?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Продолжаю и заканчиваю про ноябрьский Петергоф. Большой Дворец грандиозен. Нам, привыкшим к не менее грандиозному Екатерининскому и довольно скромному снаружи, но поражающему внутри Павловскому, Петергофский Дворец и то кажется неимоверно роскошным, представляю, какое впечатление может он произвести на неподготовленного человека.

Итак, ноябрь 2018 года. Похолодание обрушило остатки листьев, но ниже нуля ещё не опускалось, поэтому влажность воздуха по прежнему близка к ста процентам, как почти всегда в Петербурге. В результате всего этого на улице очень, очень, очень холодно, особенно когда с моря дуют ветра.

И мы спасаемся бегством. Не обойдя и половины Нижнего парка, забегаем во Дворец и попадаем в галдящую толпу туристов из граничащего с нами большого государства. Один из пожилых туристов ложится на скамеечку и лежит - устал. Его супруга отгоняет от него смотрительниц. Никто из них не говорит на языке оппонента, и выглядит все очень забавно. Как выяснилось впоследствии, дедушка действительно просто устал, плохо ему не было, ну и хорошо.

За окном гардеробного зала - влажный холодный северный воздух и грустный парк.

20181111_151751

А внутри - довольные, уже успевшие согреться, дети. Ждут, когда папа вернется с номерками, и можно будет идти по залам Дворца:

20181111_151832

Ещё детки. Это я пыталась фотографировать вид из окна, а они заинтересованно подсматривали. И я не удержалась и щелкнула их вместо вида:

20181111_151844

Тем временем одежда пристроена, билеты "куплены", и мы проходим сквозь турникеты и попадаем на парадную лестницу. Лестница, как и большая часть Дворца - проект и реализация Бартоломео Растрелли. Самая её прекрасная часть - четыре девушки, символизирующие времена года. Девушек (и другие деревянные позолоченные скульптуры) выполнила бригада мастера Шталмеера. Эта, судя по урожаю в руке - осень, но источники говорят - зима...

20181111_152519

На табличке просьба не останавливаться на лестнице, проходить сразу в Танцевальный зал:

20181111_152542

Танцевальный зал у них маленький, не сравнить с тем, что в Екатерининском Дворце. Не могу визуально поместить в этот зал более, чем 10-15 пар танцующих. Кажется, что это был танцевальный зал для уютных полусемейных приемов... Но на табличке информация о том, что Елизавета использовала его для проведения торжественных балов и маскарадов. Видимо, танцевали небольшими партиями.

20181111_152637

В одном из зеркал, которые обычно встраивают в стены таких залов для зрительного увеличения объема помещения, мы пытались сделать семейное фото:

20181111_152620

Следующий зал - Чесменский.

20181111_152723

Интерьер его такой, чтобы не отвлекать от главного - от картин с изображением русско-турецкой войны и конкретно Чесменской битвы 25-26 июня 1770 года. Ради этого почти повсеместное барокко Дворца уступило место классицизму. И картины, и лепка на стенах, и украшения предметов интерьера - все на военно-морские и турецкие темы. Картины написал немецкий художник Якоб Филипп Хаккерт по заказу.

20181111_152819

Одно из полотен поближе:

20181111_152938

У окна на столике - письменный прибор, пожалуй, единственная вещь в зале без военно-турецкой тематики.

20181111_152830

А ещё в Чесменском зале стояли хаотично задумчивые и неподвижные туристы из той самой страны с общей границей с Россией. Стоят такие, задрав головы к потолку и молчат. Как зомби в недавнем кино, где они стояли неподвижно, реагируя только на резкие движения и прикосновения, и можно было между ними пройти, если медленно и лавируя аккуратно. В зале ещё темновато, чтобы картины не портились, ощущение полного погружения в тему. А это они, оказывается, аудиогидов слушают. Аудиогиды теперь маленькие, незаметные, вставляются в уши. Ужас просто что такое :)

Из темного Чесменского зала можно заглянуть краешком глаза через верёвочку в голубую приемную:

20181111_152757

Её название связано с цветом стен, а предназначение сводилось к расположению секретарей, которые фиксировали прибытие и отъезд важных персон.

Следующий зал - Тронный, самый большой и тоже классический, хотя и более близок к барокко, чем Чесменский.

20181111_153133

Скульптуры греков/римлян на тяжелых каменных столах с бронзовой отделкой, брезгливо отворачиваются от наших унылых сумерек в окне:

20181111_153159

Им хочется обратно, в теплые и уютные края:

20181111_153248

На этом постаменте должен был стоять трон. Но вместо него рядом стоит табличка, что трон находится на реставрации. Поэтому основным экспонатом зала является конный портрет Екатерины Второй, "Шествие на Петергоф".

20181111_153216

Это полотно, созданное Эриксоном в год переворота, именно перевороту и посвящено. А точнее, поездке из Петербурга в Петергоф после переворота, чтобы завершить отстранение Петра Третьего от власти...
Когда через многие годы власть перешла к сыну Екатерины, Павлу, он убрал этот портрет из тронного зала, повесил портрет Петра Первого. И лишь в 1969 полотно вернули на место, когда восстанавливали Дворец

Нас заинтересовала маленькая копия картины справа. Оказывается, она с выпуклой накладкой, рельеф которой повторяет изображение:

20181111_153340

Это для тех, кто может видеть только руками:

20181111_153345

Дальше - Аудиенц-зал или Статс-Дамская. Предназначался для малых приемов, когда назывался Аудиенц-залом, стал Статс-Дамской, когда возник обычай во время праздников накрывать столы во всех залах для разных слоев приглашенных, и этот зал был отведен статс-дамам.

20181111_153542

Много золота и резьбы:

20181111_153545

Я в бесконечном золото-зеркальном коридоре и фарфоровые фигурки:

20181111_153613

Белая столовая - следующий зал. Нет картин, нет золота. Зато - барельефы, резные спинки стульев, подсвечники, изящная посуда - Веджвудский сервиз:

20181111_153646

Круглые печи из белых изразцов. Классическая монохромная красота:

20181111_153705

И лишь кое-где вспыхивают золотые детали:

20181111_153739

А вот в Китайских кабинетах останавливаться и фотографировать нельзя. Дыхание человека разрушает экспонаты. Поэтому - совсем фрагментарно, проходя мимо без остановки.

20181111_153837

Драконы, китайские фонарики, национальное буйство цвета:

20181111_153903

За первым Китайским кабинетом - Картинный зал. Такой способ демонстрации картин называется шпалерной развеской. Автор всех портретов - Ротари, а автор проекта - человек по имени Волан-де-Морт Вален-Деламот:

20181111_153940

Через этот зал проходит ось симметрии дворца и обоих парков. Если продлить Морской канал, то его линия пройдет как раз посередине Картинного зала. Вот она - ось Верхнего сада из окна, завешенного умопомрачительными шторами:

20181111_153951

Заинтересованный Игорь и папа, поправляющий прическу дочке. Как меня раньше умиляли такие картинки на площадках и в парках, а теперь у самой есть такая парочка :)

20181111_154007

Куропаточная гостиная. Следующий зал, названный так потому, что на стенах, на шелковой обивке, вышиты куропатки в цветочных зарослях:

20181111_154248

Ещё есть уютный диванчик в нише:

20181111_154211

И арфа. Изготовлена в Лондоне в конце 18 века:

20181111_154232

А ещё у меня почему-то это фото по времени стоит между фотографиями этой гостиной, и память (на которую не жалуюсь обычно) не протестует насчет того, что эта витрина стояла в Куропаточной. Но... почему стена полосатая? Сие тайна. Тем не менее, даже набор предметов отвечает логике комнаты. Предметы для утренних занятий женщины. Потому что эта гостиная использовалась императрицами для утреннего отдыха в окружении самых близких.

20181111_154332

И не знаю, для чего, но есть некое потайное помещение с незаметной дверью и отверстием для проникновения воздуха из гостиной, которое тоже не сразу замечаешь:

20181111_154216

В следующей, Диванной комнате большую часть площади занимает, конечно, диван. Турецкий "угловой" диван с широчайшим сиденьем и подушками:

20181111_154527

Вообще это спальня императрицы. Что логично: проснулась, оделась и пошла в соседнюю Куропаточную, проводить утро с ближайшими. На стенах - китайские семьи в окнах китайских домов:

20181111_154410

В противоположном дивану углу - столик, кресла и малый косметический набор с зеркалом:

20181111_154557

Ещё между диваном и столом на ковре должна была быть статуя собачки Земиры, любимой левретки Екатерины Второй, но она была на какой-то выставке, и мы её не увидели.

В Туалетной комнате, тоже логично примыкающей к опочивальне, стол с расширенным косметическим набором:

20181111_154626

И очень красивая фарфоровая люстра:

20181111_154619

Кабинет императрицы. Как и все кабинеты, использовался не только для деловых занятий, но и для чтения, игры в карты и зависания в соцсетях, делая вид, что работаешь:

20181111_154705

Бюсты философов, Руссо и Вольтера, строго смотрят из углов, намекая, что пора бы и вылезти из контакта отвлечься от карт в пользу изучения философских трудов:

20181111_154728

Штандартная. Здесь очень красивый шелк на стенах, хоть и не аутентичный, эта расцветка использовалась с 1840-х, а изначально была желто-фиолетовая. Сами штандарты сейчас в другом помещении, а название осталось.

20181111_154852

И парадные портреты с узнаваемыми лицами:

20181111_154911

Кавалерская:

20181111_155220

В этой комнате меня цепляют шторы:

20181111_155308

И самая восточная точка экскурсионного маршрута - Большая голубая гостиная, она же вторая столовая:

20181111_155317

К голубой гостиной примыкает большой концертный зал, как и в прочих Дворцах, В Петергофе проводят не только экскурсионные, но и музыкальные, театральные и политические мероприятия.

20181111_155442

Дальше маршрут разворачивается и мы проходим ещё несколько комнат по той стороне Дворца, которая обращена к Верхнему Саду. В Секретарской я снимаю фрагменты.
Заинтересовавший сильнее всего - картина из камней на секретере:

20181111_155650

"Паркетная" картина из дерева на другом секретере:

20181111_155802

И золотой орнамент:

20181111_155658

Диван и кресла для ожидающих:

20181111_155740

Коронная. Вообще-то, парадная Опочивальня, на что намекает и кровать, и ещё один предмет интерьера. Но во время правления Павла был установлен постамент для хранения короны, потому Коронная. Но это, конечно, не он. Просто интересный столик с дяденькой с крыльями:

20181111_155906

Вот вид сверху на столик, кровать в нише (эта ниша соответствует той нише, в которой стоит диван в Куропаточной гостиной) и стул, который не стул вовсе, а ночной горшок.

20181111_155918

А на стенах этой комнаты, на шелковых обоях, изображен процесс производства китайского фарфора.

Последняя комната маршрута - Дубовый кабинет.

20181111_160013

Именно здесь стоят те самые Штандарты из Штандартной, а также глобус-сфера и другие предметы Петровского времени. Строгие и по делу:

20181111_160045

Это, кажется, называется "кабинет". В маленьких многочисленных ящичках хранили ценные бумаги и драгоценности:

20181111_160051

Все. После этого по Дубовой лестнице нужно спуститься вниз, пройти через бесконечно длинный сувенирный магазин, постаравшись ничего не задеть в узком проходе между витринами, выйти в гардеробные комнаты, а затем и на улицу.

На выходе из магазина:

20181111_161444

Мультимедийный экскурс в четыре периода истории Дворца, включая ранне-советский (после революции), военный и послевоенный, а также новейший, современный. Все периоды представляют Амуры в разной одежде.
Игорю очень нравится выставка. Он мотает картинки все время, что Макс отсутствует, пытаясь добыть из гардероба, в который выстроилась очередь, наши куртки:

20181111_161450

Но вот куртки спасены, надеты, детям выдано по бутерброду и стакану горячего напитка, и мы уходим на последнюю часть нашей прогулки 11 ноября (о которой я уже писала ранее).

Про Петергоф все.

Пожалуй, пора переходить к Крыму...

Posts from This Journal by “Петергоф” Tag

  • Церковный корпус, Петергоф

    Продолжим прогулку по осеннему Петергофу, но сменим северный монохром на буйство золота и красок внутреннего дворцового барокко. И начнем с…

  • Ноябрьский Петергоф

    Осеннее море. Черные птицы. Сухие листья на рельефном морском песке. Высохшие фонтаны. Четкость линий. Золото дворца. Наша первая поездка унылой…

promo mama_gremlina november 23, 23:20 10
Buy for 100 tokens
В ближайшее время: - об осеннем море Петергофа, выставке, посвященной строительству фонтанов, о церковном корпусе Дворца и основной его экспозиции - о тематической медиавыставке, посвященной дельфинам и китам Потеряло актуальность, потому что кончилось - о выставке роботов в…

Comments

mama_gremlina
Jan. 13th, 2019 05:33 pm (UTC)
Спасибо :)

Profile

mama_gremlina
Мама Гремлина, Горыныча и Василисы

Latest Month

May 2019
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow