?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Я и физика

Красивая иллюстрация к роли педагога в формировании личности - мои отношения с одним из разделов физики. С электромагнетизмом. Я и электромагнетизм уважаем друг друга издалека. При попытке сблизиться электромагнетизм перестает меня уважать, кладет руку себе на то, что у него там вместо лица и старается не заржать.

При этом, хоть вам и придется мне поверить на слово, остальную физику я знаю прилично. Статику, динамику, механику, тепловые процессы, молекулярное строение, в том числе ядерную физику - знаю, люблю, понимаю. В том числе задачи олимпиадного уровня: могу решить, могу объяснить, как решать. Готовлю к выпускным экзаменам, да. Успешно, между прочим, готовлю (за счет того, что доля задач про электромагнетизм в ОГЭ и ЕГЭ не так уж велика, и подавляющее большинство из них все-таки являются элементарными и побеждаются элементами здравого смысла, на применение коего я и ориентирую учеников).

Но вот как дело доходит до электричества в формулах, или там электромагнитной индукции... Все эти жуткие размерности, странные обозначения, миллион букв, которыми обозначаются константы, миллиард формул, которые ни в одном известном мне справочнике даже не пытаются свести в единую систему...

Данила занимается сейчас с учителем, который готовит к олимпиадам. Я смотрю задачи, которые они решают. Пока они решали про тепло и энергию, я могла решить все, и даже унесла нагло пару интересных задач своим особо умным ученикам. Даня с учителем перешли к электричеству - я смотрю на листок, и к глазам подступают слезы. Я даже текст условия не с первого раза понимаю...

Да что там долго говорить: в этом году я решила твердо и непреклонно победить этот раздел и записалась на курс от МГУ. Выслушала первую лекцию, про заряды и напряженность поля, правильно решила четыре простых тестика в конце каждой её части, причем уже там немного сломала себе мозг. Перешла к итоговому тесту по всем четырем частям (первой лекции, первой!), решила одну задачу (где тот самый здравый смысл пригодился), начала решать три остальные... И не решила ни одну. Не, я даже как бы их решаю, получаю ответ, ввожу - неверно. Уже по две попытки на каждую задачу потратила, причем не пытаясь угадать, а реально выписывая себе подробное решение. Сижу с последними попытками и расстраиваюсь. Хочу уже все бросить, но не брошу.

А теперь поговорим о том, почему.
Дело в том, что в середине восьмого класса мой учитель физики, великолепный Сергей Викторович, которого знают в Петербургских вузах, поехал в очередную командировку на полгода. Нас передали новенькой физичке, только что после института. Она была очень хорошая девушка, добрая и отзывчивая. И электромагнетизм в наши головы она старательно наложила ровной кучкой посередине. И эта кучка, как я чувствую сейчас, со временем превратилась в пластилиновый комок, слепивший намертво отвечающие за все это нейронные связи. Как только я вижу слово "индукция" или там "напряженность", сигнал нейрона уходит в пластилин, и я страдаю от бессилия что-либо сделать. Все мои попытки выковырять эту пластилиновую гадость из головы пока успехом не увенчиваются.

Резюме: Роль учителя очень важна. Причем равнодушный некомпетентный учитель даже лучше старательного некомпетентного. В первом случае ученик имеет возможность разобраться сам. Во втором - старательный поймает его и наложит знания. Как умеет.

Посмотрим, сможет ли с этим что-то сделать курс от МГУ... Пойду, попробую ещё раз, пока Вася спит, победить те три задачи. Отдохнула, типа.
promo mama_gremlina november 23, 23:20 10
Buy for 100 tokens
В ближайшее время: - об осеннем море Петергофа, выставке, посвященной строительству фонтанов, о церковном корпусе Дворца и основной его экспозиции - о тематической медиавыставке, посвященной дельфинам и китам Потеряло актуальность, потому что кончилось - о выставке роботов в…

Comments

m_u_s_t_a_f_a
Sep. 20th, 2018 12:17 pm (UTC)
Может быть, Вас в своё время сбили с толку аналогией с водопроводными трубами? Эта аналогия полезна только в самом начале, а потом от неё приходится избавляться, как от какой-нибудь вредной привычки.
mama_gremlina
Sep. 20th, 2018 12:20 pm (UTC)
Я то полугодие физики помню как плотный ватный туман. Я захожу в класс, в котором раньше мне на входе давали набор задач на бумажке, чтобы нейтрализовать до конца урока, сажусь, учительница открывает рот, и я отключаюсь от эфира. Слова все по отдельности понятные - а вместе пластилиновая кучка
mama_gremlina
Sep. 20th, 2018 12:22 pm (UTC)
И до труб, которые, может, и были, там ещё много сначала всякого. Меня не только трубы пугают, трубы как раз в меньшей степени, законы Кирхгофа мы с Сергеем Викторовичем повторяли перед экзаменом в 11 классе, и я научилась схемы с постоянным током "решать", абстрагируясь от того, что это электричество, чисто на голой математике и законе ома.

А вот напряженность, индукция, транзисторы (!!!)
Жуть пластилиновая

Но я её побежу. Победю
m_u_s_t_a_f_a
Sep. 20th, 2018 12:33 pm (UTC)
Я разбирался во всём этом самостоятельно, уже в очень зрелом возрасте, и подстёгивало меня, кроме всего прочего, то, что Майкл Фарадей по специальности был переплётчиком, как и я. Разобрался один переплётчик - значит, может разобраться и другой! Так я себе сказал. И разобрался. А законы Кирхгофа - это же просто частный случай применения законов сохранения материи и энергии. Как только понимаешь, что электрон - это просто материальный объект, что их можно считать, измерять и взвешивать, как любые другие предметы, всё становится гораздо проще.
mama_gremlina
Sep. 20th, 2018 12:36 pm (UTC)
Именно. Поэтому они мне и понравились.
Но только после возвращения Сергея Викторовича :)

Ну, в общем, я постараюсь не ударить в грязь и отковырять пластилинку
m_u_s_t_a_f_a
Sep. 20th, 2018 12:43 pm (UTC)
Кстати: Вы видели, как выглядят уравнения Максвелла именно в том виде, как их записал Максвелл? Тогда ведь никаких операторов набла не было! Это полстраницы текста, длинные дифференциальные уравнения в частных производных (по трём пространственным измерениям и по времени), и их вообще не четыре, а двадцать. Никаких тебе роторов и никаких дивергенций!
mama_gremlina
Sep. 20th, 2018 12:44 pm (UTC)
Не пугайте меня. Дайте победить напряженность электростатического поля :)
m_u_s_t_a_f_a
Sep. 20th, 2018 12:47 pm (UTC)
Самое главное, что необходимо помнить: не только Вы не знаете, что такое электрический заряд. Этого не знает вообще никто!!! Как только это осознаешь, уже ничего не боишься.
mama_gremlina
Sep. 20th, 2018 01:12 pm (UTC)
Да ладно! Честно? Это разве не группа перебежавших электронов? Или перебежавшие электроны лишь модель для описания происходящего?
(no subject) - m_u_s_t_a_f_a - Sep. 20th, 2018 01:17 pm (UTC) - Expand
mama_gremlina
Sep. 20th, 2018 01:13 pm (UTC)
Потому что если это не группа перебежавших электронов, а модель, то может решиться моя проблема с пониманием работы транзистора. Если представлять себе бегающие электроны, транзистор представляется невозможной хренью. Мне, по крайней мере. А если это что-то другоооеее... Тогдаааа....
(no subject) - m_u_s_t_a_f_a - Sep. 20th, 2018 01:18 pm (UTC) - Expand
feona2003
Sep. 20th, 2018 01:40 pm (UTC)
Честно? Никто не знает? О! Значит я не одинока во вселенной.
(no subject) - m_u_s_t_a_f_a - Sep. 20th, 2018 05:13 pm (UTC) - Expand
(no subject) - feona2003 - Sep. 21st, 2018 04:14 am (UTC) - Expand
prov_old
Sep. 21st, 2018 09:34 pm (UTC)
Спасибо! Это помогает жить! :-)
ugputl
Sep. 20th, 2018 04:23 pm (UTC)
Разобрался один переплётчик - значит, может разобраться и другой!
Несколько самонадеянное заявление, однако.
m_u_s_t_a_f_a
Sep. 20th, 2018 04:26 pm (UTC)
Согласен. Но важен результат, а результат есть.
ugputl
Sep. 20th, 2018 04:45 pm (UTC)
Ну и хорошо.

Profile

mama_gremlina
Мама Гремлина, Горыныча и Василисы

Latest Month

May 2019
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow