Давайте, пожалуй, ради объективности и вообще, сначала про экспозицию, а потом про ощущения от посещения. Итак, на входе, разумеется, кассы, сувенирная лавочка, смотрительницы и лестница на второй этаж. На который нам посоветовали подниматься после осмотра первого. Так мы и сделали, но сначала - фото Игоря-рыцаря рядом с этой лестницей:

В круглом центральном зале первого этажа - выставка, посвященная оружию и доспехам Золотого Века. В середине приподнятое на несколько ступеней пространство со стендами с красивыми предметами рыцарского и королевского походного быта, по бокам - тематические подборки, на колоннах - информационные доски с рассказом, связывающим те экспонаты, которые находятся в окрестностях данной доски. Моя семья в данный момент внимательно смотрит экспозицию, посвященную королевским военным играм-учениям:

Золотой век, ренессанс - время воскрешения идеи Великой Империи, декларируемой устами Данте идеи справедливости, воплощаемой в виде расточительной придворной роскоши. Великолепие - добродетель императора. Идеальный государь - военный лидер, поэтому особенно роскошно оформлялись въезды императора в города, неважно, ехал он на войну, с войны или просто с охоты. Военные подразделения участвовали во всех королевских мероприятиях, играх, праздниках. Для красоты и утверждения власти. Появившись вместе с началом золотого века, эти идеи развивались и достигли расцвета в эпоху четырнадцатого Людовика.
Доспех 1540 года, из Нюрнберга, Священной Римской Империи Германской нации. Принадлежал курфюрсту Брандербургскому, Иоахиму второму Гектору. Это я с таблички переписала.

На походных кружках и тарелках - библейские сюжеты. Вот, например, царь Салимский Мелхиседек встречает царя Авраама, победоносного:

А на этой тарелке по периметру античные императоры:

Перчатки. Кожа и металл. Наверное, неудобные... Особенно эти кнопочки на пальцах, наверное, они несут какую-то функцию кроме декоративной, но я сразу представляю, как они цепляются за все...

А потом дети набрели на уголок реконструктора. С одеждой, мечами, доспехами и щитами. И мы задержались там надолго :)

Мальчик золотого века становился взрослым в семь лет. Его одевали в мужскую одежду и передавали мужчинам-воспитателям. С этого возраста он начинал всему учиться, в том числе носить доспехи. К моменту окончательного взросления он уже мог свободно двигаться в броне.

Сначала мальчик поступал пажом в распоряжение кого-то взрослого, к 14 годам обычно получал статус оруженосца.

Основа образования - 7 свободных искусств: риторика, грамматика, диалектика, геометрия, арифметика, астрономия, музыка. Даже тогда понимали, что точные дисциплины - основа здравого смысла и ума, и их нельзя выкидывать из системного обучения. Мальчики попроще учились вместе. Принцев и прочих высокородных отпрысков обучали индивидуально философы и ученые того времени.

А девочек вообще почти никак не учили...

Современные девочки показывают язык девочкам золотого века:

Ещё в нижнем зале рассказывают подробно про правила и виды королевских и придворных охот, про экипировку для них. Про турниры разного ранга и их ритуальную составляющую. Про лошадей, искусство верховой езды, приобретшей однозначный статус искусства именно тогда, про доспехи для лошадей. И про различные виды оружия королей и рыцарей. Не только мечи, но и булавы, и алебарды там есть. Вот к этому костюму, кстати, как раз алебарда прилагалась, но Макс рапиру взял:

Второй этаж выглядит так:

Он состоит из нескольких небольших экспозиций, связанных между собой только тем, что все они как-то относятся к оружию. Эти экспозиции частично меняются, в разное время проходят разные.
Первая по часовой стрелке от входа - краткая оружейная история Тулы. Немного про Тульский Кремль, памятник оборонного зодчества 16 века, прикрывавший от набегов Крымского хана южные края Московского княжества. Оказывается, изначальная деревянная крепость была на правом берегу Упы, там где сейчас оружейный завод, а эта, каменная, на левом, построена позже на 7-10 лет. Тульский Кремль расположен в низине и со всех сторон окружен естественными преградами - рекой, речкой, болотом. Прямоугольный, с четырьмя башнями по углам и четырьмя над воротами с каждой стороны.
Это - история Московских войск до появления огнестрельного оружия. Мы внимательно рассматривали все картинки и должны сказать, что удивлены внешностью воинов. Их легко можно перепутать с ханскими подчиненными. Какая-то местная особенность или особенность стиля создававшего их художника?

Вообще, первое упоминание об использовании в нашем государстве огнестрельного оружия появляется относительно обороны Москвы от Тохтамыша в 1382. Огнестрельное оружие стало одним из факторов победы на реке Угре в 1480. При осаде Казани в 1552 армия русских имела 150 орудий крупного калибра и несчитано мортир и полевых пушек. К началу 17 века 6-8 таких орудий было уже в каждом стрелецком или солдатском полку. Откуда было брать в конце 15 века оружие для увеличившей свою численность армии и её возросших потребностей? Пришлось начать производить. Тульский край был богат месторождениями железной руды в то время. Местные кузнецы, которых по этой причине было много, с легкостью и радостью освоили производство оружия. В 1595 году Федор Иоаннович освободил оружейников Тулы от части налогов и повелел селиться отдельной слободой, этот год и считается годом начала официального оружейного производства.
В 1632 году голландские купцы Вилкинс и Винниусы построили тут металлургический завод, и увеличение производства чугуна повлекло быстрое развитие оружейного дела. В 18 веке Петр решил все поставить на государственные рельсы и основал тут первый крупный специализированный оружейный завод.
А вот это - один из первых станков. Для обработки канала ствола.

С развитием артиллерии появились пушкари - особая военная каста. Селились отдельными слободами, имели свои права и правила уклада жизни, даже судились в особом Пушкарском приказе. При этом занимались и торговлей, и ремеслами, не только воинскими обязанностями. Имели право. Вот пушкарь на охоте, например:

Есть немного информации про поместную конницу, появившуюся в конце 15 века и составившую костяк Московского воинства:

"Поместная" означает, что служили там дети дворян и помещиков потому, что только так могли получить в перспективе землю - поместье. Потому что помещик не являлся собственником земли, а только использовал её. Если государь разрешал. Причем эти поместные конники должны были на службу явиться и со своим конем, и со своим оружием. А также с запасом еды, а если предстоял поход - с запасной лошадью. Все это развалилось в середине 17 века и из-за кризиса, финансового и земельного, и из-за изменений в стратегии и тактике боя.
Второй фрагмент экспозиции посвящен инженеру-оружейнику Аленину и продукции компании "А+А", главным конструктором которой он является. Макс и Данька долго там ходили, чего-то смотрели. Как по мне, все пистолетики одинаковые. Я не очень разбираюсь :)

Третий фрагмент о спортивных луках и арбалетах. Называется "Прошедшие сквозь века". Начинается со стенда об олимпийских призерах:

Продолжается и заканчивается демонстрацией современных спортивных арбалетов и луков. Подробно рассказывают про их устройство:

И последняя часть - выставка "Полет во времени", частная коллекция В.Г. Кищенко.

Все эти стрелы - реконструкция, а не настоящие. Но реконструкция грамотная, основанная на исторических и археологических источниках. У Валентина Григорьевича есть опубликованные труды на эту тему. Выставка временная, семья Кищенко (в том числе сын, продолжающий исследования отца) не собираются дарить её музею насовсем.

Васенька боится направленных на неё стрел и прячется:

У стрел разные наконечники. Есть стрелы, предназначенные убить, проткнуть врага или зверя. Есть стрелы, которые должны убить, ударив, не попортив шкурку. А есть, которые должны просто оглушить животное, которое хотят поймать живым.

Бывают стрелы, которые нужны для того, чтобы сжечь:

В коллекции стрелы разных народов, например, Африки и Полинезии:

Вот эта как раз для ловли кого-то без порчи шкурки:

И это - стрелы. Такие стрелы потом ходили и собирали обратно.

Индейские стрелы - самые красивые и продуманные:

И индейская часть экспозиции оформлена живописным фоном на стене:

Индейцы использовали стрелы не только для войны, но и для сообщений:

Последняя часть музея - интерактивная комната для того, чтобы перегруженные информацией дети немного выдохнули и поиграли. В оружие, конечно.

Это инсталляции на тему второй мировой.

Все можно трогать, и за столом сидеть, и посуду рассматривать. И оружие.

Можно в войну играть, а можно просто рассматривать:

На противоположной стене (не продумано! получается, что как раз в них целятся дети) - герои войны из Тульской области:

Все вместе (и уставшая смотрительница):

Макс тут как бы дает оружие солдату на фото:

Резюме.
Как я уже говорила в предыдущем фрагменте путешествия, впечатление от музея разнообразное. Экспозиции, безусловно, интересные. Маршруты продуманные. Надписи захватывающие, языком понятным написанные. Есть интерактивные моменты, которые нравятся детям. Есть информационные компьютерные стенды. Дружелюбные смотрительницы (не то что в нашем Пушкинском Арсенале), которые сразу же, пока мы покупали билеты, нам радостно сообщили всю основную информацию о музее, в том числе то, что он в бывшем храме. И вот это и есть второй набор граней этого многогранного впечатления. Даже спустя 100 лет после прекращения богослужений в здании, идешь и чувствуешь себя неспокойно, зная, что это было. И тянет перекреститься перед входом в основной круглый центральный зал. И ловишь себя на мысли, что пытаешься сориентироваться, где у них тут было алтарное помещение, но бесполезно - все перестроено и ничего не понятно. И поэтому на первом этаже ещё удается забыть историю здания и просто смотреть, а вот на втором... На втором поступили хуже, чем просто перестроить. На втором этаже у нас купольная роспись. Только на этой росписи не евангелисты и всевидящее око, а советские герои и звезды. Из песни слов не выкинешь, я выкинула эти фото, поцарапавшие мои глаза, из основного текста, но тут, в конце, покажу.
Солдат и конь. Над экспозицией об истории Тулы и Тульского воинства:

Кузнецы. Мы кузнецы, и дух наш молод, куем мы счастия ключи...

Спортсмены:

Царапает. Неуместно. Но чтобы предельно уточнить источник царапин: претензия здесь не к солдатам, кузнецам и спортсменам. Они не виноваты, они, наоборот, заслуживают уважения и почтения. Они сражались за родину, за то, во что верили искренне (или во что им сказали верить, а они и поверили). Они работали на благо родины, и по себе и по близким своим друзьям знаю, что большинство - не за деньги. Они выигрывали соревнования не только ради личной славы, но и ради страны. Я думаю, на них, героев этих картин, Бог не в обиде. Но неуместность росписей кричит. Если бы не было этих росписей, это был бы просто музей в здании храма. А с ними это похоже на храм... чего-то другого.
Я на потолок посмотрела трижды, для фото. Чтобы царапины не отвлекали от музея.
Музей - как музей, набор экспонатов и информации о них, организованных в маршруты - хороший.
А теперь мы поедем в новый музей оружия. Выстроенный специально для музея, с нуля. И поэтому безусловно прекрасный, безо всяких оговорок.
Journal information