Мама Гремлина, Горыныча и Василисы (mama_gremlina) wrote,
Мама Гремлина, Горыныча и Василисы
mama_gremlina

Category:

Два года

Открываю свою любимую книжку на страницах про общую характеристику развития здорового ребенка к двум годам и, пользуясь текстом как планом, пишу традиционный пост про достижения. Василиса уже третья, за чьим развитием я слежу по этой книжке :)

Я не знаю, сколько в Василисе роста и веса, поэтому эти показатели останутся пока тайной. Вот в понедельник к врачу сходим, тогда и похвастаюсь. Переходим сразу к психомоторному развитию.



К полутора годам малыши постепенно овладевают уверенной поступью даже по неровной поверхности. У ребенка развивается способность координировать сложные движения... примитивные танцевальные движения и бег - вот показатели возрастного умения овладения собственным телом к двум годам
Васино овладение уверенной поступью произошло почти в середине периода. Этот маленький человечек из всех моих троих детей понимает отношения своего тела и пространства лучше всех. И изо всех сил пользуется. Прыгает со стола на диван. Залезает на мебель. Танцует и кружится, бегает, ходит на пятках, на носочках, боком, на четырех конечностях - экспериментирует как может. Садится на краешек и балансирует. С вещами, кстати, делает то же самое - проверяет, как они себя ведут, поставленные друг на друга, в друг друга засунутые, положенные на край и т.д.

Ребенку начинают нравиться подвижные игры
У этого ребенка не было вариантов - у неё есть Игорь. Игорь подвижно играет с ней каждый день. Вот тут недавно ловили в детской дикого пилина (это не опечатка, и дикий пилин - это что-то среднее между дикой собакой и кабаном, как я поняла из биологического ликбеза Игоря). Было очень подвижно и громко. Потом готовили из него макароны с мясом. И очень подвижно бегали по дому, предлагая всем старшим тарелочки с угощением. Это лишь один пример, что-то подобное Игорь придумывает постоянно, а Василиса с удовольствием поддерживает.

Обученный родителями, ... ребенок пробует отфутболить мяч, постирать тряпочку, подмести пол, помыть посуду
Василиса подражательница с самого начала. Стирать тряпочки и футболить мяч она, как мне сейчас кажется, была готова ещё не умея ходить. В полтора года она запихивала в футболку, как в слинг, своих зверей и пупсов и "кормила" их, носила по комнате с серьезным видом. Сейчас она подражает гораздо более сложным вещам. Например, сегодня вечером принесла деловито ко мне на диван оторванный микрофон и кузов от грузовика:
- Тисьтить зубы! - и сует микрофон мне в зубы. Пришлось подчиниться. Почистила, сует кузов: Пьюй! Повторила два раза, как делаю с ней я и все унесла обратно. Серьезная донельзя. И так во всем.

Подвижные игры перемежаются с тихими, когда малыш спокойно и сосредоточенно играет со своими игрушками. Он любит перелистывать книжки-картинки. У него появились любимые и нелюбимые картинки. Он может узнать и показать на фотографии самых близких ему людей
Перемежаются, да. Играет сосредоточенно, какие-то роли придумывает игрушкам, иногда вовлекая и нас, как в предыдущем абзаце. Книжки листает внимательно. Даже меню в кафе обязательно сама перелистает и вернет важно: Пъёчитала! А уж людей узнает на фото любой степени мелкости и любого качества.

Увеличивается понимание речи взрослых. Сам малыш говорит пока мало, но активно использует жесты, мимику, особые звуковые обозначения, которые понимают только близкие. Запас слов увеличивается в 7-8 раз, но слова эти упрощенные и из них малыш не может составить даже примитивную фразу
А вот это не про Василису. Речь-то она, может и понимает, но вот в половине случаев на не удовлетворяющие её просьбы взрослых успешно делает вид, что не поняла и не слышала. А когда нет вариантов сыграть непонимание, вместо ответа может сразу начать горевать. Тоже очень артистично.
Зато сама говорит совсем не мало. И фразы у неё весьма не примитивные. В её фразах может быть до пяти связанных слов. Она даже пользуется междометиями!
- Даня прогнал!
- Прогнал тебя из ванной?
- Да!
- Но он же там ванну моет, чтобы набрать тебе, а ты мешала ему. Хочешь в ванну?
- Уррра! Ванну хочу! С игрушечками!
Разумеется, все с поправкой на произношение. Произношение пока хромает (хотя буква РРР великолепна, особенно в слове "ура"). Но на тот случай, когда мы не понимаем сочетание звуков, у нас есть переводчик. Игорь всегда её понимает и с удовольствием переводит.

Ребенок начинает созидательно выполнять некоторые сложные действия: ...сам снимает шапочку, носочки
Эта снимает все. И ходит голая. А кроме снимания пытается надевать на себя. Шапочку и носочки, между прочим, надевает успешно. Пытается надевать трусики, штаны и футболки, но с ними пока есть проблемы. Ест, пользуясь ложкой, вилкой, чашкой. Сама себе может разломать вилкой котлетку и съесть непорезанную яичницу. Доедает пюре из банки до чистых стенок. Но, бывает, ленится, и кричит в конце "Корми меня!"
Когда хочет рисовать, сама идет, отодвигает стул Игоря от полки, берет листочки "вторички", сложенные там, залезает на кресло, достает себе ручки и карандаши с моего стола, забирается под кухонный стол, укладывается там и рисует. Это достаточно сложное действие? :)

В этот период закладываются основные черты характера: аккуратность, доброта, трудолюбие и т.д. Их следует развивать
В Васе я вижу аккуратность, любопытство и жадность (моя девочка) до впечатлений и информации, а также некоторую убежденность (тоже имеющуюся у меня) в том, что ей положено все то, что она хочет. Я стараюсь развивать и поддерживать второе, поощрять первое, а на третье просто смотрю. Потому что с одной стороны оно конечно обществом порицается, особенно когда Вася считает, что ей положено второе печенье или вот эта игрушка, а печений, допустим, оставалось всего два, и на второе претендовал Игорь... А с другой стороны вторая крайность - неуверенность в том, что ты своих желаний достойна - ещё хуже. Поэтому насчет печений я корректирую как-нибудь типа "Игорь, ну дай ей кусить, она же малышка и не знает ещё, что такое поровну" и "Василиса, ты же уже съела, давай я тебе лучше молочка налью", а в остальном жду и наблюдаю.

О, кстати, насчет печений. Василиса знает счет до трех и понятие "много", хотя её никто не учил. Если дать ей что-то одно, а она хочет не одно, то она может попросить "Дай два" или "Дай три", или "Дай много". Если она просит три, а ты ей даешь два, она повторяет "Тйи!!!". Если дать два или три, а она просила много, тоже будет настаивать. То есть, явно отличает количества одно от другого.

К концу второго года малыш охотно играет с песком, наполняет водой чашечку и ведерко, готовит из песка куличики... игры становятся разнообразными. Малыш не просто качает куклу, но и укладывает её в кровать, возит в колясочке, кормит. Игрушки-животные начинают рычать, мяукать и говорить словами.
Это 100%. Весь Крым она утром и вечером как на работу ходила на берег моря с ведром, граблями, лопатами и формочками. Камушки, песок, вода. Тележка потерянных в море лопат и ведер. Ручки и ножки в морщинках и довольная рожица. Горки, куличики, ямки, канавы, каши и супы в ведерке, эксперименты с намоканием сухого песка и других вещей :)
Ну и с куклами тоже начались ролевые сложные игры в маму. Я дождалась этого и завтра (уже сегодня) на празднике Василисе достанутся кукольный домик (от Дани), детская кухня (от бабушки) и, возможно, что-то ещё из этой серии. Теперь не опасно. Когда она уже придумала эти игры самостоятельно, с реквизитом "что под ногами лежало", уже можно и эти вещи, по мнению многих детских специалистов, снижающие уровень воображения, использовать. Оно уже проросло.

Очень важно систематически заниматься с ребенком. ... Необходимо давать ребенку задания, побуждать его петь, рисовать, танцевать, играть на детских музыкальных инструментах. Поощряйте самостоятельность ребенка
А вот тут у нас грандиозный провал. Василиса мой первый ребенок, с которым я занимаюсь категорически не систематически. Мы с ней почти не занимаемся по детским обучающим книжкам (хотя когда занимаемся, она отзывается очень активно, и не отпускает меня по часу и более), не играем специально в развивающие игры. Я не даю ей заданий (ей попробуй дай, она своевольная), но она придумывает их себе сама, а ещё ей их придумывает Игорь - его она слушается лучше. Не учу её рисовать, петь (она все равно меня не слушает и делает все по своему). Зато самостоятельность поощряю всецело. У меня нет выбора - если её самостоятельность не поощрять, она все равно будет самостоятельно делать то, что делает. А если я поощряю, то получается как будто она меня слушается.

Ребенок осознает свой пол
Материнский инстинкт в ней проснулся. Примерно в полтора. Она бережно заботится о своих пупсах, укачивает, расчесывает, купает... Но насчет лингвистического пола у нас беда. Она говорит о себе как о мальчике.
- Я пришел!
- Вася, ты девочка! Ты пришла!
- Я девочка! Я пришел!

Малыш постоянно спрашивает
Спрашивает. Но у меня подозрения, что спрашивала бы больше, если бы не было Игоря. Потому что большую часть вопросов задает Игорь. Причем задает, прибегая из комнаты, где они были вдвоем, а она заинтересованно идет следом и слушает ответ. Думаю, есть вероятность, что она спрашивает его, а он уже выступает посредником и задает вопрос нам. Если не может ответить сам. Но когда в комнате находимся мы, Василиса спрашивает напрямую, поэтому проверить гипотезу не удалось.

Что ещё из упомянутых в книге чек-пойнтов?
- Нанизывает кольца на колышек (и все остальное, что надевается на что-то другое, надевает на это другое)
- Строит башни из кубиков (и из всего остального, включая фасолинки в тарелке)
- Пользуется ложкой (а также вилкой и японскими палочками. Последнюю втыкает в ролл с размаху и ест как эскимо на палочке)
- Рисует карандашом (а также ручками, фломастерами, пальцем, камушками и соком на зеркале)
- Рисует штрихи и окружности (рисует, связывает их друг с другом, говорит, что нарисовано, рисует с натуры, иногда даже можно распознать нарисованное)
- Идет без перил по лестнице, лазает по лестнице с перекладинами
- Играет в мячик
- Выполняет несложные поручения (типа "выброси памперс" или "найди и принеси мамин телефон из комнаты")
- Выражает чувства (приходит жалеться и сама жалеет, обнимается и целуется, правдоподобно изображает вселенское горе с заламыванием рук и ударом головы в диван, искренне радуется с криками "ура" и так далее)
- Поддерживает игры других детей, даже нескольких, даже старших
- Запоминает расположение вещей и действий во времени и пространстве, поправляет нас, если что идет не так
- Вырастила 20 зубов, как положено, вот прямо по учебнику
- Знает части тела, даже сложные. Даже правые и левые.
- Концентрирует внимание (и не 6-7 минут, как в книжке, а значительно дольше)

А вот в туалет не просится. На горшок делает свои дела изредка и после долгих уговоров...

Фоток немножко про Василису.

На этой фотографии, в принципе, можно было бы и остановиться. Здесь все про Василису понятно уже. Но все-таки положу ещё немножко.


Первое Крымское море. Пеосчек и формочки.


Мытая мышь в шляпе


Восхождение на Ал-Чак, отдых наверху


Вася на вершине Ай-Петри. В одном тапочке.


Утреннее фото из палатки


Василиса и ветер


Вот.
Tags: два года, праздник, про Василису
Subscribe
Buy for 100 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 66 comments