?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Я и физика

Красивая иллюстрация к роли педагога в формировании личности - мои отношения с одним из разделов физики. С электромагнетизмом. Я и электромагнетизм уважаем друг друга издалека. При попытке сблизиться электромагнетизм перестает меня уважать, кладет руку себе на то, что у него там вместо лица и старается не заржать.

При этом, хоть вам и придется мне поверить на слово, остальную физику я знаю прилично. Статику, динамику, механику, тепловые процессы, молекулярное строение, в том числе ядерную физику - знаю, люблю, понимаю. В том числе задачи олимпиадного уровня: могу решить, могу объяснить, как решать. Готовлю к выпускным экзаменам, да. Успешно, между прочим, готовлю (за счет того, что доля задач про электромагнетизм в ОГЭ и ЕГЭ не так уж велика, и подавляющее большинство из них все-таки являются элементарными и побеждаются элементами здравого смысла, на применение коего я и ориентирую учеников).

Но вот как дело доходит до электричества в формулах, или там электромагнитной индукции... Все эти жуткие размерности, странные обозначения, миллион букв, которыми обозначаются константы, миллиард формул, которые ни в одном известном мне справочнике даже не пытаются свести в единую систему...

Данила занимается сейчас с учителем, который готовит к олимпиадам. Я смотрю задачи, которые они решают. Пока они решали про тепло и энергию, я могла решить все, и даже унесла нагло пару интересных задач своим особо умным ученикам. Даня с учителем перешли к электричеству - я смотрю на листок, и к глазам подступают слезы. Я даже текст условия не с первого раза понимаю...

Да что там долго говорить: в этом году я решила твердо и непреклонно победить этот раздел и записалась на курс от МГУ. Выслушала первую лекцию, про заряды и напряженность поля, правильно решила четыре простых тестика в конце каждой её части, причем уже там немного сломала себе мозг. Перешла к итоговому тесту по всем четырем частям (первой лекции, первой!), решила одну задачу (где тот самый здравый смысл пригодился), начала решать три остальные... И не решила ни одну. Не, я даже как бы их решаю, получаю ответ, ввожу - неверно. Уже по две попытки на каждую задачу потратила, причем не пытаясь угадать, а реально выписывая себе подробное решение. Сижу с последними попытками и расстраиваюсь. Хочу уже все бросить, но не брошу.

А теперь поговорим о том, почему.
Дело в том, что в середине восьмого класса мой учитель физики, великолепный Сергей Викторович, которого знают в Петербургских вузах, поехал в очередную командировку на полгода. Нас передали новенькой физичке, только что после института. Она была очень хорошая девушка, добрая и отзывчивая. И электромагнетизм в наши головы она старательно наложила ровной кучкой посередине. И эта кучка, как я чувствую сейчас, со временем превратилась в пластилиновый комок, слепивший намертво отвечающие за все это нейронные связи. Как только я вижу слово "индукция" или там "напряженность", сигнал нейрона уходит в пластилин, и я страдаю от бессилия что-либо сделать. Все мои попытки выковырять эту пластилиновую гадость из головы пока успехом не увенчиваются.

Резюме: Роль учителя очень важна. Причем равнодушный некомпетентный учитель даже лучше старательного некомпетентного. В первом случае ученик имеет возможность разобраться сам. Во втором - старательный поймает его и наложит знания. Как умеет.

Посмотрим, сможет ли с этим что-то сделать курс от МГУ... Пойду, попробую ещё раз, пока Вася спит, победить те три задачи. Отдохнула, типа.
Buy for 100 tokens
Buy promo for minimal price.

Comments

mama_gremlina
Sep. 20th, 2018 12:44 pm (UTC)
Не пугайте меня. Дайте победить напряженность электростатического поля :)
m_u_s_t_a_f_a
Sep. 20th, 2018 12:47 pm (UTC)
Самое главное, что необходимо помнить: не только Вы не знаете, что такое электрический заряд. Этого не знает вообще никто!!! Как только это осознаешь, уже ничего не боишься.
mama_gremlina
Sep. 20th, 2018 01:12 pm (UTC)
Да ладно! Честно? Это разве не группа перебежавших электронов? Или перебежавшие электроны лишь модель для описания происходящего?
m_u_s_t_a_f_a
Sep. 20th, 2018 01:17 pm (UTC)
Конечно, модель! Вы их видели когда-нибудь, эти электроны? Мы ведь даже не знаем, частицы они или волны! Кроме того, если мы говорим о заряде одного электрона, это уже означает, что электрон - это одно, а его заряд - другое.
mama_gremlina
Sep. 20th, 2018 01:13 pm (UTC)
Потому что если это не группа перебежавших электронов, а модель, то может решиться моя проблема с пониманием работы транзистора. Если представлять себе бегающие электроны, транзистор представляется невозможной хренью. Мне, по крайней мере. А если это что-то другоооеее... Тогдаааа....
m_u_s_t_a_f_a
Sep. 20th, 2018 01:18 pm (UTC)
Корпускулярно-волновой дуализм Вас спасёт! Кроме того, в транзисторах бегают не только электроны, но и дырки, а дырки-то уж точно модель.

Edited at 2018-09-20 05:06 pm (UTC)
feona2003
Sep. 20th, 2018 01:40 pm (UTC)
Честно? Никто не знает? О! Значит я не одинока во вселенной.
m_u_s_t_a_f_a
Sep. 20th, 2018 05:13 pm (UTC)
Вот Вам стандартное определение заряда: "физическая скалярная величина, определяющая способность тел быть источником электромагнитных полей и принимать участие в электромагнитном взаимодействии". Ничего не напоминает? Помните, как героиня Валентины Теличкиной в "Пяти вечерах" зубрила про вафли? "Им свойственен свойственный им запах".
feona2003
Sep. 21st, 2018 04:14 am (UTC)
Вот за что вы так со мной.(((
prov_old
Sep. 21st, 2018 09:34 pm (UTC)
Спасибо! Это помогает жить! :-)

Profile

mama_gremlina
Мама Гремлина, Горыныча и Василисы

Latest Month

July 2019
S M T W T F S
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow