
Утреннее море было бурным, на берегу лежали медузы, много медуз, маленьких и больших, разноцветных (я в первый раз вижу не белых и прозрачных, а голубых, фиолетовых и зеленых медуз), выброшенных морем. Мы с Игорем пытались закинуть хотя бы тех, что лежали в пределах видимости, обратно в море, пока один из соседей не объяснил нам, что медузы очень хрупкие существа, и даже несколько минут на солнце для них фатальны, вследствие чего наши усилия бессмысленны. И тогда мы бросили нашу волонтерскую деятельность и пошли завтракать. На завтрак была гречневая каша с орехами и сушеной клюквой. Она даже без сахара вкусная:

Но моя семья разбавляет её сливочным маслом и сахаром зачем-то. В темной бутылке - местный квас, ничего такой. В термосе скоро будет горячая вода в дорогу. Мы сидим в тени машины, потому что потеряли на пляже счет времени, и солнце уже слишком активно, чтобы завтракать в его лучах. Мокрая Василиса заинтересована процессом фотографирования:

После завтрака пора отправляться. Чтобы дети не попали под солнце, грузим их в машину с открытыми настежь окнами и дверями, там они и сидят, пока мы собираем стол и палатку:

Сначала мы едем на Арабатскую стрелку. По дороге видим поля с нефтяными (или газовыми?) качалками. Они работают, все до единой. Двигаются, чего-то делают.

Видим руины здания на каменной горе:

Арабатская же стрелка встречает нас большим блок-постом. На крыше сидит человек. Вокруг массивный каменный забор. Это остатки чего-то более древнего, чем современная система укреплений - Арабатской крепости (на заголовочном фото тоже она на заднем плане). Просто так как оно в удобном месте, то и было применено повторно.

Арабатская стрелка - узкая ракушечная коса, с намытым сверху песком и выросшими на нем растениями. Коса отделяет от Азовского моря озеро Сиваш. Стрелка тянется до самой Украины вдоль берега полуострова, и если проехать до другого конца, можно туда попасть. Стрелка узкая, но посреди неё проложена автомобильная дорога. Можно ехать и смотреть на темно-сине-зеленую воду Сиваша слева и яркие блестящие воды Азова справа. В самых широких местах стоят поселки. Вот, впереди, например, виднеется село Стрелковое.

Там и тут на берегу стоят палаточные лагеря. Мы тоже всерьез раздумывали над остановкой на Арабатской, но нас остановило отсутствие тени.

А вон там - Сиваш, "гнилое море". Там соль добывают до сих пор.

Проехав некоторое расстояние и решив, что мы достаточно посмотрели, развернулись и поехали обратно. Навигатор почему-то не повел нас на Феодосийское, а показал длинный и извилистый маршрут по проселочным дорогам. Почему бы и нет, подумали мы. Приключение - так приключение.

Дорога пыльная, по ней едут и другие машины, и все словно в плотном тумане. Но уже через минуту после того, как очередная машина обгоняет нас и уезжает вперед, пыль оседает, и становится видно, что находится вокруг. Вокруг - поля, огороженные выложенными рядами камнями. Татарские мечети и кладбища особенной архитектуры. Какие-то птицы, похожие на куликов, собирающиеся на берегах полувысохших небольших болот...
Очень много полей. На полях - трактора. Если подойти к краю поля, можно почувствовать запах сухой земли. А если наклониться и взять один из круглых её комков с края поля, то он горячий.

Да, возможно, у них есть проблема с водой. Особенно в конце лета, выдавшегося засушливым по сравнению с несколькими прошлыми. Но на поле работает трактор. Вряд ли только для того, чтобы сжечь целевым образом выделенное топливо? Наверное, есть какой-то план полива будущих посевов. Тем более, что на других полях растет что-то вполне зеленое и живое. Вон там, прямо за старым водоводом:

А водовод - это гениальная штука. Была когда-то. Мы остановились, чтобы получше его рассмотреть со всех сторон:

Водоводы идут по краям полей, мы остановились на перекрестке, и поэтому можем снять сразу несколько таких конструкций. Вот ещё один. За ним - уже скошенное поле. Примерно такое же перепахивал под второй посев трактор несколькими фото выше.

Сейчас водоводы, кажется, не действуют. В них трещины, а в трещинах растут цветы. Видимо, орошение происходит как-то иначе.

Не знаю, для чего, но с одной из сторон дороги высажена не одна, а две сразу полосы деревьев, с интервалом. Возможно, это как-то связано с усиленной защитой от степных ветров? Если забраться туда, между этими полосами леса, можно увидеть много интересного. Например, как ветер, не обращая внимания на защиту от него, затягивает на поле пыль от очередной машины, догоняющей нас:

Или ракушку на дереве:

Пока эти клубы пыли на добрались до меня, успеваю быстро сфотографировать маленький дикий шиповник особой какой-то формы, напоминающий маслинку, и убежать в машину:

Проехали ещё немного вперед - наткнулись на дорожные работы. Эту пыльную, неширокую, не главную дорожку бодро превращают в асфальтовую: два грейдера ровняют, поливалка поливает, а на обочине готовится асфальт. Проехав ещё немного вперед, мы выезжаем на уже асфальтовый участок, и дальше до Старого Крыма едем с комфортом. Очень быстро. За исключением временных потерь на остановки у интересных мест.
Вот, например,

Совершенно удивительные деревья, что-то в них есть иррационально прекрасное.

А в конце дороги, опять без предупреждения, после поворота машины на трассу, на нас внезапно бросились горы на горизонте. Мы доехали до горного Крыма!

Это только самое начало хребтов. Дальше будет больше, выше, краше, невозможнее.

Но сначала будет армянский монастырь Сурб-Хач (принадлежащий крымской епархии ААЦ)
Наверное, примерно во вторник выйдет о нем рассказ.
Потому что в понедельник я целый день работаю на работе.
Journal information