Но я думаю, что все-таки попробую исключить каждую вторую и выступить там ещё раз. Но пока тут. И фото с временем не будет, потому что ЖЖ не нравится длина записи.
В чем смысл: показать, как в принципе может быть организован быт семьи из пятерых человек в условиях стихийного палаточного городка на побережье. И не в формате однодневного выезда, а как двадцать третий день путешествия, из которых только шесть были НЕ палаточного формата.
Итак, поехали. Утро начинается не с кофе, а с Василисы, в 6:14...

Василиса очень активная, даже утреннее селфи сделать не дает, влезает в кадр:

Поэтому мы вылезаем и закрываем за собой дверь, чтобы остальные могли ещё поспать:

Утренняя гигиена маленьких девочек:

Завтрак маленьких девочек и их мам:

На самом деле завтрак у мам за столом не очень получается, потому что девочки, поев, желают уползать со скамейки в сторону моря. Поэтому мама берет завтрак и книжку с собой и несет девочку к морю.

Море ранним утром вот такое:

Девочка играет в камушки и собственные ботиночки, а мама тащится с книжкой и печеньками. От книжки осталось несколько страниц. Это основанная на реальной истории жизни одной подвижницы художественная литература, проигравшая от литературной обработки. Уж лучше бы это было классическое жизнеописание в стиле ЖЗЛ. Но взяв книгу, я обычно дочитываю. Вот скоро дочитаю.
![]() |
![]() |
Долго ли коротко, решаем вернуться и посмотреть, как там наши мальчики. Тем более, что все камушки на расстоянии вытянутой Васи изучены, и девочку все более интересует блестящее море. И тем более, что книжка кончилась и все равно в любом случае надо идти за следующей. Но у палатки оказывается, что мальчики на 66% уже проснулись. А Игорь не только проснулся, но и очень хочет кушать.

Папа достает из машины недостающие детали полноценного завтрака (примус с переднего сиденья и новые упаковки еды из Большой Кладовой Сумки в багажнике взамен закончившихся вечером в Малой Мобильной Сумке-Холодильнике, что живет обычно под тентом палатки).

На завтрак будут мюсли с молоком, кофе с молоком (Игорю какао) и бутерброды с плавленым сыром Виола. Как только примус закипит

Василиса уже сытая и поэтому лежит и думает, спать ей или не спать

Примус закипел - завтрак собран:

Пора будить старшего сына. Это сложная и нетривиальная задача. Тут главное - разбудить, а не просто вытащить из палатки и переместить за стол:

После завтрака мы с Васей отправляемся в палатку, я - читать книжку, а Василиса - исполнять ритуал засыпания:

Оставляем папу у палатки со спящей девочкой, а сами идем снова к морю. Ну как идем - проходим 50 шагов, что отделяют нас от него. Папу оставляем, потому что купаться в утреннем море он не очень хочет, а кроме того, у него есть дело - из купленных ещё в Туапсе материалов для починки скамеечек сделать красоту.

Скамеечки от старенького, но очень удобного раскладного комплекта были продавлены костлявым, но тяжелым старшим сыном ещё в Беларуси, и с тех пор мы не могли найти подходящих ресурсов для исправления ситуации, а новых таких же хороших скамеечек сейчас не делают (ну или мы по дороге не нашли), одно пластиковое безобразие. Мальчики забираются в море мгновенно.

А я сначала валяюсь с книжкой и греюсь. Я вообще на этом вашем юге все время греюсь, как тот мужик, что всю жизнь мерз, попросился в ад и в аду кричал "Закройте, дует же". Греюсь впрок. Книжка уже другая, новая. Ерунда, если честно. Но море и солнышко сглаживают.

Но мальчики плещутся так заманчиво, что и я иду купаться.

На часах 9:03. И тут появляется папа с выспавшейся Василисой.

И идет купаться с мальчишками. А мы с Василисой сидим на берегу и ждем их:

Василису тоже купаю. Василиса купается так:

А искупавшись, очень радуется:

Папа уходит обратно, оставляя нам девочку. И мы ещё некоторое время радуемся жизни, морю и солнцу, по очереди уходя купаться и по очереди занимая мой любимый бамбуковый коврик, купленный пять лет назад неподалеку от этого места, в поселке Дивноморское, когда я бегала на море до первого заседания конференции, на которой выступала, после второго и между ними вместо обеда.

Когда солнце начинает становиться опасным, вновь появляется папа со стаканами кофе. Практически кофе в постель, только не в постель, а на бамбуковый коврик у самой кромки моря:

Кофе, книжка и горячий воздух. И смех довольных детей из воды. Это мой персональный рай на земле.

Народу на берегу становится все больше, свеженькие отдыхающие со всех концов страны не знают, что около 11 утра лучше уже сворачивать купание, а не начинать. Поэтому окунаемся последний раз по очереди и начинаем собираться. Пока плавают остальные, я камушки, собранные детьми, ревизую и отбираю те, что мы возьмем с собой в машину (дети хотели бы взять весь пляж, но нет). Вот камень - скала Киселева в миниатюре:

А вот - белое сердце Черного моря:

У палатки кипит работа. Папа привел в порядок одну скамеечку и хвастается. Она продолжает складываться, стала не намного тяжелее, но теперь на неё снова можно плюхаться с разбега.

Вторая пока вот. Первая была такая же до реконструкции.

Процесс продолжается:

И пока папа доделывает скамеечку, у меня тоже есть рутинная обязанность. Было:

Стало (смотреть на веревочку, Игорь, попросивший вторую порцию завтрака, попал в кадр для красоты и композиции):

Улов красивых камушков:

Василиса и растяжка:

Выполнив свою часть бытовых обязанностей, нахожу между тенями от деревьев солнечное место и ловлю последние условно безопасные лучи (тире сушу купальник). Вот так выглядит наш цыганский лагерь целиком:

Но время не терпит. На пляж более нельзя, надо придумывать занятия, не связанные с длительным нахождением на солнце. Одеваюсь:
![]() |
![]() |
Собираемся. Здесь видна наша палатка, четырехместная, двухслойная, без прихожей, но с небольшим пространством между тентом и основной комнатой для хранения вещей. Видна машина, на которой мы проехали в то лето около 10 тысяч километров, праворульная семиместная Хонда. Раскладной столик со скамеечками, на котором стоит посуда - пластиковая многоразовая и металлическая. И веревочка - обязательный элемент любого рюкзака для путешествий, даже если он на колесах и семиместный - на которой висит свежевыстиранное детское белье и полотенца. Кострище и пол, усыпанный сеном - это до нас было. Кострищем мы не пользовались, у нас примус, а сено создавало уют, и мы оценили идею.

И вот наконец самое время для умывания всей семьи. Почему сейчас? А почему бы и нет. В нашем совином понимании сейчас как раз самое что ни на есть утро.

Неподалеку от нас живет интересный дедушка в самодельной палатке из того, что было. Интересен он тем, что весь вечер и утро купается и загорает, ночью спит, а часов в 11-12 одевается в брюки и строгую рубашку и уходит в город. Работать, что ли?

И мы идем в городок. Уходя от палатки, собираем и забираем с собой наш мусор. Помойка у лагеря вывозится редко, поэтому жители палаточной деревни стараются унести мусор с собой и положить его в контейнеры городка Аше.

Васю - в слинг:

И идем в Аше всей семьей:

На часах 12:09. Люди, желающие бОльшего уединения, отошли от палаточной деревни на сто метров, пожертвовав мягкостью какой-никакой почвы в роще ради того, чтобы не было соседей. Не знаю, в чем выигрыш, потому что отошли они в сторону Аше, и утром и вечером у них тут филиал городского пляжа. А у нас, хоть палатки и стоят теснее, зато на пляже свободно...

По дороге в городок дети натыкаются на ларек с морскими игрушками и вооружаются водяными пистолетами. Плюс плавательный круг.

Идем дальше:

Там, где дорога вдоль пляжа сворачивает налево и проходит в туннеле под железной дорогой, начинается частный сектор. На каждом заборе вот такая табличка (только телефоны разные):

А мы идем на рынок. На рынке Аше мы купили Максу - сандалии. Мне - футболку-платье, Даньке - купальные шорты и всем - разливного кваса. Все купили и гуляем ещё по рынку, вдруг что интересное попадется:

Ничего больше не нашли, возвращаемся. Вот я в новой футболке со спины. Этот поход на рынок был нужен потому, что у Макса накануне развалились предыдущие сандалии, а Данька забыл свои вторые плавки то ли в Хосте-Рике, то ли в Бестужевском на бельевой веревке. А именно сегодня потому, что после рынка мы собираемся идти гулять вверх по течению Аше, а без запасных плавок и в шлепанцах это было бы затруднительно...

Эту башню из пляжных камней мы видели уже не один раз, но тут я решаю сфотографировать с ней старшего сына для истории:

В лагере - легкий отдых с купленным (вкусным, кстати) квасом (Василисе досталось понюхать). Василисе в этот день исполнялось 11 месяцев. Маленький день рождения, последний маленький перед первым большим. В честь этого знаменательного события мы и решили пойти в поход.

Итак, на часах 13:13. Рюкзаки собраны, младенцы в слинг затянуты, пятеро смелых готовы покорить долину Аше.

Аше - достаточно полноводная река, учитывая время года. Рядом с одноименным городком она впадает в море, образуя на стыке встречных волн тихую и теплую заводь с пресной водой. Конечно, мимо такого богатства не могли пройти туристы и люди, зарабатывающие на них деньги, поэтому на правом берегу образовался официальный кемпинг с ежедневными дискотеками, а на левом - тихий стихийный, с милыми и приятными людьми, уважающими тишину и чужое пространство.

Проходим под мостом, по которому по железной дороге как раз идет Ласточка в Красную поляну.

Мы сейчас идем как раз по левому берегу, мимо каких-то садов, огороженных бетонным забором, мимо стоянки дальнобойщиков с платными душами и туалетами (10 рублей за посещение туалета, 50 - душа, даже если ты не дальнобойщик) и кафе, умопомрачительно пахнущее домашними пельменями. Кажется, мы знаем, что будем есть на ужин...
Проходим под автомобильным мостом - и оказываемся в безлюдной и прекрасной долине:

По южным рекам в августе можно ходить пешком. Некоторые вообще превращаются в гладкую каменную дорогу, и по ним ездят джипы с туристами. Но Аше, хоть и занимает сейчас лишь малую часть своего русла, все-таки течет достаточно сильно. Идти вброд на правый берег ощутимо тяжело:

Данька осторожный:

Долина умопомрачительная. Как будто после апокалипсиса прошло несколько лет, и выжженную пустыню стали понемногу заселять уцелевшие растения:

Не знаю где как, но у нас на севере вот эти штуки вообще-то растут в воде. Водоросли они у нас. Здесь они как бы тоже растут в воде. Ну, там, где она весной была. Но на удивление - живы, здоровы, засыхать не собираются:

Подтверждение случившегося апокалипсиса. Локального, местного, в этой долине. Можно идти и представлять себя выжившими после.

Где-то вдалеке горы, не такие высокие, как в Красной поляне, зато заросшие лесом. Мы к ним дойдем.

Аше делает несколько извивов в своей высохшей долине. Мы идем напрямую, срезая. Но периодически натыкаемся на сделавшую очередной изгиб Аше:

Вот мы и подошли к горам:

Внезапно Аше становится шире и глубже. Ненадолго, но такую удачу упускать нельзя - делаем небольшой привал на пару глотков воды и купание. Купающиеся здесь до нас пятеро детей с одним смотрящим папой не против нашей компании:

Для пятерых детей папой сделана заводь из камней. Вода в ней теплая, как воздух:
![]() |
![]() |
Дальше дорога уводит от реки в лес:

А в лесу! В лесу растет ежевика! Не на грядках растет лето через три по обещанию, как в нашей области, не в траве, как в некоторых благословенных местах Псковской, а на высоких колючих кустищах. Как малина. Я первый раз вижу куст ежевики с меня ростом. Сразу начинаю мечтать о таких же кустах земляники, но их в лесу нет. Но ежевика! Крупная, много, сладкая, пахнет медом! Мы зависаем у каждого куста, а Макс торопит нас, чтобы успеть посмотреть больше.

Очередной виток Аше (или нашей лесной дороги) - и мы выходим на берег. На этот раз берег представляет собой уютную лесную полянку с мягкой высохшей травой под ногами, с бревнышками для отдыха. Мы и отдыхаем. У нас обед. У всех.

Братики и бутерброды:

Игорь в трусах и солнечном лесу:

Максим пытается осторожно направить в камеру взгляд именинницы:

Ещё немного семейного селфи перед купанием у подножия скалы, но Василиса в последний момент отворачивается и уклоняется. Тем не менее фото мне нравится, поэтому пусть будет тут.

Пока мы обедаем, раздеваемся и собираемся купаться, на берег приехал джип. А мы было уже хотели пометить это место на онлайн-картах как идеальное место для палатки... Нет, оказывается оно не такое уж и дикое. Про него знают водители джипов, которые возят туристов на экскурсии. С другой стороны, значит, это место хорошее, раз оно есть в экскурсионном маршруте...

Купаемся. Аше здесь прекрасна, глубока, прозрачна, на левом берегу - высокая скала, а в воде несколько живописных камней

Я русалка. 36-летняя многодетная русалка.

Вася пока не русалка. Вася речное чудовище и устраивает вокруг себя выездной филиал Петергофских фонтанов на Черноморском побережье.

Игорь тоже речное чудовище:

Накупавшиеся дети частично сушатся на берегу:

Частично - на русалочьем камне, с которого выгнали русалку:

На русалочьем камне сушиться удобно. Слишком сильно высох - пошел опять немного промок. Василиса тоже слишком сильно высохла - папа увидел это и понес её учиться плавать. Она была не очень рада.
![]() | ![]() |
В принципе, эта полянка стала нашей конечной точкой. Не сфотографировала время, но оно уже подошло к расчетным 16:00, пора было двигаться обратно. Единственное - сделали ещё несколько десятков шагов по направлению к этой штуке вдали. Но так и не поняли, что это такое.

И пошли обратно.

Около той штуки реку козы переходят. Сначала мы думали - сами, потом увидели пастуха. Горные козы. Сами спустились с горы, и по камням так бодро-бодро через реку переходят:

Пока мы штуку смотреть ходили и на коз любовались, на нашу полянку приехала целая стая джипов:

Поэтому снова экипируемся - и в обратный путь.

По лесной дороге:

По апокалиптической долине:

Решили на этот раз пройти не напрямик, а вдоль летнего русла:

Прямо по воде в некоторых местах, потому что и справа скала, и слева скала:

Вот как тут:

Аше течет в море. Солнце собирается садиться.

А мы находим заброшенную территорию с запертыми воротами, в которые упирается дорожка, по которой мы решили уйти влево от Аше...

Приходится вдоль забора подниматься на трассу:

Внизу разное интересное. Старые автомобили, например:

Так что автомобильный мост на обратном пути мы переходим поверху:

Трасса Туапсе-Сочи красивая, большая, ровная и в принципе почти без пробок:

Раз уже мы вышли на трассу, почему бы не вернуться окружным путем, пройдя насквозь весь городок Аше?

В городке много магазинов, есть детские площадки, но в основном - гостевые дома, хостелы, гостиницы и просто сдающиеся комнаты в частных домах. Весь берег сдается в аренду.
Магазин. Мы помним про запах пельменей из кафе. Ну и заодно - мороженое:

На часах около шести.
Приступаем к приготовлению ужина. Вода в котелке поставлена на примус:

А Василиса заинтересованно смотрит на баночку с пюре из брокколи:

Узнала:

Но несколько ложек съела. Потом остатки, урча и с удовольствием, доел вечно голодный в то лето Игорь.
Отправили мальчишек купаться, Васенька кушает хлеб, вода кипит, а я читаю книжку.

Макс доделывает вторую скамеечку:

Василиса устала от похода и дисциплинированно сидит в переноске:

Ужин готов, иду звать мальчишек. А они плещутся в заводи Аше у железнодорожного моста, в море не пошли.
![]() | ![]() |
На часах 18:22. Кушают с аппетитом:

Вчера, когда мы приехали сюда из Красной Поляны и должны были по плану уезжать через две ночи, Макс попросил меня изменить маршрут, чтобы побыть в Аше подольше. Я маршрут изменила, проведя над картой и маршрутным листом некоторое время, но время было позднее, и дозвониться до владельцев кемпингов на маршруте Ейск-Волгоград (последним я пожертвовать не могла, а по отзывам на местных форумах на Цимлянском водохранилище дикарями вставать не очень правильно) не смогла, и звоню сейчас, чтобы забронировать место. Дозвонилась, забронировала, внесла изменения в путевой лист.

На часах 19:55. И, когда все дела позади, посуда вымыта и собрана, все идут купаться. Сейчас опять можно, солнце почти село и не опасное.

Искупавшись, решаем, что для полного счастья нам не хватает чего-нибудь сладкого. И идем в третий раз в городок Аше. Заодно по дороге сушимся перед сном, чтобы мокрыми не ложиться в палатку. Старший сын бастует и остается в лагере читать "Оно". Солнце садится все ниже, окрашивая небо и море в цвета абсолютного счастья.

Кто-то летает над морем за катером:

А мы находим магазин с вкусной выпечкой:

Этот магазин - средоточие цивилизации. В нем есть устройство для считывания карт:

Фотографии обратной дороги расплывчаты, потому что становится все темнее:

Вечерний чай с пахлавой и, как предполагалось, желтым арбузом, уже проходит в темноте:

На часах 20:32. Василиса завернута в засыпательное одеяльце и засыпает. Я пытаюсь читать при свете луны и айфона мужа.

Дети ложатся спать, а мы традиционно берем кофе и идем на берег. Смотреть на море, пока не насмотримся впрок (никогда не насмотримся) и пить кофе. Чокаясь с морем и ветром. Вот так:

Наш день закончился в 21:32. В палатке у устья Аше мы провели ещё полтора дня. А потом поехали в Волгоград. Через Ейск :)
P.S. Пока я не отправила пост в ОМД, принимаю поправки и советы. Конечно, я удалю часть фотографий. Расставлю номера. Укажу количество фотографий в тексте ката, добавлю таймшоты и так далее. Перед выездом из дома в следующее путешествие, в воскресенье утром. Чтобы не иметь соблазна начать отвечать на комментарии, хаха
Journal information