Мама Гремлина, Горыныча и Василисы (mama_gremlina) wrote,
Мама Гремлина, Горыныча и Василисы
mama_gremlina

Category:

Мысли о "воспитательной работе"

И продолжая в какой-то мере предыдущий пост, расскажу о том, о чем думала в этом осеннем семестре, выполняя роль заместителя заведующего по воспитательной работе на своей кафедре (особенно занимаясь передачей бессмысленных и беспощадных распоряжений деканата и ректората моим "подчиненным" кафедральным кураторам)

1. Воспитывать взрослого человека теми же методами, что ребенка, поздно. Человек, которому больше 16 лет, который живет один и сам себе покупает и готовит еду - взрослый. Взрослому человеку можно показывать примеры успешных и не успешных в разных смыслах, не только экономической эффективности, стратегий поведения, но рассказывать им, что такое хорошо и что такое плохо словами, стоя у доски - поздно. Нельзя. Убрать.

2. Воспитывать взрослого человека регулярным зачитыванием указов и распоряжений со ссылками на статьи конституции... ну, чуть более эффективно. Самую чуть. Но это не воспитание, а скорее предупреждение, что с тобой, студент, будет, если ты пойдешь на митинг. Учитывая, что зачитывают это кураторы, молодые преподаватели, которые зачастую сами на эти митинги условные ходят, выглядит профанацией. Нельзя. Убрать.

3. Воспитывать занятого человека мероприятиями после занятий, встречами с ветеранами, какими-то псевдоизвестными певцами и актерами, посещениями непрофильных конференций и круглых столов на тему экологии и проблем молодежи и так далее - было бы нормально и даже неплохо. Если бы эти мероприятия не были обязательными с истошными требованиями "не позднее, чем за два часа до события подать в деканат список из десяти студентов с каждой кафедры, кто точно пойдет!" А так нельзя. Убрать.

4. Регулярные встречи с ректором и деканами, на которые сгоняют студентов чуть ли не под прицелом автоматов, а потом ректор не приходит, деканы опаздывают, а на разогреве выступают никому из студентов не интересные (потому что почти не действующие) СНО и прочие профсоюзы - преступны. Нельзя. Убрать.

5. Полуобязательные участия студентов в танцах, театральных постановках к праздникам, уборках территорий и помывке внутренних стен вуза, спортивных состязаниях и так далее - нельзя! Убрать! Почему полуобязательные? Потому что распоряжения и указы. Какая кафедра не предоставит студентов, той кафедре атата. Если у студента нет участия в хоровом пении, КВН, мероприятиях студсовета и прочей внеучебной деятельности, то даже если он на конференции международной доклад делал, в "лучшие студенты" он не попадет. Карнавальная деятельность - обязательная обязанность хорошего студента. А так нельзя. Они не танцевать должны, а развиваться профессионально! Мой вуз гордится своим хором, студенческим театром, наша команда КВН пару сезонов светилась в телевизоре, это прекрасно, наверное, но зачем делать из этого фетиш, визитную карточку? Все-таки задача вуза вроде бы немного не в этом...

6. Кураторские планы на семестр не должны включать в себя обязательные пункты, в том числе меры, направленные на нравственное воспитание, патриотическое воспитание и так далее. Ну вот мне кажется, такое не должно быть галочкой. И если ты сгоняешь студентов на этот кураторский час каждую неделю, а потом начинаешь им, торопящимся бежать обедать и решать типовые расчеты, втирать что-то за патриотизм... Ой, ну не так это надо делать все, если вообще надо.

7. Воспитательная работа не должна быть тяжелым бременем для преподавателей. Преподаватели не должны шарахаться в ужасе от предложения стать куратором для новой группы первокурсников. А это будет так, пока кураторство обязывает раз в пару месяцев, например, приезжать с инспекцией в общежитие (что само по себе деструктивно и для преподавателя, у которого дел полно иных, и для студентов, которых так грубо и неуместно пытаются контролировать в их единственном убежище, разрушая иллюзию самостоятельности), отчитываться о проведенных кураторских часах (даже если студентов-первокурсников, наслушавшихся старших коллег о скуке и бесполезности этих часов, приходится собирать на них лично чуть ли не за шкирку), присутствовать вместе с несчастными отобранными десятью студентами на вышеупомянутых мероприятиях и так далее. И нет, эти две тысячи в месяц, которые добавляют за кураторство, не делают пилюлю слаще. В кураторы идут сейчас только смелые люди. Либо смелостью ничего не делать и авось само проканает, либо смелостью делать все по своему, как правильно, выдерживая натиск верхних уровней администрации.

Хорошо, критика - это легко. А как тогда надо?

1. Карнавальная деятельность должна быть незаметной. Не должны руководители танцевальных и хоровых кружков набрасываться на первокурсников начиная с сентября и зазывать к себе, водя хороводы. Если кто из поступивших не мыслит жизни без рисования акварелью, так он пойдет и сам будет целеустремленно искать, где бы ему себя применить. При этом достаточно, если информация о том, где в институте рисуют акварелью, будет у куратора. Ну представьте, вот пришел человек в институт, который никогда не рисовал, не пел, не танцевал, не играл на сцене, пришел из-под маминого крыла в самостоятельную жизнь с мыслью, что уж теперь-то начинается то самое, настоящее! Теперь-то он/она эх и ух, и эгегей! И внезапно на него нападает хор, КВН и спортивная секция борьбы. И он такой, а почему бы и нет? И записывается вовсюда. И начинает активно участвовать. А тут вдруг матанализ и линал, и внезапно сессия, а прямо посреди зачетной недели самое важное выступление на праздновании юбилея вуза перед важными людьми из городской администрации... В общем, не надо. Студенты не должны вообще знать, что это у нас есть, пока сами не подадут запрос. Карнавальная деятельность должна быть хорошо припрятана.

2. А вот студенческое научное сообщество надо реанимировать. Еженедельные встречи-чаепития по пятницам, или что они там делают такое, что почти никто в вузе об этом ничего не знает, и даже на их сайте почти ничего не написано, без обид, необходимо отменить, как и типа заслушивания докладов друг друга, вымученных из ничего. Нечего сказать - не надо и говорить. Вместо докладов и натужных научных работ первокурсников, наверное, следует устроить некие кружки-лаборатории, по сферам и интересам. Расширенная математика, углубленная физика, принципы научной работы (это я могла бы взять, кстати) и все такое. Деловые игры. Дебаты на заданную тему. Групповые интеллектуальные квесты (но тут надо осторожно, чтобы оно не выродилось в хоровод вокруг елочки в детском саду, чтобы было продуманно и полезно). Экскурсии. Чтобы ходили и учились, кому надо. А свою научную деятельность начинали только по мере созревания желания. И конечно это все должно быть открытым. Без торжественной записи и посвящения в центральном сквере. Чтобы в любой момент любой мог прийти и в любой момент бросить ходить, нигде не расписываясь и не никому не отчитываясь. А потом начинать подкидывать им задачи, фрагменты задач, решаемых взрослыми аспирантами и магистрантами. Чтобы вникали постепенно. И не отказываться от идей, ими предлагаемых, если вдруг появятся, вплоть до того, что такую идею от второкурсника можно предложить в качестве диплома кому-то из старших, а второкурсник будет помощником и соавтором статей себе на будущее. В общем, надо продумать. У меня в этом отношении есть единомышленники на смежных кафедрах, которые даже говорят об этом вслух на разных заседаниях кураторов и замзавов по воспитательной (только их никто не слушает, как и меня). Сейчас у каждой кафедры есть свой более-менее живой семинарчик с участием студентов. А у всего вуза есть только едва-едва начавшее поднимать голову СНО (я вижу, что-то происходит там, какое-то движение присутствует) и нежизнеспособный детсадовский фестиваль "Неделя науки", где докладываются доклады про жизнь и биографию Гаусса, а для массовости кафедры заставляют выставлять своих выпускников с их дипломными разработками "создание сайта для салона груминга" в роли научных докладов. Как-то это неверно. Кафедры должны поделиться наработками и объединить интересующихся наукой студентов. Но на добровольной, строго добровольной основе!

3. Посещения музеев должны остаться, но быть расширены посещением профильных предприятий, профильных конференций, библиотек, объектов деятельности вуза (например, студентам-строителям обязательно надо посетить внутренности моста лейтенанта Шмидта, а программистам - побывать во всех закоулках довольно современного ИВЦ). Разумеется, только на добровольной основе. И с выгодой для руководителей этих предприятий и конференций. Например, руководителям конференций за каждого надо хоть какой взнос перечислять, а начальникам предприятий - сдавать самых заинтересовавшихся на бесплатную стажировку во время производственной практики (и за практику вуз должен платить предприятию, а не предприятие вузу). Разумеется, в силу различия профилей, не должно быть массовых даже кафедральных посещений. У каждого направления - свой список. Из группы идет, допустим, половина. Пятнадцать заинтересованных будущих специалистов в конкретной области намного более интересны любому предприятию и конференции, чем толпа не понимающих, зачем и куда их привели разнопрофильных галдящих студентов. И студентам тоже интереснее первый вариант.

4. На встречи и кураторские часы приглашать надо тоже профильных людей. И, не подобрать цензурное слово, блин, внезапно, этим людям надо платить. Предлагать на выбор либо деньги, либо возможность отобрать себе стажеров. Но не бесплатно! И не по 200 рублей за час. Если в вуз приходит человек - начальник отдела по подбору персонала крупнейшего предприятия по профилю кафедры, чтобы рассказать студентам, на что именно надо обращать внимание во время обучения, то его надо у входа встретить и на руках отнести в аудиторию, осыпая путь золотыми лепестками, а потом перечислить на карточку актуальную для него сумму. А не гонять перед встречей по четыре раза подписывать договора и акты о выполненной работе на упомянутые 200 рублей. Да, такие встречи дороже, чем бесплатно позвать позабытую актрису и устроить ей "творческий вечер" с согнанными насильно студентами. Но их можно делать реже! Не каждую неделю и даже не каждый месяц. И празднования праздников можно делать поскромнее.

5. В общежитиях есть охрана. В стенах вуза есть штат уборщиц. Вокруг - армия дворников. Студенты и кураторы не должны выполнять их функции. Просто никогда. Это надо просто отменить, это не создает корпоративный дух. Возможно, раньше создавало, когда по всей стране проходили субботники, и единая идея, и все такое. Теперь нет. Это не объединяет их, а наоборот. Не заставляет чувствовать уважение к труду уборщиц, а намекает, что здесь не уважают их самих.

6. Отменить дресс-код. Это было важно когда-то, а сейчас, мы все отдаем себе в этом отчет, но боимся сказать вслух, сейчас столько возможностей самовыражения, что самовыразиться (а они все равно будут это делать) в рамках дресс-кода им удается намного более экстремальными способами, чем если бы им разрешили спортивные штаны и кофты-кенгуру с принтами. Отменить требования некоторых иных элементов, простите за термин, устаревшей вежливости и наказание за их невыполнение. В современном быстром мире вежливость - это как можно более быстро сформулировать свою проблему и дать человеку, к которому ты пришел, уже начать работать над ней и над прочей его работой. А не стоять в дверях пятнадцать минут, вежливо рассыпаясь в извинениях, что отвлек. Вежливость - это опоздав на пару, быстро зайти, чтобы тебя было не видно и не слышно, а не отвлекать группу и преподавателя своими оправданиями. Вежливость - это принести с собой кофе или орехи и тихо держать себя на поверхности интеллектуального поля, а не вставлять себе в глаза виртуальные спички, держа спину ровно, как подобает студенту старейшего инженерного вуза, слушая и не слыша преподавателя, чтобы потом задавать ему на следующих парах вопросы, ответы на которые услышал бы и понял, будь у тебя в крови кофеин и углеводы. И так далее.

7. И надо уже наконец смириться, что студенты и большинство преподавателей, особенно молодые, владеют и активно пользуются социальными сетями. Чтобы решить организационные вопросы и получить ответы на наболевшее, группе первокурсников после своих двух пар не нужно ждать ещё две пары своего куратора в коридоре, у которого есть третья и четвертая, чтобы задать это все на кураторском часу. Это все можно сделать в общей беседе, в группе в контакте, в видеоконференции в скайпе в удобное для всех время. А вместе собраться в отдельный день для того, чтобы пойти, например, на профильную конференцию послушать интересные вещи. Или в музей железных дорог. Или после сессии на пикник в пригородном парке.

8. И с рекламой надо что-то делать. Надо сделать её более честной и менее яркой. Более взрослой. С более понятными словами и оборотами. Вывести её в живой интернет с бумажных плакатов и официального сайта вуза. Привлечь студентов, которые уже учатся, к её созданию. Добавить честные интервью с выпускниками. С их работодателями. Честно описывать процесс обучения не казенными словами, а живыми.

Что ещё?
Слушать их. Создать возможность сбора анонимных, но публичных идей о том, чего бы они хотели. Внимательно это читать и обрабатывать. Разрешить им выражать мнение о преподавателях, упомянутых в предыдущем тексте, тех самых, что рвут работы без проверки и не ставят пятерок, потому что на пять знает только Бог, на четыре он, а они в лучшем случае на три. Тех, что не приходят на свои занятия или опаздывают на половину. И тех, кстати, к которым они добровольно приползают даже с температурой, чтобы ничего не пропустить, тоже. Об отсутствии бумаги в туалетных кабинках. Об открытых буфетчицами окнах в минус двадцать в общей столовой. Все внимательно проверять, делать выводы. Это тоже воспитание. Воспитание ответственности за свои слова и действия. Воспитание понимания, что твое мнение имеет значение. Тогда и мнение будет формироваться более ответственно, мне кажется.

Что ещё?
Разрешить кураторам самим определять стратегию и формат общения. Кто, как не человек, которому непосредственно доверили этих тридцать маленьких взрослых, лучше будет знать уже через полгода регулярного общения, что именно им надо сказать прямо сейчас? А если это общение будет не из-под палки, не для галочки, не под отчет, то подружиться они смогут намного раньше. Чем тогда, когда в это общение загоняют насильно. Конечно, они сопротивляются, конечно, они отбрыкиваются всеми силами и даже если им понравился их куратор, они будут старательно избегать его, потому что признать, что он им понравился и говорит правильные вещи - значит признать, что "система сломала тебя" и "большой брат победил". Им же 17-20 лет в конце концов.

Как-то так.
Приготовила тряпочку для монитора и ушла на уроки. Вернусь в 16:00 - отвечу на комментарии.
Tags: ПГУПС, выскажусь, моя борьба
Subscribe

Posts from This Journal “моя борьба” Tag

promo mama_gremlina january 13, 2019 20:01 37
Buy for 100 tokens
Весь Крым за 32 дня и около 10000 километров от дома до дома. Весь, за редким и незначительным исключением. Мы бы и весь объехали, но 32 дня не резиновые, а некоторые места такие прекрасные, что мы просто не могли заставить себя сорваться через одну ночь и ехать дальше... Я наконец созрела…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 38 comments