком смысле?
- Твое тело состоит из таких же узоров, сознание тоже

Ой, ну даже смешно подробно разбирать, но где геометрия роста кристаллов (включая снежинки), и где - все многообразие форм органической природы? РНК и ДНК? Живая клетка? Молекулы сложных органических, которые мне показывает Данька? Продолжать? Да даже строение, простите, атома, совсем из другой геометрической области. Какой там ключ к миру. Интересно, что сказал бы о высказываниях шамана настоящий физик или биолог, а не такой как я поверхностно интересующийся...

о снежных людях:
- Почему они не захватят планету?
- Тебе хотелось когда-нибудь захватить мир моржей или мир чаек?


Тут вроде бы о том, что они настолько чужие и настолько более великие, что им не нужен наш убогий мирок. Но, простите, человек не просто хотел, но и предпринимал определенные усилия неоднократно, чтобы захватить мир моржей и мир чаек. Ещё одна фактическая неточность. Простительно простому смертному, но непростительно полуторастолетнему мудрецу.

- Человеку лучше спать в полночь, когда он максимально далеко на земле от Солнца, и бодрствовать днем, когда он максимально далеко от Луны.... Если человек будет долго бодрствовать ночью и спать днем, он начнет быстро стареть.

Все поняла. С середины осени по середину зимы в наших широтах надо спать сутками, а в остальное время сутками бодрствовать. Так победим старость. А кстати, что, Магадан не за полярным кругом? Что-то у меня с географией... Ай, нет, не у меня, точно, Магадан за полярным кругом. Прекрасный совет от жителя заполярья, прекрасный!

- Так и с домашними растениями единая энергетика?
- Часто
- Теперь понял, почему растения болеют, когда хозяин уезжает
- И животные


Альтернативная реальность какая-то. Болеют? Растения? И животные? Укоготакоебыло? У меня не было... Я - контрпример, который опровергает теорию. Напоминать, что любое количество позитивных примеров ничего не доказывает, но единственный контрпример - опровергает утверждение "все икс есть игрек"?

Сам Серкин тоже жжет местами. Например, когда шаман рекламирует ему укусы муравьев как полезную процедуру, Серкин отказывается, потому что для него это "слишком новаторски". А разговаривать со льдами, прыгать через огонь под определенными градусами, и общаться со снежными людьми, видимо, нет. Не знаю, есть ли польза в муравьях, но ещё моя старенькая двоюродная бабушка - аксакал среди всех сестер, толкала идею о том, что если муравей или там пчела кусила - это лекарство. Не иначе, шаманом была.

Или, например, якобы автор не знал про "ведьмины круги" грибов. Мол, в большинстве мест грибы не растут кругами, и он в первый раз такое видит. Странно, а у нас растут... Да везде вроде бы растут, где я их видела (грибы).

Или, например, удивляется редиске третьего урожая. Редиске. Третьего урожая. Нет, ну я поняла бы ещё про клубнику, да. Но редиска! Даже у меня, криворукой хозяйки, лишь изредка поливающей свои владения и два раза в год их пропалывающей, когда я пару лет сажала редиску и салат, они росли у меня все лето. В конце апреля сеешь, в начале июня кушаешь, сразу следующих сеешь - в июле кушаешь, сразу следующих - к сентябрю готовы. Не вижу ни проблемы, ни необходимости привлекать шаманскую магию.

Но самое главное в конце, в интервью. Его спрашивают, как проходит его обучение у шамана, а он говорит что-то типа, мол, к сожалению, я не могу уделять этому много времени, время отнимает работа в университете! О-фи-геть! Человек встречается с гуру, способным изменить всю его жизнь (не то чтобы я хотела бы быть на его месте, я-то не хотела бы ни капли, я таких практик и так сформулированных методик стараюсь избегать, но Серкин-то идеи шамана разделяет, ими восторгается, их ценность признает) - и вдруг плюет на это все ради... чего? Ради суеты? Работы в университете? О нет, если бы это было правдой, он бы бежал в тайгу, роняя тапки, и плевать бы хотел и на университет, и на интервью. In my humble opinion.

Не бойся

И напоследок о моменте, который был где-то в середине книжки, и с которого я начала менять формирующийся в голове черновик разбора. Не то чтобы он меня примирил с идеей и форматом её подачи, нет, но после этого я решила не громить наотмашь, а дать шанс тексту говорить самому за себя цитатами. С этим моментом с одной оговоркой полностью согласна со всех сторон:

- Ты знаешь другие заповеди?
- Не могу утверждать. Просто со стороны вижу то, что веками невыгодно никакому государству
- Что это?
- Я думаю, могла быть такая заповедь: Не бойся

Да, глаза не обманули. Они в этом фрагменте действительно рассуждают о заповедях Ветхого Завета. И я в самом деле считаю, что трусость - один из самых ужасных грехов, вызывающих почти все остальные. От трусости коррупция. От трусости убийства. От трусости зависть и злословие, и все остальное. Но почему "могла быть"? Она есть. Весь Новый Завет ею пронизан: не бойся. Даже не так: не бойся, я с тобой.
Почему шаман не развивает эту тему? Я догадываюсь, а вы?
promo mama_gremlina august 10, 2017 18:15 60
Buy for 20 tokens
Вопреки здравому смыслу и правилам начну с оглавления. А потом по мере сил и времени буду подкладывать тексты про города, музеи и переезды под выделенные красным слова. Оглавление пока положу в свой промо-блок, чтобы не потерялось. Итак, сначала общие данные. Мы проехали 9335 километров. По плану…

Comments

( 50 comments — Leave a comment )
feona2003
Jul. 7th, 2018 08:54 pm (UTC)
Хотела почитать комментарии. Не-а. Все смотрят футбол(
Есть ли догадки? Не-а. У меня последние три месяца от слова шаман нервный тик.
Потому как родственник тут один, кандидат наук, доцент МГУ, лечится у шамана. 10 докторов медицинских наук в 10 институтах ему сказали, что у него ничего нет, ему нашли шамана (не скажу где в подмосковье), он поехал, тот взял каплю крови, посмотрел под микроскопом и выдал диагноз. И выдал лечение на год вперед. В Израиль ехать не разрешил, в Ессентуки разрешил)
2018 год!
А вы говорите девочка молодая, умная, а книга ей перевернула сознание. Очень надеюсь, что это быстро пройдет, ибо молодость)
Многим нравится копошится в этой параллельной реальности, что кмк, они просто теряет способность мыслить логически.
Мне интересно (а может даже и нет), как она воспримет этот отзыв.


Edited at 2018-07-07 08:58 pm (UTC)
mama_gremlina
Jul. 8th, 2018 07:05 pm (UTC)
У меня знакомые у натуропатов и остеопатов (которые запрещают кормящим мамам есть все, кроме травы и овощей) лечатся. И некоторым даже помогает, во как. Плацебо такое плацебо...

Насчет девочки, думаю, пройдет. Тут внизу пришел грамотный психолог и сказал фразу, которую я искала. "Попалась в период эмоциональной уязвимости". У каждого из нас был свой "Серкин" в юности. У кого-то Кастанеда, у кого-то Маркес, у кого-то Пелевин...
(no subject) - merimi - Jul. 8th, 2018 09:26 pm (UTC) - Expand
(no subject) - mama_gremlina - Jul. 13th, 2018 11:58 am (UTC) - Expand
livejournal
Jul. 7th, 2018 09:33 pm (UTC)
Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal северного региона. Подробнее о рейтинге читайте в Справке.
gloriya_ya
Jul. 7th, 2018 09:45 pm (UTC)

Марина, во это постище!!!Как проработан текст! Прочитала с интересом

mama_gremlina
Jul. 8th, 2018 06:59 pm (UTC)
Я очень признательна этой девочке за работу, и не могла не откликнуться на просьбу со всей "серьезностью академизма", как тут ниже писали
elektromexanik
Jul. 7th, 2018 10:21 pm (UTC)
Таким образом можно перемножить на ноль любой текст. Но только в вашей картине мира. Если вы даже докажете что кто то неправ то это не означает что правы вы.
Написали бы просто, что вам лично непонятно...
Никому верить нельзя, даже мне.
mama_gremlina
Jul. 8th, 2018 07:03 pm (UTC)
Что, правила умножения на ноль изменились, а я не в курсе? Впрочем, вы разрешили мне вам не верить, поэтому не буду искать новые правила, а просто решу, что вы не читали или не поняли моего текста (что косвенно подтверждает и четвертое предложение) ;)
(no subject) - elektromexanik - Jul. 8th, 2018 07:47 pm (UTC) - Expand
4ernii_lector
Jul. 7th, 2018 10:37 pm (UTC)
Козлов по молодости лет и на меня производил впечатление. Помнится много копий сломали с однокурсниками, споря, где у него манипуляции, а где - полезное знание.

По поводу того, что психологи могут манипулировать сознанием. Случай из практики. Сменился у нас в вузе состав кафедры психологии. И вот стала наблюдать такую картинку: студенты в процессе изучения курса пишут объёмистые конспекты и читают доклады (а мы не писали, мы обсуждали с преподавателем ситуации - теперь это называется кейс-задачи). И при этом не учат математику. Говорят, что времени не хватает, всё психология занимает. На мой вопрос : а забить, потому что математика важнее, отвечают: нельзя, а то... Дальше многозначительно молчание.
Накануне сессии психологи выставляют всем отлично автоматом. А студенты остаются без знаний психологии и без навыков решения задач по матанализу. Не смотря на отлично по психологии, сессия завалена у 90% потока из-за матанализа.

Знаний по психологии тоже нет. Перед летней практикой я задала им несколько типичных кейсов. Зависли. Стала объяснять. Тут послышалось :"А, тема доклада такая была, но его никто не слушал".

И ещё момент про внедрение таких сомнительных эзотерическо-псевдопсихологических идей. Волна внедрения этого в умы молодёжи появляется именно тогда, когда нужно отвлечь сознание от чего-то более важного, социально значимого. Не по этой книжке, но по другим источникам вижу, что процесс запустился
mama_gremlina
Jul. 8th, 2018 06:58 pm (UTC)
Можно мне другие источники тоже? Чтобы сравнить со своими догадками
(no subject) - 4ernii_lector - Jul. 9th, 2018 05:20 am (UTC) - Expand
(Anonymous)
Jul. 8th, 2018 01:19 am (UTC)
Гармоничный, цельный человек не сделается психологом. Текст - тому подтверждение.
Серкин, это не про Шамана, и его, якобы, практики. Это исследование, а не послание. Разумеется это исследование окружающего. Ну и одновременно, это шутка.
Серьёзность академизма, с которой, автор препарирует текст - невероятно забавна.
Комплексы - они такие комплексы.
И да, бедный бедный Козлов, он виноват во всём :))))
mama_gremlina
Jul. 8th, 2018 06:58 pm (UTC)
Спасибо, у меня в тексте была гипотеза об исследовании.
За комплимент насчет академичности тоже благодарю.
Насчет комплексов и бедного Козлова не поняла. Боюсь, что и вы не поняли :)
annasam
Jul. 8th, 2018 05:28 am (UTC)
В юности и меня эта книга заинтересовала, но запомнилась (и оказалась полезной) только концепция слоев - "это не мир тесный, это слой тонкий".
А с книг Козлова, попавшихся мне лет в 12 началось мое увлечение психологией- ярко! С картинками! С личными примерами! Позднее отношение сменилось на критическое, но благодарность Козлову осталась.
mama_gremlina
Jul. 8th, 2018 06:56 pm (UTC)
В юности... А она что, уже так давно? Там последний год диалога 2006, значит, она вышла не раньше 2007... Это я выкатила рецензию на такую древнюю книгу? Вот я тормоз!
ks_wintersports
Jul. 8th, 2018 07:08 am (UTC)
По анализу мне эта книжка напомнила "Алхимика" Коэльо, которого я читала тоже где-то лет в двадцать, и он произвел на меня впечатление. Мудрость, все дела... А сейчас у меня финский стыд за того человека, которым я тогда была и который был очарован алхимическим переливанием из пустого в порожнее.

Марина, у меня вопрос, который прямо витает в воздухе последние месяцы, и хотелось бы обсудить его именно с Вами: что скажете за популярное сейчас позитивное мышление?
mama_gremlina
Jul. 8th, 2018 06:54 pm (UTC)
Алхимик ко мне попал в уже сознательном моем возрасте, поэтому сразу был подвергнут обфыркиванию. Многие подруги обиделись тогда...
А вот за увлечение Козловым мне так же стыдно :)

Про позитивное мышление. Я, кажется, совсем иное вкладывала в это словосочетание доселе. И википедия нифига не проясняет. И разные ссылки про разное, имхо, говорят. Киньте мне ссылку на статью, где по вашему описывается правильно, и я почитаю
aazz_z
Jul. 8th, 2018 08:22 am (UTC)
Не читала, но осуждаю.

Не знаю, насколько вам будут любопытны мои мысли, но меня задело упоминание Козлова и возник непреодолимый зуд в пальцах.
Была знакома с девушкой, которая ходила на тренинги по развитию навыков общения по Козлову. Имела с ней оживленные споры по поводу того, что случится, если она попробует применять подобные навыки на неподготовленных людях. Т.е. то, чему их обучали напоминало курсы пикаперов: пока они находятся в рамках группы и работают по заданной тема - всё чудесно, они неплохо общаются между собой. Но в отношении постороннего человека эти приемы выглядят, как попытки вскрывать незакрытую дверь топором, вместо того, чтобы просто повернуть ручку. В определенных ситуациях такие вещи просто затрудняют общение знакомство с новыми людьми и запираю человека в рамках группы единомышленников.
Про Серкина не читала, но была неприятно удивлена той интенсивности спама с которой книжка продвигалась в сети. Пыталась ее открыть, но идея не увлекла, а по нескольким фразам общий уровень показался низким. А сейчас, приведенные отрывки подтвердили то впечатление: если в рассказке присвоение паспорта (имени) по цене приравнивается к присвоению сапогов, то это даже не атеизм, это самый вульгарный материализм, - какая уж тут эзотерика???

Edited at 2018-07-08 08:23 am (UTC)
mama_gremlina
Jul. 8th, 2018 06:50 pm (UTC)
А я вот тормоз, я про книжку узнала только от дипломницы и только в начале этого июня. Но поискав перед рецензированием отзывы в сети, нашла только один негативный и кучу восторженных...

Про Козлова согласна. Но в юности казался прямо откровением. Даже вспомнила название его тренингов, "Синтон-клуб" :)
(no subject) - aazz_z - Jul. 9th, 2018 08:07 am (UTC) - Expand
(no subject) - mama_gremlina - Jul. 13th, 2018 11:57 am (UTC) - Expand
chahkli
Jul. 8th, 2018 12:34 pm (UTC)
Ох, и не жалко же Вам времени было!
Книжка, судя по цитатам и контексту - очередной шедевр псевдопсихологии и, как говаривал один сын турецкоподданного - сравнительно честный способ отъёма денег у населения. На населении, не обладающем навыками критического мышления (пока что или в принципе), работает, а потому поток их неиссякаем.

Буквально давеча беседовали - приятельница спрашивает: "А что ты думаешь про "Дизайн человека"? Это наука на стыке психологии, эзотерики и астрологии". Я посмеялась, попросила больше слова "эзотерика", "астрология" и "наука" в одном предложении не употреблять. И ведь приятельница - в целом здравомыслящая и умная девушка, но вот напоролась на эту пустышку в период эмоциональной уязвимости и вот - зацепило.
mama_gremlina
Jul. 8th, 2018 06:48 pm (UTC)
Я вас ждала сюда и боялась, что вы обидитесь. Потому что я написала слово "психолог", имея ввиду иронию, а кавычки не поставила. И потом уже поздно было исправлять, потому что я писала это с Чудского озера, и чтобы отправить текст, надо было сделать множество телодвижений по добыче сети... Но вы здорово демонстрируете, чем психолог отличается от "психолога" :)

Времени мне не жалко, потому что моей дипломнице было не жалко её времени для меня, когда мне нужна была помощь в оформлении документов, когда я могла обсуждать её диплом только глубокой ночью и т.д.

Цитату про "период эмоциональной уязвимости" утащу в письмо, которое её буду посылать, можно? Я пока этот текст только сюда положила, а ей не отправила
(no subject) - chahkli - Jul. 9th, 2018 03:53 am (UTC) - Expand
(no subject) - mama_gremlina - Jul. 13th, 2018 11:56 am (UTC) - Expand
(no subject) - chahkli - Jul. 13th, 2018 01:32 pm (UTC) - Expand
(no subject) - mama_gremlina - Jul. 13th, 2018 01:49 pm (UTC) - Expand
ugputl
Jul. 8th, 2018 03:19 pm (UTC)
Хотя я таких книженций и не читаю, бо неинтересно, но не кажется ли вам что доказательство вышеизложенных тезисов по разделам на примере выборочных цитат суть метод, мягко говоря, не научный. Надёргать ведь можно достаточно тенденциозно и однобоко.
mama_gremlina
Jul. 8th, 2018 06:45 pm (UTC)
Ну давайте про научный метод на примере тигров, да? Вот я вижу утверждение "нет сиреневых тигров". Сколько бы красных тигров мне не предъявили, утверждение доказано не будет, так? Но я утверждаю "есть сиреневые тигры" и демонстрирую всего лишь одного. И мое утверждение доказано.
Далее, если бы я хотела доказать, что "все тигры сиреневые", и предъявила бы одного, двух, целую сотню - я бы ничего не доказала. Но если бы я хотела доказать, что это утверждение ложно, то опять-таки, мне достаточно было бы предъявить хотя бы одного сиреневого...

Так и с книжкой. Мои цитаты доказывают, например что:
1. Шаман не является безупречным мудрецом (так как есть контрпримеры, в которых он лажает)
2. В книге имеются манипуляции и подмены понятий (есть сиреневые тигры, и я их демонстрирую)
И так далее
(no subject) - ugputl - Jul. 8th, 2018 07:06 pm (UTC) - Expand
(no subject) - mama_gremlina - Jul. 8th, 2018 07:08 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ugputl - Jul. 9th, 2018 04:14 am (UTC) - Expand
(no subject) - mama_gremlina - Jul. 13th, 2018 11:55 am (UTC) - Expand
(no subject) - ugputl - Jul. 13th, 2018 03:09 pm (UTC) - Expand
(no subject) - mama_gremlina - Jul. 13th, 2018 07:21 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ugputl - Jul. 14th, 2018 05:18 am (UTC) - Expand
merimi
Jul. 8th, 2018 09:34 pm (UTC)
Очень интересно читать разбор от человека, имеющего такое стройное и логичное мышление. Я вот иногда чувствую, что ерунда какая-то с текстом или смыслом, но облачить в слова даже внутри своей головы не могу))) ну кроме как "что-то здесь не так!")))
Книга, наверное, очень понравилась бы моей бабушке. Она такое читает и потом мне пересказывает и зачитывает. Охохо)))
mama_gremlina
Jul. 13th, 2018 11:55 am (UTC)
Самые уязвимые - молодые люди и пожилые
kono_push_ka
Jul. 8th, 2018 11:36 pm (UTC)
Марина, Магадан не за полярным кругом. У нас белые ночи и мы на одной параллели с Питером :)
Козловым зачитывалась в юности. Восторг утих после его повторяющегося высказывания "не нравится, сделай сам". А позже узнала, что от него и жена ушла.
mama_gremlina
Jul. 13th, 2018 11:54 am (UTC)
Да, про ушедшую жену он и сам пишет в одной из книг, причем выставляет это как успех его как психолога, а не поражение...

Насчет Магадана прошу прощения. Воспользовалась ответом на мейле, видимо, там сидят совсем некомпетентные люди. Но даже если на одной широте с Петербургом, все равно спать в темноте и бодрствовать при свете - не вариант, да?
(no subject) - kono_push_ka - Jul. 16th, 2018 03:47 am (UTC) - Expand
shardonnay
Jul. 10th, 2018 04:39 am (UTC)
А мне стало интересно про сертификат катехизатора. Расскажешь?
mama_gremlina
Jul. 13th, 2018 11:52 am (UTC)
Я была беременна Игорем, и мне остро хотелось духовных впечатлений. Я зарегистрировалась на курс от одного из московских монастырей, онлайн, с лекциями и практическими заданиями по каждой из тем. На каждую тему были и задания сугубо практические (сходить на всенощную, посетить храм с мощами святого и т.д.), и вопросы, на которые надо развернуто ответить, и эссе, которое надо было написать. Они обещали сертификат о том, что курс пройден, и отчисляли неуспевающих. Но почему-то то ли я пропустила, то ли они специально не предупредили, но в конце оказалось, что это был курс катехизаторов :)

И мне прислали сертификат, что я катехизатор и могу вести огласительные беседы, вот.
(no subject) - shardonnay - Jul. 13th, 2018 01:22 pm (UTC) - Expand
solange_vera
Jul. 11th, 2018 03:44 am (UTC)
Какая объемная рецензия. Честно говоря, одно слово "шаман" меня бы отпугнуло от книги, хотя вижу, что там много интересного.
Тем летом читала книгу "Волхв" - там тоже много интересных, неожиданных диалогов и неожиданный финал. Марина, читала?
mama_gremlina
Jul. 13th, 2018 11:43 am (UTC)
Я не сама её взяла, меня попросила дипломница
Волхва не читала. Надо?
(no subject) - solange_vera - Jul. 14th, 2018 05:14 pm (UTC) - Expand
(no subject) - mama_gremlina - Jul. 15th, 2018 10:06 pm (UTC) - Expand
( 50 comments — Leave a comment )

Profile

mama_gremlina
Мама Гремлина, Горыныча и Василисы

Latest Month

September 2018
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow