Мама Гремлина, Горыныча и Василисы (mama_gremlina) wrote,
Мама Гремлина, Горыныча и Василисы
mama_gremlina

Category:

НИУ ВШЭ и ПГУПС. Итоги семестра

С сентября 2019 года я работаю в обоих этих высших учебных заведениях, немного на разных позициях, поэтому сравнения процессов будут, возможно, не очень объективны, потому что процессы ПГУПС я вижу более детально. Но по крайней мере процесс непосредственно обучения студентов я наблюдаю изнутри и там, и там. С него и начнем.

1

1. Студенты.

Мне обещали в НИУ ВШЭ неимоверно более мотивированных, неимоверно более высокоуровневых студентов, учить которых - одно удовольствие. Но при этом предупреждали, что удовольствие от общения с ними может быть испорчено: если студентам покажется, что их права ущемлены, они понесут заявления в учебное управление. Первое я предвкушала, второго не боялась, потому что аналогичный опыт был у меня несколькими годами ранее и в моем старом вузе. Тогда был какой-то всплеск юридической псевдограмотности и наплыв иностранных студентов, в результате чего они и примкнувшие к ним местные изрядно повеселили деканаты своими записками с необоснованными претензиями...

Ну, мотивированных в Высшей школе примерно столько же, сколько в Путей сообщения. Наши студенты совершенно ничем не хуже (по крайней мере на первом курсе, пока не оказываются испорчены с одной стороны непомерными требованиями, а с другой - попустительством). Подозреваю, это вообще некая константа - процент мотивированных. Совершенно так же студенты вышки позволяют себе опаздывать на занятия, совсем не приходить, было несколько человек, которые вообще не пришли ни разу ни на одну контрольную, получив абсолютный ноль за семестр. Совершенно так же были студенты, не умеющие рисовать графики функций, раскрывать скобки и выносить общий множитель. Чего в Вышке, пожалуй, стоит признать, нет - это студентов, которые ходят в аудиторию, но ничего в ней не делают. Все, кто пришел, делились на три группы:
- выбегающие к доске толпой и по одному, вписывающиеся в каждую движуху, отвечающие на вопросы с места и решающие вперед
- стесняющие доски и внимания, с трудом соглашающиеся выходить, но при этом активно помогающие вышедшим, задающие кучу вопросов и исписывающие кучу страниц за занятие
- тихо и спокойно сидящие у стенки, не участвующие и не мешающие процессу, почти отчаявшиеся вникнуть в происходящее, но изредка все-таки пытающиеся шепотом задать какой-то вопрос своим соседям
Все эти три группы в том же примерно процентном соотношении присутствуют и в моем первом вузе. Но в нем есть ещё четвертая группа. Те, кто пришел, но активно саботируют. В случае обладания некими зачатками пассионарности эти персонажи могут демотивировать всю группу (поэтому я обычно при первых проявлениях плюю на указ о том, что я во время пары за них ответственна и гоню нахрен из аудитории). В Вышке таких нет. Возможно, это связано с более высоким порогом прохождения в студенты? У меня была одна группа, почти целиком состоящая из людей с ЕГЭ по математике около 90 баллов и разнообразными сертификатами с олимпиад и конкурсов. После их пары, а она была кроме того ещё и пятой в день, я выглядела примерно вот так:

11

Кстати, о пороге. Да, баллы ЕГЭ у них повыше. Да, среди них много олимпиадников. Пожалуй, значительно больше, чем среди первокурсников ПГУПС. Вижу здесь две причины:
1. Пиар у НИУ ВШЭ все-таки значительно грамотнее организован
2. Бюджетных мест не намного больше (а скорее меньше), но имеются льготы для поступивших и хорошо учащихся: вплоть до 100% скидки за обучение в зависимости от набранных за сессию баллов. В моем старом вузе человек, поступивший на коммерческое, обречен платить все четыре года (если вдруг в группе нет бюджетных мест и если вдруг с одного из них кого-то не отчисляют, а бюджетных мест в группах к сожалению обычно нет, а если есть, то пять-семь из тридцати, и на них обычно плотно сидят боевые ботаны, которые никуда отчисляться не собираются)
Разумеется, при таких вводных я бы сама скорее пошла в Вышку, чем в ПГУПС. Тем не менее, в этом году у нас на кафедре на первом курсе есть несколько призеров физмат-олимпиады. Удивляюсь, радуюсь и собираюсь активно использовать их потенциал в будущем

О свободе. Студенты Вышки значительно более свободны. Они спокойно едят и пьют на занятиях (чему я в принципе весьма рада, потому что сама тоже могу спокойно стоять у доски во время первой пары со стаканчиком кофе). Одеваются как хотят. И вообще не испытывают избыточной скромности. Вот, изучаем векторное произведение и правую тройку - выбежали по очереди, устроили дискуссию, оттеснили меня от доски и спорят:

17

Студентов ПГУПС пытаются "воспитывать" с первых дней. Об этом буду писать в ближайшем будущем, кстати, более подробно (наболело). Верхнюю одежду сдавать в гардероб. Спортивный стиль недопустим. В головных уборах ни в коем случае! На подоконниках не сидеть! Не бегать, не смеяться, не целоваться, при необходимости выйти из аудитории поднимать руку и ждать, пока описаешься преподаватель обратит внимание. Конечно, студенты все это не соблюдают, но... чувствуют себя при этом нарушителями. И в соответствии с принципом окон Овертона им становится легче преступить и более серьезные запреты. Например, купить типовой расчет. В Вышке студентам четко объяснена граница между свободой и несвободой. Все, что не запрещено - можно. Но что запрещено, то уж запрещено:

15

Кроме того, в результате чрезмерного воспитания студенты ПГУПС не очень понимают, чего же им можно, и так как явного разрешения выбегать к доске, задавать вопрос, останавливать преподавателя во время занятия нигде нет (а некоторые, да что там, большинство преподавателей реагируют на подобное ярко негативно), они этого не делают. И к третьему курсу вытащить их на кафедру из-за парты становится почти нереально...

С другой стороны, эта несвобода наших студентов несколько страхует преподавателей от претензий. Студенты не чувствуют себя вправе спорить и отстаивать свои права, даже когда они явным образом нарушаются. Как куратору мне приходится иногда настаивать на реализации своих свобод. Но студенты общаются с другими студентами, у тех другие кураторы, которые говорят совсем другое, и в итоге у нас до сих пор работают преподаватели, которые позволяют себе опаздывать на половину пары, задерживать студентов на десять минут следующей, отказываться даже смотреть работы чем-то им не угодивших, рвать контрольные, не проверяя, со словами "с первого раза никто не пишет правильно" и так далее.
Студенты Вышки не такие. За мой семестр у меня, надо весьма нескромно признать, лояльнейшей и довольно неплохой преподавательницы, произошло сразу несколько инцидентов (и коллеги говорят, это можно считать просто погрешностью измерения, потому что обычно и у других бывает намного больше):
1. Подошел студент с плохим зрением, рассказал мне о своей проблеме и попросил высылать ему задания, которые мы будем разбирать, заранее на почту. Я строю занятие в режиме реального времени, в зависимости от реакции аудитории, поэтому заранее подготовленных заданий у меня нет, о чем я и сказала. Предложила ему отдавать на парту свои материалы сразу после того, как очередное задание будет выписано на доску. Пересадила его на первую среднюю парту. Разрешила подходить к доске и фотографировать решение. Но он все равно написал письмо в учебное управление с претензией. Со мной связались и попросили прокомментировать. Но перечисление принятых мною мер сочли удовлетворительными и развития история не получила
2. В Вышке есть мероприятие "показ работ". Студенты могут посмотреть свои контрольные и экзаменационные работы и иногда увидеть ошибку проверки, что позволит вернуть некую часть итогового балла и соответственно получить эту самую скидку на обучение (даже 10% уже серьезная сумма, поэтому они за неё бьются каждую сессию упоенно). Я работаю один день в неделю и довольно плотно, поэтому планировала показать им все четыре работы в конце семестра, в один день и как раз приурочить это к подготовке к экзамену. Ну что, понесли претензию в управление: отказываюсь, мол, показывать работы. Ну, пришлось показать. Обиделась на них и лишила их перемены. Показывала на перемене.
3. Молодой человек, не очень сильно владеющий русским, сначала жаловался на то, что непонятно почему получает плохие оценки на контрольных, несмотря на то, что у доски решает все (с подсказками) хорошо и получает за это плюсы. А в конце семестра, осознав, что без голосовых подсказок вряд ли сможет корректно прочитать задание письменного экзамена, устроил себе устный. Соврав лектору, что договорился со мной, мне - что с лектором, а в учебном управлении сказав, что с нами обеими. Ну, получил свою пятерку (пять баллов из десяти), молодец. На войне все средства хороши, наверное :)

Но вот наши себе такого не позволяют. Да, они могут прокрастинировать весь семестр, а потом ходить за лектором и клянчить возможность дополнительного зачета или экзамена. Да, они будут брать измором. Да, могут пойти от одного семинариста к другому и ныть, что с первым конфликт и поэтому примите пожалуйста зачет вы (мы обычно этого не делаем, отправляем обратно). Но вот чтобы так - через учебное управление? Нет, это обратная сторона свободы. Не знаю, что лучше. Склоняюсь все-таки, что свобода + адекватная реакция администрации на "доносы". Пусть учатся защищать себя и отличать ситуации, в которых эта защита правомерна от тех, в которых нет

2. Инфраструктура

Не знаю, который из вузов богаче, не разобралась. С одной стороны, то, что позволяет себе мой старый вуз периодически, вопит о неимоверных финансовых ресурсах, но при этом в НИУ ВШЭ эти ресурсы, явно не особо считаясь, тратятся на студентов и преподавателей, и это не может не радовать.

На каждом этаже в Вышке несколько кулеров с горячей и холодной водой, несколько туалетов для обоих полов, с закрывающимися кабинками, чистыми унитазами, жидким мылом в настенных дозаторах, зеркалами во всю стену и современными сушилками для рук. В каждой студенческой кабинке есть туалетная бумага. К сожалению, всего этого в ПГУПС нет и я не знаю, будет ли когда-нибудь.

В Вышке есть несколько спортивных залов, в том числе с тренажерами, прямо в учебном корпусе. А в ПГУПС - целый спортивный комплекс на Горьковской, даже с бассейном. Тут мы выигрываем с отрывом. Но... на ту Горьковскую надо ехать две станции метро от вуза, и я периодически вижу рекламу о скидках для студентов (о преподавателях даже не упоминается) на посещение бассейна и тренажерки. Если я правильно все поняла, то в вышке они могут ходить туда в свободные часы даром. И преподаватели тоже. Правда, я эту возможность не использую - некогда.

В первые дни в Вышке меня поразил вот этот коридор (и подобные ему), в котором находилась моя аудитория:

12

Эти компьютеры имеют все необходимые для учебы программы и выход в интернет. И студенты все время сидят там и что-то делают. Этого в ПГУПС не было. У нас всегда были дисплейные классы, но почти каждый охранялся довольно сердитым лаборантом, и хотя формально студенты имеют право прийти в свободные часы и работать на компьютерах, фактически лаборанты (не все) зачастую просто закрывают класс и уходят кушать "я вас тут одних не оставлю" и "вас много, я один". Но как раз в этом семестре железная дорога расщедрилась и сделала ремонт одного из вестибюлей. Раскрасила его в РЖД-цвета, устроила удобные места для студенческих сидений с тетрадками, в том числе мягкие "купе" со столиками, а также... пустила вдоль одной из стен вот такой же длинный столик с розетками. Кто знает, вдруг в планах есть и общедоступные компьютеры туда поставить? Было бы неплохо.

Кофейные автоматы есть и в Вышке, и в ПГУПС. Столовые есть тоже в обоих вузах, и там и там со вполне посильными ценами (для преподавателей в Вышке есть льгота - скидка 30%, а в ПГУПС другая льгота - возможность купить еду без очереди). Специализированные аудитории есть и там, и там. Вот так примерно выглядит потоковая аудитория в Вышке, где проходят общие лекции:

25

И письменные экзамены:

26

Примерно так же выглядят аудитории и в ПГУПС. Ну, может, не все так свежо и новенько, но и вузу лет поболее будет, так что все здесь у нас хорошо, я считаю. В ПГУПС есть то, чего нет в Вышке: аудитории на несколько сотен человек, такие как Большая физическая, например, или зал Николаи. При этом акустика такова, что лектору не нужны микрофоны (которыми наши аудитории в целом оборудованы реже, чем аудитории Вышки): специалисты строили на века! А вот экраны и проекторы бы не помешали, в Вышке они есть в каждой аудитории, в ПГУПС - не в каждой. И если тебе нужен на лекциях проектор, то надо заранее озаботиться назначением правильной аудитории перед началом семестра.

3. Отношение к контингенту

Уважительное в Вышке и снисходительно-небрежное в ПГУПС. Не выкинешь слов из песни, это так. Я ощущаю каждой клеткой кожи, как внимательно относятся к студентам и преподавателям там и как (не так) у нас. Например, выдернуть распоряжением преподавателей в праздничный день на обход пустой студенческой общаги, угрожая лишить премиальной части зарплаты в случае игнорирования... Когда я говорю об этом преподавателю Вышки, меня даже не сразу понимают, о чем это я, потому что это фантастика. А у нас - норма. Об этом напишу ещё потом. Игнорировать пожелания по расписанию? Запросто. Поставить преподавателю, работающему в ведущей фирме по профилю кафедры вместо первых пар, после которых он успевает на работу, третьи и четвертые каждый день по одной? Легко! Заставить другого такого приезжать ради подписей немного менее занятых людей восемь раз в середине дня во время оформления? Почему бы и нет? При склеивании кафедр оставить шестерых совместителей без зарплаты от двух дней до двух месяцев и даже не почесавшись им потом вернуть эту сумму? Сделано!

В Вышке я говорю, что не могу приезжать больше одного дня в неделю, и мне ставят пять пар в один день. Говорю, что плохо себя чувствую, и мне переносят все пары пятницы на следующую субботу. Говорю, что в аудитории не хватает доски, и на следующее занятие мне ставят вторую доску (правда, потом кто-то её опять унес, но мы уже прошли объемные темы и одной доски стало хватать). Устройство на работу, оформление документов, обмен дисциплинами - происходит так легко и приятно, что даже не верится. Вот буквально недавно мне написал один преподаватель, что для меня есть курс дискретной математики, не хочу ли я? А я хочу, но не могу больше одного дня, а эта самая математика уже поставлена не в тот день, что мои пары по вероятности. За одни сутки, получив мое принципиальное согласие, мне перенесли вероятность в тот же день, что дискретку. Причем так как в первом блоке вероятность по одной паре, дискретка поехала тоже в первый блок, а во втором блоке дискретки уже нет, зато вероятность начинает преподаваться по две пары каждой группе, в итоге у меня весь семестр по четыре пары в один день - идеально!

Аналогично и со студентами. Медосмотры назначаются по группам так, чтобы студенты успевали на свои пары. Физкультура - первыми или последними парами, никогда в середине (у нас бывает и так, что на первую пару надо приехать на Сенную на математику, потом - на Горьковскую на физкультуру, а затем обратно на Сенную на физику, а чотакова). Каждое смешное заявление (смотри выше) внимательно изучается в учебном управлении, и следует некая реакция (при этом реакция уважительна и для преподавателя). Проверить работы я должна не позднее, чем в ближайшие две недели после проведения (если это последняя работа перед экзаменом, то ещё раньше):

18

А работ много, почерки у них разнообразные, а проверять надо внимательно и писать пояснения, потому что (см. выше) будет показ работ, и надо минимизировать просьбы пересмотреть оценку:

23

Но в ПГУПС больше платят. Намного больше.

4. Корпоративный дух, пиар и развитие

Вышка выигрывает. Вроде бы все делается примерно то же самое, что и у нас, но у нас как-то... трудно сформулировать... как в детском саду "дети, давайте позовем деда Мороза". Натужно как-то. Не по-настоящему. Всем, и особенно студентам, с первого взгляда становится ясно, что осуществляющие пиар сами в это не верят. А ещё, например, представители разных кафедр не стесняются "топить" друг друга на днях открытых дверей, выступая перед абитуриентами. Поэтому, кстати, мне так сложно вести визитки наших специальностей (и я их периодически стираю и начинаю по новой) - трудно подобрать такие слова и картинки, которые разрушат все те образы, что создает вуз на верхнем рекламном уровне. В общем, пиар бездарен и тяжеловесен. Хотя вуз у нас хороший, преподавателей хороших тоже много, а специальностей замечательных ещё больше.

В Вышке пиар какой-то очень органичный. Сам вуз молодой и заслуг у него в настоящий момент намного меньше, будем честны. Так чтобы прямо какие-то международные конкурсы выигрывались регулярно - нет. Выпускников знаменитых тоже пока нет, в отличие от нас. А корпоративный дух студентов - есть. И даже мне, взрослой тете, гордо, что я являюсь частью этой команды (нас прямо так и поздравили с Новым годом: спасибо, мол, что являетесь частью нашей команды, и это не звучало ни натужно, ни смешно). В каждом коридоре - дешево и сердито, без позолоты и бархата - пенопластовые буквы:

5

Некие элементы корпоративного стиля - красные "студенты", расставлены по всей территории, не скажу, что они мне прямо нравятся, но выглядит органично в этих красных кирпичах:

3

Роспись на стенах:

8

Я в этой росписи:

10

И вот про семью картинка:

9

Маленькая милая деталь: перед первыми контрольными кураторы поддерживают студентов мотивирующими надписями на доске аудитории и приятными подарками. Преподавателю на стол тоже положили (и это не единичный случай, а многолетняя традиция):

14

А я потом старалась продолжать эту традицию, чего-нибудь забавного им на доске всякий раз выписывая для снижения градуса беспокойства:

16

Развитие... ПГУПС все время что-то инновационное декларирует, организует конференции, участвует в грантах и проектах, это есть и это круто. Но вот актуальные специальности могут быть закрыты просто по решению верхнего уровня управления. И вот уже несколько лет у нас нет бакалавриата по системному анализу. Все время грозятся закрыть специальность "программное обеспечение", которую имею я (я сама выпускница моего старого вуза). А в Вышке, которая изначально была сугубо экономическим вузом, все время открывается что-то новое. Вот, в Москве с этого года есть биологи. Обещают и в Петербурге их открыть в ближайшем будущем вроде бы:

24

При этом я за специализацию в целом. Если бы старый мой вуз был бы сугубо транспортным - слова бы ни сказала, ни программистов, ни аналитиков там не нужно было бы, пусть бы мы учили логистиков, инженеров-строителей мостов и вокзалов, электронщиков и специалистов по дизельным двигателям. Но у вуза куча непрофильных специальностей! Психологи, разнообразные экономисты, зачем они в транспортном вузе такой толпой? По-моему, программисты и аналитики как-то нужнее сфере, в которой есть компьютерные технологии и где нужно делать как минимум прогнозы на основе данных...

5. И атмосфера в целом.

ПГУПС стоит в историческом центре Петербурга. Наши студенты выходят на крышу шестого этажа (что им категорически! Категорически запрещено, как и выходить из аудитории пописать без поднятой предварительно руки) и наблюдают Исаакиевский и Троицкий собор, далекий шпиль Петропавловки, блестящие воды Фонтанки и канала Грибоедова. При желании они могут доехать до общежития на катере по рекам и каналам. Могут обедать пончиком или шавермой, сидя на ступеньках у самой воды. Могут гулять по ночному, украшенному подсветкой, Московскому и Невскому. Заходить в многочисленные кофейни и музеи. Курить в маленьких двориках, не изменившихся со времен Достоевского.

Студенты Вышки учатся в районе, где НИИ стоит рядом с НИИ и погоняет техноемкий завод.

20

21

Вот в этом здании - легендарный Рубин:

19

Никаких кафе, ещё чего. Ни одного исторического здания. Только наука и техника, пропускной режим и хардкор. И вот один маленький скверик на пути от метро до вуза, яркое пятнышко (но и в нем нет ни одного кафе):

22

А над самим зданием вуза возвышается телебашня, увидеть верхние ярусы которой почти невозможно с середины сентября по середину апреля:

13

Вот тут почти до самого верха видна, но все-таки не полностью:

2

Тут тоже есть крыши с возможностью выхода, но здание Вышки не самое высокое в окрестностях, поэтому виды загорожены зданиями заводов и НИИ, да и видна оттуда все больше индустриальная зона и немного магазинов.

7

Резюме.
Выбрать один из вузов в результате анализа всех критериев я не возьмусь. И наш хорош, и Вышка хороша. Я бы хотела добавить в наш вуз кое-что из НИУ ВШЭ, но кто меня послушает? Вот эта идея со скидкой для успевающих - грандиозно же! Мы бы сразу сделали прием в три раза лучше, и смогли бы выбрать более успевающих, и учить их на первом курсе не повторению школьных концепций, а сразу перейти к профессии, и выучить за четыре года лучше, и создать обратную связь, потому что чем лучше наши выпускники, тем охотнее идут абитуриенты, но кто меня послушает? Или вот например сменить вектор попыток создания корпоративного духа. Или перетряхнуть и упорядочить, сократить и оптимизировать нашу административную структуру. Или хотя бы разрешить студентам официально без извинений и стука, тихо как мышка и незаметно заходить в аудиторию, опоздав, и выходить из неё в туалет, если надо. Ну с чего-то же надо начинать?..

Но я рада, что являюсь частью и того, и другого. И самого старого и заслуженного технического вуза страны. И самого молодого, перспективного, ещё непонятно в целом какого конкретно, но уже очень интересного вуза.

4

P.S. 11 января я выхожу на работу в ПГУПС - у меня зачет по теории систем. 13 января - в НИУ ВШЭ - первые четыре пары семестра, две по дискретной математике, две по теории вероятностей.

P.P.S. этот пост попался на глаза администрации. Ой 😶
Tags: ВШЭ, ПГУПС, выскажусь, преподавательское
Subscribe

Posts from This Journal “ВШЭ” Tag

  • Хроники бессмертного пони

    Насколько все-таки приятнее работать, если за спиной в приоткрытом окне поют птицы, шумят зеленые листики и светит солнце. Нежели когда наоборот.…

  • Даже в очень плохой ситуации есть хорошие стороны

    И даже бронхиальная астма - не баг, а фича в некоторых ситуациях. Например, когда-то она обеспечила мне несколько раз бесплатную эпидуральную…

  • (no subject)

    Один вуз закрыли, переведя на дистанционку. Хорошо, что в последний день я успела провести последние пары модуля. Теперь мне осталось только получить…

promo mama_gremlina january 13, 2019 20:01 37
Buy for 100 tokens
Весь Крым за 32 дня и около 10000 километров от дома до дома. Весь, за редким и незначительным исключением. Мы бы и весь объехали, но 32 дня не резиновые, а некоторые места такие прекрасные, что мы просто не могли заставить себя сорваться через одну ночь и ехать дальше... Я наконец созрела…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 49 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →