?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Хохот шамана

Сейчас будет много букв о книге, о которой в другой ситуации я бы написала рецензию в пять строчек и успокоилась. В чем дело? Дело в том, что прочесть и дать развернутое мнение меня попросила моя выпускница-магистрантка, дипломница и очень интересный и умный человек. Её книга поразила, вдохновила, изменила взгляд на мир, и она решила поделиться со мной. Я, прочтя книгу внимательно, вижу, где и как это могло произойти. Но... мне книга не понравилась. Причем не понравилась активно.

Сюжет: ученый-психолог в тайге знакомится с человеком, называющим себя Шаманом, утверждающим, что ему более ста лет и он общается с сущностями из параллельного мира, и далее на протяжении всей книги они разговаривают о разном. Книга составлена в виде диалогов с некоторыми пояснениями автора-психолога. В аннотации написано, что книгу после её первого издания все начали дружно сравнивать с написанной в похожей форме книгой Кастанеды, и в интервью с автором, приведенными в конце, им высказывается та же идея, но я бы сравнила эту книгу скорее с серией книг, простите, Козлова. Был в конце 90-х годов такой популярный психолог, писавший о том, как он видит любовь, дружбу и все такое, и идеи свои тоже иллюстрирующий диалогами. Мне было в то время лет на пять меньше, чем моей выпускнице сейчас, но я помню, как меня, да и не только меня, та книга поразила, вдохновила, и далее по тексту. И лишь лет через десять, где-то столкнувшись с ней ещё раз и перечитав отдельные фрагменты, я увидела и логические нестыковки, и манипуляции, и подгонку фактов, и… не поняла, чем мы раньше были так очарованы…

Думаю, что-то похожее происходит и здесь. Книга написана ярко. Она оглушает фактами, а так как писал психолог, достаточно прилично владеющий всеми методами вербального убеждения, эти факты не отвергаются, а накапливаются при чтении как «а почему бы и нет», и в итоге, окружая со всех сторон, выталкивая вперед, под глаза, некоторые обычные бытовые достоверные утверждения, все более уверенно маскируются под истину. Там и снежные люди, живущие в параллельном мире, и полевые существа – энергетические паразиты, и духи, исполняющие просьбы вследствие выполнения определенных ритуальных движений и многое другое, что, перемешиваясь с советами по выживанию в тайге и практическими рекомендациями по тайм-менеджменту (которые, впрочем, этими словами, конечно, не формулируются), создает иллюзию достоверности.

Автор утверждает, что Шаман – реальный человек, и это его реальная история. В этом случае либо Шаман – знатный таежный тролль, сумевший психологически развести ученого психолога и сам над своими словами хихикающий, либо – несуществующий литературный персонаж, говорящий словами автора. Удобный литературный прием, чтобы чужим голосом донести до аудитории вещи, которые тебе самому с одной стороны неприлично, а с другой – боязно высказывать от себя.

Причем, что интересно, если убрать всю мистику, получится вполне обычный учебник по управлению временем и сборник советов типа как сделать ложку из створки мидии и как лучше готовить рыбу. Таких учебников тьма, и советы в них совершенно одинаковые, только по-разному сформулированы. Но зачем тогда автору именно такая обертка? Может быть, не умножая сущностей, предположу, это просто потому, что интерес к эзотерике (фэн-шуй, гороскопы, сборники молитв «на всякую потребу») в обществе велик, и решено было сыграть на этом интересе и заработать? Коммерческая причина, то есть? А может быть, автор изучает реакцию общества на свою книгу, ставит, то есть, эксперимент, насколько много людей поведется? Исследовательская причина, то есть? Но можно, немного умножив сущности и чуть-чуть поддавшись паранойе, предположить причину третью. Может быть, это внедрение в сознание тех, кто будет читать, преимущественно, конечно, продвинутых и интересующихся устройством мира молодых людей, элементов магического восприятия? Сознательная попытка замены формирующегося понимания непростоты реальности простейшим объяснением и наиболее выполнимым руководством: духи, ритуалы, спляши над костром – получи очистку кармы и т.д. Если бы я писала эту рецензию как православный катехизатор, о чем у меня случайно и сертификат есть (как я его нечаянно получила – отдельная история), я бы сформулировала кратко «бесы диктовали». Но я пишу её как дипломный руководитель, руководитель магистерской программы, и заместитель заведующего математической кафедры по науке, поэтому могу сформулировать и так: «автору тяжело одному находиться в состоянии измененного сознания, и он хочет обеспечить себе компанию единомышленников».
Впрочем, может быть все проще и причина действительно сугубо коммерческая или исследовательская (что не исключает возможности участия бесов, хаха)

А теперь доказательство вышеизложенных тезисов по разделам на примере выборочных цитат. То, что цитат не очень много, это не потому, что остальное меня не зацепило, а потому, что они выборочные. Ну, чтобы не очень много места занимать текстом (и так многовато вышло).

Манипуляция и подмена понятий

- Жизнь - волна?
- Ты видишь, как вздымаются и опадают волны на море?
- Да
- Горы - это такие же волны, только очень медленные. Ты можешь понять это?
- Наверное, могу
- Тот, кто видит, что горы являются волнами, видит, что и народы как волны. Сейчас волна одних народов на подъеме, других на спаде.
- От чего зависят подъемы?
- От силы отдельных людей
- Как узнать сильных людей?
- Сильный человек спокойно преодолевает новые и новые препятствия, независимо от того, предвидел он их или нет. Другими словами, обстоятельства не разбивают его волну.


Увидели метод? От волн воды как интегрального процесса к волнам земной коры (которые гуманитарию-психологу простительно понимать лишь "наверное"), через них - к натянутой, но допустимой аналогии волн народов, а потом - внезапно! - к волне одного отдельного человека. Но в этом месте аналогия ломается. Те волны, о которых говорилось в начале фрагмента, совсем не аналогичны той метафоре, что появилась в конце. И так на протяжении всей книги.
Другой момент, который проявляется в этом же фрагменте: нарочитая глупость одного из собеседников. Он задает, как и положено согласно методу Сократа (хотя в книге неоднократно упоминается метод Платона), вопросы, направляя собеседника к правильным ответам, которые уложатся в сюжет. И собеседник послушно отвечает на эти вопросы (по исходным условиям вообще-то глупенького городского жителя), настолько послушно, что соглашается даже менять тему, как будто не заметив, что и аналогия поломалась, и разговор уже про другое. Той силы существо, которым позиционируется в книге Шаман, вряд ли вело бы себя подобным образом.

Шаман вдруг спросил:
- Что ты говорил о жестокой борьбе за существование?
- Ну, в столь суровых условиях нужно бороться за выживание
- Имей ввиду: как только начнешь бороться - это первый шаг к смерти
- А не бороться, так сразу замерзать?
- Не бороться и не замерзать. Просто действовать в гармонии с окружающим миром
- Как?
- Не противопоставлять себя Природе, даже не думать об этом. Природа всегда тебя победит
- Но без напряжения сил не обойтись
- Обойтись. Старайся делать то, что нужно, по течению дня, часа, мига
- Но как?
- Начни, старайся чувствовать - и поймешь


Опустим снова нарочитую глупость: человек видит, как спокойно живет в суровых условиях его собеседник, и начинает лепить ему о борьбе за выживание. По сути я здесь и согласна, и не согласна. Если упомянутая Природа имеет желание тебя победить, то она... зла? Или она начинает хотеть победить только если с ней бороться, а если покориться и плыть по течению, то не тронет? Но имхо, по прочим диалогам в книге складывается ощущение, что этому чему-то, названному Природой как бы плевать. И тогда - будешь ты бороться, не будешь ты бороться - ничего не изменит, просто тебя либо заденет походя, либо не заденет. Но в этом случае, если ты будешь хотя бы демонстрировать свою борьбу, возможно, тебя... ну хотя бы заметят, что ли? И я бы распространила это не только на выживание в лесу, но и вообще. С другой стороны, все уже знают, что моя концепция мироустройства несколько отличается от одушевленной (раз с большой буквы), но безразличной природы, да? И если придерживаться моей концепции, то Тот, Кому не все равно, как раз и не ждет слишком агрессивной борьбы с природой. Использования всех своих сил для достижения целей - да. Но не борьбы с разработанной специально для тебя стратегией. Смирение - есть такая добродетель. А вот борьба со своими страстями, то есть, борьба за выживание в глобальном смысле - поощряется.

- ...Важна не правда, а согласие и уважение к любым чужим суждениям. А уж опровергать общепринятое - совсем дурной тон
- Почему такое явление?
- Система борется за выживание и не приемлет противоречащего
- Какая система?
- Западная демократия
- Ей-то чем грозит правда? Она на этом стоит
- Стоит не на правде, а на рынке. А правда в том, что она не может ограничить рынок
- И что плохого?
- Заметил, что климат меняется?
- Да
- Не ограничив рынок, невозможно ограничить выбросы в атмосферу. Этим Запад погубит все живое.
- То есть человечеству для выживания нужна другая система?
Шаман не ответил на риторический вопрос...


Это где дурной тон опровергать общепринятое? В психологических науках, что ли? Потому что у нас, приземленных математиков и физиков что ни конференция, так драка. И потом, во фрагменте опять подмена понятий. Сначала не совсем верно понятый автором тезис о самоорганизации систем, а потом понятие системы резко сужается до западной демократии, которая вообще-то всего лишь часть всей системы, и если уж мы стоим на позиции "система не приемлет противоречащего", то почему бы и системе "земля и её атмосфера" не отвергнуть западную демократию, раз уж она собирается ей так категорически навредить? С другой стороны, классическая теория систем декларирует, что система стремится к самоорганизации, но не только отвергая противоречащее, а в иных случаях принимая это возмущающее воздействие и далее, посредством затухающих колебаний, возвращающаяся в стабильное состояние. Ух как можно было бы раскрутить словами шамана этот тезис, если бы... автор не был психологом :)

Магическое мышление

Через костер нужно шагать с юга на север. Потом обойти по часовой стрелке и шагать снова. При этом к Огню нужно относиться с уважением, осторожно, но не бояться. Приговариваешь речитатив - обращение к Огню. Точный текст я не запомнил. Шаман говорит, что дело не в точности текста, а в том, чтобы внятно и с настроением передать суть. Примерно так: (дальше идет стишок)

Или вот:
- Эти лешие, домовые и русалки часто общаются с человеком?
- Скорее люди часто обращаются к ним
- Откуда у людей такие умения?
- Люди выполняют определенные действия как ритуалы, но это является фрагментами определенных практик взаимодействия
- Откуда люди знают, что делать?
- Людей миллиарды, они могут сделать это случайно и запомнить
(а потом повторить)

Таких моментов там много. Но. Чем отличается магическое восприятие мира от религиозного? В большинстве случаев, кстати, почти ничем, хихи. Многие условно верующие относятся к молитве как герои книжки к стишку-обращению к Огню. Мол, я тебе вот сейчас стишок расскажу, выполнив определенные действия, а ты мне за это вон то и вот это. Я вот сейчас определенные действия согласно ритуалу выполню, и ты обязан выйти со мной на контакт. И если вон то и вот это не подается в результате, а контакта не произошло, значит, я в стишке наошибался или обошел пень не по той стрелке. То есть, толкается идея, что нам что-то должны за какие-то наши действия. Религиозное восприятие предполагает хранение в себе в первую очередь априори благодарности, а во вторую - желания получить помощь, опору, удочку, а не рыбу. И при этом готовность согласиться, если эта удочка будет для ловли акулы, а не карасиков, как бы нам хотелось. Или наоборот. То есть нет торговли "ты мне - я тебе". Не знаю, как сформулировать коротко и красиво, коряво получается. Но не корявее, чем у шамана, который вообще не формулирует, избегая конкретных утверждений, а пытается приблизиться иносказательно. Ну и кроме того, напомнить, какое слово исчезло со временем из словосочетаний "домовой (кто)", "леший (кто)", "водяной (кто)"?

В дополнение о непонимании некоторых моментов автором и его воображаемым другом, можно привести инцидент с похороненным "как ему бы хотелось" хозяином паспорта шамана. Шаман похоронил найденного в тайге человека и "поставил крест", хотя сам в этом не видел смысла, но как бы заплатил этим ритуалом, якобы нужным похороненному, за взятый паспорт. Махровая магическая идея. Ну мы же взрослые люди, и понимаем, что если похороненный действительно был верующим ("на нем крестик"), то крест над могилой ему был совсем и не так уж важен, а нужно было бы сообщение родным, чтобы они, например, о нем начали молиться как об усопшем. Родным же как раз шаман ничего не сообщил: "кто я такой, чтобы отнимать у людей надежду". В книге и в других местах есть периодические отсылки к религиям, в том числе к Христианству, но ни автор, ни Шаман то ли не понимают сути, то ли сознательно переворачивают и интерпретируют его в том же контексте магическо-обрядово-ритуального восприятия.

Учебник по тайм-менеджменту с элементами эзотерики

А если отбросить всю мистическую чепуху (и заодно мысли и параноидальные гипотезы о том, зачем автору она потребовалась), то останется банальный учебник по тайм-менеджменту, переложенный вот в таком нестандартном виде. Но как по мне, то чтобы не навредить, простите за пафос, своей бессмертной душе, особенно находясь в не очень зрелом возрасте, о тайм-менеджменте я бы посоветовала читать более конкретные книги. Например, того же Кови или Архангельского. Из шаманских "практик" позволю себе для доказательства переписать несколько тезисов, кратко переформулированных:

1. Чтобы делать дело эффективно и оптимально, делая дело, делай только это дело, а не отвлекайся, и все само собой получится (стр. 85)
2. Принимай решение о продолжении усилий осознанно (с. 114)
3. Выйди из зоны комфорта, допусти мысль, что это решаемо, подними задницу, пойди и реши это (с. 133)
4. Все, что поднимает человека над рутиной, освобождает его от псевдозависимостей (с. 143)
5. Осваивай разные сферы и мир станет понятнее и разнообразнее для тебя (с. 165)
6. Твои действия сейчас влияют на твое будущее (с. 175)

Прекрасный алгоритм определения по-настоящему важного:
- Решив не делать ненужных дел, необходимо пару-тройку дней не начинать никаких новых дел вообще.
- Что же делать в это время?
- Разгребай и заканчивай старые дела. Ни в коем случае не бездельничай
- До каких пор?
- Пока не почувствуешь прилив энергии, обусловленный тем, что незаконченные дела не высасывают тебя
- Сколько ждать этого?
- Думаю что в твоем случае два-три дня
- И что потом?
- Потом ты вдруг начнешь продвигаться к тому, о чем мечтал. Но делай только эти дела и продолжай разгребать старое


И ещё один, про то же самое, только с другой стороны. У всех гуру тайм-менеджмента есть эта методика:
- ...(подготовительные действия)... Возьми из пачки лист и напиши на нем "Планирование"
- Вы смеетесь
- Через две минуты тебе захочется вскочить и побежать по своим неотложным делам. Продолжай сидеть и думать о линии своей жизни
- Что это даст?
- Ещё через две минуты тебе захочется записать свои творческие озарения. Отбрось их, как и предыдущую суету. Продолжай сидеть и думать о линии своей жизни.
- Что мне думать?
- Ещё через две минуты ты поймаешь себя на том, что думаешь о посторонних вещах. Отбрось и эти мысли. Продолжай сидеть и думать о линии своей жизни...

Впрочем, эти два алгоритма - просто развернутая инструкция по выполнению вышеупомянутого пункта 1.

Фактические ошибки

И так понятно, что собеседник Серкина - персонаж вымышленный. Однако, есть простой способ быстро и наглядно показать, что это так. Иногда шаман, хотя его никто за язык не тянет, иллюстрирует и так понятные утверждения примерами из разных сфер жизни. При этом упоминается, что он когда-то учился в медицинском. При этом он, напомню, позиционируется мудрым и давно живущим существом. Но это не мешает появлению диалогов наподобие следующего:

- Все действительно новые практики начинаются с кризиса
- Это обязательно?
- Например, ребенок отлично ползает: быстро, точно, безопасно. Но вот встает на ноги и делает первые шаги: медленно, неточно, да ещё падает и расшибается.


Ну что я тут с высоты своего грандиозного опыта могу сказать. Похоже, ни у выдуманного шамана, ни у реального автора книги детей не было ни разу. Или были с нарушениями координации и логического аппарата. Потому что большинство здоровых детей не начинают ходить до того, как сочтут это безопасным, а как только начинают терять равновесие, безопасно садятся или опускаются на колени, возвращаясь к своему предыдущему опыту. После чего встают снова и так далее. Не спорю, бывают слишком торопливые дети, которые хотят ходить быстрее, чем могут. Но я бы не стала обобщать. А шаман стал. Противоречие с исходными установками.

- В детстве тоже любил рассматривать снежинки
- В детстве мы все многое чувствовали, почти знали
- Что мы знали про снежинки?
- Чувствовали, что в миллионах их узоров может быть ключ к пониманию мира. Это завораживало.
- Действительно есть какой-то ключ?
- Узоры снежинок, кристаллы льдов и все кристаллы устроены так же? как ты или я. Разглядывая кристаллы, многое узнаю о людях.
- В каком смысле?
- Твое тело состоит из таких же узоров, сознание тоже

Ой, ну даже смешно подробно разбирать, но где геометрия роста кристаллов (включая снежинки), и где - все многообразие форм органической природы? РНК и ДНК? Живая клетка? Молекулы сложных органических, которые мне показывает Данька? Продолжать? Да даже строение, простите, атома, совсем из другой геометрической области. Какой там ключ к миру. Интересно, что сказал бы о высказываниях шамана настоящий физик или биолог, а не такой как я поверхностно интересующийся...

о снежных людях:
- Почему они не захватят планету?
- Тебе хотелось когда-нибудь захватить мир моржей или мир чаек?


Тут вроде бы о том, что они настолько чужие и настолько более великие, что им не нужен наш убогий мирок. Но, простите, человек не просто хотел, но и предпринимал определенные усилия неоднократно, чтобы захватить мир моржей и мир чаек. Ещё одна фактическая неточность. Простительно простому смертному, но непростительно полуторастолетнему мудрецу.

- Человеку лучше спать в полночь, когда он максимально далеко на земле от Солнца, и бодрствовать днем, когда он максимально далеко от Луны.... Если человек будет долго бодрствовать ночью и спать днем, он начнет быстро стареть.

Все поняла. С середины осени по середину зимы в наших широтах надо спать сутками, а в остальное время сутками бодрствовать. Так победим старость. А кстати, что, Магадан не за полярным кругом? Что-то у меня с географией... Ай, нет, не у меня, точно, Магадан за полярным кругом. Прекрасный совет от жителя заполярья, прекрасный!

- Так и с домашними растениями единая энергетика?
- Часто
- Теперь понял, почему растения болеют, когда хозяин уезжает
- И животные


Альтернативная реальность какая-то. Болеют? Растения? И животные? Укоготакоебыло? У меня не было... Я - контрпример, который опровергает теорию. Напоминать, что любое количество позитивных примеров ничего не доказывает, но единственный контрпример - опровергает утверждение "все икс есть игрек"?

Сам Серкин тоже жжет местами. Например, когда шаман рекламирует ему укусы муравьев как полезную процедуру, Серкин отказывается, потому что для него это "слишком новаторски". А разговаривать со льдами, прыгать через огонь под определенными градусами, и общаться со снежными людьми, видимо, нет. Не знаю, есть ли польза в муравьях, но ещё моя старенькая двоюродная бабушка - аксакал среди всех сестер, толкала идею о том, что если муравей или там пчела кусила - это лекарство. Не иначе, шаманом была.

Или, например, якобы автор не знал про "ведьмины круги" грибов. Мол, в большинстве мест грибы не растут кругами, и он в первый раз такое видит. Странно, а у нас растут... Да везде вроде бы растут, где я их видела (грибы).

Или, например, удивляется редиске третьего урожая. Редиске. Третьего урожая. Нет, ну я поняла бы ещё про клубнику, да. Но редиска! Даже у меня, криворукой хозяйки, лишь изредка поливающей свои владения и два раза в год их пропалывающей, когда я пару лет сажала редиску и салат, они росли у меня все лето. В конце апреля сеешь, в начале июня кушаешь, сразу следующих сеешь - в июле кушаешь, сразу следующих - к сентябрю готовы. Не вижу ни проблемы, ни необходимости привлекать шаманскую магию.

Но самое главное в конце, в интервью. Его спрашивают, как проходит его обучение у шамана, а он говорит что-то типа, мол, к сожалению, я не могу уделять этому много времени, время отнимает работа в университете! О-фи-геть! Человек встречается с гуру, способным изменить всю его жизнь (не то чтобы я хотела бы быть на его месте, я-то не хотела бы ни капли, я таких практик и так сформулированных методик стараюсь избегать, но Серкин-то идеи шамана разделяет, ими восторгается, их ценность признает) - и вдруг плюет на это все ради... чего? Ради суеты? Работы в университете? О нет, если бы это было правдой, он бы бежал в тайгу, роняя тапки, и плевать бы хотел и на университет, и на интервью. In my humble opinion.

Не бойся

И напоследок о моменте, который был где-то в середине книжки, и с которого я начала менять формирующийся в голове черновик разбора. Не то чтобы он меня примирил с идеей и форматом её подачи, нет, но после этого я решила не громить наотмашь, а дать шанс тексту говорить самому за себя цитатами. С этим моментом с одной оговоркой полностью согласна со всех сторон:

- Ты знаешь другие заповеди?
- Не могу утверждать. Просто со стороны вижу то, что веками невыгодно никакому государству
- Что это?
- Я думаю, могла быть такая заповедь: Не бойся

Да, глаза не обманули. Они в этом фрагменте действительно рассуждают о заповедях Ветхого Завета. И я в самом деле считаю, что трусость - один из самых ужасных грехов, вызывающих почти все остальные. От трусости коррупция. От трусости убийства. От трусости зависть и злословие, и все остальное. Но почему "могла быть"? Она есть. Весь Новый Завет ею пронизан: не бойся. Даже не так: не бойся, я с тобой.
Почему шаман не развивает эту тему? Я догадываюсь, а вы?
Buy for 100 tokens
Buy promo for minimal price.

Comments

mama_gremlina
Jul. 8th, 2018 06:58 pm (UTC)
Можно мне другие источники тоже? Чтобы сравнить со своими догадками
4ernii_lector
Jul. 9th, 2018 05:20 am (UTC)
Вот точно авторов и названия не скажу - для меня это избыток информации. Но достаточно много таких книг и в крупнейшей горрдской книжной сети на днях видела. И на Литресе. Обычно бегло пробежать - достаточно бывает, чтобы понять.

Profile

mama_gremlina
Мама Гремлина, Горыныча и Василисы

Latest Month

July 2019
S M T W T F S
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow