Мама Гремлина, Горыныча и Василисы (mama_gremlina) wrote,
Мама Гремлина, Горыныча и Василисы
mama_gremlina

Дорога Дюрсо-Туапсе

...Напоминаю, это я все про прошлый, 2017 год, продолжаю писать...

Негостеприимный по выходным кемпинг в Дюрсо мы покинули ранним утром. Первая остановка - через несколько минут у горного родника, оформленного в виде девушки с кувшином. Не такой, как та дева, что "урну с водой уронив, об утес её разбила" и сидит, горько плача, на камне в Екатерининском парке города, носящего фамилию воспевшего её поэта, а другой, гораздо более аккуратной, кувшин свой бережно хранящей на плече и щедро делящейся своей водой, чистой и вкусной, со всеми желающими:

20170729_110017 20170729_110132

Этой водой мы наполнили несколько пятилитровых бутылок, потому что почему-то думали, что на побережье мало воды. На самом деле нет, достаточно. Не как в магазине, конечно, но вдоль трассы и вдоль перпендикулярных дорожек в горы множество родников, есть удивительно и уникально оформленные, есть просто в виде трубы с краном, но от жажды на машине (и даже на велосипеде) умереть сложно.

1. Джанхот

На нашей карте звездочкой между Дивноморским и Джанхотом отмечен Бор Пицундской Сосны. Мы обязательно должны были туда попасть, и, свернув в Светлом к морю, проехав до боли знакомые пейзажи Дивноморского (там проходит одна интересная конференция, на которой я побывала за год до образования Игоря и привезла целое море впечатлений не столько от научного общения, хотя и от него тоже, сколько от красот природы, путешествия на джипах и моря), мы... добрались до Джанхота, не заметив Пицундских сосен. А раз добрались, решили уже сначала дойти до моря и где-нибудь пообедать, а потом уж искать сосны на обратном пути на трассу.

20170729_150720

Джанхот - город-санаторий, вокруг которого разбросана по горам деревня с узенькими грунтовыми дорожками. Асфальтовая же дорога привела нас к закрытым воротам санаторно-курортной зоны и потребовала бросить машину на парковке рядом с автобусной остановкой. Бросили и пошли искать море пешком, но не нашли, заплутав в лабиринтах санаторного парка под стоны голодающих детей. Приметили гостиницу с рестораном на скале и по высокой лестнице поднялись.

20170729_150530 20170729_142015

Ресторан, разумеется, имеет открытую веранду прямо на краю скалы, и если сесть за столик у самых перил, открываются удивительные виды:

20170729_144200 20170729_144008

Голодные дети ждут обед:

20170729_142808

20170729_144015

Не рекламы ради, а на случай, если кто мимо будет проезжать: отличный ресторан у гостиницы "Императрица". Вкусная домашняя еда, вполне приемлемые цены (на тысячу рублей поели впятером), очень красиво вокруг и внутри гостиничной территории, есть огороженная игровая зона для детей. И везде клумбы с разными растениями.

20170729_150536

2. Бор пицундской сосны

Обратно из Джанхота ехали медленно и внимательно, и все-таки смогли опознать сосновый бор. Это один из самых крупных массивов реликтовой сосны пицундской, но кроме неё здесь растут и другие сосны, разнообразные и очень красивые. Парковки нет, указателей нет, ограждений нет, но есть карманы на трассе, вот в них можно ненадолго остановиться, чтобы погулять по лесу. Единственное, что есть из организационного - плакатики в лесу с запретом на стоянку и разведение костров (хотя палатку одну мы все-таки видели, не все умеют читать).

20170729_154732

Самые красивые деревья растут на скалах, прямо на вертикальных участках, у них ветви с длинными иглами начинаются почти от корня, но туда не спуститься и красиво не сфотографировать. Сосны, которые растут в лесу, снизу почти не отличаются от наших обычных сосен, разве что у наших более оранжевые стволы:

20170729_154349 20170729_154806

В сосновом бору хорошо дышится и светло гулять:

20170729_154829

Под ногами - рыжие иголки и узоры из теней:

20170729_155007

Целый ковер из игл:

20170729_155749

Ковер с шишками:

20170729_154839

Кора многих сосен поражена короедом - это естественный вредитель, единственный, пожалуй, кроме нерадивых туристов с их кострами, фактор опасности для этого древнего леса:

20170729_155019

Сосны растут компактными группами, густыми зарослями и по одной на полянках, как хотят, так и растут:

20170729_154847 20170729_154851

20170729_155645
20170729_155713

Сквозь ветви видно голубое южное небо:

20170729_155129 20170729_155003

Форма ветвей и стволов бывает очень причудливой, впрочем, здесь для нас ничего удивительного не было - сами живем в продуваемом ветрами месте, и таких разнообразно растущих сосен на нашем побережье тоже достаточно (хоть и не пицундских, а самых обычных карельских):

20170729_154924

20170729_154944

А ещё в этом лесу живет множество других растений, многие из которых живут только тут. Но когда мы были в лесу, мы не знали, которые из них уникальные, поэтому сфотографировали поближе только кустик с иголками и какой-то сорт то ли вишни, то ли дикой черешни (пробовать строгий Макс не разрешил, мотивировав это тем, что вдруг не вишня) :)

20170729_155752 20170729_155400

Уезжая дальше, с собой в дорогу мы взяли маленькую веточку сосны - для красоты, и шишки - для детей:

20170729_160008

3. Наши первые дольмены

Указатель на наши первые дольмены - Пшадские, на территории фермерского хозяйства Бамбаковых, мы увидели случайно, в плане маршрута этого места не было. Но реакция наша молниеносна, а жажда новых визуальных впечатлений велика. Остановились и пошли.

Первый дольмен - Тор. Говорят, помогает в обретении себя и успехе. Ну, то есть это те говорят, кто верит в мистическое предназначение дольменов (и кто пишет туристические путеводители). Нам же ближе всего из тысячи гипотез о назначении дольменов показалась та, которая о том, что они предназначались для хранения портящихся продуктов и конденсации воды, такие древние холодильники. Ну и официальная, о том, что это ритуальные сооружения - гробницы, тоже неплоха (хотя в таком случае получается, что так могли хоронить только самых избранных, так как хоть дольменов и достаточно на побережье и вообще в регионе, но явно не столько, сколько было людей)

20170729_164727

Этим камням удивительное количество лет, на табличке надпись "второе тысячелетие до нашей эры".

20170729_164812

Это чувство острой сопричастности почти вечности - шутка ли, 4000 лет! - пожалуй, единственное, что приземленные мы смогли поймать, прикоснувшись к дольменам. Впрочем, ничего другого мы ловить и не собирались :)

20170729_164749

На этом фото - удивительные стыки каменных плит. Тот способ, которым соединены эти камни - пазогребневое соединение, используется и сейчас в строительстве, а им, напоминаю, четыре тысячи. А ещё на этом фото - проявления менталитета современных посетителей, которые не смогли поймать даже вышеупомянутого чувства сопричастности вечности, и чтобы посещение не прошло совсем уж даром, решили внести свой вклад:

20170729_164803

Вот вся моя семья рассматривает соединения плит Тора с обратной стороны. Очень внимательные все:

20170729_164840

Ещё в долине реки Пшада есть три дольмена: Майя, Хан и Нежность. Мы посмотрели все, но после Бора Сосны, к сожалению, у меня разрядился телефон, поэтому следующие фотографии я делала с телефона мужа, поэтому качество резко становится хуже (у меня кривые руки и я не умею пользоваться айфонами)... Вот дольмен Хан и Игорь:

Но это не Игорь проломил в дольмене дыру, честно!

А вот дольмен Майя:

В парке загадочные тенистые тропинки:

А ещё спуски, переплетенные корнями деревьев, шумящая вдалеке река Пшада, рукотворный, но симпатичный водопадик, кафе, а также сады "Сила дольмена", в которых выращивается зизифус (китайский финик). Зизифус там продают, как в виде плодов,так и в виде фиточая. Говорят, обладает свойствами, сходными с женьшенем. Судя по рекламному буклету, взятому в парке, лечит все от анорексии до сахарного диабета (включая более серьезные заболевания, не упоминаемые тут по этическим соображениям, потому что не лечит он их, разумеется, и надеяться на него в альтернативу классической и все более эффективной медицине не стоит). Википедия более строга к китайскому финику и разрешает ему только разнообразную помощь в пищеварительных проблемах.

Впрочем, к тому моменту, как мы узнали про зизифус, телефон Макса уже разрядился, поэтому его фотографию можно посмотреть в википедии.

4. Лагерь "Орленок"

Едем дальше. Перед самым городом Туапсе проезжаем ворота лагеря "Орленок"

20170729_184315

Теперь он называется всероссийским детским центром, а раньше, до 1991 года был "Всероссийским ордена "Знак почёта" пионерским лагерем ЦК ВЛКСМ Орлёнок". Я была там, в десятом классе, в октябре-ноябре, целых 30 удивительных дней, можно себе представить - первый раз за 14 лет попасть в лагерь, так далеко от дома, и в какой лагерь! Почти Артек, но Артек в 1996 году был недоступен по определенным причинам, а путевку в Орленок я получила за диплом Петербургских краеведческих чтений. Впрочем, про Орленок надо рассказывать отдельно. Когда-нибудь.

20170729_184306

У ворот стоят строгие дяденьки в форме и нет парковки, поэтому у лагеря мы не останавливались, а поехали дальше, и уже почти в сумерках наконец добрались до кемпинга около скалы Киселева. О ней дальше.
Tags: Черное море, путешествие17, страна-из-окна-машины
Buy promo for minimal price.