?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Я и физика

Красивая иллюстрация к роли педагога в формировании личности - мои отношения с одним из разделов физики. С электромагнетизмом. Я и электромагнетизм уважаем друг друга издалека. При попытке сблизиться электромагнетизм перестает меня уважать, кладет руку себе на то, что у него там вместо лица и старается не заржать.

При этом, хоть вам и придется мне поверить на слово, остальную физику я знаю прилично. Статику, динамику, механику, тепловые процессы, молекулярное строение, в том числе ядерную физику - знаю, люблю, понимаю. В том числе задачи олимпиадного уровня: могу решить, могу объяснить, как решать. Готовлю к выпускным экзаменам, да. Успешно, между прочим, готовлю (за счет того, что доля задач про электромагнетизм в ОГЭ и ЕГЭ не так уж велика, и подавляющее большинство из них все-таки являются элементарными и побеждаются элементами здравого смысла, на применение коего я и ориентирую учеников).

Но вот как дело доходит до электричества в формулах, или там электромагнитной индукции... Все эти жуткие размерности, странные обозначения, миллион букв, которыми обозначаются константы, миллиард формул, которые ни в одном известном мне справочнике даже не пытаются свести в единую систему...

Данила занимается сейчас с учителем, который готовит к олимпиадам. Я смотрю задачи, которые они решают. Пока они решали про тепло и энергию, я могла решить все, и даже унесла нагло пару интересных задач своим особо умным ученикам. Даня с учителем перешли к электричеству - я смотрю на листок, и к глазам подступают слезы. Я даже текст условия не с первого раза понимаю...

Да что там долго говорить: в этом году я решила твердо и непреклонно победить этот раздел и записалась на курс от МГУ. Выслушала первую лекцию, про заряды и напряженность поля, правильно решила четыре простых тестика в конце каждой её части, причем уже там немного сломала себе мозг. Перешла к итоговому тесту по всем четырем частям (первой лекции, первой!), решила одну задачу (где тот самый здравый смысл пригодился), начала решать три остальные... И не решила ни одну. Не, я даже как бы их решаю, получаю ответ, ввожу - неверно. Уже по две попытки на каждую задачу потратила, причем не пытаясь угадать, а реально выписывая себе подробное решение. Сижу с последними попытками и расстраиваюсь. Хочу уже все бросить, но не брошу.

А теперь поговорим о том, почему.
Дело в том, что в середине восьмого класса мой учитель физики, великолепный Сергей Викторович, которого знают в Петербургских вузах, поехал в очередную командировку на полгода. Нас передали новенькой физичке, только что после института. Она была очень хорошая девушка, добрая и отзывчивая. И электромагнетизм в наши головы она старательно наложила ровной кучкой посередине. И эта кучка, как я чувствую сейчас, со временем превратилась в пластилиновый комок, слепивший намертво отвечающие за все это нейронные связи. Как только я вижу слово "индукция" или там "напряженность", сигнал нейрона уходит в пластилин, и я страдаю от бессилия что-либо сделать. Все мои попытки выковырять эту пластилиновую гадость из головы пока успехом не увенчиваются.

Резюме: Роль учителя очень важна. Причем равнодушный некомпетентный учитель даже лучше старательного некомпетентного. В первом случае ученик имеет возможность разобраться сам. Во втором - старательный поймает его и наложит знания. Как умеет.

Посмотрим, сможет ли с этим что-то сделать курс от МГУ... Пойду, попробую ещё раз, пока Вася спит, победить те три задачи. Отдохнула, типа.
promo mama_gremlina november 23, 23:20 10
Buy for 100 tokens
В ближайшее время: - об осеннем море Петергофа, выставке, посвященной строительству фонтанов, о церковном корпусе Дворца и основной его экспозиции - о тематической медиавыставке, посвященной дельфинам и китам - о выставке роботов в Питерленде - о Зубровнике в Токсово - о музее в центре…

Comments

( 73 comments — Leave a comment )
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
m_u_s_t_a_f_a
Sep. 20th, 2018 12:05 pm (UTC)
У меня, например, интерес к математике начался именно с уравнений Максвелла, то есть как раз с основ электромагнетизма. Я видел, как они красивы, и одновременно мучился из-за того, что не понимаю их, что могу только восхищаться, любуясь ими снаружи, а внутрь залезть не могу. Тут-то меня и накрыло дифференциальным и интегральным исчислением!
mama_gremlina
Sep. 20th, 2018 12:10 pm (UTC)
Представьте теперь ужас человека, который непринужденно решает абстрактные интегро-дифференциальные уравнения, но как только видит в выражении с простейшим интегралом букву Е со стрелочкой, впадает в пластилиновый ступор...

Edited at 2018-09-20 12:10 pm (UTC)
(no subject) - mama_gremlina - Sep. 20th, 2018 12:11 pm (UTC) - Expand
(no subject) - m_u_s_t_a_f_a - Sep. 20th, 2018 12:17 pm (UTC) - Expand
(no subject) - mama_gremlina - Sep. 20th, 2018 12:20 pm (UTC) - Expand
(no subject) - mama_gremlina - Sep. 20th, 2018 12:22 pm (UTC) - Expand
(no subject) - m_u_s_t_a_f_a - Sep. 20th, 2018 12:33 pm (UTC) - Expand
(no subject) - mama_gremlina - Sep. 20th, 2018 12:36 pm (UTC) - Expand
(no subject) - m_u_s_t_a_f_a - Sep. 20th, 2018 12:43 pm (UTC) - Expand
(no subject) - mama_gremlina - Sep. 20th, 2018 12:44 pm (UTC) - Expand
(no subject) - m_u_s_t_a_f_a - Sep. 20th, 2018 12:47 pm (UTC) - Expand
(no subject) - mama_gremlina - Sep. 20th, 2018 01:12 pm (UTC) - Expand
(no subject) - m_u_s_t_a_f_a - Sep. 20th, 2018 01:17 pm (UTC) - Expand
(no subject) - mama_gremlina - Sep. 20th, 2018 01:13 pm (UTC) - Expand
(no subject) - m_u_s_t_a_f_a - Sep. 20th, 2018 01:18 pm (UTC) - Expand
(no subject) - feona2003 - Sep. 20th, 2018 01:40 pm (UTC) - Expand
(no subject) - m_u_s_t_a_f_a - Sep. 20th, 2018 05:13 pm (UTC) - Expand
(no subject) - feona2003 - Sep. 21st, 2018 04:14 am (UTC) - Expand
(no subject) - prov_old - Sep. 21st, 2018 09:34 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ugputl - Sep. 20th, 2018 04:23 pm (UTC) - Expand
(no subject) - m_u_s_t_a_f_a - Sep. 20th, 2018 04:26 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ugputl - Sep. 20th, 2018 04:45 pm (UTC) - Expand
livejournal
Sep. 20th, 2018 12:36 pm (UTC)
Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal северного региона. Подробнее о рейтинге читайте в Справке.
(Deleted comment)
mama_gremlina
Sep. 21st, 2018 10:17 pm (UTC)
Если смогли пройти непройденное, значит, не такой уж ужасный...
Ужаснее тот, кто знаний-то наложил, а они цементом застыли, и никак.
mahusia
Sep. 20th, 2018 01:33 pm (UTC)
заколдованый круг :) удачи!
mama_gremlina
Sep. 21st, 2018 10:17 pm (UTC)
Спасибо
sat0ri_dada
Sep. 20th, 2018 01:38 pm (UTC)

а у меня тоже самое с механикой... полгода в 10 классе учительница болела, а замещающая ее была математиком, но никак не физиком... и совсем она не знала предмета. таа что механика прошла мимо меня)

mama_gremlina
Sep. 21st, 2018 10:18 pm (UTC)
Механика - моя любовь :)
Настолько, что я однажды не удержалась, и слушала курс классической механики на английском от массачусетского университета :)
feona2003
Sep. 20th, 2018 01:39 pm (UTC)
У меня отношения с физикой закончились в школе. Закончились интересно. Я много проболела в 9 классе и учительница дала мне 50 карточек с заданиями, чтобы я решила, что смогу. Я корпела и решила все. И ведь интернета не было.
Она за мужество и героизм поставила мне пять. И так продолжала ставить до конца 10 класса. Я все умом понимала, кроме электричества, а папа у меня МЭИ закончил. Так вот, накануне экзамена по физике я призналась ему, что электричество так и не понимаю. Он с трансформатором и ножницами бегал вокруг меня до седьмого пота. Ноль.
Я молила, чтобы мне не достался билет, где первый вопрос был про постоянный ток, второй про переменный. Пронесло. Помню, что один вопрос был про радиацию. Получила свою пятерку в аттестат и все.
mama_gremlina
Sep. 21st, 2018 10:19 pm (UTC)
Вот и мне на экзамене вступительном достались три вопроса, и ни один про электричество. Причем экзаменатор задавал дополнительный, я вся аж поседела, наверное, а он про причину косого дождя. Уф. Поймать хотел. не поймал :)
redkya_dura
Sep. 20th, 2018 02:23 pm (UTC)
Вот. Вот этого я и боюсь. Насру детям в головы кучу пластилина, а им с этим жить.
mama_gremlina
Sep. 21st, 2018 10:20 pm (UTC)
Я так понимаю, пластилин образуется, когда объясняешь то, что не понимаешь до конца сам. Я думаю, буквы алфавита, элементарная арифметика и основы окружающего мира - не то, в чем кто-то может не разбираться ;)
(Anonymous)
Sep. 20th, 2018 02:52 pm (UTC)
ни одну задачу из раздела 'электромагнетизм' решить нельзя - нужно знать решение.
ugputl
Sep. 20th, 2018 04:26 pm (UTC)
Физику нужно знать, тогда будете знать и решения.
(no subject) - mama_gremlina - Sep. 21st, 2018 10:20 pm (UTC) - Expand
samavara
Sep. 20th, 2018 03:09 pm (UTC)
Ой, я с физикой совсем не дружу, несмотря на пятерки в школе и универе. Моя логика там не находит, на что опереться, начинаю плавать. А химия и математика - нормально.
mama_gremlina
Sep. 21st, 2018 10:21 pm (UTC)
Да. Там плавающие основы. И на этих глиняных ножках стоит весь каменный колосс
sotrudnic
Sep. 20th, 2018 03:31 pm (UTC)
1) А что за курс?
2) хорошая книжка, имхо, лучше школьного учителя..
m_u_s_t_a_f_a
Sep. 20th, 2018 04:09 pm (UTC)
Если бы я был министром образования, физику в школе преподавали бы по Фейнмановским лекциям!
(no subject) - sotrudnic - Sep. 20th, 2018 05:20 pm (UTC) - Expand
(no subject) - m_u_s_t_a_f_a - Sep. 20th, 2018 05:25 pm (UTC) - Expand
(no subject) - mama_gremlina - Sep. 21st, 2018 10:39 pm (UTC) - Expand
(no subject) - sotrudnic - Sep. 22nd, 2018 11:09 am (UTC) - Expand
4ernii_lector
Sep. 20th, 2018 04:04 pm (UTC)
Хех. У нас в городе 99% учителей физики создают в головах горы пластилина. И эти горы ещё и делением размножаются...
ugputl
Sep. 20th, 2018 04:29 pm (UTC)
Уже довольно-таки давно приличный учитель физики является почти такой же редкостью, как белый жираф.
Тоже самое со школьными учебниками физики. Я когда-то сильно ругал учебник Пёрышкина за примитивность (ну, физкласс всё-таки), а теперь думаю, что для обычных классов лучше и не надо.
(no subject) - mama_gremlina - Sep. 21st, 2018 10:41 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ugputl - Sep. 22nd, 2018 04:19 am (UTC) - Expand
(no subject) - mama_gremlina - Sep. 21st, 2018 10:41 pm (UTC) - Expand
g_nick_kate
Sep. 20th, 2018 04:57 pm (UTC)
С физикой в школе у меня все было прекрасно ровно до электромагнетизма. Формулы я выучить могла, но вот представить, что куда подставлять было уже выше моих сил. И да, я согласна про учителя. Он может быть совершенно равнодушен, лишь бы научил.
m_u_s_t_a_f_a
Sep. 20th, 2018 05:10 pm (UTC)
У хорошего учителя ученики не учат готовые формулы, а выводят их сами. В этом-то и заключается принципиальная разница между хорошим учителем и плохим. Формулу, которую однажды вывел сам, невозможно забыть: в случае необходимости просто берёшь да выводишь её снова.
(no subject) - mama_gremlina - Sep. 21st, 2018 10:42 pm (UTC) - Expand
(no subject) - mama_gremlina - Sep. 21st, 2018 10:41 pm (UTC) - Expand
helly_nord
Sep. 20th, 2018 05:25 pm (UTC)
Да, да! Роль учителя действительно ОЧЕНЬ важна!
У меня так механика очень долго в голову не упихивалась, потому что этот раздел физики я изучала в, страшно сказать, гуманитарном классе гимназии... Нам просто диктовали определения и заставляли их выучить... Потом эту кучку в моей голове пытались распотрошить, но получилось не с первого раза. Уже непосредственно на физфаке до меня "дошло", наконец ).

А история?! У нас был прекрасный историк в школе! Все, что он нам живо и "в лицах", практически, рассказывал, я помню до сих пор! Но... Однажды наш класс его сильно подставил, и он на нас "обиделся". И мы несколько тем проходили самостоятельно, просто на уроках сидели и переписывали параграфы из учебника. Ничего из тех тем в голове не осталось. И впихнуть пока не представляется возможным...
mama_gremlina
Sep. 21st, 2018 10:43 pm (UTC)
Лучше, когда не остается ничего, чем когда пластилин...
0sprey
Sep. 20th, 2018 07:18 pm (UTC)
У меня наоборот, электричество лучше всего понимаю из физики. Прям кожей чувствую. Но это от учителя, у нас именно этот раздел успел объяснить и показать на опытах физик в школе. Вот это именно тот раздел, который надо изучать в лаборатории.
Соответственно потом МЭИ, кафедра полупроводников.
А вот с теорией pn-перехода до сих пор не согласна. Там ещё магнетизм должен играть свою роль.
mama_gremlina
Sep. 21st, 2018 10:44 pm (UTC)
Да, роль учителя. Именно про это и пост...

Правда, вы не согласны с pn? Это же прекрасно! Вот я тоже не согласна. А pnp вообще невозможен, исходя из тех условий, что в учебнике!
sam_spb
Sep. 20th, 2018 08:17 pm (UTC)
До сих пор, синус-косинус -проекция единичного вектора на оси координат, а не те отношения прилежащего к противолежащему, что я когда-то проболел классе в 9-ом. :))))
mama_gremlina
Sep. 21st, 2018 10:45 pm (UTC)
Так так же и нужно! Я со своими всегда стараюсь одновременно про катеты рассказать, и сразу же - на окружность. Иначе смысла никакого нет.
(no subject) - (Anonymous) - Sep. 26th, 2018 06:23 am (UTC) - Expand
(no subject) - mama_gremlina - Sep. 26th, 2018 08:05 am (UTC) - Expand
(no subject) - (Anonymous) - Sep. 26th, 2018 06:31 am (UTC) - Expand
(no subject) - mama_gremlina - Sep. 26th, 2018 08:03 am (UTC) - Expand
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
( 73 comments — Leave a comment )

Profile

mama_gremlina
Мама Гремлина, Горыныча и Василисы

Latest Month

December 2018
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow