Мама Гремлина, Горыныча и Василисы (mama_gremlina) wrote,
Мама Гремлина, Горыныча и Василисы
mama_gremlina

Categories:

О лишении детей детства

По мотивам недавно прочитанной книги Мурашовой, а точнее, одного из её рассказов, про девочку-вундеркинда, хочу записать некоторые мысли. Со стороны той самой девочки. Возможно, несколько менее талантливой, даже, наверное, намного менее талантливой, но все-таки чем-то похожей на неё в том самом раннем возрасте.

Итак, суть проблемы была в том, что девочка в возрасте около 14 лет ушла в депрессию и пыталась самоубиться, причем искренне пыталась, и в живых осталась только чудом и внимательным отношением родителей, почуявших неладное. Оказалось, что девочке тошно потому, что в детстве она всегда была лучшей в классе, школе, городе, перескакивала через классы, поступила в институт в 13 лет, и там-то и поняла, что лучшей быть перестала. Те, кто её окружал, были так же успешны в институтских предметах, в чем-то даже лучше нее, у нее появились четверки за сессию, но при этом одногруппницы не хотели принимать её в компанию из-за возраста.

Психолог посоветовала девочке взять академический отпуск и пойти работать в условный макдональдс, учиться общению. Ну и там в итоге все наладилось, все счастливы и танцуют. А автор прошлась по амбициозным родителям, которые лишают ребенка детства, а потом вот это все. Мол, 95% отклонений от нормы в раннем возрасте (как в минус, так и в плюс) компенсируются в подростковом. Вундеркинды и отстающие выравниваются и становятся в целом как все плюс-минус три градуса.

Так вот я - ребенок неамбициозных родителей, которые не лишили меня детства несколько раз подряд (кроме самого первого раза, когда вопреки уговорам школы отдали меня в настоящий первый класс в шесть лет, за что грандиозное спасибо, я таки была самой младшей во всех классах, переходя из обычной школы в обычную школу в связи с переездами, а также в не самом пафосном вузе, потому что в пафосный опоздала подать документы из-за магическим образом не прозвеневшего будильника). Но потом учителя несколько раз предлагали родителям допустить меня до переводных экзаменов в более старший класс. Предлагали перевести меня в приличный физмат и так далее. Родители отказывали, руководствуясь тем, что:
- а как же её друзья-одноклассники, она же к ним уже привыкла, школьная дружба на всю жизнь?
- и не надо лишать ребенка детства.

Серьезно? Друзья-одноклассники? Это которые говорили шепотом матное слово, недавно выученное, раз в пять минут под партой, и потом ржали сами над собой? Которые как само собой разумеющееся ждали каждую проверочную, когда я за первые 10 минут урока решу им все 3 варианта, а потом приступлю к своим специальным, отдельно подготовленным учителем, заданиям (я это делала не из альтруизма, просто от скуки)? Которые радовались каждой случайно полученной мной четверке (их было немного, радости одноклассникам я доставляла мало)? И я их понимаю, если честно. Я пугала их, мешала, раздражала. Я не шла навстречу, не смеялась над глупыми шутками, честно говорила, что слышу глупость, когда слышала глупость, искренне не понимала, как можно не понимать чего-то простого, не сразу научилась распознавать эмоции (это я потом все научилась делать, специально этим озаботившись). Помимо пугающей легкости освоения (примитивных) школьных азов, я примерно до последнего класса была не очень-то социальна в силу тех же психофизиологических причин, которые и обеспечили мне умение сосредотачиваться на систематизации. Меня не за что было любить. И меня не любили. Но меня это не печалило, потому что они мне тоже в большинстве своем тогда не нравились. С ними было скучно. Поэтому я с радостью принимала каждое предложение учителей о переводе в старший класс или другую школу, и расстраивалась, когда родители уговаривали меня этого не делать...

Но самое интересное, что эти же ощущения я прочитала в рассказе Мурашовой, когда она пересказывала беседу с девочкой. Вот все эти "мне с ними было скучно", "не о чем разговаривать", "всегда было интересно со старшими" - разве ради этого стоило оставить девочку вместе с ними, вот с этими, с которыми скучно? Для чего? Чтобы от безысходности и невозможности приложить работающий на всех парах интеллект к чему-то съедобному она начала в 10 лет изучать принципы социального общения вместо структуры древнегерманских языков и математической лингвистики? А зачем? Опять же по себе судя, скажу, что во-первых, всегда найдутся люди, похожие на тебя, с которыми будет легко общаться, просто вероятность, что эти люди будут учиться с тобой в одном классе или быть с тобой одного возраста, крайне мала, а вот вероятность найти их, переходя в те социумы, где математическую лингвистику любят больше, чем сериал про сватов (извините, если он уже не идет, это единственное телевизионное слово, которое я смогла вспомнить), уже намного выше. И во-вторых, любой умный человек со временем обязательно научится мимикрировать под любое общество, необязательно делать это в 10 лет, в 25 тоже вполне нормально. Да, есть очень умные люди, которые не научаются никогда, но это либо потому, что их отклонения слишком велики (в этом случае они и оставленные в обычной школе не смогли бы научиться), либо потому, что им и так хорошо (я такого одного знаю и восхищаюсь со своих 19 лет, оставьте их в покое).

Да, в 14 лет обсуждаемая девочка перестала быть лучшей. Но минутку! Она перестала быть лучшей на фоне 19-летних студентов одного из лучших вузов. Ай, какая трагедия. Родители сэкономили дочери пять полноценных лет жизни, вот уроды. Именно сэкономили, потому что если бы она провела их в школе, вот с этими, с которыми ей было скучно, она бы их потеряла. Это не детство. Это как лежать на хранении на складе, сплошной серый туман и работа на холостых. Да, они допустили ошибку, не подготовив её заранее к тому, что её ресурс не бесконечен, и наступит момент, когда она дорастет до своего пика роста и дальше перестанет обгонять тех, кто рядом, будет просто развиваться с их скоростью. И все. Все остальное сделали правильно. Обеспечили ребенку возможность расти именно в тот момент, когда скорость её роста была максимальной.

Именно так я и собираюсь поступать со своими детьми. Только я постараюсь быть настолько вовлеченной, чтобы не пропустить момент снижения скорости. Чтобы не допустить того, с чего началась анализируемая история.

Кстати, в той истории родители все-таки не решились на макдональдс, пристроили дочку на какую-то приличную работу, где она быстро проросла вверх, а универ свой потом закончила заочно, и в итоге, когда однокурсницы получали дипломы в 22 года, она была уже востребованным специалистом, способным обеспечить себя и свою будущую семью. Только в 17.
Tags: про меня, психиатрия, экспериментальная прикладная психология, я придираюсь
Subscribe

Posts from This Journal “экспериментальная прикладная психология” Tag

  • Счастлив как в детстве

    Формулировка, которая часто встречается. Сама все время ловлю себя за руку, чтобы не написать. Не пишу, потому что это обесценивает текущий момент…

  • Внезапная социальная активность

    А я завтра пойду на встречу выпускников-специалистов. В этом июне 15 лет как я получила красный диплом по специальности "программное обеспечение…

  • Как запомнить большой объем информации?

    Я пишу это потому, что теперь тоже могу пафосно написать в начале поста что-то типа " в письмах меня спрашивают", как маститые топовые блогеры :) Но…

promo mama_gremlina january 13, 2019 20:01 37
Buy for 100 tokens
Весь Крым за 32 дня и около 10000 километров от дома до дома. Весь, за редким и незначительным исключением. Мы бы и весь объехали, но 32 дня не резиновые, а некоторые места такие прекрасные, что мы просто не могли заставить себя сорваться через одну ночь и ехать дальше... Я наконец созрела…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 65 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →