Мама Гремлина, Горыныча и Василисы (mama_gremlina) wrote,
Мама Гремлина, Горыныча и Василисы
mama_gremlina

Крым-2018

Весь Крым за 32 дня и около 10000 километров от дома до дома. Весь, за редким и незначительным исключением. Мы бы и весь объехали, но 32 дня не резиновые, а некоторые места такие прекрасные, что мы просто не могли заставить себя сорваться через одну ночь и ехать дальше...

Я наконец созрела рассказать, как мы провели этот прекрасный август. Отчасти потому, что мне остро нужны хорошие эмоции, а Крым - это удивительно, это незабываемо, ярче этого я просто ничего ещё не видела. Наверное, мало видела ещё, но тем не менее. Отчасти же потому, что наступает время планирования отпусков, ну и это... Вдруг кому-нибудь что-то понравится?

Итак, поехали. Как и в прошлый раз, сначала оглавление, потом медленно, по тексту раз в день-два, подробности с картинками.

22 июля. Павловск - Великие Луки. По дороге обнаруживаем, что забыли рюкзак для переноски Василисы, слинг и конверт с наличкой, приготовленной для Крыма, в котором, как говорят, плохо с банкоматами. Решили не возвращаться и ездить по кредитке Макса, а перед Крымом снять все, что нападает за дорогу, с дебетовок (куда ожидались остатки моих отпускных). В Луках был Данила, сидящий за книжками по органической химии, шашлыки у дома его бабушки и дедушки, ночь за городом и утро в кругу удивительных людей, которые, несмотря ни на что, искренне считают, что у них три внука, а не один Данила. А у моих, соответственно, получается, у всех по три бабушки (и два дедушки), и это прекрасно.

23 июля. Через Ржев, по трассе с множеством мемориальных плакатов, едем в Волоколамск, где посещаем мемориал героев-Панфиловцев, потом через Звенигород и Чехов въезжаем в Тулу. В самой Туле ночевать не планировали, но в Луках нашли на Авито хипсит для Васи, который продавался между Тулой и Москвой. Вот и заехали "сверху". Минус Малоярославец, плюс вечерняя прогулка по набережной в Туле. Неплохой хостел, тоже по дороге пришлось бронировать, потому что до расчетного палаточного места под Дугной доезжать не успевали.

24 июля. Как и планировалось, почти полностью посвятили Туле. Тульский Кремль, включая храм и старый музей оружия, новый музей оружия за пределами Кремля, а вместо музея самоваров - музей Тульского Пряника и пешая прогулка по городу. Музей вообще-то был закрыт, но так как мы из Петербурга и очень просили, нас пустили. Во второй половине дня поехали в сторону запланированного места стоянки на реке Воронке, по дороге увидели указатель на бронепоезд №13, заехали. Потом заехали в Ясную поляну, погуляли, дошли до могилы Толстого, в здания не попали - поздно. На место стоянки тоже не попали, завязли в лесу, чуть не перевернули машину, какие-то мальчики-бегуны, тренирующиеся перед сном, помогли выехать. И мы таки потом почти доехали до этой речки, но муж психанул, развернулся и поехал обратно, заставив меня забронировать что-нибудь по дороге. Видели ночной Мценск, ночевали в мотеле на заправке. Впервые в жизни. Это была моя, скажем, не мечта, но пустая клеточка под галочку "переночевать в мотеле". Переночевали.

25 июля. Устав от дождей, пасмурного неба и размытых дорог, Макс сказал "едем прямиком на юг, нафиг всю культуру". Поэтому пропускаем усадьбу Тургенева, и из Мценска - прямиком в Воронеж, мимо полей, церквей, деревень и заводов. Встретиться с sandra_dey не удается, потому что не совпадаем по времени, но по набережной гуляем, смотрим местные красоты и едим в интересном ресторане. Из Воронежа едем в Белогорье, и вот тут-то и происходит наша первая чудесная палаточная стоянка у меловой горы Голгофы на берегу Дона. И даже утренние рыбаки не испортили нам ни отдых, ни настроение.

26 июля. Утром ходили в Пещерный Воскресенский Монастырь, долго ждали монаха-экскурсовода, наблюдая за Доном с высоты птичьего полета, а потом гуляли по меловым лабиринтам со свечами. Это непередаваемо, но я попробую передать, когда буду писать о них. Жаль, что было не так много времени. Надо было вечером добраться до юга. В Белогорье купили забытую нами дома, как выяснилось на стоянке, походную посуду, и полетели на Ростов. Видели караван мигрирующих азербайджанцев на большой заправке. Попали под тропический дождь в Ейске. Ростов проехали мимо, и поздним, поздним, темным вечером раскладывали палатку - о Боже! Неужели это было со мной? - на Долгой косе, у мягкого, теплого, уютного, доброго Азовского моря... Уложили детей и пошли гулять, дошли до самого края косы, постояли на узкой полоске песка посреди моря - незабываемо.

27 июля. Ну разумеется, все утро и некоторую часть дня мы купались и радовались. С двух сторон косы два разных моря: спокойное и уютное и бурное штормовое, с рыбками, просвечивающими в гребнях волн. Потом перекусили в Должанской и поехали на Тамань. По станицам. Мимо подсолнухов и арбузов. Вечером, но еще не поздним, даже искупаться сходить успели, стояли на вершине горы, нависающей над уже Черным морем, недалеко от поселка Веселовка. Рядом с Петербургскими археологами, которые чего-то там копали. В компании семьи маленьких горных кошек, живших в пещерках. Ночью уложили детей и сидели над морем, смотрели грозу на горизонте.

28 июля мы жили на этой горе. Утром - купание у подножия горы всей семьей, пока солнце не стало горячим. Днем - поход по местным достопримечательностям. Дул сильный ветер, и пришлось оставить машину прикрывать растянутую палатку, в этом году она у нас высоковатая, не очень подходящая к ветреному августу в степях, но зато очень удобная для пятерых. Ходили на местное соляное озеро, получили незабываемые впечатления. Ходили в Веселовку по берегу моря. Ели шашлык в гостеприимном кафе. На обратном пути попали под тропический дождь. Вечером Макс съездил в Веселовку ещё раз и пополнил запасы еды. До ночи слушали песни археологов. Это как тени моей альтернативной несостоявшейся судьбы на заднике сцены. Немного грустно. Ночью гуляли по высоким травам и смотрели на звезды с высоты горы, пока дети и археологи спали. Я сейчас это пишу, и чувствую, что готова все бросить и ехать туда жить. Куда-нибудь.

29 июля, после завтрака, поехали на полуостров. В Тамани обналичили дебетовки, купили выписанные мне гематологом по Ватсапу (по результатам последних анализов) лекарства, потому что побоялись, что в Крыму не найдем, запас воды в супермаркете, и переехали Крымский Мост, красивый и все ещё строящийся. И "Мы врезались в Крым!" (с) Купили сим-карту в придорожном ларьке и поехали смотреть грязевой вулкан Джау-Тепе. Посмотрели, вернулись на трассу "Феодосия", не такую уж и страшную, как нас предупреждали, а очень даже хорошую и вполне себе движущуюся, переехали её и направились на мыс Казантип, снова на Азовское, но уже Крымское. Покормили детей пиццей, хотя безуспешно искали аутентичную кухню. Собирались посмотреть природный парк, но местные послали нас не туда, и мы заехали ко входу в какую-то базу. Вышел старый солдат и отправил нас обратно, на некую выделенную туристам экотропу, Казантип - военный объект. Близился вечер, поэтому повторной попытки поиска делать не стали, разбили лагерь с видом на Казантип, искупали, наиграли, положили детей спать и пошли гулять по берегу, мимо молочной красоты Азовского моря, курортных санаториев и баз отдыха, туда и обратно. А уникальную природу Казантипа мы, в принципе, успели из окна поглядеть, пока до военной базы той добирались.

30 июля. Завтрак, купание - и мы осознаем, что мы в Крыму. Мы будем тут ещё долго. Мы каждый день будем видеть разное море и горы, красивые здания и необыкновенные растения. И начнем мы с армянского монастыря Сурб Хач под Старым Крымом. По дороге заезжаем посмотреть на Арабатскую стрелку, проезжаем примерно треть длины, смотрим на Сиваш с одной стороны и палатки на другой, морской. Проезжаем ещё одну военную базу, блок-пост: настоящая крепость, грозные машины под сеткой, крутящиеся локаторы, солдаты в косынках и солнечных очках по периметру, все серьезно. Разворачиваемся и едем вглубь полуострова. Навигатор ведет нас в объезд Феодосийской трассы, и мы видим множество интересного. Нефтегазовые качалки на полях, татарские кварталы и их особенные кладбища, мечети и строящиеся дороги. В Крыму постоянное движение, то, что там происходит, напоминает мне сейчас комсомольские стройки, о которых я, правда, только читала, но мне кажется, что если бы присутствовала, то видела бы что-то подобное. Дороги строят, поля пашут. А с водой что-нибудь придумают, я надеюсь. Монастырь Сурб-Хач - особое впечатление, даже не буду тут ничего писать, все в отдельном тексте. А после начинаются горы, и это впечатление тоже особенное. Проезжая Судак, внезапно понимаем, что обязаны побывать в Генуэзской крепости, и идем туда, и забираемся на самый верх. Вечером мы должны были останавливаться в Новом Свете с палаткой, но не нашли описанного в интернете съезда и развернулись в поселке. Зато состоялось наше первое знакомство с Крымским прибрежным поселением, основная экономическая статья которого - туристы. Не понравилось. Но понравились горы и горные серпантины, от них захватывает дух так, что хочется кричать. Причем не абы что, а благодарности. Мы проехали их дважды, туда и обратно, и ночевали у поселка Веселое, между Черным морем и виноградником.

31 июля. Оставили палатку, поехали в Судак, погуляли на их рынке. Прошли экологический маршрут по Ал-Чак и ещё немного дальше, без тропы. Отдыхали в можжевельниках. На обратном пути купалась с камней под скалой с вертикальной трещиной. Поехали искать крепость Чобан-Кале, нашли и забрались к ней на вершину и внутрь, видели круглое сверкающее море. Ели шелковицу, смотрели крабов в камнях у берега. Вася уснула в машине по дороге обратно в лагерь и спала до утра. А мы ужинали, купались, строили дорожку из камней от палатки до моря.

1 августа. Дорожка из камней работает: можно дойти из моря до палатки, не запачкав ног мелким вулканическим песком. Завтрак и поехали дальше. Хотели заехать в Долину Привидений, даже видели её издалека, но не нашли поворота. То же с водопадом Джур-Джур: видели указатель, что надо ехать прямо по трассе 9 км, но ни через 9 км, ни раньше, ни позже не видели указателя на съезд. С указателями в Крыму не очень. Подозреваю, что их могут снимать мелкие предприниматели, чтобы возить туристов на джипах, не допуская, чтобы они могли ездить сами :) Поэтому у нас получился пещерный день, и первая пещера - Кизил-Коба, холодная, но прекрасная. А перед Кизил-Коба - маленькая экскурсия по другим второстепенным пещерам и к местному водопаду. После Кизил-Коба - Мраморная пещера и долгая, долгая, долгая дорога к ней по каменному серпантину. Две пещеры - два мира. Уютная, дружелюбная, почти семейная Кизил-Коба и официальная, экскурсионная, туристическая Мраморная. В Кизил-Коба мы были желанными гостями. В Мраморной - надоедливыми туристами. Но сама пещера, конечно, великолепная. По дороге к ней приметили уютное место на берегу горного озера, там после экскурсии и остановились. Ночью слышали военные учения на полигоне неподалеку. Уложили детей и сидели на берегу, под запах травы, свет звезд и отдаленные выстрелы. Потом выстрелы кончились, и остались только звезды, отражающиеся в воде и запах неведомых нам горных трав.

2 августа. Купались в озере, ели дикие яблоки и алычу с растущих неподалеку деревьев. И по Симферопольской трассе поехали обратно на ЮБК. По Симферопольской трассе ездят троллейбусы. В Ялте обедали, меняли сим-карту телефону, поднимались в Ласточкино гнездо и заходили внутрь игрушечной крепости, знакомой всем с детства. Оказывается, она совсем маленькая, и оказывается, не так уж и высоко. В бухте у гнезда бурное море, а на лестнице продают Адамово яблоко и ежиков. Едем в Ливадию, попадаем под тропический дождь, никогда не привыкну к стремительности их обрушения и окончания. Дворец в Ливадии удивительный и с удивительной историей. В одном из корпусов идет выставка "Живые картины", посвященная последнему царю и его семье. Хотели остановиться вечером на пляже в Ласпи, но не нашли места для машины, поехали обратно наверх (задним ходом, потому что горная деревенская улочка не предполагает второй полосы для разворота) и пристроились на Турецкой поляне, под нависающей скалой, среди таких же широкомашинных и многодетных. Спускались к пляжу по деревянной лестнице, купались в темноте, уложив детей.

3 августа. Оставили палатку на поляне, поехали на Ай-Петри. У подножия оставили машину, ехали наверх на экскурсионной маршрутке, чтобы послушать местные мифы и легенды и посмотреть серебряную беседку, водопад Учансу и черепашье озеро. Наверху взяли джип-экскурсию и получили массу удовольствия, посмотрели на Крымский каньон сверху, видели пастушью стену, собирали железницу... Потом ходили по подвесным мостам, протянутым между тремя пиками горы, на высоте 1234 метра (впрочем, это максимальная высота, а дорожки немного ниже). Обратно долго стояли в очереди на канатную дорогу, но в итоге достояли, и даже смогли (хорошо иметь маленьких детей) занять места у окна в кабинке. Заехали в большой по местным меркам супермаркет и вернулись на стоянку. И снова ходили вниз, к морю, по деревянной лестнице.

4 августа. Турецкая поляна удобное место, но спуск к воде длинный и страшно за детей. Решаем уезжать из Ласпи в Балаклаву. Посещаем родник в Гончарном, пополняем запасы питьевой воды, которая уже на исходе. Подъезжая к Балаклаве, видим море рекламы ЗБФеста и множество байкерских тусовок на обочине. В Балаклаву не пускают детей до 6 лет, поэтому сначала мы катаемся на разрешенных всем возрастам кораблике по каналу для подводных лодок, а потом я с малышами иду кушать в дорогой и пафосный морской ресторан, а Старшие - в музеи объекта 825ГТС. Потом встречаемся, немного смотрим залив и едем в Орловку искать место для стоянки. Ни в Орловке, ни в Любимовке подходящих мест не находим: степь, ветер, отвесные песчаные скалы, под которыми вставать опасно, судя по полуразмытым морем грудам песка внизу... Я запускаю поисковик и нахожу кемпинг в Учкуевке, которая совсем рядом с Севастополем. Нас это устраивает: Севастополь - наша культурная цель следующего дня. Кемпинг оказывается таким, ну, как будто из старого фильма. С зелеными раковинами в ряд и душем, работающим по расписанию. Но зато море в 100 шагах и Севастополь под боком. Места под установку палаток огорожены от остального кемпинга забором, и это, пожалуй, самое чистое и уютное место кемпинга. Все-таки люди, путешествующие с палатками, они другие в плане оставления после себя мусора и ухода за местом своего пребывания...

5 августа. Яшмовый пляж реально красивый! Я набираю целое отделение рюкзака удивительных камней (забегая вперед, я потеряю их вместе с рюкзаком в придорожном кафе на подъезде к Москве). Но спуск к пляжу действительно ужасный. Плюс музыкальные туристы с орущими колонками. Зато внизу море сверкает, люди прыгают в море с камня с крестом. Вдали - вулкан Фиолент, давший название мысу и пляжу. Но все это вечером, вВ самом Севастополе мы смотрели Панораму и прилегающий к ней парк. Ходили в Музей Черноморского флота. Видели набережную, мост влюбленных и памятник кораблям. Тестировали паром из Учкуевки в город за 200 рублей за машину. Ходили к легендарному памятнику солдату и матросу. Утром и вечером - купались в море у кемпинга.

6 августа. Не с первого раза, но нашли прекрасный монастырь Челтер-Малмара, вписанный в щель между двумя слоями скалы, выпиленную стекающей водой. Монастырь над бездной, монастырь в небе. Непередаваемо, но я попробую. Паломники приносят виноград в подарок, но монахи не берут - им нельзя до Преображения, и виноград достается моим детям. После монастыря едем в расположенную неподалеку Сюйреньскую крепость и смотрим сверху на Бельбекский каньон. Каньоны Крыма... Я не до конца понимаю, как крымчане живут в такой красоте и не умирают от ежесекундного восторга. Наверное, привыкнуть можно даже к этому, но у меня за месяц не получилось. Последняя остановка - пещерный город Эски-Кермен, невозможное место, но оно есть, и там жили люди. Туда едем на джипе, обратно идем пешком. Ужинаем в ресторане при одноименной базе отдыха. При желании там можно остаться на ночлег, в домике или в одной из восстановленных пещер, но у нас палатка стоит в Учкуевке, и мы туда возвращаемся. Идем на пляж, ужинать фруктами и овощами - и спать.

7 августа. Снимала Один Мой День. Может быть с него начать? Или по порядку? Утром ездили в еще один пещерный город, Тепе-Кермен. Говорят, там снимали "Крым". Потом - по труднопроходимой дороге в Успенский монастырь в Бахчисарае. Тоже наполовину выпиленный в горе, восстанавливаемый и красивый. Потом - во Дворец Султана, конечно. Потом - ужин в безумно красивом кафе с видом на Дворец. И домой. Хотели ещё по дороге заехать покатать Макса и Даню на досках с парусом, но время было уже позднее, поэтому ограничились традиционным купанием на Учкуевском пляже.

8 августа. Ночью у Игоря поднялась температура и появились другие симптомы ротавируса. Лечили смектой и утром долго думали, ехать ли гулять, но температуры не было все утро, Игорь выглядел совершенно здоровым. И мы поехали. Сначала поехали на Мангуп-Кале, и мне показалось, что упомянутый "Крым" все-таки снимали тут, а не в Тепе-кермен. Мангуп-Кале - самый большой и продуманный пещерный город, самый сохранившийся, с толпами арехологов и фрагментами надземных сооружений. По дороге назад обедали в семейном кафе. Игоря тошнит на Мангуп и в кафе. Мы было уж совсем решаем возвращаться в Учкуевку и лечить, но после специально подобранной хозяйкой еды и травяного чая все проходит, и он сам протестует против прекращения прогулки. Поэтому едем в Шулдан, ещё один монастырь в небе, с кельями в отвесной скале. Дорога туда самая худшая из всех, что мы видели, поэтому машину оставляем и идем пешком, долго, сначала по каменной дороге, потом по лесу. В сам монастырь не попадаем, похоже, он закрыт. Смотрим снаружи. Вечером не купались, потому что хозяйка кафе сказала нам, что ротавирус Игорь мог схватить в воде городского пляжа. Обычно мы на таких пляжах не купаемся, а тут - целых три дня подряд... Укладываем всех и идем гулять по ночной набережной. Завтра - ехать дальше. Это была наша самая длинная стоянка в Крыму на одном месте.

9 августа. Дорога на Тарханкут, в Оленевку. Ветряки, персики, зеленые и высохшие сады, очередное изменение визуального ряда. Крым - маленькая планета, тут есть все. Ну, почти все. И вода, и высушенные земли, и горы, и равнины, и степи, и тропические заросли, и татарские деревни, и современные городские здания из стекла и бетона, и заброшенные базы, отдыха и военные, и действующие, сверкающие издалека и/или замаскированные, спрятанные... Невозможно розовое соляное озеро Сасык. Обед и супермаркет в Евпатории. В Оленевке прозрачная вода и в ней шевелятся настоящие живые водоросли и плавают рыбки. Живые медузы толкаются в руки, как котики, которые хотят, чтобы их погладили. Место для стоянки находим с третьего раза, встаем между соляным озером и морем. Через какое-то время приезжают очередные (ненавистные!) музыкальные соседи, но с ними удается договориться о тишине, хоть и не сразу. Бородатый Макс с топориком в руке выглядит убедительно. Тихим вечером гуляем, смотрим на огни Оленевки, отражающиеся в соляном озере, и я опять чуть не плачу от счастья. Такое прозрачное море! Такой белый песок! Лучшее место Крыма!

10 августа. Ветер. Нет, не ветер. ВЕТЕР. Машину не взять, палатку унесет мгновенно. И даже не собрать, как только мы вытащим камни и ослабим каркас, её унесет, несмотря на машину. Поэтому купаемся тут, неподалеку, играем в белый песок, гладим медуз, рассматриваем дно в очках. На обед ходим в Оленевку, обедаем в ресторане при очень уютной гостинице. Везде дайв-центры и лагеря инструкторов по серфингу. После обеда хотим дойти до Атлеша, но ветер такой сильный, что летящий песок оставляет царапины на коже. Возвращаемся обратно. Находим в интернете дачу Миндаль на краю поселка, звоним, бронируем, и вечером, в ненадолго упавшем ветре, собираем палатку и переезжаем под твердую крышу.

11 августа. Завтракаем на террасе, стены мозаичные, с крыши свисают какие-то цветущие лианы, чувствую себя счастливой почти так же, как глядя на море из открытой палатки. Нет, так же сильно, но иначе. Утро мы проводим на том пляже, откуда вчера уехали. Макс учится кататься на доске с парусом, а я читаю книжку про затопленное метро, взятую в книжном шкафу в виде телевизора, стоящем прямо на пляже. Дети купаются, играют в песок. Потом едем в поселок Витино, фотографировать для мамы и папы Космический Щит нашей Родины. Заодно отдыхаем и на Витинском пляже тоже. У них ещё прозрачнее море, ещё белее песок. Спокойствие и тишина. В магазине, где покупаем еду, чуть не берем себе котенка, но вовремя спохватываемся и оставляем. Вечером заезжаем на Атлеш. Изначально хотели просто посмотреть и искупаться, но попадаем на последний заплыв группы туристов-дайверов, и после того, как последние проплыли, инструктора предлагают и нам с Данькой, видя нашу заинтересованность. Мы соглашаемся. Это был мой первый дайв-опыт, и это тоже было непередаваемо. Но я попробую :)

12 августа. Автопробег по Джангульскому плато, самому западному берегу Крыма. Начали с остатков крепости Большой Кастель. Поразил колодец с пресной водой в нескольких метрах от моря. У Кастеля стоят туристы, между двумя склонами, у них совсем нет ветра, и мы знаем, где будем стоять палаткой в следующий раз. Купались, смотрели подводный мир через очки, строили башни из белых круглых камней. Поехали дальше по краю плато, остановились в Караджинской бухте. Рельеф! Рыбки! Видела огромную желтую рыбу с синим хвостом. Непередаваемо. Вечером хотели покататься на лошадях, но не одни мы такие умные, и все лошади были заняты...

13 августа. Начинаем путь назад. Медленный, но назад. Грустно, но пора, 24 августа мы должны быть дома: Даню надо подготовить к новой школе. Снова проезжаем Евпаторию, останавливаемся в городе Саки, гуляем по парку и набираем воды в роднике. Набираем розовой воды в Сасыке, специально заезжаем ещё раз. Проезжаем через строящийся край Симферополя и останавливаемся на Белогорском водохранилище. Водохранилище сильно обмелело, входа для набора воды и купания нет, но место красивое. Правда, ночью очень холодно, мне приходится взять из дальних сумок носки и свитера для всех жителей палатки. Ужинаем заварными макаронами, чтобы не мыть посуду, потому что воды не набрать. Макс и Данька сидят допоздна, видят метеоритный дождь.

14 августа. Завтракаем, опять же чтобы не мыть посуду, "шавермами" - разогретыми в крышке кастрюли сосисками, завернутыми с овощами и соусом в тонкий лаваш. Дети в восторге, обычно-то мы их правильными кашами и супами из котелка кормим. Я снимаю второй "Один мой день", первый, в Учкуевке, был "день, когда мы ночевали на одном месте два раза", а этот - "день, в который мы проедем полКрыма". Первая остановка - парк "Тайган", с тиграми, львами и всеми остальными животными, которые обычно бывают в зоопарках. После парка едем искать и с трудом находим Киик-Кобу, дикую пещеру, ещё не освоенную туристическими организациями. Потом - заброшенную древнюю армянскую церковь в селе Богатом. У церкви заросли ежевики, набираю детям три больших стакана. И через Старый Крым едем в Коктебель. В Коктебеле останавливаемся в Тихой Бухте. Множество палаток, но на удивление тихая компания.

15 августа. Едем в сам Коктебель. Пытаемся купить экскурсию на Карадаг, но нам с детьми её не продают, потому что мы не выдержим. Когда я упоминаю покоренный нами Ал-Чак, они переглядываются и колеблются, но потом все равно не продают. И мы покупаем экскурсию на кораблике. Смотрим на Карадаг с моря, слушаем мифы и легенды, купаемся с корабля на глубине 40 метров, высаживаем с другой стороны вулканического массива счастливчиков, которым продали пешеходную экскурсию, а сами, компанией стариков и семей с маленькими детьми, на опустевшем кораблике возвращаемся в Коктебель. Немного гуляем по нему, заезжаем к роднику "Лягушка", что около трех купелей, где по преданию купали невольниц перед продажей на рынке, общаемся у родника с местными жителями. Вечером идем гулять по хребту горы Хамелеон, и это тоже непередаваемо!

16 августа. Встала в 5:30 и встречала рассвет. Одна. И это тоже непередаваемо. После завтрака, третий раз проезжая через Старый Крым, едем на Ак-Кая. Смотрим само городище Ак-Кая, коровий грот и белую скалу. К пещерам белой скалы мы с Данькой подходим ближе, поднимаясь под палящим солнцем, но зайти в них нам не удается - высоко и опасно. Но невозможно красиво. По дороге наверх угрюмый подросток Данька ненавидит саранчу, а по дороге вниз - все виды сандалий, одни из которых он в очередной раз порвал :) После Ак-Чая, не возвращаясь на трассу, продолжаем движение на северо-восток и к вечеру добираемся до Генеральских пляжей, конкретно останавливаемся в бухте Серикова. Вечером немного гуляем по насыщенным историей близлежащим холмам.

17 августа. Утреннее купание в снова Азовском море, песчаные детские игрища. Внезапно решаем внепланово посетить Керчь. Поднимаемся на Митридат, смотрим на Мост сверху, гуляем по Пантикопею, обедаем, заходим в Мелек-Чесменский курган, возвращаемся на пляж и рано ложимся.

18 августа. Прощаюсь с морем и Крымом. Море ещё будет пару дней, а вот Крым мы в этот день покинули. Заезжаем в казачий этнокомплекс Атамань, слушаем экскурсию, обедаем и немного гуляем сами. Переехав через мост и двигаясь в сторону Ейска, отмечаем разницу в ухоженности пространств. Но ничего, у Крыма все впереди, я надеюсь. В этот раз едем не по станицам, а по новым трассам. Поэтому ещё засветло добираемся до Долгой, и впервые ставим палатку на южном её берегу. Я танцую на берегу от переполняющих чувств. Вася ловит эмоцию и тоже танцует, так мы с ней вдвоем и танцуем, пока мальчики ставят палатку, в лучах заходящего в воду солнца, на остывающем песке.

19 августа мы решаем провести на море, никуда не дергаясь и просто по-тюленьи отдыхая. И у нас даже получается, первую половину дня. Самое жаркое солнце пережидаем в палатке, смотрим фильм с телефона, предусмотрительно скачанный по остаткам Крымского интернета. Все утро "музыкальные" соседи то уменьшают громкость после воспитательной беседы, то снова увеличивают. Замечаю, что на контакт и компромисс обычно идут мужчины, а потерявшие берега пьяные отдыхающие женщины к беседам и пониманию аргументов вообще не пригодны. Очередной раз услышав песенку, собираемся и идем в Должанскую. Не ради Должанской, а ради прогулки по апокалиптическим пейзажам косы. Сухие и сожженные остовы деревьев, заброшенные и полуразвалившиеся строения... В Должанской обедаем и покупаем две маленькие дыньки. Обратно возвращаемся не тем же путем, а по берегу. Ужинаем и ложимся.

20 августа едем домой. Ейск, Каменск-Шахтинск, обед в Пончикове, стоянка на Дону у поселка Дерезовка. Там тоже меловые горы, красивые места, и вечером мы идем в прогулочный поход вдоль них. Ночью ужасно холодно, поэтому утром просыпаемся рано, собираемся и едем дальше.

21 августа мы добираемся до Москвы, а точнее до Солнечногорска, где живет наш друг. Почти весь день едем, почти нигде не останавливаемся. Вечером допоздна разговариваем, показываем фотки.

22 августа планировали посвятить Москве: Кремль, встречи с друзьями, Минералогический музей... Но опрометчиво начали с Минералогического, где и застряли на три часа. Данила вцепился в свои обожаемые органические и не только формулы и его было не вытащить: "Вы почему так быстро ходите?". Но и младшие были ужасно заинтересованы: "Мама" - на весь зал, - "Ты обещала мне сульфаты и сульфиды показать!"... Смотрительницы выпадали в нерастворимый умиленный осадок. Впрочем, надолго малышей не хватило, в последний час они хором уснули. После музея времени оставалось только пообедать и ехать обратно в Солнечногорск. Так и сделали. Немного погуляли ногами по пространству вокруг музея, немного покатались на метро. Вечером - опять разговоры и сборы в наш последний перегон до дома.

23 августа поехали домой. По дороге заезжали в музей деревянного зодчества в Витославлицах, и это была наша последняя культурная остановка. Вечером были дома.

Чуть менее, чем 10000 километров. Пять человек, машина Каравелла и большая палатка. Что-то в районе 200 тысяч рублей на все, включая бензин и почти ежедневные ресторанные обеды. 32 дня безоблачного счастья. Не просто безоблачного счастья, а счастья в предвкушении ещё большего счастья. Удивительное время, удивительная красота, удивительные места. Я хочу туда обратно во всех смыслах.

Tags: Крым, Путешествие18, оглавление, психиненормальные
Buy promo for minimal price.