Мама Гремлина, Горыныча и Василисы (mama_gremlina) wrote,
Мама Гремлина, Горыныча и Василисы
mama_gremlina

Categories:

Мои чужие дети, новые и старые

Сегодня пришла новая ученица. Ученица ненадолго. Внезапно было принято решение поступать в хороший колледж с перспективой продолжить в медицинском вузе, но туда нужны хорошие баллы ОГЭ. А у девочки за все пробники двойка и вообще, по мнению всех, включая девочку, катастрофически ужасные отношения с математикой. Учитель, узнав о намерении пообщаться с математиком, дала родителям целевые указания: начать с простых дробей пятого класса, мол, все проблемы оттуда.

Тем не менее, проигнорировав ЦУ, я начала, как обычно и делаю, с решения при мне в четыре руки (сначала ученица, потом, при возникновении проблем - я) одного варианта прошлогоднего экзамена. И за полтора часа мы решили 21 задачу с полным объяснением и подтягиванием необходимой теории. Причем 8 задач из них ученица решила сама, заразившись моим спокойствием (оно очень заразное, и я этим пользуюсь), а остальные - с моими подсказками, поэтому пока нещитово. Причем, разумеется, никаких особых проблем с дробями у неё нет, ни с десятичными, ни с простыми. После добавления в её мысли смысла дробной черты (дробная черта всего лишь иначе записывает знак деления) ни одну задачу с дробями она не решила неверно. Добравшись до задачи с процентами, она говорит "Ой, а вот проценты это сложно". После добавления в её мысли смысла процента (процент - это всего лишь одна сотая от какого-то значения), решает задачу и удивляется "Надо же, и это, оказывается, просто". Добравшись до задачи с прогрессиями, впадает в панику и начинает судорожно вспоминать формулу суммы первых пяти элементов, а когда я предлагаю просто сложить первые пять членов прогрессии с помощью операции сложения, удивляется: "А так можно было?"... Добравшись до двадцать первой задачи, она откладывает ручку с чувством выполненного долга: 8 баллов набрано, желаемая тройка уже маячит в перспективе, а вторая часть - для отличников. Я открываю начало варианта, показываю ей шестую задачу с квадратным уравнением и спрашиваю, есть ли какие-то принципиальные отличия от этой. "Степень третья!" - говорит. Напоминаю об уже разобранной на уроке методологии решения уравнений через разложение на множители (в данном случае группировкой) - после подсказки решает сама. Двоечница. Решает сама 21 задачу. Девочка, которая писала все пробники, начиная с сентября, не проходя порога. После полутора часов беседы. В конце занятия говорит: "Оказывается, математика... логичная?.."

Я угадаю это слово с трех букв починю математику этой девочки за три месяца.
Мой любимый формат ученика! Запуганная школой "математическая неудачница", обладающая здравым смыслом и умением думать

***
И ещё ко мне вернулся на этой неделе один мальчик, которого я полтора года назад спасла от колледжа декоративно-прикладных искусств (ничего не имею против декоративно-прикладных искусств, но именно тот колледж, о котором я говорю, он особенный, он у нас тут - место последней надежды для тех, кто не надеется поступить никуда больше), который сдал математику девятого на пять, из-за этого, имея за год оценки вроде 3, 4, 4, 5, получил пятерки в аттестат по обоим моим предметам, в результате чего поступил в колледж информационных технологий, чтобы стать программистом. Вернулся, когда начался математический анализ, который он, по его словам "ну я просто списывал с доски, потому что ничего не понимал" весь семестр, а в сессию получил зачет авансом (потому что программист он-таки хороший, и в колледже его ценят) и настоятельную рекомендацию разобраться, потому что весной спросят за оба полугодия.
Прошли по тематике экзамена, разобрали 9 билетов из двадцати за час, теорию вместе с практикой. Урезанную, конечно, не уровня физмата СПБГУ, но разобрали. И опять те же примерно слова: "Так вот зачем мы это делали!" и "Ну почему мне тут у вас все понятно, а в колледже нет?.."

***
Да, математика логичная. Да, решать задачи можно разными способами, и не самый быстрый не равно неверный. Да, математика - простая. Хотя её можно при большом желании сделать и очень сложной (и красивой! лично я люблю эту строгую красоту, но давать её детям перед тем, как они поняли её смысл и полюбили, это как таскать трехлеток в Русский музей и рассказывать о глубине тонов, когда они ещё красный от оранжевого не полностью отличают).

***
Почему тут понятно, а в колледже нет, я тоже знаю. Примерно:
- потому что в колледже коллективное мышление толпы: сидят 30 человек, 15 ничего не понятно, остальным за компанию
- потому что они даже не пытаются следить за преподавателем, мол, все равно не пойму, даже если преподаватель хороший
- потому что у всех разная скорость восприятия, и какую бы скорость изложения ни выбрал преподаватель, найдутся либо те, кто не успевает, либо те, кому скучно и они выключились.
- потому что все это надо допиливать и устранять на семинарах, а большинство семинаров проходят в наших вузах и колледжах в режимах лекции, потому что "а я иначе программу не успею"...
Ну и в школах примерно так же. Не во всех, но часто.
Tags: математика, ученики
Subscribe
promo mama_gremlina january 13, 2019 20:01 37
Buy for 100 tokens
Весь Крым за 32 дня и около 10000 километров от дома до дома. Весь, за редким и незначительным исключением. Мы бы и весь объехали, но 32 дня не резиновые, а некоторые места такие прекрасные, что мы просто не могли заставить себя сорваться через одну ночь и ехать дальше... Я наконец созрела…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 46 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →