Previous Entry | Next Entry

Белогорский монастырь

Монастырь, вырубленный в меловой горе. И если кто-то думает, что вырубать пещеры в мелу так же просто, как разломить кусочек школьного мела, тот ошибается. Меловая гора, хоть и мягче классического желтого известняка, но все-таки родственница ему. К примеру, мои купившиеся на беленькую кажущуюся мягкость материала старшие мальчики на обратном пути, во время стоянки в этих краях, взяв саперную лопату из багажника, сумели за полтора часа ударной работы углубиться в пространство горы сантиметров на 15, и это у них была не пещера в рост человека, а намек на нору, в которую, если бы она была подлиннее, человек смог бы заползти только при наличии определенных физических навыков и отсутствии лишних жировых отложений... А создатели монастыря смогли вырубить систему пещер, в которых можно стоять в полный рост даже высокому человеку, и анфилады которых тянутся на несколько километров.

20180726_100429

Полностью монастырь называется Воскресенский Белогорский Мужской Епархиальный Монастырь. У входа на территорию на белых каменных стенах висят плакаты с краткой историей монастыря и описанием основных пещер, открытых для посещения. Внутри фотографировать нельзя, поэтому я покажу здесь плакат с официальными фотографиями пещер:

20180726_095515

Начало - 1796 год. Пещеры начала копать Мария Константиновна Шерстюкова. В молодости была известна дурным характером, поведением и распутством, пьянствовала, не заботилась о своих детях, даже пыталась заниматься колдовством, чтобы обеспечить себе пропитание и выпивку. Однако, в возрасте 56 лет, уже вдовой, она разворачивает свою жизнь на 180 градусов, приносит покаяние в Киево-Печерской лавре, а вернувшись, уходит в отшельницы, поселяется чуть ближе к Белогорью, на берегу Дона, и... начинает создание пещер. Ей снится сон, что она копает не там, и она спускается ниже, вот в это самое место. Во сне ей было сказано, что тут в древности скрывались от гонений христиане, и это действительно могло быть так, и даже есть предположение, что часть пещер уже существовали, а подвижница Мария расширила и дополнила систему. 20 лет она копала, терпя не только пост и физическую усталость, но и презрение местных жителей, которые помнили, какой она была, и не верили, что она изменилась. Но в 1819 работы были уже завершены настолько, что результатом заинтересовался лично Александр, рассмотрел дело Марии Шерстюковой и... выделил ей помощь, а также отдал распоряжение освятить внутренний пещерный храм в честь Александра Невского. После этого стали и местные жители приходить и помогать подвижнице. Особенно много потрудились Иван Тищенко и Андрей Васильченко (монах Антоний). Сама основательница системы пещер после этих событий прожила всего три года, умерла и была похоронена здесь же, на горе.

В 1882 году пещер было столько, что Священным Синодом тут был открыт монастырь. А в 1922 году монастырь, разумеется, был закрыт. В 1931 году - пещерный храм был взорван, заряды заложены в нескольких местах, и система пещер полностью погибла. Однако в 2004 году она оказалась восстановленной. Работы по расчищению завалов оказались ненамного легче, чем по копанию пещер в девственном камне, но людей сейчас больше, а технологии лучше. Расчистка заняла несоизмеримо меньше времени, чем создание с нуля. В 2013 году вновь открыт монастырь. И давайте посмотрим, что они успели сделать всего за пять лет:

20180726_095554

Плакаты с изображениями главных героев и создателей системы пещер:

20180726_095606

Аккуратно подстриженные газоны и понятная система указателей для туристов (самих монахов на территории почти нет, им не до нас, они прячутся и делают свои дела, а мы и ещё несколько редких путешественников гуляем самостоятельно):

20180726_095742

Новый деревянный храм Спиридона Тримифунтского, в день которого родился мой Игорь:

20180726_095803

Несколько жилых домиков. Современные монахи не живут постоянно в кельях меловой горы, только служат в них каждый день, и иногда проводят там время в целях уединения. Мы видели внутри жилые пещеры с устроенным подобием мебели: доски на каменном возвышении, ящик вместо "прикроватного" стола, на котором лежит книга, углубление в стене для свечей и икон.

20180726_095807

По дороге от Храма Спиридона Тримифунтского ко входу в гору - раскопки захоронений Марии Шерстюковой и Ивана Тищенко. Здесь находились их усыпальницы, разрушенные и оскверненные в 1922 году. Останков там нет, но найдены фундаменты усыпальниц, и их будут восстанавливать.

20180726_095854

На палящем солнце уже почти южных земель, на горячей земле, перемешанной с мелом и песком, монахи выращивают цветы. И они у них даже растут и цветут.

20180726_095938

А мы по деревянной лестнице начинаем долгий спуск с вершины горы примерно на треть её высоты, чтобы попасть к вратам в пещерный храм и систему келий:

20180726_100046

На склоне растениями выложено слово "Белогорье":

20180726_100114

И тут внезапно под ногами открывается Дон. Очень далеко под ногами:

20180726_100206

Извините, что я без предупреждения. Но когда я там шла, мне он тоже под ноги бросился без предупреждения, даже голова закружилась. Так что для более полного погружения пусть будет так. А теперь предупреждаю: дальше таких фото будет ещё много. Вот, например, попытка поймать горизонт для оценки высоты, на которой мы фотографируем:

20180726_100215

А вот - другая попытка показать высоту. Теперь путем захвата уровня земли под нашими ногами:

20180726_100231

Ладно, хватит пока высоты, идем дальше. Правое крыло пещерной системы сейчас в процессе продолжения реставрации.

20180726_100239

Мы видели монаха, с бородой, но "в штатском": в черных штанах, похожих на спортивные, и черной же футболке он перевозил в тачке меловые камни отсюда туда, а оттуда сюда - доски и кирпичи. А ещё в углублении стены видели меловые иконы:

20180726_100249

Таких очень много внутри пещер. А вот теперь ещё Дон:

20180726_100307

И ещё:

20180726_100320

Мы добрались. Этот кирпичный фасад украшает белый пещерный храм. На заглавном фото - одно из окон фасада. На кирпичиках написаны имена, это именные кирпичи. Во время строительства туристы-паломники могли написать на каждом кирпиче свое имя. Получается, что фасад создан из имен жертвователей на восстановление. Мальчики мои для масштаба в правом нижнем углу:

20180726_100350

Но железная дверь в глубине закрыта, а перед ней лужа, вода в которую капает с потолка, просачиваясь сквозь слои почвы и мела после недавних дождей... На двери телефон. Мы звоним по нему за все три семьи и договариваемся об экскурсии. Экскурсия, кстати, бесплатная. И монах-экскурсовод бесплатно же выдает каждому большую свечу, которой надо освещать путь. В конце можно сделать пожертвование, а можно не делать, если совести нет. Размер не оговаривается. Экскурсовод в конце на вопрос отца одной из семей "сколько лучше" ответил, что это вообще необязательно.

20180726_100411

Но экскурсовода мы ждали долго. У монахов 5 лет назад открытого монастыря много дел, и мы не обижаемся. Вот вам ещё Дон пока:

20180726_100507

И Васенька, стоящая у перил бесстрашно:

20180726_100554

И Игорь:

20180726_100610

Наконец наш экскурсовод, совсем молодой и веселый, пришел к нам, открыл дверь, запустил нас в пещерный храм и дал время осмотреться. Я успела сделать только одно фото, до того, как он сказал мне, что этого нельзя: внутри темно, а от вспышки могут быть проблемы. Поэтому дальше фото не будет.

20180726_102822

Дальше будут впечатления. Нас собрали маленькой толпой из десяти человек. Выдали каждому по большой свече. Рассказали об истории пещер и монастыря. В том числе о том, что византийская архитектура части помещений свидетельствует о том, что ещё до Марии Шерстюковой здесь что-то было. А дальше... мы зажгли свечи и пошли в километровый крестный ход по пещерным храмам. Вниз и вверх, по вырубленным в меловом камне лестницам, проходя мимо целых живописных полотен, вырезанных в стенах, заглядывая в кельи, исторические, в которых жили упомянутые выше люди, и современные, в которых монахи иногда живут сейчас. Там всего 10 градусов тепла, но как же там хорошо! Спокойно, не страшно, уютно. Непередаваемо прекрасно.

Единственное, чего мне жаль, так это того, что Макса с нами не было. Он ушел переодевать Василису незадолго до начала экскурсии и... не успел вернуться до того, как мы ушли вглубь. Я бы могла переодеть её вместо него, мне кажется, ему поход внутрь горы тоже был бы очень нужен, но он не сказал мне, куда уходит, я подумала, просто на солнышко, пока люди осматриваются в Храме, чтобы Василиса не очень замерзла. А когда все собрались, и перед погружением в сверкающую белым темноту подземелий я позвонила, чтобы спросить, где они, оказалось, что они только отошли от машины. Которая стоит на парковке у входа на территорию. В общем, численность нашей группы сократилась до восьми, ждать их никто не стал. Зато теперь у меня есть две свечи из Белогорского монастыря. Те, которые были выданы Максу и Василисе. Они после моего звонка поняли, что не успевают дойти, и не стали возвращаться, остались в машине. Вместе со свечами. Наши с Данилой и Игорем свечи перед выходом мы оставили на подсвечниках главного пещерного храма.

Последнее фото - ещё один вид Храма Спиридона Тримифунтского. По дороге назад, в машину, мы туда зашли тоже:

20180726_110609

А потом, воссоединившись с мужем, отцом, дочерью и сестрой, отправляемся дальше. На юг.
Buy promo for minimal price.

( 19 comments — Leave a comment )
livejournal
Feb. 18th, 2019 03:37 am (UTC)
Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal северного региона. Подробнее о рейтинге читайте в Справке.
terra_kochka
Feb. 18th, 2019 05:39 am (UTC)
Какие интересные рассказы о летних путешествиях! Надо печатать фотокниги с текстом. Будет память детям.
mama_gremlina
Feb. 22nd, 2019 06:38 am (UTC)
А я уже! Мне предложили уже!
don_kryu
Feb. 18th, 2019 06:01 am (UTC)
Вот и звони, и договаривайся за них, чтобы они потом ждать тебя не захотели...
mama_gremlina
Feb. 22nd, 2019 06:39 am (UTC)
serajaptacha
Feb. 18th, 2019 08:13 am (UTC)
Мы тоже там были два года назад, правда в пещеры не попали.
mama_gremlina
Feb. 22nd, 2019 06:39 am (UTC)
В пещеры можно только утром, и по звонку монахам. Они не все время открыты. Но в следующий раз зайдите, там интересно внутри
samavara
Feb. 18th, 2019 02:50 pm (UTC)
Как же много может сделать даже один человек! А эти меловые обрывы над Доном и правда высоченные - жуть!
mama_gremlina
Feb. 22nd, 2019 06:40 am (UTC)
Она была не одна :)
samavara
Feb. 22nd, 2019 06:44 am (UTC)
Сначала-то одна!
mama_gremlina
Feb. 22nd, 2019 06:46 am (UTC)
И сначала не одна. Одна она была, когда была пьяницей и распутницей. А потом стала не одна
sandra_dey
Feb. 19th, 2019 06:41 am (UTC)
Жаль, что до Дивногорья не доехали. Там тоже храм вырублен в мелу, внутри холма. И там тоже можно обойти его вокруг, внутри есть туннель. Мы приезжали несколько раз, ходили на экскурсию.
mama_gremlina
Feb. 22nd, 2019 06:33 am (UTC)
А мы доедем! В этот раз просто не по пути было. Нельзя было одновременно заехать и туда, и туда, и не потерять день. Выбрали эту
sandra_dey
Feb. 22nd, 2019 07:36 am (UTC)
Дивногорье красивое место. Там погулять пешком можно. И рядом река Тихая сосна (если не путаю название), там купаться здорово. Она чистая и прозрачная.
mama_gremlina
Feb. 24th, 2019 12:04 pm (UTC)
Мы обязательно туда попадем!
nstsja
Feb. 21st, 2019 09:46 pm (UTC)
Чудесная прогулка!А название Меловая пещера очень впечатляет
mama_gremlina
Feb. 22nd, 2019 06:36 am (UTC)
Особенно когда находишься внутри с горящей свечой, и понимаешь, что все коридоры выкопаны в этом мелу
alexartukov
Mar. 5th, 2019 01:24 pm (UTC)
Спасибо за рассказ.
mama_gremlina
Mar. 6th, 2019 01:52 pm (UTC)
Очень рада, что пригодился!
У меня ещё будут про горные монастыри Крыма. Мы почти во всех побывали
( 19 comments — Leave a comment )