
Итак, как мы провели шестой день путешествия?
Утро началось в 6:45 бодрой Василисой. Бодрую Василису я извлекла из палатки и унесла подальше, на берег, чтобы остальные поспали ещё. Василиса изучает ракушки и зачем-то унесла от палатки братский тапочек:

Следующим просыпается Данила и немедленно намокает в море:

Утреннее море северного берега косы бурное, мутное, зеленое, в гребнях волн можно, если приглядеться, увидеть рыбок:

Потом встает и Игорь, и тоже сразу бежит в море. В бурное море бежит бесстрашный Игорь:

Волны бросаются на Игоря, а Игорь смело бросается в волны:

И летит в гребне волны, как маленькая рыбка:

Море блестит так ярко, хотя на часах ещё совсем мало времени, где-то около восьми утра. Впрочем, для южных широт это уже почти день. Ещё два-два с половиной часа, и пора будет уходить в тень...

Азовское море - ракушечные пляжи. Песок и ракушки, полоса песка, полоса ракушек...

В иных местах целые горы ракушек, принесенные волнами. Полоса ракушек - полоса песка. А на песке - растения невозможного зеленого цвета. У нас таких нет. Цветов, в смысле.

И ещё вот такие растут:

Все эти растения очень колючие, поэтому выбрать место для палатки на косе довольно тяжело. Но мы уже который раз находим ровную неколючую площадку. И не только мы. В этот раз пришлось поставить в береговой зоне, за забором, ограничивающим её от основной части косы. Перед забором все ровные места были заняты...
Василиса идет будить папу:

Папа просыпается, купается и идет искать тренеров по серфингу (его мечта той поездки, которая сбудется, но не на Долгой):

А я вот... Реализую свою зимнюю мечту: оставлять следы на песке и смотреть, как их смывает волна.

Вон сколько у нас соседей:

И мы посидели ещё немного, и ещё немного. В том числе в надувном кресле:

Пытаясь показать на этом кресле Игоря, Данька уронил его, качнувшись на очередной волне, на глубине. Но сразу вытащил, никто испугаться не успел, кроме меня... Но мы сразу после этого пошли на другую сторону косы, в мирное, спокойное, уютное голубое море:

На тихой южной стороне косы, в компании таких же семей с детьми мы проводим время примерно до 10 утра, а потом, когда солнце начинает намекать на приближение полудня, собираем палатку и уезжаем.

В уютном кафе на въезде в Должанскую у нас наконец получается завтрак. Там, на берегу, никто из детей не хотел ни кашу, ни мюсли, а тут проголодались и съели по яичнице с сыром и зеленью и по половинке чебурека (Данька - целый). Ну и мы с ними за компанию. Василиса была умилительна и прекрасна в своем розовом сарафанчике, босиком на стуле, мышка моя трогательная:

После завтрака едем без остановок. В пути жарко и хочется спать. По дороге встречаем разное. Аллеи воинской славы в маленьких станицах:

И свежие храмы на берегу новых трасс:

Это - река Кубань. Мы въезжаем в Славянск-на-Кубани, ещё одно традиционное место для отдыха в пробке:

Но в этот раз мы на удивление легко и быстро проезжаем и его тоже. Кажется, у нас будет время, чтобы осмотреться вечером на новой стоянке... Мы едем на южный берег Таманского полуострова, под Веселовку. Утреннее море у нас было Азовским, а вечернее будет Черным. По дороге сначала купили арбуз, а потом, уже в южной части полуострова - красивый виноград нового урожая, трех цветов.
Дорога для нас новая, в прошлом году мы ехали в Новороссийск, а теперь, не доезжая Темрюка, уходим с трассы на проселочные дорожки и медленно, медленно, по рельефному асфальту, а иногда и без него, двигаемся на самый западный и южный край полуострова. По дороге нам встречаются блуждающие реки, пересохшие русла которых мы переезжаем за несколько минут перед тем, как переехать живое, заросшие озера, удивительные леса с незнакомыми деревьями... Это фото одного из озер, но не из-за озера, а из-за лучей из тучи снятое:

И как и предполагалось, ещё засветло и задолго до темноты мы были на месте. Место немного разочаровало. Мы ехали в кемпинг, но кемпинг, хваставшийся, что он на песчаном берегу между соленым озером и морем, занимал ровную, голую и некрасивую площадку утоптанного песка без единого ларечка с едой и водой, без душа и всего такого. Был огорожен и от моря, и от озера ржавой рабицей, и в общем выглядел грустно, а стоил 400 рублей плюс 200 за машину, если мы желаем парковаться на территории. Взяли таймаут, решили подумать. Деньги несерьезные, но ставить палатку в этой печали не хотелось. В конце концов, время было и чтобы доехать до следующей точки... Пока думали, забрались на близлежащую горку, чтобы посмотреть на море. А там - вот такая красота, остатки чего-то старого:

Высоко, и внизу купаются люди:

А над пропастью растут колоски, как в книжке:

Вот оно - то самое соленое озеро, следующим днем мы пойдем и посмотрим его поближе:

И ещё, на фоне красивой горы из камней:

И ещё, на фоне каменных стен без крыш, утонувших в земле:

Насмотревшись на море, остатки архитектуры и озеро, мы заметили в отдалении палаточный городок. И решили попробовать присоединиться:

И нам разрешили. Это был городок археологов, копающих все вот эти камни и стены, они приехали из Петербурга на летнюю практику, много молодых и веселых девочек и мальчиков и человек шесть преподавателей с ними. Мы пообещали (и выполнили) тишину, чистоту и не лезть в раскопки, и поставили палатку прямо вот на этой горе. Почти на краю:

Вру, конечно, не на краю. На краю страшно. На край я ходила фотографировать, пока мужчины раскладывали палатку. Наш край скалы явно недавно горел, может, весной, может, прошлым летом. Новая трава уже есть, и даже успела пожелтеть, но черная земля завораживает. На одном из выгоревших фрагментов я нашла колечко, блестящее и с маленьким камушком. Оно не принадлежало никому из археологов, и я взяла его себе. Черное море, как и в прошлом году, дарит мне украшения (а потом так же отбирает, я потеряла то кольцо в Черном же море, в Крыму).
Если подойти и встать на самый край, на тропинку, ведущую вниз, то можно увидеть огромные камни.

На самом деле это не камни, а слежавшийся песок. Он твердый, если погладить, но мягкий, если копать, мягче меловой скалы, в которой выкопан монастырь в Белогорье. И, видимо, периодически обрушивается вниз, к морю, отслаиваясь от горки, на которой мы стоим. Поэтому конечно мы не встали на краю. Опасно.

После приготовлений к ночлегу, пока не село солнце - купаться! Вниз ведет утоптанная и довольно крепкая тропинка-серпантин, но все равно надо идти с осторожностью. Зато какая красота внизу!

Это фото с середины пути. Если оттуда посмотреть вверх, то вот:

А дальше вниз уже ведет не тропинка, а песчаный склон. По нему можно аккуратно сойти, а можно подойти творчески...

Вид от подножия нашей горы:

Черное море приветствует нас салютом:

Море волнуется:

Но мы все равно купаемся.

А солнце все ниже и ниже...

Василиса на море смотрит снова мечтательно. Это фото я сделала, подсев к стоящей на берегу задумчивой девочке. По-моему, она даже не заметила, что её сфотографировали. Зато здесь видно, что даже не дожидаясь полудня, мы успели поймать немного лишнего солнца утром...

Купаться она, кстати, не пошла, зашла по щиколотку и стояла. Купались все остальные:

Песчаные скалы невероятно красивые. Но пора возвращаться наверх и ужинать, а то стемнеет. Место уютное и довольно чистое. Вот это белое - это не мусор. Это мисочка. Для кого? Для семьи кошек, живущих в песчаной норе. Кошка и трое котят, бегающих и прыгающих по скалам что твои белки, но к людям не приближающихся... Археологи их кормили, клали в эту белую мисочку еду. Может быть, к археологам они и подходили, но при наших попытках познакомиться немедленно прятались в нору и выглядывали оттуда любопытными блестящими глазами.

Вот вы видели когда-нибудь норных кошек? А мы теперь видели! Кстати, и вы увидите, если ещё раз внимательно посмотрите на фото.
Мы стояли совсем рядом с археологическим лагерем. У них было несколько палаток, предусмотрительно привязанных к разным большим и тяжелым предметам, и как же мы оценили эту их предусмотрительность на следующее утро... У них был большой стол с тентом, и за этим столом они собрались вечером и пели песни под гитару (нашу гитару мы, кстати, тоже забыли дома). Песни были исторические, про фараонов и древних царей. Мы сидели, ужинали и слушали песни археологов, догорало солнце и на заднике сцены пылали тени моей альтернативной судьбы. Я же тоже хотела в школе быть историком. И если бы это вышло, то все долгие темные осенние, зимние, весенние дни я проводила бы в архивах и на профильных форумах, а летом - я могла бы быть одним из этих преподавателей, одной из женщин в рабочих штанах и верхе от купальника, в платке со спадающими на спину хвостиками и с лопатой, которая привезла на раскопки своих магистрантов-историков... Я бы пожалела о том, что это не сбылось, если бы не сбылось кое-что лучше. Да, именно в тот вечер я, пожалуй, окончательно отпустила эту свою старую мечту в полет. Пусть оно будет без меня. У меня хорошо иначе.

Вечерело. Взошла луна. Мы сидели и ждали, пока закипит чайник, чтобы налить всем чаю. И смотрели на море прямо из-за стола.

А потом мы вспомнили про наш трехцветный виноград, вымыли его и частично съели. Ужасно красивый и удивительно вкусный:

Это поразительно, можно жить на берегу моря. Не на первой линии, не на второй, а прямо на самом берегу. Разве это сравнится с гипотетическим удовольствием от утренней чистки зубов перед зеркалом и над раковиной? Сидеть вдвоем, уложив детей, под яркими южными звездами, на желтой сухой траве над морем, наблюдая за формированием грозы на горизонте - разве можно сравнить это с условно чистыми простынями гостиничных кроватей? Нет, никогда, не для меня! Не для нас. К счастью, это убеждение на данный момент разделяют все пятеро членов моей семьи...
Критерии палаточника (оцениваем гору у Веселовки, Долгую косу оценивала в прошлом году, можно искать по тегу for camping): 39 из 50
1. Чистота. Ну... пятерку можно дать смело. На археологической горе прекрасно и чисто. Отойти немного влево, к кемпингу, там, понятно, сразу уже не так чисто. Ну пусть будет 7, но конкретно в нашем месте.
2. Красота - 10. Совершенно особенная. Я видела другие красивые места, но они были другими. Эта гора в своем формате реально стоит десяти.
3. Вода - 5. Только море, питьевой нет, даже просто пресной нет, и ехать за ней далеко. Можно попросить у археологов, если вдруг кончится, они там каждый год стоят, но неприлично. Надо свою везти. Зато море какое! И близко!
4. Уединенность - 7. Археологи не считаются, они очень спокойные и совсем автономные, их можно считать вообще частью этой горы. Но мимо их лагеря довольно нередко ходят всякие интересующиеся гуляющие. Но поле большое, можно встать в отдалении от троп, и никто не побеспокоит.
5. Удобство подъезда - 10. Можно подъехать к самому краю горы, если уровень смелости превышает уровень интелелекта и совести...
Хорошее место!
Journal information